Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние природы на цивилизацию древнего Египта: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.





Билет 1

История как наука, этапы её развития, место в системе гуманитарного знания.

 

Наука – человеческая деятельность направленная на сбор и систематизацию знаний.+ наличие субъекта и объекта

История – это наука т.к она обладает признаками науки, следовательно, является наукой. исторической науке существует объект, предмет и факт.

1) есть объект (общество+человек. То, что было, проявления общественной жизни во времени и пространстве).

2) есть предмет познания - направленное изучение, постановка вопросов “что?, когда?, где?, почему?”;

3) источник - факт, свидетельство о прошлом.

 

Вида исторических фактов (методы исследования):

а) факт исторической действительности (объективен),

б) факт исторического источника (субъективен)

в) научно-исторический факт (субъективен).

 

Для преодоления субъективизма нужно применить историзм мысли.

Историзм мысли начинается тогда, когда мы смотрим на события глазами тех, кто жил в то время. Мы переживаем прошлое, чтобы видеть, что есть в настоящем и как избежать ошибки прошлого. Историзм мысли порождает историзм действий. Историзм действий – когда мы можем точно сказать, что данная мера исторически вызрела и абсолютно адекватна в данном обществе.



 

Этапы развития исторической науки:

История начинается с постановки вопроса «почему?»

 

1) Геродот (5 в.до н.э.) – поставил вопрос о Греко-персидских войнах («отец истории»);

2) Фукидид ( к 5 веку до н.э.) – Пелопонесская война

- метод исторического исследования источников

- сравнительный исторический метод изучения источников;

3) Полибий (200-120 гг.до н.э.) – всемирная история в 40 книгах;

4) Вольтер: «Я повсюду вижу историю королей, я хочу написать историю людей». Он первым поставил человека в центр истории = > история окончательно появилась как наука.

 

Выводы:

1) Как литература и искусство, история развивает гуманизм мысли.

2) Переживание = > видим закономерности, чтобы через прошлое видеть настоящее, появляется историзм мысли.

3) Воспитывает патриота и гражданина.

4) Моральные черты (помогает выработать).

 

Билет 2

Сущность цивилизационного подхода к истории. Структура цивилизации и периодизация исторического процесса.



1. Цивилизационный подход Тойнби:

Тойнби выделил три поколения цивилизаций: примитивные общества, локальные цивилизации и вторичные цивилизации (производные от локальных)

В теории Тойнби большую роль играет божественный вызов, Ответ на этот вызов дает творческое меньшинство, а пассивное большинство им подражает. Все на основе религии. Вызов проявляется в период надлома, если меньшинство не находит ответа на него, происходит разложение и гибель.

Стадии развития цивилизации по Тойнби:

а) зарождение; б) рост; в) надлом; г) упадок; д) разложение

Недостатки теории Тойнби:

1) нет критериев – нет структуры цивилизации;

2) Тойнби изучает только элиту, общество мы не видим, индивида тоже нет;

3) Нет механизмов движения, только религия;

4) Нет стадии “расцвета” цивилизации.

 

2. Формационный подход Маркса:

Маркс делит этапы развития обществ на шесть общественно-экономических формаций, классифицированных по способу производства.

а) первобытно-общинный сп. производства

б) древневосточный способ производства

в) античный способ производства

г) феодальный способ производства

д) капиталистический способ производства

е) коммунистический способ производства

 

Недостатки теории Маркса:

1) нет культуры;

2) нет социальной структуры (семьи);

3) нет многоукладности.

 

3. Цивилизационный подход по Баргу:

Культура- это форма исторической жизни с ее результатами. Культура полностью связана социальной структурой общества. Социальная структура общества: семья, община (соседская), государство, классы и сословия и другие малые группы. Все это вместе формирует культуру.



 

Барг: вызов – от природы, цивилизация - конкретное явление, в основе – индивидуальность, культура – форма исторической жизни (культура была как творческая, как и повседневня).

В теории Барга человек присутствует и в культуре и в соц. Структуре. Мы видим человека как в прошлом так и в настоящем.

 

 

Доисторические времена:

1) палеолит нижний – 2 млн. лет назад.

Палеолит верхний – 40-35 тыс. лет назад

2) мезолит – 12 - 10 тыс.лет назад

3) неолит (до конца 4 тыс.до н э.)

Древняя история - проверить датировки

1) 3 тыс. - 1 тыс до н.э.

2) Античность (VIII век до н.э. - V век н.э.)

Средние века (V-XVI века)

Новое время (XVII-XIX века)

Новейшее время (XX-XXI век)

Билет 3

Причины и основные этапы антропогенеза и социогенеза в первобытном обществе

Этапы человечской эволюции:

1) австралопитек (5,5 млн.лет назад)

2) олдувайский человек - homo habilis (2,5 млн л.н.)

3) питекантроп (1 млн л.н.)

4) синантроп - азиатские страны (500 тыс.л.н.)

5) неандерталец (200 тыс.л.н.)

6) Homo sapiens sapiens (40-35 тыс. л.н.)

 

Антропогенез характеризовался двумя скачками:

1) между обезьянами и человеком;

2) между первобытным и современным человеком.

 

Формирование человека как существа социального называется социогенезом. Обосновывается это прежде всего необходимостью социального взаимодействия при осуществлении коллективных действий.

Этапы социогенеза: 1) праобщина (нижний палеолит); 2) родовая община (мезолит); 3) поздняя родовая община; 4) появление семьи (неолит ~4 тыс лет до н.э.) и формирование соседской общины.

 

Антропогенез, его проявления в физиологии.

1) самое главное – сформировался мозг (ели мясо, там есть фосфор)

2) сформировались современные расы: монголоиды, европеоиды и негроиды (40 тысяч лет назад)

Теория Дарвина – естественный отбор, где основную роль играет половой отбор. Гоминидная триада - рука, прямохождение, головной мозг.

 

Билет 4

Хозяйственная деятельность и брачные отношения в роде
Хозяйственная деятельность в роде – система трудовой коллективной формы деятельности
Основные занятия рода: охота, детопроизводство, ухаживание за родом, земледелие и доместикация.


Можно охарактеризовать 3 этапа развития хозяйственной деятельности в роде;

На стадии дикости:

Охота

Рыболовство

Собирательство

Детопроизводство

На стадии родовой общины

+земледелие

+скотоводство

На стадии цивилизации

+образование полисов/городов

+образование классов общества

+образование письменности


Брачные отношения в роде
1. Эндогамия: половые связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытнообщинного строя. Эндогамной группой обычно было племя.

Промискуитет – первая форма морали; производственное табу на половые связи внутри рода( изначально только на период охоты и подготовки к ней) на период табу осуществлялись половые связи между праобщинами.
2.Экзогамия: запрет брачных отношений (производственный табу) между членами родственного коллектива, существовавший в эпоху первобытнообщинного строя. Основная причина - необходимость установления социального мира в коллективе, так как происходили конфликты по поводу половых отношений. Теперь брачные отношения осуществлялись между родами.

Брак – групповой, дислокальный, дисэкономический

 

 

Билет 5

Структура Культуры и время её возникновения в первобытном обществе:

В ходе развития, человек сформировался как культурно-общественный тип. На протяжении многих тысячелетий, он сформировал все аспекты необходимые для возникновения культуры
Культура: картина мира человека. Основа рационального и иррационального познания
Структура культуры:
а) Материальная

1) Памятники материальной производственности

2) Воспроизводство человеческого рода

б) Духовная

1) Наука

2) Религия

3) Мораль и нравственность

4) Художественная культура


Зачем нужна культура

● Даёт картину мира

● Культурно-истор. тип даёт ответы на взаимоотношение человека с природой, человек и социальный мир, человек и духовный мир

● Даёт человеку найти правильный ответ, что следует к развитию


Культура возникла, когда человек впервые взял в руки камень, когда понял как добывать еду (2 млн лет назад) – материальная культура. Тогда же возникла и рациональное знание.

● Религия(иррациональное знание) возникла, когда человек начал впервые задумываться о сверхъестественном, о бессмертии (пример: гробы у неандертальца 200000 лет д.н.э и наличие окра, венков и цветов), также к иррациональному познанию относяться интуиция и эмоции( они зародились вместе с человеком 2 млн. лет назад)

● Мораль – первая форма при промискуитете примерно 1.8 млн лет назад

● Художественная культура – 35-20 тыс. лет назад. Наскальная живопись. В то время живопись была частью, способом познания мира( «форма» культ. – реализм). В эпоху мезолита появляется искусство ритма. Нахождение ответов на философские вопросы ( к примеру: кто такой человек?). все это выражается в композиции ритма. («форма» культ. – символизм)

 

Билет 6

Неолит: от родовой общины к соседской. Своеобразие архаического человека:

 

В эпохе неолита сформировался архаический культурно-исторический тип.

Основные черты этого типа:

● торжество группового самосознания, отсутствие индивидуализма. Чел растворен в общине и мыслил интересами коллектива, в кот. он существовал. Вне коллектива чел не может жить

 

2. мифологическое мышление. Миф – священная история, построенная на иррациональном уровне. Давала человеку представление об окружающем мире. Миф давал внятный ответ: откуда возник мир, человек, место человека в мире и т.д. Миф основан на циклическом восприятии времени: можно вернуться в прошлое и все исправить. Прошлое предков представлялось древним идеальным миром, счастливым существованием. Но т.к. это невозможно было сделать физически, прошлое пытались воссоздать. И именно во время воспроизводства мифа в ритуале или обряде, человек как бы возвращался в это счастливое прошлое. Историческое время: счастливое ждет нас в будущем. Мифологическое время: счастливое время в прошлом.

3. различие в знаниях

Древний человек имел развитое логическое мышление, но это была предметная логика. Люди выстраивали четкие предметные связи. люди знали структуру каждого используемого предмета до мельчайших деталей, поэтому первобытные люди имели очень обширные и глубокие знания об окружающем мире. Пример: все растущие растения в его месте обитания, родственников до 10-15 колена, 3-4 языка соседних племен и т.д.

4) не было различия между объективным и субъективным

 

 

Билет 7

Влияние природы на цивилизацию древнего Египта: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.

 

Периодизация истории Египта и цивилизационные характеристики этапов.

1. Додинастический период (5-4 тыс до н.э)

Египтяне поселилсь на берегах Нила. Из номов появились 2 политические объединения Нижний и Верхний Египет.

2. Раннее царство (3тыс -2800г до нэ)

Правили I II династии

Царь Мина объединил Верхний и Нижний Египет в единой государство. Произошло уничтожение общины и становление органов власти

3. Древнее царство (28-23 вв до нэ)

Правили III VI династии

Социальная система представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял фараон (считался сыном бога Ра), который обладал абсолютной властью

Хозяйство в тот период основывалось на земледелии => объединение в единой государство позволило усовершенствовать оросительную систему.

Воздвигли пирамиды

4. Среднее царство (21-18 века)

Правили XI XII династии

Время относительно слабой централизации государства (кризис политики), но расцвет экономики в номах => в результате недовольства власть на некоторое время перешла в руки народа => этим воспользовались гиксоны и захватили власть в государстве. Начался 2 переходный период. Яхмос I изгоняет гиксонов.

5. Новое царство (16 -11 века)

Правили XIII XX династии

Египет достиг своего высшего расцвета.

Тутмос 1: начал масштабные завоевательные походы на север, в Переднюю Азию (разорил Сирию, Палестину). Строились гигантские пирамиды. Фараноны 18 династии превратили Египет в ведущее государство мира.

Тутмос 3: крупнейший правитель, который создал империю от Северной Сирии до Нумибии.

Эхнатон: провел религиозную реформу. Создал предпосылки для поклонения солнечному диску Атону (позже был объявлен еретиком)

Рамсес 3.

6. Поздний период (11-4 века) правили 21-33 династии. Поход Александра Македонского и завоевание Египта.

 

Египет располагался в долине реки Нил (почвы очень плодородные, но трудноосваимые) => человек потратил 1000 лет на то, чтобы приспособиться к жизни там. Египтяне пришли туда на рубеже 5-4 тыс. до н.э. Египтяне жили в соответствии с ритмами природы:

1. заход и восход солнца (ясная погода кроме 6-7 дней в году) => приказ природы, которому они подчинялись

2. разлив Нила (на 3 месяца), которые определялся по звезде Сириус => приказ природы, которому подчинялись

Следовательно, для того, чтобы взять под контроль вызовы природы, человек создал иррегационную систему.

Следовательно, египтянину не нужно было 1. Боронить землю 2. Удобрять ее

Следовательно, сформировался особый тип личности, которые живет по команде, в гармонии с природой, подчиняясь ритмам природы (цикличность восприятия времени) =>было создано Египетское государство(из 40 номов), которое практически полностью поглотило общину. Цель: управление иррегационной системой.

Правитель такого государства обожествлялся, так как он фактически управлял силами природы, предотвращая наводнения и обеспечивая максимальную продуктивность сельских хозяйств по всей долине Нила. Регулярность разливов также повлияла на египетский менталитет и их культуру. Земледелие было сравнительно необременительным делом, ведь вода, уходя, оставляла почву очень влажной и мягкой (фактически, устраняя необходимость в прополке), что обеспечивало египетским крестьянам гарантированный всход из злаков, делало их безынициативными, приучало подчиняться и поклоняться силам природы, которые давали им все, что было нужно (это, кстати, еще один фактор обожествления фараонов). Совокупность всех этих факторов привело к тому, что Египет был цивилизацией исключительно сельской.

 

Билет 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.