ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Ф 27-015
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе и управлению качеством
Учреждения образования
“Гродненский государственный
университет имени Янки Купалы”
____________ Белых Ю.Э.
___ _____________ ________ г.
Регистрационный № УД- ____ /баз.
|
КУЛЬТУРА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Учебная программа для специальностей
Транспортная логистика
Техническая эксплуатация автомобилей
Оборудование и технологии высокоэффективных процессов
Обработки материалов
Математика
Информатика
Экономическая кибернетика
Компьютерная безопасность
Прикладная математика
Программное обеспечение информационных технологий
2012г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
О.А.Соболевская, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии
( И.О.Фамилия, должность, степень, звание)
Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
И.С. Чернякевич, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Гродненского государственного медицинского университета
(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)
И.В. Соркина, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси Гродненского государственного университета им.Янки Купалы
(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой культурологии
( название кафедры - разработчика программы)
(протокол № 5 от 15 мая 2012 г. );
Методической комиссией по специальности (ям) Объединения кафедр социально-гуманитарных наук
(протокол № 3 от 25 мая 2012 г.);
Советом факультета Объединения кафедр социально-гуманитарных наук
(название факультета)
(протокол № 5 от 16 мая 2012 г.);
Научно-методическим советом Учреждения образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(протокол № __ от ________ );
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика учебной дисциплиныКурс «Культура мировых цивилизаций» даёт знания о сути феномена цивилизации, социальной значимости культуры, ее роли в формировании ценностной системы в рамках различных цивилизаций, господствующих в них норм и идеалов, о сущности межкультурных процессов, что требует знакомства с особенностями картины мира, формами поведения и их отражением в сознании людей различных цивилизаций прошлого и настоящего .
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины «Культура мировых цивилизаций» является изучение общества и человека, взятых в их "культурном" бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем. Задачи курса «Культура мировых цивилизаций»: 1)Выявление базисных структур, которые формируют цивилизацию, обеспечивают сохранение и передачу социального опыта. 2) Исследование основных теоретических подходов к осмыслению феномена цивилизации. 3) Изучение факторов, которые оказывают расшатывающее воздействие на цивилизацию. 3) Исследование основных этапов и достижений отдельных цивилизаций в исторической ретроспективе.
1.3. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста
Культурологическое знание занимает центральное место в гуманитарной подготовке современного студента, частью фундаментальной культурологии является курс «Культура мировых цивилизаций». Формирование мировоззрения молодого человека предполагает не только его социализацию в рамках четко установленных норм и правил, но и выработку ориентиров для самоопределения. Теоретическая, и историческая компоненты культурологического знания призваны способствовать формированиюцелостного и обоснованного мировосприятия будущих специалистов. Курс «Культура мировых цивилизаций» занимает важное место в идеологической работе, поскольку воспитывает культуру личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма, даёт представление о соотношении национального и общечеловеческого в культуре, об основах межкультурной коммуникации, воспитывает толерантное отношение к достижениям иных цивилизаций и гордость за свершения собственного народа.
1.4. Связи с другими дисциплинами учебного плана
Курс «Культура мировых цивилизаций» тесно связан со всеми ветвями современного социогуманитарного знания: философией, культурологией, психологией, этикой, эстетикой, историей, религиоведением, искусствоведением, историей науки, языкознанием, литературоведением, политологией, социологией и др.
Требования к компетентности (согласно образовательному стандарту специальности)
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
- Знать: 1) сущность феномена цивилизации; 2) основные подходы к осмыслению феномена цивилизации; 3) источники культурного развития цивилизаций и социальных общностей; 4) основные этапы исторического развития мировых цивилизаций;
– уметь: 1) анализировать и учитывать в ходе самоопределения основные формы создания и восприятия культурных образцов в рамках различных цивилизаций; 2) анализировать особенности межкультурных коммуникаций между представителями различных цивилизаций и учитывать их при решении социальных и профессиональных задач; 3) характеризовать основные тенденции развития современной цивилизации
– владеть навыками: _1) оценки многообразия мировых цивилизаций; 2) анализа исторического многообразия текстов культуры; 3) адаптации в условиях мультикультурной ситуации; 4) использования полученных знаний при оценке актуального культурного процесса в мире и в Республике Беларусь.____________
Формы и методы обучения и воспитания
Использование современных инновационных образовательных технологий и систем, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативная управляемая самостоятельная работа студентов, информационные технологии, учебно-методические комплексы, электронные учебники, рейтинговая система обучения, тестовая система оценки уровня социально-личностных компетенций).
1.7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Контролируемая самостоятельная работа студентов должна занимать до 20% учебного времени и осуществляться на основании усвоения основной и дополнительной литературы при использовании учебно-методического пособия по культурологии с последующим контролем качества подготовки при помощи выполнения тестовых заданий и самостоятельных работ.
В соответствие с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится 72 часов, из них аудиторных – 14 часа.
(общее кол-во)
Примерное распределение аудиторного времени следующее:
– лекции – 18 часов;
– практические занятия – 16 часов;
– лабораторные занятия – _________ часов;
– семинары – ___ часов.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Номер раздела
(темы, занятия)
| Название раздела
(темы, занятия)
| Количество аудиторных часов
| лекции
| практические занятия
| лабораторные занятия
| Семинары
| управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Понятие «цивилизация» и основные подходы к её осмыслению
|
|
|
|
|
| 2.
| Зарождение цивилизации
|
|
|
|
|
| 3.
| Культура древних цивилизаций.
|
|
|
|
|
| 4.
| Античная цивилизация
|
|
|
|
|
| 5.
| Европейская цивилизация в эпоху Средневековья
|
|
|
|
|
| 6.
| Европейская цивилизация в эпоху Ренессанса
|
|
|
|
|
| 7.
| Западная цивилизация в эпоху Нового времени
|
|
|
|
|
| 8.
| Западная и восточная цивилизации в ХХ – начале ХХI века
|
|
|
|
|
| 9.
| Региональные цивилизации
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел(тема, занятие)1. Понятие «цивилизация» и основные подходы к её осмыслению
(название раздела)
Смысловое поле цивилизации. Происхождение термина “цимвилизация”. Соотношение дефиниций “цивилизация” и “культура”: сходство и различия.
Тропологический подход к осмыслению понятия “цивилизация”. Иронияечкая, метафорическая, синекдотический и метонимический типы цивилизаций у Х. Уайта.
Культурно-исторический подход к типологии. Локально-исторический подход к интерпретации понятия «цивилизация» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, А. Вебер). Историко-стадиальный подход к рассмотрению цивилизации. Устная, письменная, книжная, экранная цивилизация. Космогенная, техногенная и антропогенная цивилизация. Традиционная и современная цивилизация. Традиционная и инновационная цивилизации. Всемирно-историческая интерпретация понятия «цивилизация» у К. Ясперса и Д. Уилкинса. Цивилизационная концепция всемирно-исторического процесса Л. Васильева.
Технократический подход к осмыслению понятия “цивилизация”. Аграрная (доиндустриальная) и промышленная (индустриальная) цивилизации. У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер. Стадии-цивилизации Ю.В. Яковца.
Требования к компетентности:
Знать: основные подходы к осмыслению феномена цивилизации
Уметь: типологизировать цивилизации.
Иметь представление: о возможности применения теории цивилизации в собственной научно-исследовательской деятельности.
Раздел(тема, занятие)2. Зарождение цивилизации
(название раздела)
Первичный тип цивилизаций. Культура бесписьменных народов первобытной общественной формации (аборигены Австралии, некоторые народы Океании, часть племён Африки и Южной Америки). Непрогрессивная форма существования сообществ бесписьменных народов в условиях первобытнообщинной общественно-экономической формации. Особенности менталитета и мышления человека первичной цивилизации. Человек и природа. Специфика духовной культуры: антропоцентризм, феномен веры, магия, традиционализм, синкретизм. Роль мифа в формировании первобытной культуры. Миф и магия. Магия и практическая деятельность. Магия и художественная деятельность. Доминантные символы первобытной культуры. Образно-эмоциональная природа первобытного мифологического сознания. Представления о времени и пространстве. Накопление полезных знаний. Регулирование общественных связей.
Протоцивилизации. Специфика культурного сообщества современных стран Тропической Африки. Роль мировых религий в достраивании духовных универсальных начал местных культур. «Африканизм» сегодня. Проблема синтеза культурных элементов.
Требования к компетентности:
Знать: особенности социально-экономического и политического устройства первичных цивилизаций и протоцивилизаций, характерной для них духовной культуры.
Уметь: различать особенности духовной и материальной культуры бесписьменных народов Австралии, Океании, Южной Америки и Африки.
Иметь навыки: применения знаний об основных культурных достижениях бесписьменных народов и протоцивилизаций в профессиональной деятельности.
Раздел(тема, занятие)3. Культура древних цивилизаций .
(название раздела)
Многообразие древних культур. Особенности социально-экономического и политического устройства древневосточных обществ. Власть и собственность. Иерархия и ранги. Ритуалы, обряды и церемонии как социально-интегрирующие факторы. Власть и знание. Открытие письменности. Роль традиции в древних культурах. Мифологическая картина мира. Представления о времени и пространстве. Соотношение сакрального и профанного в древнем мире. Влияние мифо-религиозных взглядов на регламентацию повседневности. Возникновение феномена философии и мировых религий.
Культуры древнего Египта и Междуречья: сходство и различия. Сосуществование и напластование этнических традиций в культуре Месопотамии. Человек в культуре древнего Востока: социальная практика и искусство.
Культура Палестины в древности. Историко-культурный фон становления иудаизма. Иудаистская религиозная философия. «Народ книги»: основные этапы становления иудаистского библейского канона. Иудаизм как образ жизни. Влияние иудаизма на повседневную жизнь и художественное творчество жителей Древней Палестины. Феномен пророчества в культуре Восточного Средиземноморья. Проблема культурного взаимодействия: культура евреев в эпоху эллинизма, иудео-христианский контакт.
Специфика цивилизационного процесса в древней Индии. Древнейшая культура долины Инда. Типологическое сходство с культурами Египта и Месопотамии. Формирование ведической индийской культуры. Буддизм и его роль в развитии индийской культуры. Индуизм как образ жизни. Варианты поведенческого плюрализма человека. Роль традиции в поддержании стабильности индийской культуры. Мир художественной культуры. Влияние индийской культуры на регион Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.
Китай как генетически автономный культурный очаг. Социокультурная специфика древнего Китая. Особенности китайской философии. Конфуцианство и формирование феномена "государственной культуры". Роль конфуцианства, даосизма и буддизма в сохранении традиционного характера китайской культуры. Представления традиционной китайской культуры о человеке, обществе и государстве. Научные достижения Древнего Китая. Китайская литература как феномен традиционной культуры. Доминирующее влияние культуры Китая на Азиатско-тихоокеанский регион. Японская культура как результат синтеза традиций японской самобытности и китайской культуры.
Специфика культуры арабо-мусульманского мира. Исламская культура и проблема наследования античных культурных традиций. Воздействие ценностей эллинистической традиции на характер исламской культуры. Элементы нетрадиционности в исламе. Ислам как вера, закон и правила социального поведения. Многообразие форм исламской регуляции. Шариат и регламентация быта и повседневности. Роль мусульманского права в регуляции частной и семейной жизни. Влияние ислама на мир художественного творчества.
Требования к компетентности:
Знать: особенности социально-экономического и политического устройства древневосточных обществ, характерной для них духовной культуры.
Уметь: делать выводы и обобщать, характеризуя конкретные типы и формы культуры Древнего Египта, Междуречья, Палестины, Индии, Китая, арабо-мусульманского мира, различать особенности и видеть общие черты в их культурно-историческом развитии
Иметь навыки: применения знаний об основных культурных достижениях древних цивилизаций Египта, Междуречья и Палестины в профессиональной деятельности. Иметь представление: о менталитете, культурных ценностях и религиозном сознании людей Востока и уметь применять эти знания в процессе межкультурного диалога.
Раздел(тема, занятие) 4. Античная цивилизация
(название раздела)
Истоки античной культуры. Проблема "греческого чуда". Инновационный характер античной культуры. Десакрализация традиции.
Полис как основа греческой культуры. Изоморфная структура социума. Десакрализация власти. Открытость и состязательность политический жизни. Публичное право. Частная собственность. Понятия гражданской доблести и частной жизни. Конкуренция и равенство. Нормативные требования простоты в быту и образе жизни.
Появление нового типа мышления. Умопостигаемость "космоса". Открытость культов. Становление античной рациональности и зарождение философии. Зарождение феномена науки. Идеал античной образованности. Феномен театра в культуре античности. Красота человека в греческом искусстве.
Исторические модификации античной цивилизации. Культура древнего Рима. Развитие ценностно-смыслового наполнения античной культуры. Эволюция частной собственности. Гражданские идеалы Древнего Рима. Письменная фиксация правовых норм. Варварство и цивилизация в мировоззрении римлян. Социальные функции религии. Эволюция понятия личности. Личность в искусстве Древнего Рима.
Трансформации античной культуры на рубеже тысячелетий. Возникновение христианства как синтез позднеантичной и иудейской традиций.
Константинополь и Рим: этно-историко-географическое пространство империи. Типологические черты византийской культуры. Полиэтнический характер византийского общества и открытость культурным влияниям. Греческое наследие и "ромейская образованность". Теократическая идея: единство христианской церкви и христианской государственности. Особенности социокультурной ситуации.
Требования к компетентности:
Знать: исторические модификации античной цивилизации и основные её достижения; культурно-историческое значение возникновения христианства и его влияние на культуру античного мира.
Уметь: различать особенности религиозных культов, гражданских идеалов, искусства, повседневной жизни Древней Греции, Рима и Византии.
Иметь навыки: ведения дискуссии о месте достижений античного мира в европейской культурной традиции и использования знаний о развитии конкретных наук в Древней Греции, Риме и Византии в преподавании соответствующих дисциплин и научных исследованиях.
Раздел(тема, занятие) 5. Европейская цивилизация в эпоху Средневековья
(название раздела)
Проблемы генезиса западноевропейской культуры. Вклад римско-византийского мира в становление культурного своеобразия западноевропейского Средневековья. Средневековая культура как синтез античных и варварских начал.
Христианство как фактор социокультурной интеграции в раннем Средневековье. Теоцентризм раннесредневекового социума. Символизм и аллегоризм мышления средневекового человека. Специфика средневекового хронотопа как результат взаимовлияния различных культурных традиций. Циклическое и линейное время. Ценностная ориентация человека раннего средневековья. Богатство, труд, накопительство, расчет как негативные ценности.
Основные типы культуры Средневекового Запада. Рыцарство и куртуазность. Влияние исламских традиций на культуру средневекового Запада. Ценностный перелом рубежа XII—XIII вв. Превращение труда и богатства в позитивные ценности. Модификация представлений о пространстве и времени. Создание светской городской культуры. Университетская учёность как альтернатива церковной системе образования. Особенности развития науки. Схоластика как метод познания. Быт и нравы средневекового общества. Средневековая литература как отражение эпохи. Эволюция стилевых направлений Европейского Средневековья.
Требования к компетентности:
Знать: особенности культурного своеобразия западноевропейского Средневековья; значение христианства для социокультурной интеграции в раннем Средневековье и развития культурного процесса в классическом и позднем Средневековье; основные достижения средневековой науки, образования, литературы и искусства.
Уметь: определять античные и варварские начала в средневековой культуре; характеризовать ценности, присущие культуре европейского Средневековья; называть особенности мышления, восприятия времени и пространства, характерные для данного периода; ориентироваться в стилевых направлениях.
Иметь представление: о значении достижений Средневековья для европейской культуры и том, как использовать знания о развитии культуры Европейского Средневековья в преподавании конкретных дисциплин и научных исследованиях.
Раздел(тема, занятие) 6. Европейская цивилизация в эпоху Ренессанса
(название раздела)
Происхождение термина «Возрождение». Проблема определения хронологических и географических рамок Европейского Ренессанса. Возрождение как промежуточная эпоха: сосуществование античных идеалов и средневекового мышления. Истоки Ренессанса. Формирование социальной базы ренессансной культуры. Начало культуры Возрождения как обращение к античному идеалу. Феномен имитации: "подражание античности" в науке, искусстве, политике.
Особенности ренессансной ментальности. Контрастность человеческой личности как модель социального поведения. Формирование личности нового типа в рамках узкого социального круга. Утопия как стиль мышления гуманистов. Индивидуализация личности как индивидуализация творчества. Титаны Ренессанса.
Ренессансная модель мира. Человек и природа. Пантеизм и натуральная магия. Формирование предпосылок опытного изучения природы и экспериментально-теоретического знания в культуре Ренессанса. Человек в искусстве итальянского Возрождения.
Мировоззренческие предпосылки Реформационного движения. Реформация и "возрождение старинного христианства". Протестантская концепция человека. Особенности Северного Возрождения.
Завершение процесса "внутренней колонизации" и выход европейской культуры за пределы исторических границ. Эпоха великих географических открытий и расширение возможностей межкультурного взаимодействия. Формирование идеологии европоцентризма.
Требования к компетентности:
Знать: специфику Возрождения как промежуточной эпохи; особенности ренессансной ментальности, модели мира и искусства; специфику движения Реформации и феномена Северного Возрождения.
Уметь: видеть в культуре Ренессанса сосуществование античных идеалов и средневекового мышления; раскрывать суть личности нового типа и путей её воспитания в культуре Возрождения; характеризовать традиции и новации в искусстве Ренессанса; соотносить Итальянское и Северное Возрождение; называть предпосылки и последствия Реформационного движения для мировой культуры.
Иметь навыки: ведения дискуссии о месте достижений Возрождения в мировой культурной традиции и заблуждениях европоцентризма; уметь использовать знания о менталитете, культурных ценностях и религиозном сознании приверженцев протестантизма в процессе межконфессионального диалога.
Раздел(тема, занятие) 7. Западная цивилизация в эпоху эпохи Нового времени
(название раздела)
Своеобразие эпохи Нового времени. Научная революция и возникновение новой картины мира. Изменение представлений о Вселенной. Сциентизм как мировоззренческая ориентация. Наука и техника как феномены новоевропейской культуры. Трансформация представлений о Боге и месте религии в жизни человека.
Апология разума в культуре Нового времени. Феномен Просвещения. Концепция естественных прав человека и автономии личности. Проблема воспитания и самовоспитания человека. Формирование идеала человека. Появление детской и молодежной субкультур в культуре городов. Модификация структур повседневности и отношения к телесности. Изменение отношения к смерти. Противоречивое единство рационального и эмоционального в художественной культуре эпохи Просвещения.
Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Промышленный быт. Регулярность рабочих ритмов. Четкое разделение "работы" и "жизни". Новое отношение ко времени. Позитивные ценности буржуазной эпохи. Эволюция городской семьи и семейного быта.
Нарастание культурной дифференциации европейского общества. Доминирующее влияние городской культуры на культуру деревни. Распад европейской народной культуры. Изменение картины мира, ценностных ориентации, повседневности и быта сельского жителя.
Массообразующие факторы индустриального общества конца XIX в. Механизм "культурного рынка". Становление массовой культуры. Индивидуация. Вариативность социальных ролей. Возможность выбора жизненного проекта. Появление развлечений для масс как "культовых эрзацев" и носителей новых образцов социального поведения.
Процессы культурного формообразования: романтизм, натурализм, критический реализм, импрессионизм. Развитие идей человека, среды, нравов в литературе и изобразительном искусстве Европы XIX века. Культурный перелом эпохи на рубеже XIX – XX веков. Культура декаденса.
Требования к компетентности:
Знать: в чём состоитсвоеобразие эпохи Нового времени, феномена Просвещения и декаденса; как происходило становление техногенного характера европейской цивилизации, массовой и городской культуры, личности нового типа; какими путями развивались процессы культурного формообразования.
Уметь: характеризовать новую картину мира Просвещения и достижения научной революции; аргументировано раскрывать суть трансформации представлений о Боге и месте религии в жизни человека, картины мира, ценностных ориентаций, повседневности и быта сельского и городского жителя; называть особенности стилевых черт искусства Нового времени.
Иметь представление: о трансформации идеала человека в европейской культурной традиции, подходах к воспитанию и образованию в новоевропейской культуре, эволюции представлений о правах и свободах гражданина и возможности использования историко-культурологического опыта в воспитальной и идеологической работе.
Раздел(тема, занятие) 8. Западная и восточная цивилизации в ХХ – начале ХХI века
(название раздела)
Глобальный характер процессов модернизации и вестернизации в XX веке. Начало процесса формирования глобальной культуры как общемировой системы. Неевропейские социумы: освоение феномена техники, индустриализация, урбанизация, смещение социальных барьеров. Высвобождение человека из рамок социокультурной зависимости. Утрата традиционного культурного контекста. Судьба национальных культур в ХХI веке. Кризис идеалов гуманизма и рационализма. Распад системы ценностей классической европейской культуры. Проблема поисков новой парадигмы развития. Авангард как культурная стратегия.
Феномен тоталитаризма и манипулирования сознанием в XX веке, культура и идеология. Культурная политика и культурная элита. Природа "неофициальной культуры". Тенденции развития массового общества в XX веке. "Профанная" среда в системе культуры. Формирование нового мифологического сознания. Массовая культура как "новая архаика". Рынок и социальный заказ как факторы динамики современной культуры. Распространение картины мира и ценностей массового общества на неевропейские цивилизации. Драматизм культурной самоидентификации индивида в "мозаичной" культуре постиндустриального общества. Мифология в контексте культуры ХХ века.
Завершение "проекта модерна" в европейской культуре. Ситуация постмодерна и проблема культурного релятивизма. Постмодернизм как констатация начала перехода европейской культуры в новое качественное состояние. Проблемы современной техногенной цивилизации и её перспективы. Человек и природа в ХХ веке. Возникновение экологической культуры. Идеалы «нового гуманизма» Римского клуба. Философия искусства ХХ века. Отражение идеалов постмодерна в художественном творчестве. Становление информационного общества. Проекты будущего.
Требования к компетентности:
Знать: специфику глобального характера процессов модернизации и вестернизации, суть переосмысления традиционного культурного контекста, роль массовой культуры, место тоталитаризма, особенности культурной самоидентификации индивида и развития художественной культуры в XX веке.
Уметь: соотносить процесс формирования глобальной культуры как общемировой системы и развитие национальных культур, массовое и элитарное в "мозаичной" культуре постиндустриального общества; раскрывать проблемы современной техногенной цивилизации и её перспективы, взаимодействие между человеком и природой в ХХ веке; характеризовать философию искусства ХХ века, отражение идеалов постмодерна в художественном творчестве, становление информационного общества.
Иметь навыки: характеристики социокультурных процессов в современном обществе; использования знаний о тупиках техногенной цивилизации для воспитания экологического сознания в контексте воспитательно-идеологической работы.
Раздел(тема, занятие)9. Региональные цивилизации
(название раздела)
Понятие региональной цивилизации. Дальневосточная цивилизация. Латиноамериканская цивилизация. Североамериканская цивилизация ХХ в. Африканская тропическая протоцивилизация. Доминирующее начало, сформировавшее региональную цивилизацию: природно-географическая среда, социокультурные факторы. Особенности синтезных типов культуры. Доминантное культурное ядро (культура конкретного народа, религия). Подверженность сильным перекрёстным влияниям. Многоликость политических форм организации. Значение процессов культурной ассимиляции.
Российская срединная евразийская цивилизация. Мифология и язычество древних славян. Центры восточнославянских земель. Крещение Руси и его влияние на древнерусскую культуру: заимствование религиозных, эстетических, философских, правовых представлений. Иерархические представления о мироздании и обществе, строгая кодификация отношений человека с другими и с миром. Церемониал и его роль в древнерусской культуре. Тип сознания древнерусского человека.
Монгольское завоевание и формирование евразийского социокультурного пространства. Особенности русской государственности. Идея монархии. "Третий Рим". Сакрализация верховной власти. Иерархический характер социальных связей. Складывание специфических черт русского быта.
Петровские реформы как попытка модернизации. Вестернизация как основной вектор петровских реформ. Воздействие реформ на культуру России. Трансформация ценностно-смыслового наполнения русской дворянской культуры. Феномен "внутренней двойственности" русской культуры. Специфика культурных заимствований. «Золотой век» русской культуры и его представители.
Обострение проблемы культурного самоопределения во второй половине XIX в. Дискуссия западников и славянофилов. Революционные демократы и почвенники. Модернизация русской культуры во второй половине XIX в. Триумф капитализма: социокультурные последствия.
"Серебряный век" как синтез традиционной русской культуры и западных влияний. Расцвет русской культуры в начале XX века. Художественный мир русского модерна.
Социалистическая революция как культурный проект. Культура и власть. Трансформация христианской идеи соборности в коммунистический идеал коллективизма. Феномен советской культуры.
Кризис коммунистической идеи. Проблемы и перспективы развития постсоветской русской культуры.
Требования к компетентности:
Знать: суть понятия «региональная цивилизация»; смысловое наполнениеосновных исторических этапов развития культуры России, специфику этноконфессиональной ситуации на русских землях в исторической ретроспективе, особенности русской государственности и искусства.
Уметь: характеризовать региональные цивилизации на конкретных примерах; характеризовать влияние язычества и христианства на культуру Древней Руси; раскрывать особенности сознания русского человека и присущей ему традиционной картины мира, ценностных ориентаций, повседневности и быта русских в различные исторические эпохи; называть особенности культурного развития и наиболее значимые достижения русской культуры периода Киевской Руси, Великого княжества Московского, Российской империи, советской и постсоветской России.
Иметь представление: о возможности использования культурных достижений российской цивилизации в научно-педагогической работе в рамках конкретных дисциплин.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|