Государственное и международное регулирование движения капитала
Вопросы к зачёту(экзамену) по МЭиМЭО
1. Сущность и структура мирового хозяйства. Субъекты мирохозяйственных связей.
2. Сущность международного разделения труда (МРТ) и факторы, способствующие его углублению. Современные формы МРТ, международная специализация и кооперация.
3. Природные ресурсы мирового хозяйства. Население и трудовые ресурсы мира.
4. Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик. Уровень участия стран в мировом хозяйстве. Показатели, характеризующие активность страны в мировом хозяйстве.
5. Центр и периферия мирового хозяйства. Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны.
6. Сущность и виды(этапы) международной экономической интеграции. Важнейшие интеграционные структуры современности: ЕС, НАФТА, АТЭС и др.
7. Глобализация как решающий фактор современных международных экономических отношений. Глобальные проблемы экономического развития.
8. Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики. Международная торговля, её структура и динамика.
9. Теория мировой торговли. Современные теории международной торговли.
10. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.
11. Всемирная торговая организация (ВТО). Роль торговых союзов и зон свободной торговли в развитии мирового рынка товаров и услуг.
12. Сущность, виды и показатели трудовой миграции. Причины и направления международной трудовой миграции.
13. Мировой рынок труда и его особенности в современных условиях. Последствия трудовой миграции для стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.
14. Государственная миграционная политика: ограничительные и стимулирующие мероприятия. Международное регулирование трудовой миграции.
15. Сущность международной миграции капитала и её причины. Вывоз предпринимательского и ссудного капитала. Прямые и портфельные инвестиции и их механизм.
16. Неоклассическая, неокейнсианская и марксистская теории миграции капитала. Современные теории миграции капитала: теория «экономии масштаба», теория размещения, теория бегства капитала и др.
17. Сущность, причины возникновения и распространения транснациональных корпораций(ТНК). Виды ТНК. Положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК для стран размещения.
18. Причины и основные черты усиления мобильности капитала. Государственное и международное регулирование движения капитала.
19. Валютные отношения- основной элемент мировой валютной системы. Этапы эволюции мировой валютной системы и их основные характеристики.
20. Сущность валютного курса, его виды. Факторы, определяющие валютный курс.
21. Сущность валютного рынка. Спрос и предложение валюты. Регулирование валютного курса.
22. Сущность и структура платежного баланса. Факторы, влияющие на его состояние. Методы регулирования платежного баланса.
23. Мировой рынок ссудных капиталов и его функции. Международные финансово-кредитные институты и их роль в международных экономических отношениях.
24. Особенности современного этапа интеграции России в мировое хозяйство. Конкурентоспособность России в мировой экономике.
25. Внешняя торговля России: структура и динамика. Россия и ВТО. Противоречивость вступления России в ВТО (положительные и отрицательные моменты).
26. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Движение российских инвестиций за рубеж. Проблема «бегства капитала».
27. Эмиграция рабочей силы. Проблема «утечки умов». Особенности иммиграционных потоков в Россию.
ОТВЕТЫ
11. Всемирная торговая организация (ВТО). Роль торговых союзов и зон свободной торговли в развитии мирового рынка товаров и услуг.
Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.
ВТО с самого начала своего образования активно сотрудничает с другими организациями, занимающимися многосторонним регулированием международных экономических отношений и заинтересованными в деятельности ВТО.
С целью координации действий в интересах мирового сообщества были установлены связи со специализированными учреждениями системы ООН.
Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны-члены
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945г., но банк начал функционировать с 1946г. Местонахождение МБРР — Вашингтон. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса. ЮНКТАД была создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1964г. в качестве специального постоянного органа. В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995г. Генеральной Ассамблеи ООН, и которые охватывают по существу все основные экономические и правовые аспекты международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития. Также не маловажную роль в регулировании внешней торговли играют зоны свободной торговли. Зона свободной торговли (ЗСТ) — вид особой экономической зоны — таможенная территория, на которой в одностороннем порядке или в соответствии с международным договором отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения международной торговли. Сущность зоны свободной торговли сводится к снижению таможенных пошлин между странами-участницами. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнёры. Среди экономических предпосылок создания ЗСТ, прежде всего, высокий уровень взаимной торговли в общих показателях региональной торговли. Так, в 2005 году соответствующие показатели доли взаимной торговли составляли: в ЕС — 66,8%, НАФТА — 55,8, АСЕАН — 24,9, МЕРКОСУР — 12,9%. Посредством зон свободной торговли решаются вопросы доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнеров зачастую необязательна. Основной целью зон свободной торговли является поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек.
12. Сущность, виды и показатели трудовой миграции. Причины и направления международной трудовой миграции.
Процесс перемещения трудоспособного населения из одной страны в другую для трудоустройства на более выгодных условиях называется международной трудовой миграцией.
Международная трудовая миграция включает два встречных потока: 1)эмиграцию и 2)иммиграцию. Эмиграция (экспорт рабочей силы) выезд трудоспособного населения из данной страны за границу. Иммиграция (импорт рабочей силы) это въезд трудоспособного населения в страну из-за границы. Для оценки масштабов международной трудовой миграции используются следующие статистические показатели: 1)масштабы выбытий число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж с целью трудоустройства за определенный период; 2)масштабы прибытий число иммигрантов, прибывших в страну с целью трудоустройства за определенный период;
Основными экономическими причинами трудовой миграции являются: 1)изменение спроса и предложения на низкоквалифицированную рабочую силу; 2)изменение спроса и предложения на высококвалифицированную рабочую силу; 3)межгосударственные различия в оплате труда; 4)вывоз капитала, приводящий к перемещению ресурсов; 5)функционирование международных корпораций, способствующих соединению рабочей силы с капиталом либо перемещающих свой капитал в трудоизбыточные регионы.
Развитие транспорта и связи способствует существенной интенсификации миграции.
Причинами внеэкономического характера являются: политико-правовые, демографические, религиозные, национальные, культурные, семейные, психологические, экологические.
Можно выделить следующие направления международной миграции рабочей силы:
1)Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии половина всех шахтеров - эмигранты.
2)Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является “утечка умов”- международная миграция высококвалифицированных кадров (например, в США из Западной Европы). "утечка умов" является негативным последствием, но если специалисты возвращаются, то это может обернуться и большой пользой, например индийские ученые, после того как они несколько лет проработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, вернувшись на родину, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ. В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства.
3)Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Новое явление последних лет – интенсификация(Увеличение продуктивной силы в какой-либо деятельности ) трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабского мира, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами, с другой. Причины этой миграции связаны с: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго - Восточной Азии и Северной Америки. Она носит в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.
4)Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), так и неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).
13. Мировой рынок труда и его особенности в современных условиях. Последствия трудовой миграции для стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.
Мировой рынок труда - это система экономических механизмов, норм и правил, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.
Современный мировой рынок труда имеет ряд отличительных особенностей: 1. Рост масштабов международной трудовой миграции. 2. Разнонаправленность потоков трудовой миграции. 3. Изменение структуры трудовой миграции. В частности, увеличивается доля молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. 4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. Так, в Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. 5. Формирование «черного» рынка труда. Это труд более дешевый, чем легальный, поэтому он используется с целью увеличения прибылей 6. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Но в основном не российские работники едут работать за рубеж, а Россия принимает у себя иностранных работников. Иностранные рабочие чаще всего используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и в сельском хозяйстве. Основной поток иммигрантов идет из Украины и Белоруссии в Западную и Восточную Сибирь, Центральный и Центрально-Черноземный район, по всей России работают иммигранты из Вьетнама, Китая, Турции.
Миграция оказывает влияние на экономику и социальную сферу стран-импортеров и стран- экспортеров рабочей силы.
Возможные последствия для страны экспортирующей: 1)переводы из-за рубежа увеличивают ВНП страны, благоприятны для платежного баланса страны; 2)налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, также увеличивают ВНП; 3)сокращаются расходы на обучение, здравоохранение и другие расходы социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами; 4)возвращаясь на родину, мигранты привозят с со - бой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки; 5)повысив свою квалификацию и приобретя определенный опыт за рубежом, мигранты привозят этот багаж на родину, в результате чего страна получает бесплатно дополнительные квалифицированные кадры; 6)если страна-экспортер трудоизбыточная, то снижается безработица; 7) "утечка умов" является негативным последствием, но если специалисты возвращаются, то это может обернуться и большой пользой, например индийские ученые, после того как они несколько лет проработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, вернувшись на родину, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ. 8)отток избыточных трудовых ресурсов уменьшает социальную напряженность в стране.
Страна, принимающая мигрантов, имеет следующие результаты: 1)при импорте квалифицированной рабочей силы страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; 2)иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют этим рост производства и дополнительную занятость; 3)крупные специалисты разных областей науки, выдающиеся деятели культуры, мигрируя в другие страны, часто оказывают такое влияние на развитие этих областей деятельности, которое невозможно оценить; 4)если труд иностранных рабочих оплачивается ниже, чем местных, то повышается конкурентно способность производимых товаров вследствие снижения издержек производства; 5)необходимы определенные расходы государства на социальную поддержку мигрантов; в то же время иностранные работники не учитываются при целом ряде социальных программ; 6)приехавшие мигранты либо увеличивают напряженность на рынке труда, либо занимают свободные рабочие места; 7)иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, где наблюдается старение населения, например во Франции, ФРГ, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%; замедляется общий темп старения населения страны, но на соотношение рождаемости и смертности коренных жителей эта статистика не влияет; 8)может возникнуть социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь.
14. Государственная миграционная политика: ограничительные и стимулирующие мероприятия. Международное регулирование трудовой миграции.
Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.
Большинство принимающих стран используют селективный подход(осуществляющийся посредством отбора; избирательный) при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:1) работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие); 2)рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин); 3)специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей); 4)крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места. Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики. Основными инструментами миграционной политики являются: 1)качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. 2)возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране; 3)ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД; а также иностранцам, судимым за уголовные преступления; 4)временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты; 5)количественное квотирование(это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов,), определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране; 6)финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег; 7)национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы; 8)система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы); 9) программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции).
Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом. Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций: 1) Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда; 2)Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев; 3)Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения; 4)Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах.
15. Сущность международной миграции капитала и её причины. Вывоз предпринимательского и ссудного капитала. Прямые и портфельные инвестиции и их механизм.
Международная миграция капитала- это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование за рубежом. Миграция капитала представляет собой объективный экономический процесс, когда капитал покидает экономику одной страны в целях получения более высокого дохода в другой стране.
основными причинами миграции капитала являются:1) относительный его избыток в данной стране, перенакопление капитала;2) разная предельная производительность капитала, определяемая процентной ставкой. Капитал движется оттуда, где его производительность ниже, туда, где она выше;3)наличие таможенных барьеров, которые мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновения на рынок;4)стремление фирм к географической диверсификации производства;5) растущий экспорт товаров, вызывающий спрос на капитал;6)несовпадение спроса на национальный капитал и его предложение в различных сферах и отраслях экономики страны;7)возможность монополизации местного рынка;8)наличие в странах ввоза капитала более дешевого сырья или рабочей силы;9)стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат.
Миграция капитала осуществляется в двух формах: в форме предпринимательского и ссудного капитала: Вывоз предпринимательского капитала осуществляется в виде инвестиций в экономику зарубежных стран с целью получения прибыли. Вывоз ссудного капитала направлен на получение ссудного процента от использования капитала за рубежом.
Отличительной особенностью прямых иностранных инвестиций (ПИИ) считается то, что они являются реальными инвестициями в физический капитал, т. е. вкладываются непосредственно в производство и дают возможность получения прибыли и контроля над предприятием, принимающим капитал. Как правило, прямые иностранные инвестиции носят долгосрочный характер, предполагают использование долгосрочной стратегии развития производства. Цель портфельных инвестиций - получение дохода от вложения в ценные бумаги без возможности управления предприятием. К портфельным инвестициям относят неголосующие пакеты акций (до 10% акционерного капитала), а также вложения в облигации и другие виды долговых ценных бумаг. Вложения портфельных инвесторов носят краткосрочный характер. В значительной степени портфельные инвестиции нацелены не на получение дивидендов, а на получение дохода от продажи ценных бумаг, т. е. имеют спекулятивный характер.
16. Неоклассическая, неокейнсианская и марксистская теории миграции капитала. Современные теории миграции капитала: теория «экономии масштаба», теория размещения, теория бегства капитала и др.
17. Сущность, причины возникновения и распространения транснациональных корпораций(ТНК). Виды ТНК. Положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК для стран размещения.
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК- крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе. Предпосылки возникновения ТНК:1)интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы; 2)экономическая эффективность ТНК, обусловленная большими масштабами производства во многих отраслях; 3)поощрение деятельности ТНК со стороны государства, обеспечение им рынков сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и соглашений; 4)конкурентное преимущество, возникающее при вертикальной и горизонтальной интеграции с иностранными филиалами; 5)больший доступ на лучших условиях на международные рынки капитала.
принято делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы:
1) собственно транснациональные корпорации - национальные фирмы, чья деятельность «выплескивается» за границы той страны, где находится их штаб-квартира;
2) многонациональные фирмы - объединения национальных бизнес-организаций разных государств.
По масштабам деятельности все ТНК делят на крупные и малые. Условным критерием является величина годового оборота: так, в 1980-е к крупным ТНК относили лишь те, которые имели годовой оборот более 1 млрд. долл. Если малые ТНК имеют в среднем по 3-4 зарубежных филиала, то у крупных ТНК их число измеряется десятками и даже сотнями.
Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), занимающиеся кредитованием бизнеса и организацией денежных рассчетов в международном масштабе.
Положительные результаты деятельности ТНК:
Принимающие страны от притока инвестиций выигрывают по многим аспектам.
Широкое привлечение иностранного капитала способствует снижению безработицы в стране, росту доходов государственного бюджета. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны.
Чаще всего за иностранными инвестициями стоит внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса.
Негативные результаты деятельности ТНК:1)возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий; 2)захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса; 3)возрастание рисков в развитии инвестиционного и производственного процессов; 4)сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.
18. Причины и основные черты усиления мобильности капитала. Государственное и международное регулирование движения капитала.
Причинами вывоза капитала также могут быть:1)наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны;2)наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;3)стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте;4)более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты;5)наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;
Особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс ввоза и вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны являлись либо импортерами капитала, либо экспортерами капитала, то в настоящее время большинство стран одновременно ввозят и вывозят капитал.
Одним из необходимых условий эффективного функционирования рыночной экономики является мобильность факторов производства, их способность переходить из отрасли в отрасль в поисках более высокого уровня прибыли. Различные факторы производства характеризуются разной степенью мобильности - от нулевого (земля, природные ресурсы) до очень высокого (капитал). Когда речь идет о международном движении капитала, то имеется в виду главным образом перемещение в международном масштабе капитала в денежной форме, являются финансовыми потоками между кредиторами и заемщиками, находящимися в разных странах, или между собственниками и предприятиями, которые им принадлежат, размещенными за границей . Различают два основных вида движения капитала: 1)вывоз предпринимательского капитала - долгосрочные иностранные инвестиции, направленные на создание за рубежом филиалов, дочерних компаний и совместных предприятий;2)движение ссудного капитала - международный кредит (заем в денежной или товарной форме), предоставляет кредитор одной страны заемщику другой страны с определением сроков возврата и уплаты процентов. Главные черты современной миграции капиталов: 1)роли государства в вывозе капитала;2) государства сами становятся активными финансовыми экспортерами; 3)усиление миграции частного капитала между промышленно развитыми странами; 4) увеличение доли прямых иностранных инвестиций - вложений в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль инвестора над ними.
Государственное и международное регулирование движения капитала
Тенденции развития системы регулирования международного движения капитала:1)стремление снять ограничения на иностранные инвестиции;
2)вывоз регулируется в меньшей степени, чем ввоз;
регулирование осуществляется с помощью специального законодательства, предоставляющего иностранному инвестору статус национального режима. Могут быть предусмотрены дополнительные льготы инвесторам, налоговое освобождение (2-10 лет, часто ступенчатое). Иностранные инвестиции все больше ориентируются на общие условия вложения капитала (а не на льготные условия).
Формы государственной поддержки предприятий с иностранными инвестициями:
1)Предоставление государственных гарантий инвесторам. Например, гарантии вывоза прибыли. 2)Страхование инвестиций государственными компаниями. 3)Урегулирование инвестиционных споров. 4)Исключение двойного налогообложения. 5)Административная и дипломатическая поддержка.
Формы международного регулирования движения капитала: 1)Двусторонние соглашения: о национальном режиме, о защите иностранных инвестиций, о порядке разрешения инвестиционных споров (более 1300 соглашений между 162 странами). 2)Многостороннее регулирование иностранных инвестиций: универсальные инвестиционные соглашения - конвенции (1965 г. - о разрешении инвестиционных споров; 1985 г. - Сеульская конвенция о создании многостороннего агентства по страхованию иностранных частных инвестиций). 3)В рамках ВТО - соглашение TRIMS (по торговым аспектам инвестиционных мер) - запрещает участникам использовать ряд мер торговой политики, угнетающих иностранных инвесторов, противоречащих РНБ и национальному режиму. Это внутренние количественные ограничения, пропорции уставного капитала предприятий, требования обязательного экспорта фиксированной доли продукции.
19. Валютные отношения- основной элемент мировой валютной системы. Этапы эволюции мировой валютной системы и их основные характеристики.
Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.
Международная валютная система представляет собой совокупность формальных и неформальных норм, правил и инструментов, определяющих механизм формирования валютных курсов и связанных с ними потоками товаров, услуг и капитала.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|