|
Картина мира античного гражданина. Его система ценностей и религиозные представления.
В наборе ценностных ориентиров каждого человека центральное место занимает представление о счастье. Именно в этом наиболее ярко проявилось отличие античной гуманистической системы ценностей от древневосточной.
Диалог о счастье между представителями разных культур состоялся во дворце царя Лидии Креза.
Этот богатейший человек своего времени беседовал с Солоном — одним из мудрецов Древней Греции. Сначала в честь мудреца был устроен роскошный пир с изысканными яствами, а затем показаны не смет ные сокровища, хранившиеся в кладовых. После этого Крез спросил Солона, знает ли он самого счастливого на земле человека, надеясь услышать свое имя. Но Солон назвал самым счастливым афинянина Телла, потому что тот, будучи сам достаточно зажиточным, жил в эпоху расцвета своего государства, имел сыновей и увидел внуков. А когда город был осажден, он первым встал на защиту своих сограждан и обратил врага в бегство, а сам геройски пал на поел боя. За это соотечественники похоронили Телла с почестями и воздвигли ему статую.
Тогда Крез спросил, а кто после Телла самый счастливый человек, счи тая, что на этот раз услышит свое имя. Но Солон назвал двух аргосских юно шей: Клеобиса и Битона. Они были свободны и зажиточны. Однажды их мать, жрица, в праздничный день должна была отправиться в повозке к храму для совершения религиозного обряда, но волы не были поданы вовремя, что созда ло угрозу совершения святотатства для матери и для всего города. Тогда братья впряглись в повозку и успели привезти мать к началу религиозной церемонии, но сами умерли на ступенях храма.
На вопрос же Креза, почему Солон считает счастливыми простых греков, а не его, знатного и богатого человека, мудрец ответил, что счастлив не тот, кто богат, а тот, кто прожил и закончил свою жизнь благополучно.
В этом от вете кроется все отличие античной гуманистической системы ценностей от древ невосточной, варварской. Свободный гражданин обретает счастье только в служении родному коллективу, получая в ответ уважение, почести и славу, ко торые не может дать никакое богатство.
1.Эта система ценностей возникла в результате взаимодействия ряда факторов. Здесь и влияние предшествующей тысячелетней крито-микенской цивили за ции, и переход в начале I тыс. до н.э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека. Уникальным было и государственное устройство — полисы (гражданские общины), которых в греческом мире на счи тывалось несколько сотен. Огромную роль сыграла и двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частную собственность, дававшую человеку инициативу, и государственную, обеспечивавшую ему социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основа гармонии меж ду личностью и обществом.
В античных полисах государство совпадало с гражданским коллективом, так как все граждане входили в высший законодательный орган — народное собрание — и между государством и гражданами не было паразитирующей бю ро кратической прослойки. Внутри гражданского коллектива существовала ди на мичная социальная структура. Гражданин выступал в трех лицах: земле владе лец (собственник и труженик), носитель высшей законодательной власти и воин народного ополчения, у которого была потребность защищать свою соб ст венность и принятые им самими законы.
Особую роль играло и преобладание политики над экономикой. Почти весь полученный доход тратился гражданским коллективом на проведение до су га и развитие культуры, шел в непроизводственную сферу.
Благодаря взаимодействию всех этих факторов в античной Греции в эпо ху классики (V — IV вв. до н.э.) сложилась уникальная ситуация. Единст вен ный раз за всю историю развития общества, возникла временная гармония вза имо отношения человека с тремя основными сферами его существования: с окружавшей природой, с гражданским коллективом и с культурной средой.
2. Особенность светского характера греческой культуры во многом определяется своеобразием религии. В античности отсутствовала замкнутая каста жрецов. На жреческие должности мог быть избран любой гражданин, не имевший физических недостатков.
Сама религия и связанная с ней мифология были наполнены гуманисти че с ким звучанием. Это в определенной мере обусловливалось удивительной бли зостью богов к людям в мифах. Боги, правившие миром, не обладали веч ной и беспредельной властью. Человек мог полемизировать с богами и даже, как Одиссей, выйти в этом споре победителем. Представления о богах и мире, изложенные в древнегреческих мифах, дошли до нас в высокохудожественной литературной обработке, ориентированной на закрепление морально-этических ценностей. Так, в мифе о Кроносе, путем обмана свергшем с трона своего от ца, действия героя осуждаются, даже несмотря на то, что двигало им желание освободить от мучений свою мать. Поведение его оценивалось как безнравст вен ное, поскольку им были попраны законы и нормы поведения.
Мифология выступала священной историей, объясняющей возникно ве ние и развитие космоса, человека и его место в мире.
3.В античном обществе, где господствовало мифологическое сознание, всегда предполагалось движение времени по кругу, циклически, что означало возвращение к истокам, встречу с прошлым как с эталоном. Это приводило к ориентации духовной жизни на традиции, нормы и обычаи предков, восприя тие прошлого как образца, которому необходимо подражать.
В Греции сложился лунный календарь, что повлияло на формирование пред ставления о загробном мире только как о царстве теней, откуда нет воз врата и где души умерших скитаются неприкаянными. Все греки, в том числе и герои "Илиады" и "Одиссеи", страшились смерти, уносящей человека в мрач ный Аид. Наиболее наглядно это видно в легенде об Адмете, обреченном на раннюю смерть.
Ни престарелый отец, ни верные друзья, ни кто-либо еще из жителей Фер не согласились вместо царя сойти в преисподнюю раньше своего срока. Только верная жена Алкестида совершает подвиг во имя любви, взяв на себя страшный жребий мужа.
Однако извечный пессимизм, обусловленный возникшей на основе лунного календаря картиной мира, в античном обществе оказался преодоленным. Древние греки по-новому решили проблему бессмертия, связав его со славой. Еще со времен Гомера для античного человека было характерно стремление к славе через военные подвиги, гражданскую доблесть, служение своей родине. Ее ищут и добиваются эпические герои, как Ахилл и Гектор, великие истори чес кие деятели, как Фемистокл, Перикл, спартанский царь Леонид и другие. Мудрый Солон желал получить от богов счастье, а среди людей иметь добрую славу.
Это породило представление о том, что счастлив тот человек, который погиб во цвете лет на поле боя, совершив подвиг. Такой герой обретал бес смер тие, оставаясь в памяти людей на вечные времена. В честь героев со ору жа лись статуи, надгробные памятники, складывались легенды. Потому-то, не смот ря на страх перед Аидом, смело шли на смертный бой и Ахилл, и Гектор, и царь Леонид, и многие другие герои битв при Марафоне, Фермопилах, Са ла мине и т.д. Так в античном обществе утвердилось представление, что мысли мое для человека счастье достигается именно при жизни в результате собствен ных усилий.
Билет 20
Агональный характер и оро-акустическая направленность античной культуры
Агон появился в гомеровской Греции, где сложилась уникальная ситуация-аристократы ничем не отличались от общинников, и им нужно было как-то показать свое происхождение. Время-это то, что принадлежит человеку и что он может использовать либо в пользу, либо против себя. Аристократы выбрали демонстративное потребление времени, не приносящее выгоды. Если аристократы работают, то они себя опускают. Главные занития подлинных аристократов- спортивные, военные упражнениями и соревнованиями, на что тратилось целое состояние. Приз победившему в соревнованиях- оливковая ветвь, не имевшая материальной ценности и подчеркивавшая, что победитель-лучший из лучших. Она-знак принадлежности к аристократии. Греки впервые делают упор на духовном.Агон-готовность к состязанию, стремление первенствовать среди равных. Агональные состязания указывали на то, что в честном состязании побеждает лучший, приобретающий славу и почет. В любой цивилизации элита- главный ориентир, на который равняется общество. именно поэтому греки и ориентировались на духовные ценности. Таким образом, закладывается самое главное-элита живет ради славы, ради того, что бессмертно. Прославившиеся получают то, что не может погибнуть-светлую память. Человек бессмертен, пока его помнят. Благодаря этой системе ценностей, греки с лунным песссимистичным календарем дают возможность взглянуть на жизнь оптимистично. Каждому прославившемуся ставят памятник. Достижения греков: 1.гуманистическая система ценностей 2. новое решение проблемы бессмертия Вывод: появилось новое видение мира. Главное проявление агона-Олимпийские игры (8 век до н.э., Олимпия), в которых мог принять участие любой гражданин. Проводились раз в 4 года, и во время игр прекращались все войны. Олимпийские игры- центральная составляющая греческого мировоззрения. Победитель (олимпионик) получал бессмертную славу, его считали избранником богов и награждали сначала оливковой ветвью, потом оливковым венком, ставили памятник, сажали в первые ряды в театре. Далее Агон проник во все сферы общественной жизни:
1. в политическую (на Народном собрании каждый пытался доказать, что его законопроект-лучший среди равных)
2. военная (все воины равны и одинаково вооружены, каждый пытался доказать, что он самый сильный и самый смелый).
3. экономическая (нет рынка, общинники на основе негласного соревнования пытались разбогатеть быстрее, чем их соседи).
4. духовная (театр: актеров и драматургов выбирали на основе творческого состязания, и самым достойным ставили памятник+статую ставили хорэку-гражданину, устроившему на свои деньги лучшие театральные представления) Сложилось новое понимание, кто есть человек в мире. Отличия культуры эпохи классики:
1. Героическая норма-норма повседневной жизни. Жить-быть готовым к подвигу. 2. Гармония по всем основным направлениям 3. Благодаря тому, что есть высокая гражданская норма и благодаря гармонии, все произведения, созданные в этих условиях, несут высокую эстетическую и этическую норму; нет ничего уродливого. Это легло в основу понимания красоты.
Ороакустическая направленность древнегреческой культуры.
Несмотря на то, что античное общество, достигшее гармонии, было высокограмотным, письменные тексты никогда не брали верх над звучащим словом. Причина-полис, где жители собирались и все вместе решали вопросы, вследствие чего торжествовало восприятие информации на слух. Человек получал информацию через звуковое восприятие и сам больше выражался устно.
БИЛЕТ 21
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|