Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ





РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

 

(РГУПС)

Г.Л. Абоносимов, Л.В. Уманцева, Л.Ю. Свиридова

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

для студентов заочного факультета РГУПС

Практикум

Издание II

 

 

Ростов-на-Дону

УДК 4Р+ ББК 71Я7 + 06

Абоносимов, Г.Л.

Контрольные работы по русскому языку и культуре речи для студентов заочного факультета РГУПС: практикум . Издание II/ Г.Л. Абоносимов, Л.В. Уманцева, Л.Ю. Свиридова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 28 с.

 

Настоящее издание включает в себя контрольные работы по основным те­мам курса русского языка и культуры речи. Содержание контрольных работ поможет студенту и преподавателю проверить степень усвоения важнейших сведений по названному курсу. Данное издание может быть использовано как в самостоятельной работе, так и в учебной аудитории под руководством препо­давателя. В отличие от первого настоящее издание содержит 10 вариантов контрольных работ, а также большее количество иллюстративных материалов в разделе Приложение.



Одобрено к изданию кафедрой «Иностранные языки» РГУПС.

 

Рецензент ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки»

В.Н. Исаева (РГУПС)

 

Учебное издание

Абоносимов Геннадий Львович

Уманцева Лидия Васильевна

Свиридова Лариса Юрьевна

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

для студентов заочного факультета РГУПС

Практикум

 

Редактор Ю.Ю. Молодцова

Техническое редактирование и корректура Ю.Ю. Молодцова

 

Подписано в печать 22.08.2008. Формат 60´84/16.

Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,62

Уч.-изд. л. 2,15 Тираж 60 экз. Изд. № 14 . Заказ №

 

Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС.

 
 


Адрес университета: 344038, Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка

Народного Ополчения, 2.

 

ã Абоносимов Г.Л., Свиридова Л.Ю., Уманцева Л.В.

ã Ростовский государственный университет



путей сообщения, 2008

ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент технического вуза должен научиться относиться к родному языку с уважением и вниманием. Получая высшее образование, приобретая профессию, будущий дипломированный специалист возлагает на себя общекультурную миссию – сохранять и по возможности преумножать культурные достижения прошлого и, разумеется, национальный язык.

Выполнение контрольной работы является итогом изучения теоретических и практических материалов по русскому языку и культуре речи. Список дидактических единиц (учебных тем), которые вам следует изучить, представлен в разделе «Содержание дисциплины». Кроме того, в работе помещены «Требования к уровню усвоения дисциплины», где перечисляются основные знания, умения, и общие представления, которые должны сформироваться у студента в результате изучения курса «Русский язык и культура речи». Необходимую помощь в ваших учебных действиях вам окажут учебники, учебные пособия, словари, ресурсы Интернета, перечисленные в разделе «Информационно-методическое обеспечение».

В данном издании помещён перечень вопросов для сдачи зачёта, который отражает наиболее важные аспекты содержания дисциплины.

Напоминаем, что своевременное выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачёту (экзамену).

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Каждый вариант контрольной работы состоит из 10 заданий. Студент должен выполнить один из вариантов контрольного задания в соответствии с последними цифрами студенческого шифра: студенты, шифр которых оканчивается на 1, выполняют вариант № 1, на 2 – вариант № 2 и т. д.



1. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр, адрес, вариант контрольной работы. В конце работы необходимо указать список использованной литературы.

2. Контрольная работа должна быть написана самостоятельно аккуратным, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

3. Преподаватель, принимающий зачёт (экзамен), оставляет за собой право задать дополнительные или уточняющие вопросы по заданиям, выполненным не в полном объёме или с ошибками, потребовать объяснить позицию автора контрольной работы, если она вызывает сомнения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ниже приведеныразделы, темы и понятия, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины. Дидактические единицы дисциплины соответствуют государственному образовательному стандарту:

· стили современного русского литературного языка;

· языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие;

· основные единицы общения;

· устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

· функциональные стили современного русского языка;

· взаимодействие функциональных стилей;

· научный стиль;

· специфика использование элементов различных языковых уровней в научной речи;

· речевые нормы учебной и научной сфер деятельности;

· официально-деловой стиль;

· сферы его функционирования;

· жанровые разнообразия;

· языковые формулы официальных документов;

· приемы унификации языка в служебных документах;

· интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи;

· язык и стиль распорядительных документов;

· язык и стиль коммерческой корреспонденции;

· язык и стиль инструктивно-методических документов;

· реклама в деловой речи;

· правила оформления документов;

· речевой этикет в документе;

· жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле;

· особенности устной публичной речи;

· оратор и его аудитория;

· основные виды аргументов;

· подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи;

· основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов;

· словесное оформление публичного выступления;

· понятливость, информативность, выразительность публичной речи;

· разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка;

· условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов;

· культура речи;

· основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Вы должны знать:

· определения понятий «современный русский литературный язык», «культура речи», «языковая норма»;

· основные сведения об уровнях языка;

· понятие «стили» современного русского литературного языка и их разновидностей;

· лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности стилей русского языка;

· основные современные нормативные словари и справочники.

Вы должны уметь:

· разграничивать речь письменную и устную, нормативную и ненормативную;

· исправлять лексические, грамматические, стилистические ошибки в речи письменной и устной;

· составлять некоторые документы (автобиографию, характеристику, заявление, объяснительную записку и т.п.);

· эффективно общаться, выступать монологически и вступать в диалог и дискуссию.

Вы должны иметь представление о:

· роли языка в жизни человеческого общества и языке как основном средстве коммуникации;

· вербальных и невербальных средствах коммуникации;

· основах ораторского мастерства и речевом этикете в устной и письменной речи;

· важнейших видах аргументов в дискуссии;

· важнейших орфоэпических нормах современного русского литературного языка и подвижности этих норм.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вариант № 1

 

Задание 1. Дайте определение понятию современныйлитературный язык. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Охарактеризуйте научный стиль русского литературного языка; расскажите о специфике использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

... – договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.

... – документ, адресованный руководству, в котором излагается какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя.

… – документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… – документ, содержащий сведения о подготовке, проведении и итогах выполнения планов, заданий, командировок и других мероприятий, представляемых вышестоящему учреждению или должностному лицу.

… – копия части текстового документа.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет стиль, которым передана информация, на наше восприятие этой информации? 2) почему СМИ оказывают особенно сильное воздействие на речь людей? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

 

купил чаю или купить чая

широкий просек или широкая просека

там было много народа или там было много народу

пачка табаку или пачка табака

создал банк и руководил им или создал и руководил банком

проект более интересный или проект более интереснее

синий платье-костюм или синее платье костюм

соблюдение габарит или соблюдение габаритов

корпусы часов или корпуса часов

согласно приказу или согласно приказа

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

замена шпал или замена шпалов

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Алкоголь, он позвонит, газированный, приговор, бензопровод, цепочка, языковая (колбаса), договор, добыча, обеспечение, давнишний, квартал, он дозвонится, забронировать (закрепить), цепочка, завидно, закупорить, приобретение, эксперт, средства, партер, жалюзи, мастерски, зубчатый, задолго, искра, торты, шприцы, ремень, случай, форзац, оптовый.

 

Задание 8. Перепишите. Вычеркните словосочетания с лексической несочетаемостью.

1) Допустить ошибку, допустить грубость, допустить недоделки, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить низкое качество изделий. 2) Большинство студентов, большинство населения, большинство группы, большинство времени, большинство голосов. 3) Оказать содействие, оказать доверие, оказать дружбу, оказать воздействие, оказать грубость, оказать невнимание, оказать заносчивость, оказать возражение. 4) Верить в неминуемую победу, это была неминуемая гибель, это грозило неминуемой бедой, наступила пора неминуемой разлуки. 5) Проявить заботу, проявить желание, проявить дисциплину, проявить энергичность, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Библиотека института пополняется ежемесячно 300-400 книг… . 2) Семья их состояла из отца, матери и 5 доч… . 3) Вышла серия пособий с 2475 чертеж… . 4) В разное время уйти из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. Расскажите корреспондента о 3 лучших студент… факультета. 5) Необходимо отремонтировать в ближайшее время 3 ворот… . 6) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 7) В голосовании участвовало около 78, 9 % области.

 

Задание 10. Напишите доверенность на получение почтового перевода. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 2

Задание 1. Дайте определение понятию языковая норма. Расскажите о различных языковых нормах. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Охарактеризуйте официально-деловой стиль русского литературного языка; расскажите о специфике использования элементов различных языковых уровней в официально-деловом стиле речи. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… – документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… – документ, информирующий о предстоящем мероприятии (заседании, собрании конференции) и предлагающий принять в нём участие.

… – документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определённой теме и место для ответов (или ответы) на них.

 

 

… – документ, применяемый для связи, передачи информации на расстоянии между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические и физические лица.

… – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет коммерческий интерес на состояние русского языка в СМИ? 2) какое этическое значение имеет вытеснение некоторых русских слов заимствованными?

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

 

мощные прожекторы или мощные прожектора

исправили корректоры или исправили корректора

опытные слесаря или опытные слесари

олимпийский Сочи или олимпийские Сочи

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

двести грамм кофе или двести граммов кофе

куча снегу или куча снега

благодаря профессионализма или благодаря профессионализму

стараться, чтобы… или стараться о том, чтобы…

через час он обессилит или через час он обессилеет

двое учительниц или две учительницы

делать более ответственно или делать более ответственнее

основал и руководил банком или основал банк и руководил им

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Средства, избаловать, одновременный, каучук, таможня, валовой, украинец, красивее, кухонный, договор, жалюзи, осведомиться, индустрия, хозяева, сливовый, премировать, столяр, свёкла или свекла, феномен, обеспечение, каталог, путепровод, средства, принудить, статуя, оптовый, красивее, цепочки, приобретение, она звонит, цемент, украинский, черпать, эксперт.

 

Задание 8. Найдите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами; исправьте предложения.

1) Нечёткое поступление комплектующих узлов с баз «Транстехники» лимитирует работу в вагоноремонтных мастерских. 2) Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. 3) Принятое решение следует квалифицировать по крайней мере как несвоевременное. 4) В комбинате бытового обслуживания вам быстро отремонтируют одежду, выведут пятно. 5) Дефекты в подготовке кадров лекторов и агитаторов вскроются немедленно, как только они встретятся с избирателями. 6) В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламенты работы смесовых машин. 7) Участники производственных совещаний должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) В новом издании словаря насчитывается более 87 тысяч слов. 2) На работу было принято 7 женщин. 3) Работникам бригады было выплачено более 120 340 рублей премии. 4) В распоряжение университетской лаборатории направлено 4 аспирант… . 5) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 6) Водохранилище с зеркалом поверхности более 72 квадратн… километр… сооружалось около 31 месяц… . 7) Каждый год университет выпускает от 800 до 900 дипломированн… специалист… . 8) План выполнен на 103, 4 %.

 

Задание 10. Напишите автобиографию. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 3

Задание 1. Расскажите о связи понятий языковая норма и литературный язык. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о жанровом разнообразии официально-делового стиля речи.Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров учебно-научного подстиля (реферат, автореферат, тезисы, монография, рецензия, учебник, презентация, курсовой проект, аннотация. диссертация, доклад, лекция) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

… — сочинение, рассуждение, доклад, квалификационная работа на присуждение учёной степени или квалификации магистра.

… — краткое изложение основных результатов диссертационной работы на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное автором диссертации.

… — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.

… — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

… — самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра студентами вузов под руководством преподавателя.

… — сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, имеет структуру, организованную для удобного восприятия информации.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет коммерческий интерес на состояние русского языка в СМИ? 2) всякое ли заимствование должно оцениваться негативно?

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

много апельсинов или много апельсин

врач пришёл (о женщине) или врач пришла

он живёт в Пушкино или он живёт в Пушкине

на поля вышли тракторы или на поля вышли трактора

цвет чая или цвет чаю

исследовать более тщательнее или исследовать более тщательно

доложил, что… или доложил то, что…

учебные корпуса или учебные корпусы

согласно приказу или согласно приказа

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

дежурные диспетчера или дежурные диспетчеры

нехватка манжет или нехватка манжетов

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Задолго, укупорить, умерший, искра, закупорить, августовский, ходатайство, хозяева, форзац, газированный, шасси, ходатайство, формировать, обеспечение, щавель, цепочка, средства, компрометировать, эксперт, мусоропровод, мы позвоним, дело возбуждено, договор, столяр, партер, жалюзи, оптовый, таможня, фарфор, шприцы, средства, квартал, инструмент, грушевый, километр, крапива.

 

Задание 8. Найдите ошибки, связанные с лексической несочетаемостью, повторами и лексическими подменами; перепишите, исправляя ошибки.

1) Комиссия отметила, что большинство времени уходило на представление излишних отчётов. 2) Нужно сказать, что тех недостатках, которых мы достигли на протяжении этого года, виновата не только служба снабжения. 3) Выдающиеся успехи, одержанные российскими железнодорожниками, произвели на всех неизгладимое впечатление. 4) Бригада Каменева на протяжении всего ремонтного периода проявила самую высокую дисциплину, порядок, готовность трудиться, не считаясь со временем. 5) Несколько километров дороги уже усеяно необходимым слоем щебня и утрамбовано. 6) Контроль за качеством изделий проводится не только специально отобранными контролёрами, но и многими работниками, получившими личное клеймо.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Разность между 87 и 58 составляет 29. 2) В пользу проекта высказалось 3 профессор… . 3) В разное время уйти из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. 4) Необходимо отремонтировать в ближайшее время 3 ворот… . 5) На личном счёту заслуженного лётчика около 1350000 километр… и более 2400 час… налёта. 6) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 7) Чугунная деталь весит свыше 2, 75 тонн… .

 

Задание 10. Напишите резюме. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 4

Задание 1. Расскажите об устной и письменнойразновидности литературного языка, их связи и различиях. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о языковых формулах служебных документов, приемах унификации языка в служебных документах. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров канцелярско-делового подстиля (акт, анкета, ведомость, выписка, деловое письмо, доверенность, договор, докладная записка, заявление, извещение, контракт, опись, отчёт, представление, приказ, протокол, расписание, распоряжение, резолюция, справка, счёт) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

... – договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.

… – документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждения или должностному лицу, например, о приёме на работу, о предоставлении отпуска и т. д.

… – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом.

… – объявление о месте, времени и последовательности совершения чего-либо.

… – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

… – документ, фиксирующий соглашение двух или нескольких сторон.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Язык, стиль, норма», помещённый в Приложениях (текст № 1). В ней В. В. Колесов обсуждает условия, в которых развивается наша современная речь, в частности влияние средств массовой информации. Письменно ответьте на вопросы: 1) как влияет стиль, которым передана информация, на наше восприятие этой информации? 2) почему СМИ оказывают особенно сильное воздействие на речь людей? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

 

принял таблетку аспирина или принял таблетку аспирина

красивый георгин или красивая георгина

заботиться и любить детей или заботиться о детях, любить их

более двести рублей или более двухсот рублей

новый роман-газета или новая роман-газета

благодаря профессионализма или благодаря профессинализму

в порту стояли крейсера или в порту стояли крейсеры

служебные пропуска или служебные пропуски

пять килограмм или пять килограммов

товар более дешёвый или товар более дешевле

банковские счета или банковские счеты

в двух тысячи пятом году или в две тысячи пятом году

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Приобретение, экспорт, искра, жалюзи, оптовый, группировать, исчерпать, эскорт, мельком, языковая (система), путепровод, квартал, мы позвоним, мастерски, диспансер, пахота, задолго, средства, столяр, премировать, партер, агент, договор, диспансер, броня, задолго, верба, мастерски, газированный, принудить, алфавит. злоба, прирост, соболезнование, туфля.

 

Задание 8. Исправьте предложения, устраняя грамматические и лексические ошибки. Перепишите в исправленном виде.

1) Резко повысив скорость резания, рабочими участка была достигнута наивысшая выработка по заводу. 2) Принимая заказы от населения, работникам мастерской должно быть ясно, что они должны быть выполнены в срок. 3) Организациям и предприятиям области будут представлены дополнительные бюджетные средства. 4) Заявка на дополнительные оборудование и инвентарь должны быть предоставлены в плановый отдел до 23 августа. 5) Бригада Иванова стала зачинщиком освоения наиболее передовых методов труда. 6) В университете мы получаем знания не только по специальным дисциплинам , но и общеобразовательным предметам. 7) Следует признать, что решении об увольнении монтажника Иванова незаконное. 8) Бригадир умело распоряжается с фондами стройматериалов.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Искусственный спутник Земли находился в космосе без малого 163 сут… . 2) Декан вызвал к себе 23 студент… . 3) Работникам бригады было выплачено более 820 440 рублей премии. 4) В распоряжение лаборатории направлено 4 аспирант… . 5) Водохранилище с зеркалом поверхности более 26 квадратн… километр… сооружалось около 27 месяц… . 6) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 7) Каждый год университет выпускает от 800 до 900 дипломированн… специалист… . 8) Штатное расписание на данном участке укомплектовано на 92, 5 %.

 

Задание 10. Напишите деловое письмо рекламного характера от имени некой фирмы. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 5

Задание 1. Расскажите о речевом общении и его основных единицах. В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

Задание 2. Что означает понятие функциональный стиль современного русского литературного языка? Назовите функциональные стили. Дайте их краткую характеристику по схеме: в какой сфере общения используется, по преимуществу в письменной или в устной форме, имеются ли у него разновидности, каковы лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности. В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 3. Расскажите о жанровом разнообразии языковых стилей и стилевой доминанте. Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, возьмите из любого текста Приложения (номер текста обязательно укажите).В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 4. Из списка жанров учебно-научного подстиля (реферат, автореферат, тезисы, монография, рецензия, учебник, презентация, курсовой проект, аннотация, диссертация, доклад, лекция) выберите соответствующие нижеприведённым определениям:

 

… — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем.

… — анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения.

…— книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

… — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.

…— сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.

… — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников.

 

Задание 5. Прочитайте фрагменты из статьи «Кризис или развитие», помещённый в Приложениях (текст № 2). В ней доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета И.А. Стернин рассматривается современное состояние развития русского языка. Письменно ответьте на вопросы: 1) переживает ли современный русский язык кризис? 2) с чем связаны интенсивные процессы изменения в языке? В вашем ответе должно быть 120 – 150 слов.

 

Задание 6. Перепишите словосочетания. Какое из приведённых словосочетаний вам представляется более правильным? Подчеркните его. Если вы оба варианта считаете правильными, подчеркните тот и другой:

купил сахару или купил сахара

нашёл монету в снеге или нашёл монету в снегу

ГЭС дала электроэнергию или ГЭС дал электроэнергию

в депо собрались слесари или в депо собрались слесаря

она хороший бухгалтер или она хорошая бухгалтер

основал и руководил банком или основал банк и руководил им

ведущие профессора или ведущие профессоры

более качественный сервис или сервис более качественнее

согласно приказу или согласно приказа

новые принтера или новые принтеры

пять ампер или пять амперов

в две тысячи пятом году или в двух тысячи пятом году

 

Задание 7. Перепишите слова, поставьте в них ударения. Где возможны вари­анты ударения, поставьте оба ударения.

Осмысление, факсимиле, предложить, цепочка, констатировать, костюмированный, экзальтированный, договор, приговор, принудить, псевдоним, христианин, цемент, столяр, жалюзи, рассредоточение, иначе, газопровод, они созвонятся, некролог, медикамент, ржаветь, таможня, шофёр или шофер, оптовый, грушевый, отчасти. каучук, осуждённый или осужденный, соболезнование, танцовщица, на похоронах.

 

Задание 8. Перепишите. Вычеркните словосочетания с лексической несочетаемостью.

1) Провести совещание, провести перестройку, провести контроль, провести организацию, провести реорганизацию, провести завершение, провести помощь, провести оценку. 2) Удешевить товары, удешевить себестоимость, удешевить товары, удешевить перевозки. 3) Достичь успеха, достичь намеченных рубежей, достичь выполнения, достичь повышения, достичь порядка, достичь послушания, достичь победы. 4) Изжить пороки, изжить потери, изжить прогульщиков, изжить брак, изжить грязь в помещении, изжить бесхозяйственность, изжить низкое качество изделий. 5) Большинство студентов, большинство населения, большинство группы, большинство времени, большинство голосов.

 

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами и дописывая окончания.

1) Вес искусственного спутника земли равен 1327 килограмм… . 2) Ответ пришёл только через 52 суток. 3) В разное время уйти из бригады пришлось уйти 4 нарушител… дисциплины. 4) Инспектор выехал на место происшествия с 5 помощник… . 5) На личном счёту заслуженного лётчика около 1350000 километр… и более 2400 час… налёта. 6) Семья их состояла из отца, матери и 5 доч… . 7) Трасса прошла по территории 7 област… на расстоянии 2755 километр… . 8) Более 85, 7% студентов заочного факультета не имеют академической задолженности.

 

Задание 10. Напишите автобиографию. (Примерный вариант документа смотрите в Приложениях настоящего издания.)

 

Вариант № 6

Задание 1. Расскажите о значениях лингвистического термина «речь». В вашем ответе должно быть 100 – 120 слов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.