Сделай Сам Свою Работу на 5

Платежный баланс и его структура.





ПБ – соотношение сумм платежей, произведенных данной страной за границей и поступлением из-за границы за определенный период времени. Он представляет собой количественное и качественное выражение структуры характера внешнеэкономических связей страны (ВЭС). Операции Центрального Банка Р.Ф. отражаются в сводном балансе, в котором к активам относят: золото, ин.валюта, наличные деньги в кассах, кредиты Мин. финансов Р.Ф., операции с ценными бумагами, кредиты, межгосударственные расчеты и прочие активы. К пассивам относятся: уставный капитал, резервные фонды, валютные счета, наличные деньги в обращении, средства коммерческих банков, средства бюджетов и клиентов, средства в расчетах и прочие пассивы (казначейство открывает соотв. счета, через которые осуществ. кассовые операции).

Платежный баланс состоит из 2-х частей: 1. Баланс текущих операций; 2.Баланс движения капиталов. Баланс текущих операций включает торговый баланс и баланс услуг. В отличие от других балансов международных расчетов платежный баланс внешнеарифметически уравновешен, т.к. любая сделка регистрируется по методу двойной записи, как определенная форма экономических отношений с одной стороны, и как указатель источника средств с другой, за счет которой возникает денежное требование и обязательства в данном периоде. Баланс движения капиталов и кредитов выражается отношением ввоза и вывоза за опред. период времени капитала.



Структура платежного баланса:

I. Баланс текущих операций: 1) Торговый баланс: а. экспорт б. импорт. 2)Баланс услуг и некоммерч. платежей – баланс «невидимых» операций. II. Баланс движения капиталов и кредитов.

Баланс «невидимых» операций объединяет платежи и поступление по различным по форме и экономическому содержанию услугам и некоммерческим операциям. В их числе: транспортные перевозки, связь, страхование, комиссионные операции, международный туризм, деловые поездки, культурный обмен, лицензии, тех.помощь, гонорары, изобретения, военные расходы за границей и др.

Баланс движения капиталов и кредитов – соотношение платежей и поступлений по ввозу и вывозу частных и государственных капиталов, по полученным и предоставленным кредитам. Движение предпринимательского капитала осущ. в форме прямых заграничных инвестиций (в предприятия) и портфельных капитальных вложений (в ценные бумаги). Межд. движение ссудного капитала происходит в форме долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных кредитов.



55. Торговый баланс.Т.Б. – соотношение стоимости экспорта товаров из страны со стоимостью импорта за опред. промежуток времени. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Поскольку значит. часть внешней торговли осущ. в кредит, сущ. различия между показателями торговли, платежей и поступлений фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хоз-ве, характера ее связей с партнерами и общеэкон. политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экон. развития, активный торговый баланс необходим, как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран – Японии, Германии активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций страны. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленно развитых стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса в США с 1971 г. объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Зап. Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Ю. Кореи и др.) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося МРТ более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в т.ч. в США. Пассивное сальдо торгового баланса возникает, если импорт превышает экспорт товаров.



56. Государственное регулирование ВЭД в России. Во всех странах ВЭД рассматривается как часть внешней политики государства, а также национально-экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства. Основные принципы гос. регулирования ВЭД в РФ: 1. Единство внешнеэкон-й политики как части внешней политики России. 2. Единство системы госрегулирования в ВЭД и контроля за ее осуществлением. 3. Единство таможенной территории РФ. 4. Приоритет экономических мер регулирования. 5. Равенство всех участников ВЭД и их недискриминация. 6. Защита государством прав и законных интересов участников ВЭД. 7. Исключение неоправданного вмешательства гос-ва и его органов во ВЭД, нанесение ущерба ее участникам и экономики страны в целом. Гос. регулирование ВЭД осущ. с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешнеэкономические связи может быть систематизировано: 1) от направленности действия: а) протекционистские, б) либерализационные. Протекционистские направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Либерализационные в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговли, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и политике государств эти 2 противоречивые тенденции. 2) От характера воздействия на экономические процессы делятся на: а) административные б) экономические. Административные – меры прямого ограничения экспорта или импорта (установление квот, лицензий, эмбарго). Экономические – меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы участников (установление тамож. пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют). В России происходит постепенный отказ от административных мер и переход к экономическим. 3) От характера и разновидности приемов меры делятся на: таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные меры регулируются Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе».

57. Нормативно-законадательная база в РФ.В России приняты федеральные законы, регулирующие отношения внешней торговли: 1. Федеративный закон от 13.10.1995 г. «О госрегулировании внешнеторговой деятельности с изменениями и дополнениями, внесенными федеративными законами №96-ФЗ от 8.07.1997 г., и №32-ФЗ от 10.02.1999 г.». 2. Федеративный закон от 14.04.1998 г. «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». 3. Федеративный закон от 9.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в РФ». 4. Федеративный закон от 18.07.1999 г. «Об экспортном контроле». 5. Закон РФ от 9.10.1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции федеративных законов №192 ФЗ от 29.12.1998 г.» и №128 ФЗ от 5.07.1999 г. 6. Таможенный кодекс РФ и др. 7. Постановление Правительства РФ №479 от 1.04.1996 г. «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» и др. постановления. Внешнеторговая деятельность в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Целями этих законодательных актов являются: защита экономического суверенитета, 2. Обеспечение экономической безопасностью РФ, 3. Стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности. 4. Обеспечение условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику. Основными принципами госрегулирования внешнеторговой деятельности в РФ явл.: 1. Единство внешнеторговой политики, 2. Единство системы гос. регулирования ВТД (внеш. торг. деят-ть). 3. Единство политики экспортного контроля. 4. Единство тамож. территории РФ, 5. Равенство участников ВТД. Президент РФ в соотв. с Конституцией РФ и Федеративными законами: 1) осущ-ет руководство государственной внешнеторговой политикой РФ, 2) Включает раздел о государственной внешнеторговой политике в ежегодное послание Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. 3) регулирует сотрудничество в военно-технической области 4) определяет порядок экспорта драг. металлов, камней и др. 5) в праве вводить признанные междунар. правом экономические санкции. Правительство РФ: 1) Обеспечивает проведение в РФ единой гос. Внешнеторг. политики РФ и осуществл. меры по ее реализации. 2) Разрабатывает и представляет на утверждение Федеральному собранию РФ федеральную программу развития ВТД. 3) Принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ. 4. Вводит количественные ограничения экспорта и импорта.

58. Структура экспорта РФ. В российском экспорте реализует­ся по существу инерционный сценарий. Действительно, основу современного российского экспорта продолжают со­ставлять энергоносители и сырье. Их доля в Э002 г. составила более 70%. Они и в прошлом занимали преобладающее мес­то в экспорте нашей страны, но к настоя­щему времени стали по сути определяю­щим и самодовлеющим источником разви­тия нашей страны, доходов ее бюджета.

Во-первых, по конкурентоспособ­ности ряда основных товаров своего топливно-сырьевого экспорта Россия зани­мает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. Например, рос­сийская нефть залегает по большей части в труднодоступных северных районах со сложными условиями эксплуатации и транспортировки, затраты на ее добычу и поставку многократно выше, чем, скажем,

на Ближнем Востоке или в Мексиканском заливе и более-менее сопоставимы с рас­ходами по разработке месторождений на шельфе западного североморья.

Практически вынужденный харак­тер носит экспорт из России цветных ме­таллов и минеральных удобрений. По их потреблению мы и раньше значительно уступали развитым странам. А теперь, даже при сократившихся объемах произ­водства, вынуждены вывозить их в широ­ких масштабах за рубеж из-за отсутствия платежеспособного спроса внутри стра­ны.

Во-вторых, сама ориентация на преимущественное развитие экспортно­го производства" топлива и сырья монопо­лизирует позиции этих отраслей в инвес­тициях, использовании трудовых и финан­совых ресурсов в ущерб обрабатывающим отраслям и АПК. Доля ТЭК и металлургии в общем объеме промышленной продук­ции возросла с 36% в 1991 г. до 49% в настоящее время, в то время как доля ма­шиностроения и легкой промышленности сократилась с 30 до 19%.

В-третьих, высокая доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в экс­порте ставит российскую экономику в крайнюю зависимость от мировой конъ­юнктуры цен на эти товары и ведет к до­вольно значительным разбросам в вари­антах динамики ВВП и других макроэко­номических показателей, разрабатывае­мых управленческими структурами стра­ны.

В последние годы перечень рос­сийских сырьевых экспортных товаров пополнился материалами и полуфабрика­тами, производимыми в отраслях, имею­щих наиболее отрицательное влияние на экологию (металлургия, целлюлозно-бу­мажная, цементная промышленность, ба­зовая химия]. Таким образом, общая доля топливно-сырьевых товаров, материалов и полуфабрикатов сегодня в российском экспорте достигает 85%. В то же время изделия обрабатывающей промышленно­сти, особенно продукция машиностроения,

представлены в нем намного скромнее, чем позволяет вся совокупность имеюще­гося индустриального, научно-техничес­кого и кадрового потенциала страны.

О крайне слабых позициях россий­ского машинотехнического экспорта свидетельствуют следующие сравнения: если в экспорте России доля машин и оборудования составляет около 11%, то в мировом экспорте она уже достигла 40%, в США - 48, Германии - 50, Япо­нии - 70%. Что касается объемов, то у России они ниже соответствующего по­казателя Южной Кореи в 6,5 раза, Ма­лайзии в 5,5 раза, Таиланда в 2,5 раза. При наличии крупной научной базы Рос­сия занимает на мировом рынке высоко­технологичной продукции лишь 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%.

59. ИНКОТЕРМС – международные правила толкования эконом. терминов.Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах. Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как "Инкотермс 1936". Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и в настоящее время в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли. Следует подчеркнуть, что сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное программное обеспечение). Наиболее часто в практике встречаются два варианта неправильного понимания Инкотермс. Первым является неправильное понимание Инкотермс как имеющих большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи. Вторым является иногда неправильное представление о том, что они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.

Как всегда подчеркивалось Международной торговой палатой, Инкотермс имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах. В то время как экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи - где необходим не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки, страхования и финансирования - Инкотермс относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи.

В течение процесса редактирования, который занял примерно два года, Международная торговая палата постаралась привлечь широкий круг работников мировой торговли, представленных различными секторами в национальных комитетах, через посредство которых работает Международная торговая палата, к высказыванию своих взглядов и откликов на последующие проекты. Результатом этого диалога явились Инкотермс 2000, в которые, как может показаться, в сравнении с Инкотермс 1990 внесено незначительное количество изменений. Понятно, однако, что Инкотермс теперь признаны во всем мире, и поэтому Международная торговая палата решила закрепить это признание и избегать изменений ради самих изменений. С другой стороны, были приложены значительные усилия для обеспечения ясного и точного отражения практики торговли формулировками, используемыми в Инкотермс-2000.

60. Протекционизм во внешней торговле.Внешнеторг. политика представляет систему экономич-х, организационных, политических мер по развитию торговых отношений, которые включают в себя определение объема внеш. торговли, опред-е географич. структуры экспорта и импорта. 1) Протекционизм. 2) Политика свободной торговли. Протекционизм – защита посредством введения тамож. тарифов. Протекционизм наоборот – свободный ввоз товаров, все пошлины убираются для наполнения нац. рынка (краткосроч. стратегия). Протекционизм подразумевает систему взаимосвяз. мер внутр. и внешней экономич. политики, где в кач-ве инструмента исп-ся тарифные и нетарифные методы регулирования. Таможенные пошлины – гос. денежн. сборы или налоги, взимаемые через тамож. управления с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны. Нетарифные ограничения делятся на: - количественные, - неколичественные. Количественныеквотирование. Глобальная квота – когда доля продукции, разрешенная к вывозу, определяется рамками международных соглашений. Индивидуальная квота определяет объем, который разрешается ввозить или вывозить из отдельных стран. Тарифная квота – указ-ся количество товара, котор. ввозится и вывозится по сниженным ставкам. Добровольное ограничение экспорта – метод гос. регулирования внеш. торговли, при котором один из партнеров по внешнеторг. связям обязывается ограничить или не расширять объем экспорта. Используется в кач-ве уступки страны в обмен на экономич., технич., военную помощь. Демпинг – продажа продукции по сниженным ценам, часто ниже себестоимости для завоевания рынка. Лицензирование – мера оперативного гос. регулирования ВЭС на опред. периоды времени по отд. странам и по отд. товарам. К неколичественным относят: валютные ограничения, сложная тамож. процедура, высокие требования к соответствию экспортированных товаров национальным, техническим и санитарным стандартам; внутр. сборы и налоги по импортир. товарам, жесткое антидемпинговое законодательство.

Протекционистские меры направлены на защиту внутр. рынка государства от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внеш. торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.

61. Выход фирмы на внешний рынок: цели, этапы, условия, способы.Основание для выхода фирм на внешний рынок рассматривается прежде всего на внутрифирменном уровне (хотя имеют значение национальные и глобальные соображения). Мотивы выхода на внеш. рынок: 1. высокая конкуренция 2. неблагоприятные для фирмы нац. политика, экономическая и соц. политика и т.д. 3. потребность в расширении деятельности фирмы 4. стремление получить возможность для маневра ресурсов, ослабить зависимость от конъюнктуры внутреннего рынка. 5. стремление установить контакты с зарубежными фирмами и получить доступ к более передовым технологиям. 6. стремление восстановить традиции, почему-либо прерванные связи. 7. возможность получения льгот при участии в проектах содействия международным связям. Выходя на внешний рынок, фирма должна ответить самой себе на ряд вопросов: 1. выходить ли вообще на внешний рынок, 2. какие цели преследует 3. какие возможности и угрозы при этом открываются, 4. на рынок какой страны выходить 5. какую стратегию избрать 6. как перестроить собственную стратегию, 7. как перестроить систему менеджмента. Экономич. спад диктует условия, выходить ли на внешний рынок. Параметры выхода на рынок: экономическая среда – необх. изучить экономич. условия данной страны, нужен ли ей данный товар, узнать, какие таможенные пошлины и сколько можно вывезти товара в какую-либо страну, нужно изучить политическую среду, культуру. Для транс-национ. компаний – ТНК – характерно изучение мира как единого целого рынка.

Методы выхода на внешний рынок:

Решив заняться сбытом в той или иной стране, фирма должна выбрать наилучший способ выхода на избранный рынок. Она может остановиться на экспорте, совместной предпринимательской деятельности или прямом инвестированииза рубежом. (Стратегические подхо­ды перечислены впорядке возрастанияобъема обязательств и риска. Заметим, однако, что возможная4 прибыль пропорциональна риску.) Экспорт.Самым простым способом выхода на зарубежный рынок является экспорт. Нерегулярный экспорт — это пассивное вовлечение нарынок, когда фирма время от времени экспортирует свои излиш­ки и продает товары местнымоптовикам, представляющим зарубеж­ные фирмы.Активный экспорт имеет место в тех случаях, когда фир­ма задается целью расширитьсвоиэкспортные операции на конкрет­ном рынке.. Фирма может экспортировать свойтовар двумя способами: восп-ся услугами независимых межд. маркетинг. посредников (косвенный экспорт) или проводить экспортные опера­ции самостоятельно(прямой экспорт). Совместная предпринимательская деятельность.Еще одним общим направлением выхода на зарубежный рынок является соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера в целях создания производственных и маркетинговых мощностей. Совмест­ная деятельность отличается от экспорта тем, что формируется парт­нерство, в результате которого за рубежом создаются производствен­ные мощности.

Лицензирование. Это один из наиболее простых путей вовлечения производителя в международный маркетинг. Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента или какой-либо иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Подрядное производство. Еще один вариант совместной деятельно­сти — заключение контракта с местными производителями на вы­пуск товара. Недостаток подряд­ного производства — меньший контроль фирмы за процессом произ­водства и потеря связанных с этим производством прибылей. В то же время подряд дает фирме возможность развернуть деятельность быс­трее, с меньшим риском и с перспективой стать партнером местного производителя или купить его предприятие. Управление по контракту. В этом случае фирма представляет зару­бежному партнеру «ноу-хау» в области управления, тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, фирма экспортирует не то­вар, а скорее управленческие услуги. Этим методом пользуется фир­ма «Хилтон» для организации работы отелей в разных частях света. Управление по контракту на некоторое время лишает фирму воз­можности развернуть собственное предприятие. Совместное владение. Предприятие совместного владения, или со­вместное предприятие, создают для объединения усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала. Вкладчики совместно владеют и уп­равляют таким коммерческим предприятием. Зарубежный инвестор может купить долю в местном предприятии, местная фирма может купить долю в уже существующем местном предприятии зарубежной компании либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие. Совместное предприятие может ока­заться необходимым или желательным по экономическим или поли­тическим соображениям. У фирмы может недоставать финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проек­та в одиночку. А возможно, совместное владение является условием, которым правительство оговаривает допуск на рынок своей страны. • Практика совместного владения имеет определенные недостатки. Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложе­ний, маркетинга и прочих принципов деятельности. Прямое инвестирование.Наиболее полная форма вовлечения в де­ятельность на зарубежном рынке — помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предпри­ятий.

62. Выбор и поиск контрагентов при внешнеторговой сделке. Любая внешнеторговая операция российского предприятия начинается с выбора иностранного партнера – контрагента. Правильный выбор контрагентов в конечно счете, эффективность внешнеэкон. связей во многом зависят от фирменной структуры конкретной отрасли, роли ведущих фирм на мировом и национальном товарных рынках, организациях и правовых форм деятельности зарубежных фирм, методов их сбытовой деятельности, финансовых и производственных возможностей и ряда др. факторов. Изучение иностр. фирм – это составная часть конъюнктурно-экономической работы в целом. Удачный выбор контрагента поможет избежать неприятных недоразумений и финансовых потерь. В странах с рыночной экономикой отработана четкая классификация фирм. Фирма – это обособившаяся в процессе разделения труда хозяйственная единица современного капиталистического хоз-ва. Классификация фирм: 1. по виду хозяйственной деятельности и характеру операций: а. Промышленные б. Сельскохоз-е и агропромышл-е, в. Торговые (операции купли-продажи могут входить в рынок сбыта промышленных фирм либо независимыми торговыми посредниками, г. Строительные, д. Транспортные (вызванные развитием совр. видов транспорта), е. Страховые, ж. Инжиниринговые, з. Лизинговые, и. Банковские. 3 последние фирмы – производящие операции с ценными бумагами и недвижимым имуществом. 2. По характеру собственности: а. Государственные, б. Государственно-частные, в. Частные. 3. По принадлежности капитала: а. национальные, б. смешанные, в. международные.

Поиск и выбор контрагента – важный и сложный процесс, как для поставщика, так и для потребителя. Он предполагает выбор стран и фирм, наиболее предпочтительных для сбыта или закупки продукции. 1 стадия: составление списка стран, которые могут быть потенциальными покупателями (информация спец. организаций о странах мира, страны, с которыми вы уже имели дело). 2 стадия: сокращение списка потенциальных контрагентов (определение стран – основных экспортных рынков вашей страны, геогр. положение, анализ ВНП – стран – потенциальных контрагентов). 3 стадия: выбор 3-х наиболее предпочтительных стран (интуиция, детальный анализ, оценка перспектив). Выбор фирм-контрагентов зависит от характера и предмета сделки экономического потенциала страны, конъюнктуры и емкости рынка. Учитываются и такие факторы, как наличие межправительственных торговых соглашений, характер деятельности фирм, ее репутация, длительность торговых отношений и предлагаемые условия сделки. Информация и фирмах систематизируется путем составления информац-х карт.

63. Роль заграничных посредников в ВЭД.Торговое посредничество – неотъемлемая часть рыночной экономики. Посредники – лица, соединяющие стороны, желающие заключить сделку. Посредники действуют в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров. В кач-ве посредников могут выступать как отдельные лица, так и учреждения (брокеры, дилеры, маклеры). Цель привлечения посредников – повышение экономичности внешнеторговых операций, например при экспорте торговый посредник освобождает производителя товаров от многих обязанностей, связанных с реализацией этого товара. Посредник доставляет товар в страну-импортера, сортирует, упаковывает, подбирает товар по ассортименту, стремится приспособить его к запросам рынка. Таким образом, экспортер (производитель) использует опыт и знания посредника, чтобы закрепиться на иностранном рынке, в то же время он экономит средства, которые потребовались бы ему для развертывания собственной сбытовой сети в стране импортера. Участие посредников повышает экономичность операции: 1. возрастает оперативность в сбыте товаров, в рез-те за счет ускорения оборота капитала увеличивается прибыль. 2. Техническое обслуживание, сокращение сроков поставок с промежуточных складов способствует повышению конкурентоспособности. 3. создание и развитие сбытовой сети преуспевающими посредниками экономит средства экспортера. 4. Специализация посредников обычно на массовом сбыте определенных товаров позволяет снизить издержки обращения на единицу реализуемого товара и дает доп. коммерческую прибыль. Дистрибьюторские услуги – комплекс маркетинговых и посреднических услуг, предоставляемых при покупке оборудования и ноу-хау, а также услуг по установке и наладке оборудования, обучению и консультированию пользователей.

 

70. Виды цен и особенности ценообразования на междунар. рынках. В целом ценообразование на мировом рынке подчиняется тем же закономерностям, что и на внутреннем. Но есть своя специфика. На межд. рынке более сложная конъюнктура.

Ценообразование зависит от типа рынка:

1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции, 2. Рынок чистой монополии, 3. Рынок монополистической конкуренции, 4. Рынок конкуренции немногих поставщиков (олигополия). Нужно отметить: на практике не встречается какого-л. рынка в чистом виде.

Виды цен, используемых на мировых рынках: 1. цена равновесия (теоретическая цена). Она рассчитывается в сравнительно простых случаях, когда речь идет о торговле опред. товаром между 2 странами. В этом случае в каждой из стран сущ. своя, внутренняя цена на данный товар. Торговля порождается перепадами между этими ценами. При перетекании товаров из страны с более низкими ценами в страну с более высокими, цены в одной из них повысятся, а в другой понизятся и установится цена равновесия. Условием для этого является абсолютная свобода международной торговли. 2. контрактная цена, т.е. цена, установленная в ходе переговоров между 2 партнерами из разных стран. 3. биржевые котировки, т.е. цены складываются в ходе спекуляций на товарных биржах, где множество продавцов взаимодействуют с множеством покупателей. 4. аукционная цена, здесь один продавец и множество покупателей, которые конкурируют друг с другом. 5. цена торгов, когда один покупатель и много конкурирующих между собой продавцов. Торги объявляются, например, на оборудование. 6. мировые цены – цены крупных экспортеров, которые принимаются за основу остальными участниками мировых рынков. Носят неформальный характер. В отдельных случаях за мировую цену принимаются цены крупных импортеров или котировки крупнейших бирж и аукционов. 7. Справочные цены – фактически сложившиеся на сегод. день цены, публикуемые в прессе или в специальных справочниках. 8. «скользящая» цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается. Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости. 9. Монопольная – рыночная цена, склад-ся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Цены устанавливаются значительно выше среднего уровня. Монополистические цены исп-ся для извлечения доп. прибыли. Проникая на новый для себя рынок, фирма выбирает для себя ту или иную ценовую стратегию: 1. проникновение – применяется, когда фирма в состоянии выбросить на рынок большое кол-во товарных единиц при сравнительно низкой себестоимости. Спрос на данный товар д.б. высоко эластичным. Заключается эта стратегия в относительно низких ценах, которые могут быть повышены в последствии, когда фирма закрепится на рынке. 2. демпинговая стратегия – подавление конкурентов; при демпинговых ценах – цена на товар обычно ниже себестоимости. 3. стратегия «снятия сливок» - противоположна стратегии проникновения. При низкой эластичности товара, при сравнительно небольших объемах пр-ва и торговли, при известной товарной марке имеет смысл при проникновении на новый рынок, чтобы впоследствии цену снизить. 4. ценовая дифференциация – когда рынок разбивается на сегменты, и для каждого сегмента назначаются свои цены. При этом убыток в одном сегменте может покрываться прибылями в другом (в качестве сегментов могут рассматриваться разные страны. 5. ценовое варьирование – близко к предыдущему, но здесь речь идет не о глубоком сегментировании одного товара, а разнообразии предлагаемых товаров и их цен. 6. Нелидерские стратегии – т.е. приспособление к ценам конкурентов, например, на монополизированных рынках или когда фирма не чувствует за собой конкурентной силы. Такая стратегия не принесет большой прибыли, но зато сокращается риск и сущ. др. преимущества.

 

 

64. Структура и содержание внешнеторгового контракта.Требования в форме внешнеторгового договора установлены в части 1 и 4-й Венской конвенции и обязательны для всех участников, независимо от того, приняли они ее или нет, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Венская конвенция вступила в силу с 1988 года. Она состоит из 4-х частей и 101 статьи. Она регулирует отношение по вопросам, связанных с заключением договоров и с их исполнением, ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение. Договор купли-продажи товара в международной практике называется контрактом. При заключении внешнеторговой сделки стороны должны определиться: право какого гос-ва будет применяться для выбора форм заключения сделки, прав, обязанностей сторон и урегулирование споров. В контракте купли-продажи обязат. условием явл. переход права собственности на товар от продавца к покупателю. До заключения контракта необходимо выяснить следующее: 1. разрешен ли ввоз, вывоз товара на территорию страны. 2. облагается ли товар экспортной, импортной пошлиной и ее размер. 3. попадает ли товар под режим лицензирования или квотирования. 4. требуется ли получение санитарных, ветеринарных и экологических сертификатов. 5. какие документы необходимы для обеспечения пропуска товара за границу. При составлении контракта и согласования его условий с партнерами проверяют: действует ли в отношениях между Россией и страной-контрагентом международные договоры, устанавливающие режим торговли. Все условия контракта можно рассматривать с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя и с точки зрения их универсальности. Структура контракта:1. Преамбула. 2. Содержание операции, 3. Количество товара 4 Качество товара, 5. Базовые условия поставки 6. Цена 7. Платежи, 8. Документы для оплаты, 9. Срок и дата поставки 10. Упаковка, 11. Маркировка 12. Порядок отгрузки, 13. Транспортные условия, 14. Приемка/сдача товара 15. Реклама 16. Форс-мажор (непредвид. обстоят-ва), 17. Страхование, 18. Арбитраж, 19. Санкции, 20. Лицензии, 21. Прочие условия, 22. Юридич. адреса, 23. Подписи сторон.

При купле-продаже машин и оборудования в контракт добавляются такие пункты как технические условия, техническая документация, техническое обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание. Обязательные условия контракта: № пунктов структуры контракта (см. выше): 2,3,4,5,6,7,15,19,22. Если одна из сторон не выполняет эти условия, то другая вправе расторгнуть контракт и требовать возмещения убытка. Доп. условия (№ пунктов: 10,11,14, 16,17,18,21). При неисполнении этих пунктов сделка не расторгается, а с виновника взыскиваются штрафные санкции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.