Хозяйственная жизнь заонежской семьи
Из всех регионов Карелии Заонежье всегда считалось одним из самых земледельческих. Здешние почвы, содержащие минерал шунгит, являются наиболее плодородными. Жизнь крестьянина-земледельца определялась годовым циклом сельскохозяйственных работ. Полевые наделы представляли собой разрозненные участки неодинаковой по качеству и размерам земли. В сумме они составляли 1–2 десятины на одну душу мужского пола. Господствующей системой земледелия было трехполье, однако при относительном малоземелье и недостаточном плодородии почвы большим подспорьем в хозяйстве были «подсечные» участки земли. Такие поля располагались в лесу, подальше от глаз начальства, т. к. не учитывались при налогообложении. Система подсечного земледелия пагубно сказывалась на сохранности лесов, и в XVII–XIX веках правительство запретило использовать подсеку, однако крестьяне продолжали разрабатывать подсечные участки. В крестьянских хозяйствах на полях сеяли рожь, овес, ячмени (жито). Пшеница, как более теплолюбивая культура, не была распространена. На подсечных участках в первый год сажали репу. Приусадебные огороды засевались луком, редькой. Картофель начинает выращиваться с 1860-х годов, и постепенно эта культура становится одной из основных. В это же время начинают выращивать морковь, капусту.
Напрямую от развития земледелия зависело и развитие животноводства. Крупный рогатый скот разводился для домашних потребностей в молоке и мясе и как источник удобрений. Основной тягловой силой были лошади, безлошадных хозяйств было немного.
Дополнительный доход крестьянскому хозяйству давали промысловые и ремесленные занятия. Основными промыслами были рыболовство, извоз, т. е. перевозка грузов в зимнее время, смолокурение, выжег извести. Главными ремеслами заонежан были столярное и плотницкое, владея которыми можно было найти заработок в городах, и, в первую очередь, в Петербурге. Практически в каждой семье один или несколько мужчин уходили на год, а то и больше в столицу на заработки. Недаром в Заонежье бытовала пословица: «От каждого порога — к Питеру дорога».
Необходимость ухода части мужчин на заработки далеко от дома повлияла на численность, состав и структуру заонежской семьи. К концу XIX века большинство семейств состояло из 10–12 человек, но иногда число домочадцев доходило до 20–26 человек. Основная особенность заонежской крестьянской семьи состояла в ее сложном составе. Она объединяла не только родственников по прямой линии, т. е. родителей и их детей, но и двоюродных и троюродных родичей. Очень часто вместе с родителями жили их женатые дети и внуки. Потребностью семьи в мужских рабочих руках объясняется широкое бытование в Заонежье такого явления как «примачество», когда муж приходил в семью своей жены, т. е. становился «примаком». Порядок внутри семьи поддерживался строгим, из старины пришедшим укладом. Во главе ее стояли «большак» и «большуха», семейная пара, которая руководила всей хозяйственной жизнью и внутренним распорядком семьи. Это могли быть как самые старшие члены рода, так и наиболее опытные. «Большак» распределял обязанности между мужчинами, «большуха» руководила работой женской половины семьи. Все остальные члены полностью подчинялись этой паре. Дети очень рано начинали постигать все сложности крестьянского хозяйства. К 16 годам каждая девочка и каждый мальчик должны были уметь делать все то, что необходимо взрослому человеку для самостоятельной жизни.
Особенности хозяйственного и бытового уклада заонежской семьи сказались на специфических чертах крестьянской гражданской архитектуры, а также внутреннем убранстве домов.
Культовые постройки на о. Кижи
Преображенская церковь
Церковь Преображения Господня на острове Кижи относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.
Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков — «переходные четверики» — и раскреплены бревенчатыми подкосами.
Среди некоторых исследователей деревянного зодчества Поморья, существует мнение, что одним из прообразов Кижской церкви явился Храм Покрова Божией Матери расположенный в Заостровье в четырёх километрах от города Архангельска.
Рисунок 4.1 - Преображенская церковь Кижского погоста. 1714 г.
Рисунок 4.2 - Западный прируб. Главки первого, второго и третьего ярусов.
Рисунок 4.3 – Купола Преображенской церкви. Вид с колокольни
Рисунок 4.4 - Преображенская церковь. Вид с колокольни
Рисунок 4.5 - Преображенская церковь. Вид с Онежского озера
Рисунок 4.6 - Преображенская церковь. Вид с Онежского озера
Рисунок 4.7 – Ансамбль Кижского погоста. Вид со стороны дома Ошевнева
Покровская церковь
Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?
Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.
Рисунок 4.8 - Церковь Покрова Богородицы
Рисунок 4.9- Реставрация церкви Покрова Богородицы
Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
Как принято на северных погостах, рядом с летней, холодной (неотапливаемой) церковью, располагалась теплая зимняя церковь. На Кижском погосте — это церковь Покрова Богородицы. Службы в ней начинались с праздника Покрова (1 октября) и продолжались до Пасхи. В отличие от «круглой» всефасадной церкви Преображения Господня Покровская церковь имеет вытянутый прямоугольный план и относится к церквям «кораблевого» типа. Ее нарядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершается шатром
Девятиглавие Покровской церкви выглядит довольно легковесно для грузного основания типа «восьмерик на четверике» требующего привычного шатрового покрытия. Но вместе с живописным многоглавием Преображенской церкви такое необычное решение создает единое архитектурное целое, откликаясь легкой, убедительной цитатой на обилие куполов главной церкви погоста. Зодчие, учитывая особенности архитектуры Преображенской церкви, смело нарушив общепринятые строительные каноны, создали новую гармоничную взаимосвязь двух погостских строений.
На восточной стороне церкви расположен равный по ширине храмовой части алтарь пятиугольной формы. Вход в храм с запада устроен в виде высоко поднятого над землей асимметричного крыльца, с широким маршем крутой лестницы. Крыльцо обращено к главной церкви погоста, подчеркивая их взаимозависимость.
Длина церкви — 32 м; ширина — 8,7 м; высота — 27 м; площадь застройки — 271,32 м2; полезная площадь — 211,8 м2.
В последние годы, казалось бы, навсегда устоявшаяся датировка Покровской церкви была уточнена. Как уже упоминалось, в самом конце XVII века на Кижском погосте произошел пожар во время грозы, уничтоживший кижские церкви. Вскоре (в 1694 г.) была построена новая церковь Покрова Богородицы простейшего клет-ского типа. Внутри церкви был устроен теплый Никольский придел. Таким образом, прежде зимняя (теплая) Покровская церковь превратилась в летне-зимнюю или «тепло-холодную» церковь, так как теперь она состояла из холодного храма (собственно церкви) и теплого Никольского придела, расположенного в ее трапезной. Придел Николая Угодника существовал на протяжении 170 лет и был разобран лишь в 1865 году. Его следы хорошо сохранились в современном интерьере Покровской церкви.
Наличие на погосте новой «двухкомплектной» приходской церкви, возможно, позволило не спешить с выбором будущего типа, а затем и с возведением главной церкви погоста
Появление в 1714 году Преображенской церкви, увенчанной обилием глав и бочек, повлекло за собой изменение и скромного облика церкви Покрова Богородицы. К середине XVIII века церковь приобрела 9-главое завершение, органично и точно вошедшее в согласие с 22-главием Преображенской церкви.
С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.
Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.
Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.
Первоначальный иконостас Покровского храма утрачен. Существующий ныне сделан при реставрации в 1950-е годы из заонежских икон XVII — начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре».
Шатровая колокольня
Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.
В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.
Рисунок 4.10 - Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня
Рисунок 4.11 - Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня
Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.
Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|