кафедры культурологии и русского языка
Тест
по дисциплине
"Русский язык и культура речи"
г. Санкт-Петербург
2006 г.
Тестирование
1. Определите функционально-стилистическую окраску слова стукач в синонимическом ряду «доносчик, стукач, осведомитель»:
П: разговорный
научный
официально-деловой
нейтральный
2. Определите функционально-стилистическую окраску слова содействовать в синонимическом ряду «помочь, содействовать»:
разговорный
научный
П: официально-деловой
нейтральный
3. Определите функционально-стилистическую окраску слова жить в синонимическом ряду «жить, проживать»:
разговорный
научный
официально-деловой
П: нейтральный
4. Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова лицо в синонимическом ряду «лицо, физиономия, лик, мурло»:
шутливое
неодобрительное
грубое
пренебрежительное
П: нейтральное
высокое
5. Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова начертать в синонимическом ряду «написать, начертать, нацарапать»:
шутливое
неодобрительное
грубое
пренебрежительное
нейтральное
П: высокое
6. Определите функционально-стилевую принадлежность приведенного текста:
«Факсимиле используется при рассылке письма в несколько адресов и при копировании текста письма. В этом случае на подлиннике ставится личная подпись, а на копиях – факсимиле»:
официально-деловой
публицистический
П: научный
научно-публицистический
7. Определите функционально-стилевую принадлежность приведенного текста:
«Западные финансисты считают, что пластиковые карточки, особенно их наиболее технически совершенные виды, являются важнейшим элементом технологической революции в банковском деле»:
официально-деловой
публицистический
научный
П: научно-публицистический
8. Укажите, признаки какого стиля речи имеет следующее выражение «В результате несчастного случая наступила временная нетрудоспособность»:
художественного
научного
П: официально-делового
9. Укажите, признаки какого стиля речи имеет следующее выражение «возбудитель данной болезни»:
художественного
П: научного
публицистического
10. Укажите, какому типу речи соответствует следующая композиция – завязка, кульминация, развязка:
описанию
П: повествованию
рассуждению
11. Укажите, для какого типа речи характерно объяснение или доказательство какой-либо мысли или положения:
описания
П: рассуждения
повествования
12. Укажите, какому типу речи соответствует следующая композиция – общее представление о предмете, отдельные признаки, авторская оценка, вывод:
П: описанию
повествованию
рассуждению
13. Укажите, каким языковым стилем пишутся тексты законов, актов купли-продажи, протоколы заседаний совета директоров:
научным
публицистическим
П: официально-деловым
14. Укажите, каким языковым стилем пишутся выступления на собраниях, репортажи, интервью:
научно-публицистическим
П: публицистическим
официально-деловым
разговорным
15. Укажите, каким языковым стилем пишутся учебная литература, диссертации:
П: научным
официально-деловым
научно-публицистическим
16. Для какого стиля речи характерны следующие признаки: точность, стандартность, наличие клише. Выберите из перечисленных ниже верные варианты ответов:
П: официально-деловой
научный
разговорный
17. Для какого стиля речи характерны следующие признаки: логичность изложения, точность, объективность, специальная терминология. Выберите из перечисленных ниже верные варианты ответов:
П: научный
официально-деловой
разговорный
18. Из перечисленных ниже выберите признаки, присущие научному стилю:
П: специальная терминология
эмоциональность
П: смысловая точность
образность
19. Из приведенных ниже понятий выберите соответствующее следующему определению: «Кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения, лекции и т.п.»:
конспект
план
П: тезисы
20. В письменной речи из предложений складываются единицы текста, отличающиеся друг от друга объемом. Расположите порядковые номера приведенных ниже текстовых единиц в порядке возрастания их объема:
1. абзац
2. параграф
3. глава
21. Укажите, как называется вид лингвистического словаря, в котором указываются нормы произношения слов:
П: орфоэпический
орфографический
22. Установите соответствие между типом словаря и определением:
L1: как называется тип словаря, в котором объясняются предметы и явления окружающего мира.
L2: как называется тип словаря, в котором объясняется происхождение слов.
L3: как называется тип словаря, в котором объясняется значение иностранных слов.
R1: энциклопедический
R2: этимологический
R3: словарь иностранных слов
23. Укажите, в каком веке в России появились первые учебники риторики:
XV в
П: XVII в
XVIII в
24. Укажите, в какой из областей общественной жизни в России ораторское искусство имеет наиболее богатые исторические традиции?
П: политика
экономика
религия
25. Укажите, к какому роду ораторского искусства относятся выступления на митингах, собраниях, в органах государственной власти:
П: социально-политическому
академическому
судебному
церковному
26. Из приведенного ниже перечня выберите ораторов, внесших вклад в развитие русского судебного красноречия в 19-нач. 20вв.:
Т.Н.Грановский
Д.И.Менделеев
П: А.Ф.Кони
В.О.Ключевский
А.Ф.Керенский
П: Ф.Н.Плевако
27. Укажите, какое государство является родиной ораторского искусства:
Древний Рим
П: Древняя Греция
Россия
Франция
28. В V в. до н.э. в Древней Греции появились люди, которые зарабатывали на жизнь обучением молодежи красноречию, искусству ведения спора. Как назывались эти платные учителя, внесшие свой вклад в развитие риторики?
логографы
киники
П: софисты
29. Французские мыслители XVII в. Ларошфуко, Паскаль, Лабрюйер обогатили риторическую науку формулировкой логических и этических принципов, выраженных в краткой форме. Какое название получили эти высказывания? Укажите верный ответ:
П: афоризмы
максимы
постулаты
30. С точки зрения античной риторики, любая публичная речь должна основываться на трех принципах. Один из них «логос». Укажите, какое содержание вкладывалось в это понятие:
нравственные принципы
П: мысль, заключенная в речи, и выражающее ее слово
чувство, вложенное в речь
31. Из приведенных ниже понятий выберите соответствующее следующему определению: «Довод в споре или рассуждении, обычно – неопровержимый факт». Укажите верный ответ:
П: аргумент
тезис
гипотеза
32.Слова «тенденция», «де-факто», «демарш», «бутерброд» объединяет общий признак:
П: являются словами иноязычного происхождения;
: принадлежат к научному стилю речи;
П: перед буквой «е» произносится твердый согласный звук.
33.Установите соответствие между типом склонения и существительными:
1. жалюзи : несклоняемое
2. деревня : I склонение
3. море : II склонение
34.Слова «может быть», «без сомнения», «по-видимому», «к несчастью»
объединены общим качеством:
: являются одной частью речи;
П: могут выполнять в предложении роль вводных слов;
: относятся к разговорному стилю речи.
35.Приведенное ниже предложение составлено в соответствии со следующим правилом пунктуации:
П: тире выделяет приложение;
: тире разделяет подлежащее и сказуемое;
: структура предложения является нормой
для научного стиля.
Ясень - теплолюбивая порода - страдает от весенних заморозков.
36.Слова «стало быть», «как будто», «якобы» имеют общее свойство:
: могут быть вводными словами в предложении;
П: не могут быть вводными словами в предложении;
: относятся к разговорному стилю речи.
37.Приведенные ниже предложения имеют общий признак:
П: в них есть инверсия;
П: они относятся к стилю художественной
литературы;
: они имеют одинаковое строение.
1. Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.
2. На озаренный потолок ложились тени.
3. Новых восстаний вижу день я.
38.Слова «нарядиться», «разодеться», «разрядиться», «расфрантиться»,
«расфуфыриться» имеют общее свойство:
П: являются синонимами;
П: принадлежат к одной части речи;
: являются диалектными словами.
39.Словосочетания «замкнутый характер», «открытая душа», «цветущая
женщина» имеют общий признак:
П: они употреблены в переносном значении;
: являются фразеологизмами;
: относятся к официально-деловомустилю речи.
40.Словосочетания «теплый дом», «погасшая свеча», «сорванный цветок»
имеют общее свойство:
П: употреблены в прямом значении;
: в их составе есть эпитеты;
: употреблены в переносном значении.
41. Определите тип местоимений: это, эта, этот:
:притяжательные
П :указательные
:относительные
:отрицательные
42. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, называются:
:омонимы
:антонимы
:синонимы
П :омофоны
43. Как называется эта часть речи: Ну! Ура! Цыц!
:местоимение
П :междометие
:модальное слово
:наречие
44. Выбрать вид словосочетания, которого не существует:
П :связь
:управление
:примыкание
:согласование
45. К какому типу относится данное предложение: "Еще чуть брезжится"
П :безличное
:определенно-личное
:неопределенно-личное
46. Переходными глаголами являются (выбрать неверное):
:глаголы восприятия: видеть, слышать
П :глаголы бытия, существования: быть, находиться
:глаголы, обозначающие действия что-либо разрушающие: убить, уничтожить
:глаголы, обозначающие действия что-либо создающие: строить, сочинять
47. Словосочетания "два сапога пара", "одного поля ягоды", "одним лыком шиты" имеют общие признаки:
П :являются фразеологическими оборотами
:принадлежат к научному стилю речи
П :являются синонимами
48. Предложения, которые выражают желание заставить действовать других людей:
:повествовательные
:вопросительные
П :побудительные
49. Слова "о..заренный", "к..сательный", "р..стительный", "г..рючий" имеют общий признак:
П :пропущенные в этих словах буквы можно восстановить, ориентируясь на одно и то же правило
:образованы суффиксальным способом
П :являются именами прилагательными
50. Слова "образ", "лист", "" лагерь", "сын" имеют общий признак:
:они являются именами прилагательными
П :формы множественного числа этих слов различаются по лексическому значению
:являются просторечными словами
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|