Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 10





РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Кафедра языкознания и иностранных языков

 

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очной формы обучения

(направление подготовки 030900 – Юриспруденция

квалификация «бакалавр»)

 

 

Нижний Новгород

Автор:

Борисова Виолетта Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры языкознания и иностранных языков ПФ ФГБОУВПО «РАП».

Рецензенты:

Ипатова И.С., к.п.н., заведующая кафедрой языкознания и иностранных языков ПФ ФГБОУВПО «РАП»;

Рязанов П.А., к.ист.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин ПФ ФГБОУВПО «РАП».

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция квалификация «бакалавр».

 

Одобрен на заседании кафедры языкознания и иностранных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № 2 от 26.09. 2012 г.).



 

 

Утвержден Учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № 2 от 27 сентября 2012 г.).

 

© ПФ ФГБОУВПО«РАП», 2012

© Борисова В.С., 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………….6

Тематический план ……………………………………………………………...7

Программа курса………………………………………………………………....8

Тематический план практических занятий……………………………………11

Планы практических занятий…………………………………………………..12

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы студентов ……… ………………….26

Контрольное задание №1...................................................……….......................29

Контрольное задание №2 (тестовое).......................................................……….31

Литература ………………………………………………………………………41



Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………………..42

Приложения……………………………………………………………………...43

Приложение 1. Сводная таблица падежных окончаний I-V склонений….….46

Приложение 2. Сводная таблица латинских времен…………………........…47

Приложение 3. Крылатые латинские выражения и юридические термины.......49

ВВЕДЕНИЕ

 

Программа учебной дисциплины «Латинский язык» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения.

Изучение латинского языка является неотъемлемой частью профессионального юридического образования. Восходя, в конечном счете, к римскому праву, юридическая терминология, как и вся система современного права, насыщены словами латинского происхождения. Отсюда владение латынью дает возможность более осознанного оперирования терминологическим арсеналом юридической науки, как, впрочем, и любой науки вообще. Кроме того, это позволяет более осмысленно подойти к изучению самого римского права и его дальнейшей исторической модификации.

Целями данного курса являются:

- приобретение студентами практических навыков работы с латинско-русским словарем, чтения и перевода латинских текстов;

- осмысление и заучивание латинских юридических терминов и выражений, встречающихся в юридической литературе и употребляемых юристами, и наиболее известных крылатых выражений;



- формирование представления о роли латинского языка, как языка римского права, в профессиональном становлении юриста;

- развитие понимания студентами роли античной истории, науки и культуры в формировании мировой цивилизации.

В результате освоения дисциплины (согласно разделу V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата») студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- основы грамматического строя латинского языка;

- необходимое количество юридических формул, терминов и выражений, а также наиболее известных латинских крылатых выражений;

- значение и место латинского языка и античной культуры в общемировом культурном пространстве;

уметь:

- читать и переводить (со словарем) латинские юридические тексты с элементами морфологического анализа;

- употреблять в нужном смысловом контексте имеющиеся в учебном арсенале юридические формулы, термины, крылатые латинские выражения;

- производить этимологический анализ слов современного русского
(и, частично, основного иностранного) языка, имеющих корни в латыни.

Предмет изучается в рамках практических (аудиторных) занятий под руководством преподавателя и направляемой им же самостоятельной работы студентов. Закрепление материала и контроль его усвоения происходят путем выполнения студентами разного рода практических заданий, контрольных работ, а также связанных с небольшими экскурсами в античную историю и культуру устных выступлений.

В соответствии с требованиями стандарта, 20% аудиторных занятий (4 часа) должны проводиться в активных и интерактивных формах. В курсе «Латинского языка» это выполнение творческих заданий по «истории слова» (этимологический анализ), работа с крылатыми латинскими выражениями (работа в группах, игра «Брейн-ринг»).

Согласно плану, студенты должны выполнить 2 контрольных задания. По окончанию изучения курса формой итогового контроля является зачет.

Общая трудоемкость дисциплины - 72 часа (2 з. е.), из которых 18 часов (0,5 з. е.) составляют аудиторные занятия, 54 часа (1,5 з. е.) – самостоятельная работа и НИРС.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов (очная форма обучения)
Зачетные единицы - общая трудоемкость 2 з.е – 72ч.
Всего аудиторных занятий 0,5 з.е. - 18
Лекции -
Практические занятия 0,5 з.е. - 18
Контрольное задание
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 1,5 з. е. - 54
Форма итогового контроля Зачет

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п\п Разделы дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Формируемые компетенции Практические занятия Сам. раб., НИРС
1 СЕМЕСТР
1. LINGUA LATINA: происхождение, основные этапы развития. Латинский язык – язык римского права. ОК-3 ОК-5 ОК-7 ОК-12
2. Фонетика. Алфавит. Правила произношения и ударения
3.     Морфология. 1. Глагол: грамматические категории глагола. Основы и основные (словарные) формы глагола. Определение спряжения глаголов. Infinitīvus praesentis. Praesens indicatīvi actīvi et passīvi. Imperatīvus praesentis. Спряжение глагола esse. Глаголы сложные с esse. Спряжение глагола posse. Отложительные и полуотложительные глаголы. Система причастий. Gerundium. Gerundīvum. ОК-3 ОК-8 ОК-11
2. Грамматические категории существительного. Существительные I-V склонений. Словарная запись имени существительного. ОК-3 ОК-8 ОК-11
3. Прилагательные I-II склонений. Прилагательные III склонения. Согласование прилагательных с существительными. Словарная запись прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Синтаксические конструкции степеней сравнения. ОК-3 ОК-8 ОК-11
4. Местоимения: личные, возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные местоимения. Местоименные прилагательные. ОК-3 ОК-5 ОК-11
5. Числительные
6. Наречия
4. Синтаксис. Порядок слов в предложении. Употребление предлогов. Основные функции падежей. Синтаксис страдательной конструкции. ОК-3 ОК-5 ОК-7
  Всего:  
  Итого за год 72 ч. (2 з.е.)в т.ч. НИРС и зачет
           

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

 

Раздел I:

LINGUA LATINA: происхождение, основные этапы развития.
Латинский язык – язык римского права.

Происхождение, основные этапы развития языка. Средневековая латынь – язык права, науки, религии, культуры. Роль языка в формировании единого европейского пространства. Латынь – «мертвый» язык. Современное значение языка, его актуальность в образовании юриста.

 

Раздел II: Фонетика

Алфавит. Правила произношения латинских звуков и устойчивых звукосочетаний. Сочетания гласных: дифтонги (au, eu) и диграфы (ae, oe). Сочетания согласных: ngu, qu, su; ph, rh, th, ch. Произношение ti перед гласными.

Долгота и краткость слогов: правила определения длительности слога. Правила ударения.

 

Раздел III: Морфология

1. Глагол. Основные категории глагола: время (времена системы инфекта: Praesens, Imperfectum, Futurum I; времена системы перфекта: Perfectum, Plusquamperfectum, Futurum II); наклонение (indicatīvus – изъявительное, imperatīvus – повелительное, coniunctīvus – сослагательное); залог (actīvum et passīvum); лицо; число.

Определение основ инфекта, перфекта и супина. Основные (словарные) формы глагола: 1) Praesens indicatīvi actīvi persona I singulāris; 2) Perfectum indicatīvi actīvi persona I singulāris; 3) Supinum; 4) Infinitīvus praesentis actīvi.

Четыре спряжения латинских глаголов. Критерии спряжений.

Infinitīvus praesentis.

 

Praesens indicatīvi actīvi et passīvi. Личные окончания действительного и страдательного залогов.

Imperatīvus praesentis.

Неличные формы глагола. Причастия; герундий и герундив; супин: значение, функции, перевод.

Отложительные и полуотложительные глаголы.

Спряжение глагола esse и производных от него.

 

2. Имя существительное. Основные категории имени существительного: род, число, падеж, флексии – родовые и падежные.

Словарная запись имени существительного. 5 склонений латинского существительного. Окончание Gen. Sing. – практический признак склонения. Парадигмы окончаний существительных I-V склонений. Основные особенности склонений. Специфика склонения существительных среднего рода. Способы образования Nom. Sing.: сигматический и асигматический.

 

3. Имя прилагательное. Система прилагательных I-II склонений: словарная запись, особенности склонения.

Система прилагательных III склонения трех, двух и одного окончания: словарная запись, особенности склонения.

Согласование прилагательных с существительными.

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная (gradus comparatīvus) и превосходная (gradus superlatīvus) степени сравнения: образование, склонение. Аналитические степени сравнения. Супплетивные степени сравнения.

 

4. Местоимения. Личные, возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные местоимения. Особенности местоименного склонения. Местоименные прилагательные. Парадигмы склонения.

5. Числительные: количественные (numeralia cardinalia) и порядковые (numeralia ordinalia). Склонение и употребление числительных. Римский календарь.

 

6. Наречия: самостоятельные и производные. Способы образования производных наречий. Степени сравнения наречий.

 

Раздел IV: Синтаксис

Простое нераспространенное и простое распространенное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение прямое, дополнения косвенные.

Порядок членов предложения в простом распространенном предложении.

Синтаксис страдательной конструкции.

Предлоги. Предлоги, употребляющиеся только:

с генетивом (causā, gratiā и т.д.);

с аблятивом (a (ab, abs), de, sine, cum, e (ex), pro и т.д.);

с аккузативом (ad, ante, apud, contra, extra, inter, per, post, propter, trans и т.д.)

Предлоги, употребляющиеся с двумя падежами – либо с аблятивом, либо с аккузативом – в зависимости от вопросов «где?» и «куда?» (in, sub, super).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

№ п\п Темы дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Всего часов Практические занятия Самостоятельная работа
1 СЕМЕСТР
1. LINGUA LATINA: происхождение, основные этапы развития. Латинский язык – язык римского права. Алфавит. Правила произношения и ударения
2. Грамматические категории глагола. Основы и основные формы глагола. Определение спряжения глаголов. Infinitīvus praesentis. Praesens indicatīvi actīvi. Imperatīvus praesentis. Praesens indicatīvi глагола esse.
3. Грамматические категории существительного. Общий обзор системы склонений. Существительные I-II склонений. Предлоги. Чтение и перевод.
4. Прилагательные I-II склонений. Согласование прилагательных с существительными. Личные, возвратное, притяжательные местоимения. Числительные. Чтение и перевод.
5. Praesens indicatīvi passīvi. Ablatīvus auctōris. Ablatīvus instrumenti. Глаголы сложные с esse. Praesens indicatīvi глагола posse. Чтение и перевод.
6. Контрольное задание №1.
Существительные III склонения (согласный, смешанный, гласный тип). Accusatīvus duplex. Nominatīvus duplex. Чтение и перевод.
7. Прилагательные III склонения. Согласование прилагательных с существительными. Participium praesentis actīvi (PPA). Чтение и перевод.
8. Контрольное задание №2. -
Степени сравнения прилагательных. Синтаксические конструкции степеней сравнения. Наречия. Степени сравнения наречий. Указательные, относительные, вопросительные местоимения.
9. IV, V склонение существительных. Отложительные и полуотложительные глаголы. Интерактивная форма обучения
10. Gerundium. Gerundīvum. Герундивная конструкция. Lingua Latina – lingua mortua: pro et contra (заключительная беседа в интерактивной форме).
Всего за семестр
Итого за год 72 ч.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Практическое занятие № 1

LINGUA LATINA: происхождение, основные этапы развития. Латинский язык – язык римского права.
Алфавит. Правила произношения и ударения

1. Происхождение, основные этапы развития языка. Латинский язык – язык римского права.Современное значение языка, его актуальность в образовании юриста.

2. Латинский алфавит и его происхождение.

3. Правила произношения латинских звуков и устойчивых звукосочетаний.

4. Долгота и краткость слогов. Правила ударения.

5. Задания на закрепление пройденного материала[1].

 

Основная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

3. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

Дополнительная литература

1. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.* *

2. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

3. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

4. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

5. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

6. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

7. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

8. Подосинов АПодосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

9. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*.

 

Практическое занятие № 2

Грамматические категории глагола. Основы и основные формы глагола. Определение спряжения глаголов. Infinitīvus praesentis. Praesens indicatīvi actīvi. Imperatīvus praesentis actīvi. Praesens indicatīvi глагола esse.

1. Грамматические категории глагола: время, наклонение, залог, лицо, число.

2. Основные (словарные) формы глагола. Основы инфекта, перфекта
и супина.

3. Четыре спряжения латинских глаголов. Критерии спряжений.

4. Infinitīvus praesentis. Особенности формообразования.

5. Imperatīvus praesentis. Особенности формообразования. Imperatīvus praesentis глаголов dicĕre, ducĕre, facĕre, ferre.

6. Praesens indicatīvi actīvi. Личные окончания действительного залога. Особенности формообразования глаголов III спряжения.

7. Praesens indicatīvi глагола esse. Особенности спряжения.

8. Задания на закрепление пройденного материала.

Основная литература

1. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

2. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

3. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*.

Дополнительная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.*

3. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

5. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

6. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

7. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

8. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

9. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

 

Практическое занятие № 3

Грамматические категории существительного. Общий обзор системы склонений. Существительные I-II склонений. Предлоги.

1. Грамматические категории имени существительного.

2. Словарная запись имени существительного.

3. Пять склонений латинского существительного. Практический признак склонения.

4. Парадигма окончаний существительных I склонения.

5. Парадигма окончаний существительных II склонения. Особенности склонения существительных мужского рода на -us, -er и среднего рода на -um. Правило среднего рода.

6. Употребление латинских предлогов.

7. Задания на закрепление пройденного материала.

8. Чтение и перевод[2].

Основная литература

1. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

2. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

3. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*.

Дополнительная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.*

3. Борисова В.С. Латинская грамматика в тестах: Учебно-практическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2010.**

4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

5. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

6. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

7. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

8. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

9. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

10. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

Практическое занятие № 4

Прилагательные I-II склонений. Согласование прилагательных с существительными. Личные, возвратное, притяжательные местоимения. Числительные.

1. Прилагательные I–II склонений. Словарная запись прилагательных I-II склонений. Особенности склонения.

2.Согласование прилагательных с существительными.

3. Личные и возвратное местоимения. Притяжательные местоимения.

4. Латинские числительные: склонение и синтаксис. Римский календарь.

5. Задания на закрепление пройденного материала.

6. Чтение и перевод.

Основная литература

1. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

2. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

3. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

4. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*.

Дополнительная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.*

3. Борисова В.С. Латинская грамматика в тестах: Учебно-практическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2010.**

4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

5. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

6. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

7. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

8. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

9. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

Практическое занятие № 5

Praesens indicatīvi passīvi. Ablatīvus auctōris. Ablatīvus instrumenti. Глаголы сложные с esse. Praesens indicatīvi глагола posse.

1. Praesens indicatīvi passīvi. Личные окончания страдательного залога.

2. Синтаксические конструкции Ablatīvus auctōris, Ablatīvus instrumenti.

3. Глаголы сложные с esse. Praesens indicatīvi глагола posse. Особенности спряжения.

4. Задания на закрепление пройденного материала.

5. Чтение и перевод.

Основная литература

1. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

2. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

3. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*.

Дополнительная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.*

3. Борисова В.С. Латинская грамматика в тестах: Учебно-практическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2010.**

4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

5. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

6. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

7. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

8. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

9. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

10. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

 

Практическое занятие № 6

Рубежный контроль.

Существительные III склонения (согласный, смешанный, гласный тип). Accusatīvus duplex. Nominatīvus duplex.

1. Рубежный контроль.

2. Существительные III склонения: согласный, смешанный, гласный тип. Особенности склонения.

3. Способы образования Nom. Sing.: сигматический и асигматический.

4. Синтаксические конструкции Accusatīvus duplex, Nominatīvus duplex.

5. Задания на закрепление пройденного материала.

6. Чтение и перевод.

Основная литература

1. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

2. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

3. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

4. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*

Дополнительная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.*

3. Борисова В.С. Латинская грамматика в тестах: Учебно-практическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2010.**

4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

5. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

6. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

7. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

8. Жданова Е.В. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2011.**

9. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

10. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

11. Штунь А.И. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2012.**

 

 

Практическое занятие № 7

Прилагательные III склонения. Согласование прилагательных с существительными. Participium praesentis actīvi (PPA).

1. Прилагательные III склонения. Словарная запись прилагательных
III склонения трех, двух и одного окончаний. Особенности склонения.

2. Согласование прилагательных с существительными.

3. Образование Participium praesentis actīvi (PPA). Особенности склонения.

4. Задания на закрепление пройденного материала.

5. Чтение и перевод.

Основная литература

1. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

2. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

3. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

4. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*.

Дополнительная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.*

3. Борисова В.С. Латинская грамматика в тестах: Учебно-практическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2010.**

4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

5. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

6. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

7. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

8. Жданова Е.В. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2011.**

9. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

10. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

11. Штунь А.И. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2012.**

Практическое занятие № 8[3]

Степени сравнения прилагательных. Синтаксические конструкции степеней сравнения. Наречия. Степени сравнения наречий.

Указательные, относительные, вопросительные местоимения.

1. Образование степеней сравнения: сравнительная (gradus comparatīvus) и превосходная (gradus superlatīvus) степени сравнения. Особенности склонения.

2. Аналитические степени сравнения. Супплетивные степени сравнения.

3. Наречия: самостоятельные и производные. Способы образования производных наречий. Степени сравнения наречий.

4. Указательные, относительные, вопросительные местоимения.

5. Задания на закрепление пройденного материала.

Основная литература

1. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

2. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

3. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

4. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*.

Дополнительная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.*

3. Борисова В.С. Латинская грамматика в тестах: Учебно-практическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2010.**

4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

5. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

6. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

7. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

8. Жданова Е.В. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2011.**

9. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

10. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

11. Штунь А.И. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2012.**

 

 

Практическое занятие № 9

IV, V склонение существительных.

Отложительные и полуотложительные глаголы. Словарная запись, особенности спряжения.

1. Практический признак IV склонения. Парадигма окончаний.

2. Практический признак V склонения. Парадигма окончаний.

3. Отложительные и полуотложительные глаголы. Словарная запись, особенности спряжения.

4. Задания на закрепление пройденного материала.

5. Игра «Брейн-ринг».

Цели игры:

1. Формирование положительного отношения к изучению латинского языка.

2. Расширение кругозора студентов.

3. Привитие интереса к языку и мировой культуре.

 

Задачи игры:

1. Развивать у студентов навыки самостоятельной работы.

2. Создавать эмоциональное состояние занимательности и интереса.

3. Развивать познавательный интерес к античной истории и римскому праву.

4. Содействовать эстетическому воспитанию студентов при знакомстве с великими людьми и элементами мировой культуры.

 

Подготовка к игре:

1. В каждой группе формируются 4 команды.

2. Командами заранее подготавливаются вопросы (будет задано по 5 вопросов от команд, однако в целях избегания повторов готовить следует большее количество вопросов).

3. Вопросы для проведения игры предполагают цитату (тематический подбор или продолжение), установление авторства цитаты, дериваты, перевод и т.д..

Проведение игры:

1. Команды находятся за игровыми столами одновременно.

2. Игра состоит из двух этапов:

1 – вопросы от ведущего (преподавателя),

2 – вопросы игроков одной команды – остальным.

3. На обдумывание дается одна минута.

4. При правильном ответе игра останавливается и присуждается очко за ответ, при неправильном ответе другие команды имеют 20 секунд времени.

5. Победившей командой станет та, которая наберет большее количество правильных ответов.

6. Ведущим игры является преподаватель; он же оценивает ответы команд.

7. В среднем игра рассчитана на 45-60 минут.

 

Основная литература

1. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**

2. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.

3. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006*.

4. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003*.

Дополнительная литература

1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007.*

2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов. – Н. Новгород, 2012.*

3. Борисова В.С. Латинская грамматика в тестах: Учебно-практическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2010.**

4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2009.**

5. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических ВУЗов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**

6. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**

7. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.

8. Жданова Е.В. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2011.**

9. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.

10. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 1995.

11. Штунь А.И. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2012.**

 

 

Практическое занятие № 10

Gerundium. Gerundīvum. Герундивная конструкция.

1. Gerundium: образование, склонение, перевод. Падежные формы герундия.

2. Gerundīvum: образование, склонение, перевод. Синтаксис герундивной конструкции.

3. Зад

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.