Сделай Сам Свою Работу на 5

Реставрация и сохранение памятников культурного наследия





Реставрация Преображенской церкви

Проектом реставрации Преображенской церкви предусматривается переборка сруба с заменой поврежденных бревен, восстановление утраченных элементов памятника, удаление из церкви металлического каркаса, реконструкция фундамента, восстановление интерьера и иконостаса. Переборка будет осуществляться без полной раскатки стен и конструкций Преображенской церкви. Весь комплекс реставрационных работ рассчитан на период 1999–2014 годы. Организацию работ осуществляет специальная служба музея (руководитель – заместитель директора Н.Л.Попов).

Реставрация будет осуществляться поэтапно. Для этого церковь условно разобьют на семь реставрационных поясов. Реставрация начнется с переборки нижнего пояса и реконструкции фундамента. С помощью специального подъемного оборудования (оборудования лифтинга) реставрационные пояса будут последовательно подниматься, демонтироваться и отвозиться на производственный участок, где с ними будут работать реставраторы. Для размещения оборудования будет использоваться находящийся внутри церкви металлический каркас. Параллельно с переборкой нижнего пояса под церковь будет подводиться фундамент. Внешне он будет выглядеть как исторический, так как наружную видимую его часть предполагается выполнить в виде каменной кладки. Нижняя часть фундамента, расположенная ниже уровня земли, будет выполнена из бетона.



Разработку конструкций подъемного оборудования и проектирование фундаментов церкви производит ООО «Предприятие Стройреконструкция» (г.Санкт–Петербург), которое имеет уникальный опыт работы по сохранению известных памятников Санкт–Петербурга (арка Генерального штаба, Александрийский столп и других). Ведущим разработчиком и главным инженером является кандидат технических наук И.К.Раша. Совместно с реставраторами музея они в 2004 году провели пробный подъем–опускание верхнего пояса Преображенской церкви, который был осуществлен с целью отработки технологии работ.

Для проведения реставрации церкви заготавливается специальный лес. По по данным сотрудников Института леса Карельского научного центра РАН, ведущих постоянный мониторинг состояния древесины Преображенской церкви, в процессе реставрации потребуется заменить до 20% старых бревен (то есть около 300 единиц). Отбор проб (кернов) древесины проводился на территориях Кондопожского, Медвежьегорского, Петрозаводского, Пряжинского и ряда других лесхозов Карелии экспертами с участием специалистов музея–заповедника «Кижи». В течение 2003–2004 годов было заготовлено две партии спецлеса (более 450 бревен длиной от 6 до 12 м), которые были доставлены на остров Кижи и уложены на хранение и сушку в специально построенный склад. Каждое хранящееся на складе бревно имеет свой индивидуальный номер и занесено в электронную базу данных со своими геометрическими и физическими характеристиками.



Для проведения реставрационных работ впервые в реставрационной практике России на острове Кижи возведен производственный комплекс, где будут вестись основные работы по реставрации демонтированных конструкций Преображенской церкви.

Рисунок 6.1 - Пробный подъём одного из сегментов Преображенской церкви. 2005 г.

Рисунок 6.2 - Пробный подъём одного из сегментов Преображенской церкви. 2005 г.

Рисунок 6.3 - Разборка трапезной

Рисунок 6.4 - Монтаж системы вывешивания Преображенской церкви

Содержание и реставрация памятников архитектуры

В 1949 году, в связи с формированием кижского архитектурного заповедника и необходимостью проведения большого объема ремонтно–реставрационных работ, на острове Кижи были созданы специализированные реставрационные мастерские, которые работали в составе Управления по делам архитектуры при Совете Министров К–ФССР. Бригада плотников–реставраторов в основном была укомплектована из местных жителей, проживающих в окрестных кижских деревнях. До сих пор их вспоминают в музее с большим уважением: Н.Г.Маньшин, М.К.Мышев, Б.Ф.Елупов, К.П.Клинов, П.Г.Никитин, В.М.Никитин, В.С.Комиссарихин, И.Ф.Вересов, Н.И.Степанов, Е.Г.Тестенников и другие.



В 1949–1959 годах бригадой была произведена реставрация Преображенской и Покровской церквей. В дальнейшем осуществлялась работа по перевозке на остров и реставрации памятников архитектуры составивших архитектурно–этнографическую экспозицию музея–заповедника «Кижи».

В начале 90–х годов сложности в социально–экономическом развитии страны сказались и в деятельности реставрационных организаций, которые претерпели структурные и организационные изменения. Многие из них прекратили свое существование, не сумев адаптироваться к новым условиям работы. К их числу относятся и реставрационные мастерские на острове Кижи.

Период преобразований пришелся на время, когда памятники музея, привезенные в 50–70 годы, в силу естественного износа постепенно стали приходить в аварийное состояние и нуждаться в скорейшей реставрации. Реставрационные коллективы в погоне за финансовой выгодой допускали сокращение продолжительности работ за счет нарушения и упрощения технологии, применяли некачественные материалы и привлекали для проведения работ малоквалифицированных специалистов. Это негативно отражалось на состоянии памятников даже после их реставрации. Назрела необходимость в создании в составе музея своего реставрационного коллектива, который смог бы не только проводить ремонтно–реставрационные работы на памятниках, но возрождать, сохранять и передавать через поколения плотницкие традиции мастеров деревянного зодчества. Такой структурой стал плотницкий центр музея–заповедника «Кижи».

Плотницкий центр был сформирован в музее–заповеднике «Кижи» по инициативе дирекции музея, в соответствии с решением международной научно–практической конференции «Проблемы сохранения памятника Всемирного культурного наследия архитектурного ансамбля Кижского погоста», прошедшей в Петрозаводске в августе 1994 года. Проект стал воплощаться в жизнь с 1997 года при тесном сотрудничестве музея–заповедника «КИЖИ» с проектно–реставрационным предприятием «Лад», музейным агентством Республики Карелия, при поддержке Министерства культуры Республики Карелия и Министерства культуры Российской Федерации.

Большую финансовую поддержку в формировании материальной базы плотницкого центра, музей получил от института «Открытое общество» (фонд Сороса).

Сразу после создания молодой коллектив под руководством Н.Л.Попова провел целый ряд реставрационных, противоаварийных и ремонтно–восстановительных работ: реставрация звонницы часовни Петра и Павла (д.Волкостров), часовни Архангела Михаила, мельницы из деревни Гафостров, нескольких амбаров, кровли сеней и трапезной Покровской церкви, а также много малых реставрационных работ по уходу за памятниками музея–заповедника «Кижи». Была отремонтирована и оснащена столярная мастерская, построен склад для хранения пиломатериалов, оборудовано помещение кузницы, где восстановили горн, изготовили и установили кузнечные тиски и другие приспособления.

В последующие годы сотрудники центра проводили работы различной степени сложности на большом количестве памятников музея. Отреставрированы методом полной переборки водяная мельница из деревни Берёзовая Сельга, ветряная мельница из деревни Носовщина, бани в деревнях Ямка и Васильево, ряд амбаров. В деревню Ямка была перевезена и отреставрирована часовня Петра и Павла из деревни Бережная. Заменена кровля ограды погоста и других построек. Отреставрирована мельница из деревни Вороний Остров, у всех мельниц восстановлен механизм.

Рисунок 6.5 - Реставрация куполов Покровской церкви

За годы работы коллектив вырос с трех человек в 1997 году до восемнадцати к 2005 году. Не один десяток лет отдали делу сохранения памятников С.Н.Филин, Ф.В.Штурмин, В.А.Филимонов, С.Б.Егорьев.

В разные годы плотницкий центр посещали и проходили в нем стажировку реставраторы из Швеции, Норвегии и других стран. Кижские плотники тоже показывали своё мастерство в Норвегии и на международном плотницком фестивале в дер. Кинерма.

Кроме плотницкого центра музея «Кижи» реставрационные работы на памятниках музея осуществляют работающие по договорам подрядные организации. Также подрядными организациями выполняются проектные работы. Долгое время музей «Кижи» сотрудничает с проектно–реставрационным предприятием ООО «Лад» (директор Т.И.Вахрамеева). В последние годы существенно увеличился размер бюджетных ассигнований на реставрацию памятников архитектуры. Так, в 2003 году на эти цели было выделено 7,8 млн. рублей, в 2004 году – 12,0 млн. рублей, в 2005 году – 8,3 млн. рублей. Были выполнены проектные работы по следующим объектам музея: дом Вичурина из дер.Вигово, амбары из дер. Сеппяваара, Пегрема, Матвеева Сельга, ветряная мельница из дер.Волкостров, дом Березкина из дер. Матвеева Сельга, дом Семенова в дер.Боярщина и др. Еще по пяти объектам музея проектные работы находятся в процессе выполнения.

В 2004 году закончена реставрация бывшего здания земской больницы на ул.Федосова, 19 в квартале исторической застройки г. Петрозаводска, которое приспособлено под лекционно–выставочный комплекс музея «Кижи». Работы на объекте велись постоянным партнером музея–заповедника «Кижи» ОАО «Строительная компания «Век».

Чуть раньше в летний период были выполнены реставрационные работы часовни Знамения Богородицы в д.Корба и часовни Кирика и Улиты в д.Воробьи. Работы проводились реставрационным предприятием «Экситон».

Важное значение имеет проведение ремонтно–реставрационных работ на кровлях памятников архитектуры. Начиная с 2004 года, в музее проводится комплекс работ, связанных с профилактической обработкой кровель, очисткой от био–вредителей, их ремонтом и реставрацией. В 2004–2005 годах выполнены ремонтно–реставрационные работы на тринадцати памятниках архитектуры.

Специальное подразделение музея занимается работой по текущему содержанию памятников архитектуры, контролем за соблюдением установленных правил проведения на памятниках работ, а также сбором и учетом информации о них. Ведется постоянный контроль состояния памятников, включающий в себя мониторинг технического состояния, деформаций и биоразрушений. Помимо сотрудников музея, в этой работе участвуют специалисты Института леса Карельского научного центра РАН и Института «Спецпроектреставрация» (Москва). По результатам мониторингов, организуются ремонтные и профилактические мероприятия, направленные на устранение выявленных дефектов. Для быстрого и качественного выполнения высотных работ, несколько специалистов музея освоили специальность «Промышленный альпинист». Большое значение имеет организация системы профилактического обслуживания памятников деревянного зодчества. Ведется мониторинг и регулирование микроклимата внутри памятников, отработаны и начинают применяться в практике специальные технологии борьбы с биопоражениями древесины: тепловые пушки, микроволновые установки, специальные ловушки для жуков–точильщиков, антисептические препараты, а также специально разработанный акустический прибор для обнаружения жука–точильщика внутри бревен.

В 2004 году началось строительство современного реставрационного комплекса, который станет основной базой при реставрации Преображенской церкви, а впоследствии будет использоваться для сохранения остальных памятников музея.


Заключение

Шесть дней практики (с 13 по 18 июля) предоставили участникам проекта возможность погрузиться в атмосферу традиционной крестьянской культуры Севера. Сотрудниками музея-заповедника была подготовлена насыщенная программа, включившая лекции, семинары и экскурсии и освещавшая различные стороны жизни местного населения. Особое внимание было уделено традиционным строительным приемам и технологиям. Участники подробно познакомились с конструкциями бревенчатых срубов, безгвоздевых кровель, технологией изготовления и крепления лемеха. Большой интерес у студентов вызвали принципы и приемы реставрации памятников жилой и культовой архитектуры, знакомство с плотниками, работающими над восстановлением традиционных построек.

Во время практики участники жили в исторической деревне Ямка - настоящей живой деревне с традиционной застройкой конца XIX - начала XX вв. Заселению этого мира реальными людьми способствовало знакомство с Фольклорно-этнографическим театром музея.

Помимо теоретических занятий за время пребывания на острове участниками была выполнена практическая работа по обмеру памятника жилой архитектуры конца XIX в. - дома Березкиной. По результатам обмеров будет создан комплект чертежей и 3D-модель дома с интерьером. На основе полученной информации будет подготовлен подробный отчет «Строительная культура Русского Севера».


Источники

1. А. Соболев, Северный дом // "Северные просторы", №1 (37), 1991.

2. А. Соболев, Северный дом // "Северные просторы", №2 (38), 1991.

3. А. Соболев, Северный дом // "Северные просторы", №4 (40), 1991.

4. А. Соболев, Северный дом // "Северные просторы", №5 (41), 1991.
Журнал "Северные просторы" №№ 1–6, 1990 г., №№ 1–5, 1991г.

5. Агапитов В.А. Путешествие в древние Кижи: топонимический очерк / В.А.Агапитов; ГИАмЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2000. – 70 с.

6. Ветер времени. Кижская волость – ХХ век: Каталог выставки архитектурной графики и фотографий из фондов Государственного научно–исследовательского Музея архитектуры (ГНИМА) им. Щусева А.В. / [Авт. выст. и сост. кат. – Ю.М.Наумов]; ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи»; Гос. Науч. – исслед. Музей архитектуры им. А.В.Щусева. – Петрозаводск, 2004. – 31 с.: ил.

7. Витухновская М.А. Кижи: Гос. ист. – архит. и этногр. музей–заповедник: путеводитель / М.А.Витухновская. – Петрозаводск, 1988. – 160 с.: ил.

8. Воробьева С.В. Родословная сказителей Южного Заонежья (Кижская волость) в контексте проблем усвоения и передачи былинной традиции: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Воробьева Светлана Васильевна; [ информац. издат. центр музея–заповедника «Кижи»]. – Петрозаводск, 2003. – 29 с.

9. Гущина В.А. Преображение: К 290–летию церкви Преображения Господня на острове Кижи / В.А.Гущина; ФГУК ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 2004. – 38 с.: ил.

10. Дайджест материалов газеты Кижи: июнь–декабрь 2004 года / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи»; отв.ред. Л.В.Шилова; отв. за вып. Елена Добрынина; дизайн Ирина Панкова; фото из фондов м. – з. «Кижи» и Михаила Скрипкина. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 20 с.: ил.

11. Древняя живопись Карелии: каталог: фонды музея «Кижи» / [сост. И.М.Гурвич]; ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 73,[3] с. :ил.

12. Калашникова Р.Б. Беседы и беседные песни Заонежья второй половины ХIХ века / Р.Б.Калашникова, ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск: ПетрГУ, 1999. – 159,[3] с.

13. Каталог. Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «Кижи» / авт. – сост.: А.Т.Беляев, Б.А.Гущин, В.А.Гущина, [фото С.Майстермана] - Петрозаводск: Карелия, 1973. – 100 с.: ил.

14. Кижи – мастерская детства: 10 лет Республиканскому детскому центру / [Авт. текста – Л.В.Шилова, авт. – сост. – Л.В.Шилова, Д.Н.Москин], ФГУК ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск: Острова, 2004. – 71 с.: ил.

15. Кижи. Древняя живопись Карелии / [сост. Савелий Ямщиков, фото Станислава Зимноха; Мин. культуры КАССР; ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи»; перечень икон на фин., англ., франц., нем. яз. – Петрозаводск: Карелия, 1979. – 94,[1] с.

16. Кижи.Археология / Текст: И.Мельников, К.Герман; фото: И.Мельников; фото археолог. предм. на с. 11, 15, 16, 19, 21, 24 и обл.: О.Семененко; ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 2002. – 34 с.: ил.

17. Кижи: Путеводитель по музею–заповеднику / [Ред. и сост.: И.В.Мельников, С.В.Воробьева, Р.Б.Калашникова; фото О.А.Семененко]. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2001. – 192 с.: ил.

18. Кижский Акафист: Богородичные иконы в собрании музея–заповедника «Кижи»: ( каталог выставки) = The Kizhi Acaphistus: icons of the Virgin in the Kizhi collectin: ( Eхhibition Catalogue) / авт. – сост. Г.И.Фролова; ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск: [Реклама–Графика], 2003. – 72 с.: ил.

19. Кижский вестник №2: Заонежье / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 1993. – 230с.

20. Кижский вестник №3: Комплексное изучение и использование памятников археологии и природы Европейского Севера / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 1994. – 100 с.: ил.

21. Кижский вестник №4: Заонежье / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи» – Петрозаводск, 1994. – 155 с.: ил.

22. Кижский вестник №5: Сб.статей / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск: ПетрГУ, 2000. – 214 с.

23. Кижский вестник №6: Сб.статей / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 2001. – 253 с. : ил.

24. Кижский вестник №7: Сб.статей / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 2002. – 238 с.: ил.

25. Кижский вестник №8: Сб.статей / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 2003. – 269 с.: ил.

26. Кижский вестник №9: Сб. статей / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 2004. – 314,[3] с.: ил.

27. Криничная Н.А. Жил в Кижской волости крестьянин… ( Сказитель Трофим Григорьевич Рябинин: жизнь и эпическая поэзия) / Криничная Н.А., ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Спб., 1995. – 214 с.

28. Летняя музейно–педагогическая школа на острове Кижи (1999–2000 гг.): Сб. материалов / Ред. – сост. Л.В.Шилова; Респ. детск. музейн. Центр; ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи»; Музейное агентство РК. – Петрозаводск, 2000. – 165 с.: ил.

29. Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения – 2003» / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 2003. – 437 с.: ил.

30. Лотман Ю.М. "Беседы о русской культуре". СПб., 1994. С.389. Остров Кижи / авт.: Крохин В.А., Пулькин В.И., Смирнов В.И., Ямщиков С.В.; М–во культуры КАССР, ГИА музей «Кижи». – Петрозаводск: Карел. кн. изд–во, 1968. – 69,[2] с.: ил.

31. Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III Международной научной конференции «Рябининские чтения – 99» / ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 2000. – 455 с.

32. Мельников И.В. Святилища древней Карелии: (Палеоэтнографические очерки о культовых памятниках) / И.В.Мельников, ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 1998. – 133 с.

33. Народное искусство Карелии: каталог выставки музея Кижи / сост. А.Т.Беляев; авт. вступит. статьи Б.А.Гущин; М–во культуры КАССР, ист–архит. и этногр. Музей–заповедник «Кижи». – Петрозаводск: Карелия, 1979. – 56 с.: ил.

34. Плотничные и столярные работы - М., 1904

35. Рябининские чтения: сб. докладов / Государственный музей–заповедник «Кижи», Мин. культуры РК, Мин. народного образования РК, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, ПетрГУ, Ин–т языка, лит. и истории КНЦ РАН. – Петрозаводск. 1997. – 431 с.

36. Трифонова Л.В. Декоративно–прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи» = Applied art of the pudozhie and Zaonezhie Districts in the collections of Kizhi Museum / Л.В.Трифонова; [фото: О.А.Семененко; худ. Т.В.Лалиашвили; ФГУК ГИАиЭ музей–заповедник «Кижи»]. – Петрозаводск, 2004. – 96 с.: ил.

37. Тюриков И.П. Кижи: ил. спутник по истор. – архит. и этногр. музею–заповеднику / И.П.Тюриков, А.И.Фролов. – 3–е изд., испр. и доп. – Петрозаводск: Карелия, 1983. – 135 с.: ил.

38. http://welcome-karelia.ru/Kizhi/Istoriya_Kizhej/

39. http://welcome-karelia.ru/Kizhi/Derevni_ostrova_Kizhi/

40. http://welcome-karelia.ru/Kizhi/Usad_ba_zaonezhskogo_krest_yanina/

41. http://welcome-karelia.ru/Kizhi/Russkie_Zaonezh_ya/Zaonezhskie_besedi

42. http://welcome-karelia.ru/Kizhi/Russkie_Zaonezh_ya/Hozyajstvennaya_zhizn_zaonezhskoj_sem_i

43. http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=32241

44. http://kizhi.karelia.ru/library/kizhi-40/408.html

 


[1] Всовременном русском языке слово «погост» сохранилось в значении «церковь с кладбищем» или «сельское кладбище».

[2]Из работы "Общество: государственность и семья // Рабочие материалы: К вопросу о выработке государственной политики поддержки института семьи в процессе общественного развития." (по материалам экскурсии на о. Кижи 1967 года).

[3] Обжиг, окуривание преследовал цель защитить дерево в будущей конструкции от проникновения влаги за счёт того, что при обжиге (окуривании) плавились присутствующие в древесине смолы и дёготь, которые закупоривали поры и капилляры.

[4] Т.е. из вытесанных топором из цельного дерева досок, а не из пилёных досок: причина уже была названа — удары лезвия топора закрывают поры и капилляры, а пила создаёт продольные трещины и разрушает поры и капилляры, оставляя их открытыми. Заботились о ресурсе кровли.

[5] Щепа, дранка — деревянные пластинки, получаемые расщеплением дерева. Поскольку древесина расщепляется вдоль волокон, то при расщеплении внутренние капилляры тоже остаются закрытыми.

[6] В наши дни понимания необходимости обеспечения такого качества у многих строителей деревянных конструкций нет. Вследствие этого ресурс деревянных конструкций снижается и тем, что в них используются синтетические полимерные водонепроницаемые клеи. Слои такого клея препятствуют фильтрации влаги сквозь дерево по его капиллярам, и деревянные конструкции начинают гнить изнутри, сохраняя хороший вид снаружи.

[7] Черта — плотничий и столярный инструмент, предназначенный для разметки параллельных линий. Черта представляет собой металлическую вилку с изогнутыми и заострёнными концами, расстояние между которыми может регулироваться на необходимый размер. Применяется для причерчивания друг к другу брёвен, разметки пазов при рубке срубов.

[8] А. Соболев, Северный дом // "Северные просторы", №2 (38), 1991.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.