Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Основные виды изобразительного искусства.

Предмет искусства.

Что подразумевается под понятием предмет искусства?

Под предметом искусства понимается то, что воплощается в творческом процессе в образную структуру и содержание художественного произведения.

Предмет искусства есть результат взаимодействия объективного и субъективного в сознании, переживаниях самого художника.

Мы определяем художественное творчество как самовыражение внутреннего мира художника, который таким образом созидает мир вокруг себя.

Становление предмета искусства определяется мировоззрением, талантом и мастерством художника.

Виды искусства.

Виды искусства - исторически сложившиеся формы творческой деятельности. Что мы называем видами искусства? Это архитектура, скульптура, живопись, графика и т.д. Все они говорят о существе жизни, о высоких эстетических идеалах, но каждый из видов выражает это по-своему. Один вид искусства от другого отличается по своему содержанию, способам и средствам художественного выражения, по материалу, а также по воздействию.

Само понятие "вид искусства" - основной структурный элемент системы художественной культуры. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному. Между тем, само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира.

Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что они получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей. Каждый вид искусства обладает своими средствами и приемами.

Виды искусства можно разделить на простые и синтезированные. К простым относят архитектуру, литературу, музыку и т.д. К синтезированным --театр, кино, цирк и т.п.

Синтезированные виды искусств появляются на протяжении истории, вследствие возникающей потребности отображения мира сквозь призму новых материалов и средств. Однако важно сохранить суверенность и самобытность каждого из видов искусств и в тоже время важно их взаимоотношение и взаимообогащение.



В искусствоведческой литературе сложилась определенная наиболее общая классификация видов. Это деление их на три большие группы.

В первую входят так называемые пространственные или пластические виды искусства (архитектура, все жанры изобразительного искусства, художественная фотография). Превалирует пространственное построение в раскрытии художественных образов.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусства (литература, музыка). В них ключевое значение приобретает развертывающиеся во времени композиции.

Третью группу представляют пространственно-временные виды (театр, кино, телевидение, хореография, цирк и т.д.).

Современное общественное развитие требует включения различных видов искусств по-своему необходимых, и каждый из них имеет большое значение в социальной практике. Подтверждение вышесказанному и станет качественная характеристика каждого их них.

Изобразительное искусство рассчитано, прежде всего, на зрительное восприятие и воспроизводит окружающий мир на плоскости (живопись, графика) и в пространстве (архитектура и скульптура). Архитектура только тогда рассматривается как вид изобразительного искусства, когда приоритетным в архитектурном произведении является художественное начало, а не утилитарное назначение.

Основные виды изобразительного искусства.

Архитектура (от греч. "archtekton" - архитектор, главный хранитель, строитель) - это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей.

Архитектура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются красота и польза, технические и эстетические начала.

Архитектуру справедливо называют летописью мира. Ведь она "говорит, когда уже молчат предания и песни, и когда ничто не напоминает о безвозвратно ушедшем народе и его культуре. На страницах этой "каменной книги" запечатлены целые эпохи человеческой истории".

Вспомнить древнегреческую, древнеримскую, русскую архитектуру (церковь Вознесения в Коломенском, Собор Василия Блаженного).

Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основными изобразительными средствами и приемами в передаче тончайших нюансов действительности является система цветовых сочетаний (колорит).

О формах живописи.

Живопись традиционно разделяют на монументальную (роспись фасадов фрески), станко'вую (картины, иконы) и декоративную (для украшения)

Монументальная живопись - наиболее древняя по происхождению. Она возникла в органической связи с архитектурой общественных и культовых зданий. Она рассчитана на определенное место, предоставленное ей архитектурным комплексом. Для нее характерны техники мозаики и фрески.

Станковая живопись (исполнение на станке - мольберт) не зависит от художественного ансамбля, а имеет самостоятельное значение. Она получила широкое распространение, начиная с эпохи Возрождения. Живописное произведение исполняется в различных материалах и технике.

Эпоха расцвета монументальной живописи привела к развитию техники мозаики (изображение на стене при помощи цветных камешков и смальты) и фрески (роспись по сырой или сухой штукатурке). Станковая живопись была связана в древние времена с техникой энкаустики (живопись восковыми красками), в средние века - с темперой (яичные краски), в эпоху Возрождения и в наше время - с техникой масляной живописи на дереве или холсте, с 17-18 вв. - также акварелью и пастелью.

О жанрах живописи.

В процессе исторического развития изобразительного искусства сложились различные жанры. В основе этого деления лежит обращение к изображению различных сторон действительности, к определенному кругу тем и образов. Сложение системы жанров в искусстве в современном понимании относится к 15-16 вв. Некоторые жанры, порожденные определенными историческими условиями, исчезают, другие претерпевают изменения в процессе исторического развития искусства. Границы между жанрами неустойчивы. Полное выражение жанры получили в станковой живописи, скульптуре, и графике.

Жанры живописи (применительно к традиционному искусству):

- бытовой (изображение современной художнику действительности);

- исторический (события, факты, конкретные исторические лица);

- мифологический (история через мифы, легенды - В. Васнецов);

- пейзажный (изображение природы): маринисты - море, ведута - городской архитектурный пейзаж;

- натюрморт (изображение предметной среды - цветы, фрукты);

- интерьер (изображение внутреннего пространства);

- анималистический (изображение животных);

- батальный (изображение военных действий);

-портретный (изображение человека). Делиться по типу изображения - индивидуальный, парный, групповой; и по отношению художника к модели: парадный (репрезентативный), камерный (интимный), психологический (передача внутреннего состояния). Рембранд - создатель портрета-биографии.

Скульптура - вид изобразительного искусства, в котором действительность воспроизводится в объемно-пространственных формах.

Подобно архитектуре, скульптура - объемно-пространственный вид искусства. Скульптор воспроизводит реальный мир в материально ощутимых объемных формах, находящихся в окружении реального пространства. Главной темой скульптуры всегда был человек, через внешний облик которого раскрывается его внутренний духовный мир, высокие чувства, сильные характеры, сложные психологические состояния. Особенности круглой скульптуры (обработанной со всех сторон) проявляются в том, что образ человека может восприниматься с разных точек, раскрывающих модель в ее многогранных аспектах.

Выразительность скульптуры достигается с помощью архитектоники реально весомых форм, построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, линий, их цветовых и ритмических соотношений. Именно они выражают содержание образа.

Пользуясь языком природных материальных вещей, скульптор выбирает материал, соответственно замыслу: мрамор, гранит, базальт. В бронзе можно наиболее полно передать динамические состояния. Дерево привлекает теплотой, разнообразием фактуры.

Поскольку скульптура воздействует языком пластики, художник пользуется большей частью реальным цветом материала, хотя иногда применяет окраску.

Скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. Монументальная скульптура выражает глубокие идеи в лаконичных формах. Воздействуя на расстоянии, монументальные памятники героям, человеческой красоте и благородству украшают улицы, площади, архитектурные комплексы.

Станковая скульптура, рассчитана на восприятие с близкого расстояния и предназначена для интерьеров, часто решает сложные психологические задачи (например, в портрете), декоративная - используется для выявления основных членений архитектуры и в украшении быта (парковая скульптура, плафоны).

Существует также скульптура малых форм - игрушка, медали.

Кроме круглой скульптуры существует рельеф, который может быть высоким (горельеф), низким (барельеф) и врезанным. Он обладает трехмерностью скульптуры и одновременно стелется как рисунок, на плоскости. Рельеф дает возможность раскрыть темы, связанные с изображением множества людей, их действий, совершающихся в пейзаже или интерьере.

Графика - вид изобразительного искусства, где в качестве основного изобразительного средства используют контурную линию, точку, пятно.

Слово "графика" происходит от греческого "графо" (пишу). Определяющим в графике является рисунок, наиболее характерными изобразительными элементами служат линии, штрих, соотношение света и тени, контрастности и мягкости.

Особенность графики состоит в свободе нанесения линий и пятен обобщенных и простых изобразительных средствах, дающих четкое, быстро воспринимаемое изображение главного. Истоки графики восходят к рисункам первобытного человека, нанесенным на скалах, керамике, металле и т.д. Некоторые графические изображения первоначально заменяли письменность.

Графику можно разделить на станковую (самостоятельные композиции), книжную иллюстрацию, газетный или журнальный рисунок, а также прикладную (этикетки, почтовые марки). Монументальны формы графики - это плакат (обращен к массам).

Графика включает в себя также одноцветный или многоцветный эстамп (гравюры на дереве, металле, камне), часто к графике относят и акварель.

Декоративно-прикладное искусство - один из древнейших видов творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. Используют разные материалы: глина, дерево, камень, металл, стекло, ткани и т.д. Разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, роспись. Механическое воспроизведение дает возможность широкого тиражирования.

Процесс становления декоративно-прикладного искусства прошел ряд этапов. Начало было положено в глубокой древности при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. Общественное разделение труда на стадии мануфактуры привело к появлению специалистов, в чьи функции входила эстетизация продукции. С появлением дизайна возникает художественная промышленность. Т.к. произведения декоративно-прикладного искусства предназначены, прежде всего, для практического использования, большое значение придается материалу, технологии, колориту, символике, орнаменту (своеобразный признак определенного национального своеобразия).

Важной частью декоративно-прикладного искусства являются художественные промыслы и ремесла.

Дизайн - это художественное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Дизайн возник на рубеже XIX-XX веков как результат массовизации производства и достижений НТР. Любые конструкции - носители красоты и гармонии.

Начиная с 1960-х гг. произошло жанровое структурирование: дизайн окружающей среды, дизайн промышленных изделий, графический дизайн и т.д.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.