Сделай Сам Свою Работу на 5

Хозяйственная жизнь заонежской семьи





Из всех регионов Карелии Заонежье всегда считалось одним из са­мых земледельческих. Здешние поч­вы, содержащие минерал шунгит, являются наиболее плодородными. Жизнь крестьянина-земледельца определялась годовым циклом сель­скохозяйственных работ. Полевые наделы представляли собой раз­розненные участки неодинаковой по качеству и размерам земли. В сумме они составляли 1–2 деся­тины на одну душу мужского пола. Господствующей системой земле­делия было трехполье, однако при относительном малоземелье и не­достаточном плодородии почвы большим подспорьем в хозяйстве были «подсечные» участки земли. Такие поля располагались в лесу, подальше от глаз начальства, т. к. не учитывались при налогооб­ложении. Система подсечного зем­леделия пагубно сказывалась на со­хранности лесов, и в XVII–XIX веках правительство запретило исполь­зовать подсеку, однако крестьяне продолжали разрабатывать под­сечные участки. В крестьянских хо­зяйствах на полях сеяли рожь, овес, ячмени (жито). Пшеница, как более теплолюбивая культура, не была распространена. На подсечных уча­стках в первый год сажали репу. Приусадебные огороды засевались луком, редькой. Картофель начина­ет выращиваться с 1860-х годов, и постепенно эта культура ста­новится одной из основных. В это же время начинают выращивать морковь, капусту.



Напрямую от развития земледе­лия зависело и развитие живот­новодства. Крупный рогатый скот разводился для домашних по­требностей в молоке и мясе и как источник удобрений. Основной тягловой силой были лошади, без­лошадных хозяйств было немного.

Дополнительный доход кресть­янскому хозяйству давали промыс­ловые и ремесленные занятия. Ос­новными промыслами были рыбо­ловство, извоз, т. е. перевозка грузов в зимнее время, смолокуре­ние, выжег извести. Главными ре­меслами заонежан были столяр­ное и плотницкое, владея которы­ми можно было найти заработок в городах, и, в первую очередь, в Петербурге. Практически в каж­дой семье один или несколько муж­чин уходили на год, а то и больше в столицу на заработки. Недаром в Заонежье бытовала пословица: «От каждого порога — к Питеру дорога».

Необходимость ухода части муж­чин на заработки далеко от дома повлияла на численность, состав и структуру заонежской семьи. К концу XIX века большинство се­мейств состояло из 10–12 человек, но иногда число домочадцев доходи­ло до 20–26 человек. Основная осо­бенность заонежской крестьян­ской семьи состояла в ее сложном составе. Она объединяла не только родственников по прямой линии, т. е. родителей и их детей, но и двоюродных и троюродных роди­чей. Очень часто вместе с родите­лями жили их женатые дети и вну­ки. Потребностью семьи в мужских рабочих руках объясняется широкое бытование в Заонежье такого яв­ления как «примачество», когда муж приходил в семью своей жены, т. е. становился «примаком». Поря­док внутри семьи поддерживался строгим, из старины пришедшим укладом. Во главе ее стояли «боль­шак» и «большуха», семейная пара, которая руководила всей хозяйст­венной жизнью и внутренним рас­порядком семьи. Это могли быть как самые старшие члены рода, так и наиболее опытные. «Боль­шак» распределял обязанности между мужчинами, «большуха» ру­ководила работой женской полови­ны семьи. Все остальные члены полностью подчинялись этой паре. Дети очень рано начинали пости­гать все сложности крестьянского хозяйства. К 16 годам каждая де­вочка и каждый мальчик должны были уметь делать все то, что необходимо взрослому человеку для самостоятельной жизни.



Особенности хозяйственного и бытового уклада заонежской се­мьи сказались на специфических чертах крестьянской гражданской архитектуры, а также внутрен­нем убранстве домов.


Культовые постройки на о. Кижи



Преображенская церковь

Церковь Преображения Господня на острове Кижи относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков — «переходные четверики» — и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Среди некоторых исследователей деревянного зодчества Поморья, существует мнение, что одним из прообразов Кижской церкви явился Храм Покрова Божией Матери расположенный в Заостровье в четырёх километрах от города Архангельска.

 

Рисунок 4.1 - Преображенская церковь Кижского погоста. 1714 г.

Рисунок 4.2 - Западный прируб. Главки первого, второго и третьего ярусов.

Рисунок 4.3 – Купола Преображенской церкви. Вид с колокольни

Рисунок 4.4 - Преображенская церковь. Вид с колокольни

Рисунок 4.5 - Преображенская церковь. Вид с Онежского озера

Рисунок 4.6 - Преображенская церковь. Вид с Онежского озера

Рисунок 4.7 – Ансамбль Кижского погоста. Вид со стороны дома Ошевнева

Покровская церковь

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?

Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Рисунок 4.8 - Церковь Покрова Богородицы

Рисунок 4.9- Реставрация церкви Покрова Богородицы

Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.

Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.

Как принято на северных погостах, ря­дом с летней, холодной (неотапливаемой) церковью, располагалась теплая зимняя церковь. На Кижском погосте — это цер­ковь Покрова Богородицы. Службы в ней начинались с праздника Покрова (1 октяб­ря) и продолжались до Пасхи. В отличие от «круглой» всефасадной церкви Преобра­жения Господня Покровская церковь име­ет вытянутый прямоугольный план и отно­сится к церквям «кораблевого» типа. Ее на­рядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. По­добный конструктивный тип церквей обычно завершается шатром

Девятиглавие Покровской церкви вы­глядит довольно легковесно для грузного основания типа «восьмерик на четверике» требующего привычного шатрового по­крытия. Но вместе с живописным многоглавием Преображенской церкви такое необычное решение создает единое архи­тектурное целое, откликаясь легкой, убе­дительной цитатой на обилие куполов главной церкви погоста. Зодчие, учитывая особенности архитектуры Преображен­ской церкви, смело нарушив общеприня­тые строительные каноны, создали новую гармоничную взаимосвязь двух погостских строений.

На восточной стороне церкви распо­ложен равный по ширине храмовой части алтарь пятиугольной формы. Вход в храм с запада устроен в виде высоко поднятого над землей асимметричного крыльца, с широким маршем крутой ле­стницы. Крыльцо обращено к главной церкви погоста, подчеркивая их взаимо­зависимость.

Длина церкви — 32 м; ширина — 8,7 м; высота — 27 м; площадь застройки — 271,32 м2; полезная площадь — 211,8 м2.

В последние годы, казалось бы, на­всегда устоявшаяся датировка Покровской церкви была уточнена. Как уже упоминалось, в самом конце XVII века на Кижском погосте произошел пожар во время грозы, уничтоживший кижские церкви. Вскоре (в 1694 г.) была построена новая церковь Покрова Богородицы простейшего клет-ского типа. Внутри церкви был устроен теп­лый Никольский придел. Таким образом, прежде зимняя (теплая) Покровская цер­ковь превратилась в летне-зимнюю или «тепло-холодную» церковь, так как теперь она состояла из холодного храма (собст­венно церкви) и теплого Никольского при­дела, расположенного в ее трапезной. Придел Николая Угодника существовал на протяжении 170 лет и был разобран лишь в 1865 году. Его следы хорошо сохрани­лись в современном интерьере Покров­ской церкви.

Наличие на погосте новой «двухкомп­лектной» приходской церкви, возможно, позволило не спешить с выбором будуще­го типа, а затем и с возведением главной церкви погоста

Появление в 1714 году Преображен­ской церкви, увенчанной обилием глав и бочек, повлекло за собой изменение и скромного облика церкви Покрова Бого­родицы. К середине XVIII века церковь приобрела 9-главое завершение, органич­но и точно вошедшее в согласие с 22-главием Преображенской церкви.

С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.

Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.

Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.

Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.

Первоначальный иконостас Покровского храма утрачен. Существующий ныне сделан при реставрации в 1950-е годы из заонежских икон XVII — начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре».

Шатровая колокольня

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.

Рисунок 4.10 - Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня

Рисунок 4.11 - Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня

Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.