Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ПРИКАМЬЯ. ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ





Кафедра музыковедения и музыкальной педагогики

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УРАЛА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСА

Специальность 031501 «Искусствоведение»

 

 

(Отделение заочного обучения)

 

 

Пермь

ПГПУ

 

Авторы-составители: Власова О.М., кандидат искусствоведения, доцент;

Доминяк А.В., кандидат искусствоведения, доцент.

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Искусство Урала» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031501 «Искусствоведение».

 

 

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности «Искусствоведение» и является обязательной для изучения.

 


СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Цель и задачи изучения дисциплины………………………………4

Требования к уровню освоения дисциплины ……………………..4

Объём дисциплины …………………………………………………5

Тематический план ………………………………………………….5

Содержание дисциплины

Темы и проблематика лекций, задания для



самостоятельной работы студентов…………………………………5

Вопросы и задания к семинарским занятиям………………………13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Темы контрольных работ……………………………………………14

Примерные вопросы к зачёту……………………………………….14

Список литературы………………………………………………….15

Методические указания студентам…………………………………16

Методические рекомендации преподавателям…………………….17

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Искусство Урала»читается на 5 курсе (9-10 семестры).Курс знакомит студентов искусствоведческой специальности с особенностями историко-художественного процесса, присущими уральскому искусству с древнейших времен до наших дней.

Цельизучения дисциплины сформировать систему знаний об искусстве Урала с древнейших времен до наших дней, раскрыть значимость уральского изобразительного искусства как важной части мирового художественного наследия. Сосредоточить внимание студентов на тех художественных приемах и выразительных средствах, которые выделяют уральское искусство среди других регионов.



 

Задачи дисциплины:

1. Заложить у студентов основы знаний о своеобразии и закономерностях историко-художественного процесса в уральском искусстве, его важнейших этапах, крупнейших представителях и их наиболее значительных произведениях.

2. Сформировать систему критериев для объективной оценки различных явлений изобразительного искусства и архитектуры в означенный период.

3. Способствовать развитию историко-художественной эрудиции студентов, расширяя круг явлений, подлежащих углублённому изучению.

 

В результате изучения курса студенты должны:

- иметь представление об основных этапах и закономерностях эволюции уральского искусства с древнейших времен до наших дней, о его периодизации и хронологических рамках развития;

- знать особенности формирования местных традиций изобразительного искусства, его основные черты;

- приобрести навыкихудожественного анализа произведений уральского искусства, созданных в разные исторические периоды; получить первоначальный опыт использования этих знаний в собственной исследовательской деятельности (при выполнении контрольной работы.).

 

Контрольная точка – зачёт и выполнение контрольной работы.

Тематический план, распределение часов

По формам учебной работы

    № п/п     Темы     Всего Формы учебных занятий
Аудиторные   Самостоятельная работа
Лекции Семинарские и практические занятия
1. Введение.  
2. Искусство древнего Прикамья. Пермский звериный стиль.
3. Средневековое искусство Урала. Храмовое зодчество, деревянная скульптура.
4. Строгановская иконопись, золотое шитье, меднолитая пластика.  
5. Искусство Урала XIX-XX века.  
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



 

Тема 1.

ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ПРИКАМЬЯ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Характеристика древних культур уральского региона – Ананьинской (VIII-Ш века до н. э.), Гляденовской (II–IV века н. э.), Ломоватовской (V–IX века н. э.), Родановской (X-XV веков) культур. Расцвет пермского звериного стиля в Ломоватовскую культуру. “Картина мира” пермских язычников имела универсальное значение в рамках создавшего ее общества. Несмотря на относительную стабильность первобытного миросозерцания, оно было довольно подвижным – его изменчивость и динамику показывают основные памятники первобытной культуры уральского региона.

Задание для самостоятельной работы студентов

Рекомендуемая литература

Доминяк А.В. Пространство и время в первобытных культурах и искусстве Прикамья. // Советское искусствознание, 78, вып. 2. – М., Советский художник, 1979.

Из истории демократической культуры на Урале. Пермь, 1986.

Из истории художественной культуры Урала. Сборник научных трудов. Свердловск, 1985.

Из истории художественной культуры Урала. Сборник научных трудов. Свердловск, 1988.

Искусство пермских вотчин Строгановых. Сб. статей. Под ред. Н.В. Казариновой, Н.В. Скоморовской. – Пермь, 2007.

Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988.

 

Тема № 2

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ПРИКАМЬЯ. ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

В своем развитии пермский звериный стиль прошел несколько этапов.Начальный период его становления соответствует Ананьинской (VIII-Ш века до н. э.) и Гляденовской (II–IV века н. э.) культурам. Расцвет пермского звериного стиля приходится на Ломоватовскую культуру (V–IX века н. э.), возникновение которой связывают с притоком в верховья Камы южных племен. С этого времени звериный стиль разделяется на два варианта. Один составляют объемные фигурки птиц и зверей, которые в виде пронизок, подвесок и накладок использовались в убранстве одежд.1 Чаще всего их находят в захоронениях. Другой вариант звериного стиля – плоские односторонние бляшки с антропоморфными изображениями, составляющие симметрическую и, в самый поздний период, иерархическую композицию. Эти бляшки обнаружены в основном на месте бывших культовых капищ. Если объемные отливки использовались в языческих обрядах как элементы культовой экспозиции, то односторонние бляшки были своего рода сакральными композициями, родственными христианскому моленному образу.

В объемно-пластических изображениях пермского звериного стиля выразилась синкретизм космогонических представлений: все эти “тотемные” элементы входили в некий целостный и замкнутый универсум. Каждое отдельное изображение мыслилась как часть огромного космоса. Обобщенные монументальные фигурки медведей, уточек и коньков наполнены колоссальной внутренней силой, способной противостоять любому произволу стихий.

С течением времени – и неизбежным расслоением первобытного общества – появляются единые зооморфные композиции с участием двух, трех и даже нескольких звериных фигурок. Часто они показаны в сценах противостояния и борьбы, идущей в замкнутом “космическом” круге. Сами композиции имеют, как правило, круглую форму. Горизонтально вытянутые бляшки (например, с изображением всадника в окружении лосиных голов) отражают мотив шествия, иначе говоря, представление о разомкнутости когда-то целостного округлого космоса.

В поздних, в основном чердынских, бляшках появляется новый мотив – предстояния, который свидетельствует о рождении новой – иерархической – картины мира. Когда-то целостное пространство универсума разделяется на низменные и возвышенные миры. С верхним миром вселенной связываются представления о верховенстве, возвышенности, избранничестве, благородстве. Он объявляется первопричиной и началом всех остальных миров. Нижний мир, противопоставляемый верхнему, хаотичен, деструктивен, наделен отрицательным знаком. Нижний мир – это угрожающее верхнему и среднему мирам зло, которое накапливаясь может изменить структуру вселенной в будущем. Поэтому его необходимо выявить и либо уничтожить, либо отодвинуть во времени и пространстве. Эти тенденции отражаются прежде всего в композициях ломоватовских (главным образом, чердынских бляшек). Ранее круглые, бляшки вытягиваются в высоту и, разделяясь на верхний и нижний регистры, получают сначала овальные, затем прямоугольные очертания. Чаще всего в них изображаются сцены предстояния неизвестному божеству.

Подавляющее большинство ломоватовских бляшек достигает высоты 5-8 см, но есть несколько исключительных по своим размерам – свыше 15 см, принадлежащих Чердынскому краеведческому музею. В этих ломоватовских бляхах отчетливо проведена иерархия вселенских миров и выражена оппозиция верха и низа. Среднее, сопряженное с верхним пространственное звено резко отграничено от нижнего и геометрической линией, и тем, что нижний мир своей асимметрией (в большинстве случаев) контрастно противопоставлен упорядоченному верхнему миру.

Основные пространственно-временные соотношения [i], ориентированные по вектору сверху вниз, получают отныне жесткое композиционное оформление и фиксируются как вполне самостоятельная, отчужденная от бытовой обиходности система. По мере все возрастающей социологизации космогонии и канонизации общественных представлений эта обособленность становится постоянной, и композиции, утрачивая первобытный синкретизм, приближаются к идеальному иконическому образцу.

“Картина мира” пермских язычников имела универсальное значение в рамках создавшего ее общества. Несмотря на относительную стабильность первобытного миросозерцания, оно было довольно подвижным. Социально догматизированные композиции, имевшие константный объем содержания воплощаемого ими обряда, не были, однако, неизменяемыми. Обряд всегда динамичен. В нем естественны апокрифические отклонения и вторжение фольклорных тенденций, что ведет к художественно-эстетическому размыванию догматизированных структур. Со всей наглядностью эти моменты обозначились в искусстве следующего этапа прикамской истории, связанном с развитием Родановской культуры (IX-ХV века), которая явилась переходной к средневековой культуре народов Прикамья.

Задание для самостоятельной работы студентов

Рассмотреть общие тенденции эволюции прикамского искусства в древний период. Изучить особенности, присущие этому пермскому звериному стилю, типологию форм, композиционные и образные особенности. Сформировать представление об основных причинах и сущности образов пермского звериного стиля.

Рекомендуемая литература

Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.

Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980.

Доминяк А.В. Пространство и время в первобытных культурах и искусстве Прикамья. // Советское искусствознание, 78, вып. 2. – М., Советский художник, 1979.

Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988.

Тема № 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.