Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО УРАЛА ХIХ-ХХ века





Реформы Петра Великого в области экономики, политики и культуры. Переход к светским формам художественного творчества. Освоение лучших черт европейской художественной культуры. Постройка Петербурга по новым регулярным принципам планировки. Интенсивное развитие городов на Урале, строительство крепостей, храмов, монастырей. Подъем художественной культуры Урала в середине и второй половине ХVIII века. Специфика “строгановского барокко”, архитектура классицизма. А.Н. Воронихин, И.И. Свиязев, их постройки в Перми.

Академия как орган, осуществляющий политику государства в области искусства. Основы академического преподавания. Иерархия видов и жанров изобразительного искусства. Развитие портретной и пейзажной живописи в творчестве крепостных мастеров. С. Юшков, И. Некрасов, И. Мельников, И. Дощенников, И. Поляков, И. Кривощеков. Реалистичность приемов и образов. Развитие жанровой живописи. Создание искусства, рассчитанного на широкий круг потребителей.

Художники-академисты второй половины XIX века. Братья Верещагины, Федор Андреевич Бронников, братья Сведомские. Гравер-академист А.А. Пищалкин, его литографии. Высокая культура академического рисунка. Рисовальщик И.П. Чирков. Развитие камерного портрета и лирических жанров искусства. Школа А.С. Шанина.



Элементы импрессионизма, постимпрессионизма в творчестве мастеров рубежа веков, начала XX века. У истоков Ар нуво. Мастерская А.Б. Турчевича. Живописцы А.Н. Зеленин, И.И. Туранский. Появление “авангарда”. В.В. Каменский, П.И. Субботин-Пермяк, П.С. Евстафьев, Н.М Гущин, М.Б. Вериго и другие.

Пермский художественный техникум. Свердловское художественное училище. Появление мастеров уральской школы в разных видах искусства. Соцреализм в творчестве уральских художников.

Тенденции развития уральского искусства в XX столетии. А. Трапезников. П. Оборин, Е. Камшилова, О. Коровин, В. Дудин, И. Борисов Живописцы-шестидесятники. Пермский пейзаж. Пермская акварель. Г. Мосин, М. Брусиловский, Г. Метелев, А. Казанцев, В. Волович и другие свердловские мастера. Новое поколение пермских живописцев и графиков. А. Филимонов, Н. Зарубин, В. Подкуйко, В. Жданов, М. Павлюкевич, Л. Лемехов. И. Лаврова и другие. Основные тенденции, имена, произведения художников рубежа XX-XXI века.



Задание для самостоятельной работы студентов

Рассмотреть общие тенденции эволюции уральского искусства в Новое и Новейшее время. Выявить историческую обусловленность и художественные принципы сложения новых течений – импрессионизма, модерна, авангарда. Изучить жанровые особенности изобразительного искусства в этот период, понять композиционные и образные особенности новых стилей эпохи. Выявить специфику соотношения общих стилистических тенденций эпохи и особенностей, присущих индивидуальной творческой манере мастеров названных направлений. Выявить место уральских художников в развитии современного искусства России.

Рекомендуемая литература

Василий Каменский. Путь энтузиаста. Пермь, 1968.

Время Дягилева. Универсалии серебряного века. Материалы III Дягилевских чтений. Пермь, 1993.

Из истории художественной культуры Урала. Сборник научных трудов. Свердловск, 1988.

Казаринова Н.В. Живописное наследие Прикамья / Художник, 1991, № 10.

Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987.

Крутецкий А., Лундберг Е. Зодчий Андрей Никифорович Воронихин. Свердловск, 1937.

Курбатов В.Я. Евгений Широков. Пермь, 1988.

П.П. Верещагин, В.П. Верещагин. К 150-летию со дня рождения. Каталог выставки. Авт.-сост. Егорова Е.И., Казаринова Н.В. Пермь, 1984.

Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX вв. Материалы Дягилевских чтений. Вып. 1. Пермь, 1987.

Художник Александр Репин. – М., 2007.

Художники Перми. Сборник статей. Пермь, 1981.


Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1.



Тема: Пермский звериный стиль

Вопросы:

1. Роль пермского звериного стиля в художественной культуре I тысячелетия.

2. Стилевые особенности пермского звериного стиля в сравнении со скифским и сибирским.

3. Традиции пермского звериного стиля в современном искусстве Урала.

Рекомендуемая литература:

Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.

Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980.

Доминяк А.В. Пространство и время в первобытных культурах и искусстве Прикамья. // Советское искусствознание, 78, вып. 2. – М., Советский художник, 1979.

Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988.

Семинарское занятие № 2.

Тема: Пермская деревянная скульптура

Вопросы:

1. Художественные особенности пермской храмовой пластики.

2. Основные иконографические группы.

3. Формы и приемы пермской деревянной скульптуры XVII - началаXX века.

Рекомендуемая литература:

Власова О.М. Величественный эпилог древнерусской монументальной пластики // Наше наследие, 1991, № 1

Древнерусское искусство в коллекциях Пермской государственной художественной галереи / Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник РАН, 1992. М., Наука, 1993.

Пермская деревянная скульптура. Из серии “Искусство Прикамья”. Сост. О.М. Власова. Пермь, 1985.

Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928.

Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.Власова О.М.

Христианская культура пермского Прикамья. Под ред. Н.З. Короткова. Пермь, 1998


Темы для контрольных работ

1. Художественные особенности пермского звериного стиля.

2. Культурно-созидательная деятельность Строгановых.

3. Особенности древней архитектуры Прикамья.

4. Характерные черты Строгановской иконописи.

5. Основные черты Строгановского золотого шитья.

6. Иконография пермской деревянной скульптуры.

7. Крепостные живописцы Прикамья XVIII-XIX веков.

8. Академическая живопись Прикамья в XIX веке: Братья Верещагины. Братья Сведомские. Ф.А. Бронников.

9. Художественная культура Перми на рубеже XIX-XX века.

10. Жизнь и творчество П.И. Субботина-Пермяка.

11. В.В. Каменский и П.И. Субботин-Пермяк.

12. Искусство пермской книги в XX столетии.

13. Пермская живопись второй половины XX века.

14. Пермская графика второй половины XX века.

15. Основные тенденции искусства Прикамья на рубеже XX-XXI века.

 

Примерные вопросы к зачету по дисциплине

«Искусство Урала»

1. Первобытное искусство на территории Урала. Общая характеристика.

2. Пермский звериный стиль.

3. Строгановы и Пермский край.

4. Храмовое зодчество Урала XVI-XIX вв.

5. Пермская деревянная скульптура.

6. Строгановские иконописцы XVI-XVII вв.-

7. Строгановское золотое шитье XVI-XVII вв.

8. Творчество архитектора А.Н. Воронихина.

9. Творчество архитектора И.И. Свиязева.

10. Творчество архитектора А.Б. Турчевича.

11. Живописцы В.П. и П.П. Верещагины.

12. Творчество Ф.А. Бронникова.

13. Творчество братьев Сведомских.

14. Сергей Дягилев в Перми, его дальнейшая деятельность.

15. В.В. Каменский – поэт, авиатор, художник.

16. Творчество П.И. Субботина-Пермяка.

17. Искусство пермской книги.

18. Пермские живописцы и графики 1930-1950-х годов.

19. Уральские живописцы-шестидесятники.

20. Уральская живопись второй половины XX века. Основные тенденции, имена.

21. Уральская графика второй половины XX века. Основные тенденции, имена.

22. Развитие скульптуры уральского региона во второй половине XX века.

23. Декоративно-прикладное искусство Урала XX века. Основные тенденции.

24. Народное искусство Урала. Общая характеристика.


Список литературы

Основная

1. Аверина Н.Ф. История пермской книги. Пермь. 1989.

2. Алферов. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960.

3. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988.

4. Будрина А.Г., Поликарпова Г.А. Дело всей жизни. Пермь, 1991.

5. Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI-XVII вв. М., 1962.

6. Власова О.М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской государственной художественной галереи / Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник РАН, 1992. М., Наука, 1993

7. Власова О.М. Величественный эпилог древнерусской монументальной пластики // Наше наследие, 1991, № 1

8. Власова О.М. Строгановское золотое шитье. // Наше наследие, 1993, №. 3.

9. Власова О.М. Художник П.И. Субботин-Пермяк. Пермь. 1990.

10. Гримм Г.Г. Воронихин А.Н. М.-Л., 1963.

11. Доминяк А.В. Пространство и время в первобытных культурах и искусстве Прикамья. // Советское искусствознание, 78, вып. 2. – М., Советский художник, 1979.

12. Из истории демократической культуры на Урале. Пермь, 1986.

13. Из истории художественной культуры Урала. Сборник научных трудов. Свердловск, 1985.

14. Из истории художественной культуры Урала. Сборник научных трудов. Свердловск, 1988.

15. Искусство пермских вотчин Строгановых. Сб. статей. Под ред. Н.В. Казариновой, Н.В. Скоморовской. – Пермь, 2007.

16. Искусство Строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. М., 1991.

17. Казаринова Н.В. Живописное наследие Прикамья / Художник, 1991, № 10.

18. Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987.

19. Косточкин В.В. Чедынь. Соликамск. Усолье. М., 1988.

20. Курбатов В.Я. Евгений Широков. Пермь, 1988.

21. Ныроб и его окрестности. Авт.-сост. Г.Н. Чагин. Чердынь, 1979.

22. Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988.

23. Памятники истории и культуры пермской области. Пермь, 1976.

24. Пермская государственная художественная галерея. Путеводитель. Вып. 2. Древнерусское искусство ХV-ХVII вв. С каталогом произведений. Сост. Н.Н. Серебренников. Пермь, 1961.

25. Пермская деревянная скульптура. Из серии “Искусство Прикамья”. Сост. О.М. Власова. Пермь, 1985.

26. Пермская художественная галерея. Альбом. Сост. В.А. Кулаков. М., 1975.

27. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928.

28. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.

29. Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959.

30. Соликамск. Историко-культурные памятники. Путеводитель. Пермь, 1975.

31. Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723-1917. Пермь. 1999.

32. Терехин А.С. архитектор Андрей Воронихин. Пермь. 1968.

33. Терехин А.С. Архитектура Прикамья XVI-XVII вв. Пермь, 1970.

34. Терехин А.С. Жизнь и творчество архитектора И.И. Свиязева. Пермь, 1970.

35. Терехин А.С. Пермь. Очерк архитектуры. Пермь, 1980.

36. Традиционная народная культура населения Урала. Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1997.

37. Христианская культура пермского Прикамья. Под ред. Н.З. Короткова. Пермь, 1998

38. Художники Перми. Сб. статей. Пермь, 1981.

39. Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.

40. Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII – первой половине XIX века. Пермь, 1995.

 

Дополнительная

1. Василий Каменский. Путь энтузиаста. Пермь, 1968.

2. Время Дягилева. Универсалии серебряного века. Материалы III Дягилевских чтений. Пермь, 1993.

3. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.

4. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980.

5. Деревянная скульптура ХVII-ХIХ веков из фондов Пермской галереи. Каталог выставки. Сост. О.М. Власова. Пермь, 1985.

6. Золотое шитье в Пермской галерее. Каталог выставки. Авт.-сост.

О.М. Власова. Пермь, 1988.

7. Крутецкий А., Лундберг Е. Зодчий Андрей Никифорович Воронихин. Свердловск, 1937.

8. П.П. Верещагин, В.П. Верещагин. К 150-летию со дня рождения. Каталог выставки. Авт.-сост. Егорова Е.И., Казаринова Н.В. Пермь, 1984.

9. Подписные и датированные иконы из коллекции Пермской художественной галереи. Каталог выставки. Сост. О.М. Власова, Н.В. Казаринова. Пермь, 1993.

10. Рукотворная нить. Каталог выставки. Авт.-сост. О.М. Власова. М., Советский художник, 1990.

11. Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX вв. Материалы Дягилевских чтений. Вып. 1. Пермь, 1987.

12. Художественная культура Пермского края и ее связи. Сборник материалов научно-практической конференции. Пермь, 1992.

13. Художник Александр Репин. – М., 2007.

 

Методические указания студентам

Методика изучения данного предмета обусловлена тем, что он является составной частью курса отечественного искусства с древнейших времен до наших дней. Курс ставит своей целью углубить знания студентов в области местного изобразительного искусства, познакомить их с главными явлениями художественной жизни Урала, в частности, пермского Прикамья, в доисторическую эпоху, первобытную эпоху, эпоху средневековья и Нового времени.

Данный курс ставит задачу интегрировать знания студентов о древней художественной культуре Урала в единый системный комплекс. Он должен способствовать расширению знаний студентов о художественных сокровищах родного края. Большое внимание уделяется выработке учащимися самостоятельных художественных оценок, умения видеть явления пермского искусства на фоне русской художественной культуры в целом. Студент приступает к данному курсу, опираясь также на полученные ранее знания по учебным курсам новой истории, истории музыки; философии, декоративно-прикладному искусству и музееведению. Знания истории мирового искусства существенно помогут в знакомстве с произведениями искусства Урала, представленными в музейных коллекциях, с обширным репродукционным материалом альбомов, каталогов, публикаций музейных собраний, рекомендованных в списке литературы.

В курсе истории искусства Урала изучаются архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство. Осваивая материал курса, следует представлять себе как соотношение между этими видами искусства, так и место изобразительного искусства Урала в русском искусстве.

При составлении программы учитывался опыт методологической работы на отделении истории искусств МГУ им. М.В. Ломоносова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В программу включены все сведения, необходимые для методологического руководства самостоятельной работы студента над материалом курса.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.