Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность эпохи Возрождения. Гуманисты и их система ценностей






Возрождение (Ренессанс) возникло в Италии в конце 13 века.

 

Периодизация:
1.Проторенностьрвая половина 14 века) архитектура: построен собор Санта-Марии день Фьоре во Флоренции (Арнольфо ди Камбио), а купол для собора построил Филиппо Брунеллески (до этого были на соборах были шпили); скульптура (Арнольфо ди Камбио+Андреа и Джованни Пизано); иконопись (Джотто Флорентинец-в иконописи ушел от византийского образца, где все изображенные смотрят на зрителя. Теперь все смотрят на Богоматерь и Иисуса). Культура постепенно становилась светской, постепенно в культуру проникал элемент объемности, реалистичности, но вместе с тем по прежнему превалирующими были средневековые ценности; появление готического стиля; человеческие переживания постепенно выходят в центр (произведение Данте «Божественная комедия»-яркий тому пример)


2. Ранний Ренессанс (середина 14-конец 15 века.точная дата окончания периода-1494-взятие Флоренции, столицы Возрождения) Постепенное использование античных идеалов; отход от средневековья; появление мануфактур, буржуа и пролетариата ознаменовало начало раннебуржуазных отношений.




3. Высокое Возрождение (конец 15-первые три десятилетия 16 века). Расцвет живописи, скульптуры, архитектуры и др. Основные представители: Леонардо да Винчи (изобретатель, музыкант, скульптор, инженер, художник. Самое известное творение Л.-«Мона Лиза»-идеал женской красоты); Рафаэль Санти (живописец, график, архитектор. Самые известные творения-фреска «Афинская школа» и «Сикстинская Мадонна»); Микеланджело (скульптор, живописец, поэт, мыслитель. Самые известные творения-«Мадонна с младенцем», «Страшный суд», «Мадонна» и мн.др.) В философии появился неоплатонизм, была создана Неоплатоническая академия, основа гуманистической мысли.


4. Позднее Возрождения (середина 16-до конца 16 века). Так как только Венеция к этому времени оставалась самостоятельным княжеством, именно ее культурные достижения рассматриваются в данном периоде. Живопись-возникновение образа толпы (Паоло Кальяри или, как его прозвали, Веронезе; Якопо Робусти или Тинторетто). Скульптура-Джамболонья, Б.Челлини и др.



Гуманисты избрали предметом поклонения -земную любовь(«Вот пришел Бог сильнее меня, чтобы повелЕвать мною»- сказал Данте, увидев Беатриче). Языком этой культуры перестала быть латынь. Уже с Петрарки, страстного любителя Античности, началось изучение наследия Рима,а через него-Греции, в котором видное место занимало мировоззрение, свободное от отрешенности и аскетизма. Гуманистам были близки Платон, Аристотель, Софокл, Эврипид, Вергилий, Овидий, уделявшие внимание живому человеку во всем его многообразии. Наличие городов, не позволившее создать централизованное государство, привело к тому, что в каждом городе была своя культура, в общем же итальянская культура очень разнообразна. Меняется облик городов. В них, прежде всего во Флоренции, появляются нарядные здания с широкими окнами, колоннадами, высокими башнями,а на театральных подмостках идут пьесы Лоренца Великолепного. Делаются попытки обучать по-новому подрастающее поколение, обучать так, чтобы знания не были для школяров грузом ученого склада,не связанного с жизнью. Витторино де Фельтре основал Школу радости, не похожую на занятия зубрежкой..

Идеалы раннего гуманизма были тесно связаны с развивающимся предпринимательством, накоплений состояний,зарождением буржуазии, открытию новых горизонтов. Вершиной культуры в Италии можно считать конец 15-начало 16 века, в это время жили Леонардо да Винчи и Микеланджило.

С конца 15 культура начинает развиваться и в других европейских странах-Германии, Франции, Нидерландах.. повсюду создаются университеты, сосредоточие знаний, а изобретение книгопечатания сделало главой этих знаний-книгу. В каждой стране идеи гуманизма попадали на почву активной общественной борьбы, прежде всего против господства Католической церкви. Многие гуманисты выступали против феодальных порядков и их носителей-старой наследсвенной знати, дворянства, чиновников. Немецкий поэт Сеьастьян Брант посадил в своей книге стихотворных сатир все своременное ему и порочное феодальное общество на «Корабль дураков «(1494).



Всюду Возрождение способствовало развитию национальной культуры и национальных языков.

« Я древних изучив, открыл свою дорогу,

порядок фразам дал, разнообразие слогу

я строй нашел и волей муз,

как римлянин и грек, великим стал француз»

Принципы нового гуманистического воспитания , мечту о гармоничном человеке выразил во Франции медик и писатель Франсуа Рабле в знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Многие гуманисты отвергали догматы католической церкви, выступали за ограничение ее влияния. Однако, когда началась реформация -многие гуманисты не поддержали ее, потому что выступали за свободу мировоззрения. Некоторые вообще отрицали сотворение мира Богом.( Джордано Бруно)

На закате средневековья буржуазные порядки привели к культу денег, погоне за прибылью ценой эксплуатации колоний. Это шло вразрез с гуманистическими представлениями об уважении к каждому человеку. Это породило среди лучших умов того времени настроени разочарования

«Зову я смерть. Мне видеть невтерепеж достоинство, что просит подаянье»- Шекспир.

Можно сказать, то все возрождение гуманисты , как Галет или Дон Кихот, стремились усовершенствовать, поправить мир, мечтали о справедливости для всех,но не знали, как этого добиться

на закате возрождения гуманисты не уступили своим взглядам. Француз Мишель Монтань, переживший на родине долгие кровопролитные войны между католиками и протестантами, сделавший в своих «Опытах» много грустных выводов, тем неменее утверждал в них

« Блаженство и счастье,которыми светится добродетель, заливают яркими красками все имеющее к ней отношение... и одно из главнейших благодеяний ее-презрение к смерти. Оно придает нашей жизни спокойствие и безмятежность,оно позволяет вкушать ее чистые и мирные радости»


Основные черты всей эпохи Возрождения:

1. Варьетта (многообразие:городов, точек зрения), создавшая индивидуальность. Человек отрывается от пуповины средневекового общества и обретает инаковость. Это заложило основы капитализма.

2. Диалог (причем цель диалога-не втоптать противника в грязь, а выслушать его точку зрения и выразить свою. Каждое мнение ценно.

3. Грация как высший эталон красоты («Мона Лиза»)

4. Сфумато (смягчение очертаний фигур и предметов)

5.Высшее счастье, гуманистическая ценность-земная любовь. (Только прежде чем любить, надо всех вокруг одарить любовью и найти среди них того, кто будет любить тебя)

 

Билет 44

Титаны Возрождения и достижения художественной культуры эпохи Ренес­санса

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков. Отличительная черта — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Периодизация:

1) Проторенессанс

Подготовка Возрождения. До начала 15 века.

2) Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.

3) Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — с 1500 по 1580 год.

4) Позднее Возрождение

30-90е гг. XVI века. Венецианское Возрождение.

5) Северное Возрождение

Ренессанс в Нидерландах, Германии и Франции, отличный от Италии. За пределы Италии новая художественная школа начала распространяться в XV веке. В отличие от Италии, долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Люди эпохи

а)Раннее Возрождение

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515).

Большое распространение получила скульптура. Новые высоты в изображении пластики человеческого тела: Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1455).

 

Ботичелли - Весна (1477-78), Рождение Венеры (1484)

Донателло (скульптуры) - Св. Марк, Св. Иоанн Креститель

б)Высокое Возрождение

Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

Да Винчи - Джоконда (1503-1505)

Санти - Сикстинская Мадонна (1513)

Микеланджело - Пьета (1488-89), Свод Сикстинской Капеллы (1508-1512)

Тициан - Женщина перед зеркалом, Несение креста (1565)

в)Северное Возрождение.

В отличие от итальянских территорий на севере в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека.

В Нидерландах первым художником, проповедовавшим подходы Возрождения в искусстве, стал Ян ван Эйк (1385—1441).

Нидерланды - неизвестная, теневая сторона сознания человека. Творчество Питера Брейгеля Старшего, (1525—1569) и Иеронима Босха (1450—1516).

В Германии искусство возрождения развивалось под влиянием реформации, поэтому искусство этой страны было проникнуто духом религиозности.

Творчество Альбрехта Дюрера, (1471—1528), Лукаса Кранаха (1472—1553), Альбрехта Альтдорфера (1480—1538), Маттиаса Грюневальда (1470—1528).

Дюрер - диптих Четыре Апостола, гравюра Меланхолия (1514)

Ван Эйк - Гентский Алтарь, Мадонна канцлера Ролена (1436)

Босх - триптих Сад земных наслаждений (1500-1510)

Основоположник лит-ры Ренессанса – Джованни Боккаччо - «Декамерон». Далее - Сервантес «Дон Кихот», Франсуа Рабле - «Гаргантюа и Пантагрюэль». Политическая мысль – Никколо Макиавелли - «Государь», а также впоследствии - Эразм Роттердамский - «Похвала глупости», Томас Мор «Утопия».

Билет 45

Открытие мира и человека. Великие географические открытия и их послед­ствия

Темпы развития Европейских стран еще более возрастают на последнем этапе существования средневекового общества в 15- 17 веке. Возникают и и развиваются капиталистические отношения. Во многом это связано с великими географическими открытиями. Непосредственной их причиной были поиски европейцами морских путей в Китай и Индию, которые были затруденны из-за арабских,монголо-татарских и турецких завоеваний. Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам европейцев в навигации и кораблестроении. Европейцы научились строить каравеллы и плыть против ветра. Общество уже приняло идею о шарообразности земли и и, отправляясь на Запад, мореплаватели искали путь в восточные страны.

Одна из первых попыток была организована португальскими мореплавателями, которые пытались добраться до Индии, огибая восточные страны. В 1487 был открыт мыс доброй надежды.

В поисках морского пути в индию итальянец Кристофор Колумб снарядил четыре экспедиции на деньги испанского двора( Фердинанд и Изабелла). В 1492 он открыл новую часть света, названную Америкой по имени Америго Веспуччи, участвовавшего в экспедиции в Южную АМЕРИКУ В 1499- 1504, который первый предположил, что это новая часть света. Морской путь в индию впервыее проложила экспедиция Васко да Гамы в 1498.

Первое кругосветное путешествие было совершено фернаном магелланом в 1519-1521. из 256 участвовавших в экспедиции в живых осталось только 18..

Во второй половине 16-18 века на путь колонизации вступили англичане, голландцы и французы. К середине 17 века европейцы открыли Австралию и Новую Зеландию.

В результате великих географических открытий начинают складываться колониальные империи,и из вновь открытых земель в Европу- старый свет стекаются сокровища, золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен, прежде всего на сельского-хозяйственную продукцию. Это способствовало росту богатства у купцов, предпринимателей и послужило одним из источников накопления капитала. Еще одним важным следствием-перемещение торговых путей( монополия венецианских купцов на караванную торговлю с востоком была нарушена,португальцы стали продавать индийские товары в несколько раз дешевле чем венецианские купцы. Усиливаются страны,занимающиеся посреднической торговлей.

Рост торговли способствовал появлению бирж, главная цел которых использование колебаний цен во времени.

 

Билет 46

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.