Сделай Сам Свою Работу на 5

Крестьянский мир и плотницкая артель





Кижская волость насчитывала 47 деревень и простиралась на 15 километров в длину и 5 километров в ширину. Численность населения по данным с 17 по 19-й век составляла от 2,5 до 1, 8 тысяч человек. Крестьяне на севере не знали крепостной зависимости. В силу того, что эти земли с падением новгородской республики присоединились сначала к московскому княжеству, а впоследствии вошли в состав Государства Российского, царь считался духовным помещиком этих земель. По этой причине развитой системы помещичьего землевладения здесь не сформировалось.

Крестьянская община до начала петровских преобразований 18 века самостоятельно выполняла следующие функции:

· налогообложение, сбор налогов;

· землеустройство;

· судебная функция;

· духовная и социальная функции.

Крестьянский мир имел выборные должности, крестьяне выбирали старост, в том числе и церковного старосту. Выборные должности избирались представителями всех деревень. Старосты, сотники, соцкие, десяцкие, судейки отвечали за определенные направления работ и ответствовали перед крестьянским миром. Органом управления крестьянской общины был крестьянский сход, который собирался, как правило, в трапезной крестьянской церкви (которая иначе называлась притвором), там решались основные проблемы крестьянской жизни. Вследствие этого особенностью заонежских храмов был большой размер трапезной.



Крестьяне Заонежья были связаны с храмами, которые они строили, своеобразной экономической и духовной пуповиной. Бытует представление, что храмы возводились на средства церкви или на средства государства. В Заонежье все было иначе - храмы возводились на средства самих крестьян. Они собирали деньги, строили, полностью обеспечивали храм, украшали, следили за сохранностью храмов и в последствие несли все затраты по ремонту. Таким образом, все церкви были собственностью крестьянского мира, а не церковной собственностью («то не церковное, а нашей волости крестьян»).

Инициатором создания приходов также был крестьянский мир, если у него было достаточно средств для возведения, поддержания и сохранения храмовой постройки. Для того чтобы начать строительство храма крестьяне должны были получить «благословенную грамоту» от митрополита. Со стороны крестьян составлялась челобитная, в которой объяснялись причины, по которым необходимо возведение храма. С получением этой челобитной начиналось строительство храма. На волостном сходе выбирался церковный староста, который от имени крестьянского мира вел все хозяйственные дела церкви, заботился о поддержании ее в должном порядке. Все финансовые вопросы решались через церковного старосту, священник же отношения к финансовой стороне дела не имел, он только вел службу (его задачей было «церковь без пения не держать»). Церковный староста следил за сохранностью церковных строений, икон и колоколов, вел учет церковных финансов. К церкви иногда приписывались небольшие участки земли. Эта земля отдавалась в аренду (исключительно с согласия крестьянского мира) и обрабатывалась, а выращенный на ней продукт частично забирал арендатор, а частично отходил церкви и образовывал ее доход, который и должен был строго учитывать церковный староста. От имени крестьянского мира и с его согласия церковный староста должен был нанимать священника. Священник долгое время, до петровских преобразований, когда в самом начале 17 века возник образовательный ценз и впервые появились семинарии и все священники были обязаны получить церковное образование, священником мог стать любой из крестьян, хорошо знавший службу. Как правило, должность священника была наследуемой. Когда Петром I было введено обязательное образование для священников, эта должность стала назначаемой, хотя еще до середины 18 века, по мнению многих церковных исследователей, традиция нанимать священника существовала. Священника зачастую нанимали только на 1 год. Мир со своей стороны предоставлял священнику двор. Основной доход священника составляли стоимость «треб»: венчание, крещение, отпевание и погребение, а также доходы с земельного надела. Подати священник платил с данной ему земли точно так же, как все крестьяне, он были такими же «необильным» т.е. платящими налог.





Для своей церкви крестьяне нанимали не только священника, но и трапезника – человека, который следил за чистотой в месте мирского сбора – трапезной. Он был письмоводителем и хранителем коробки с мирскими письменами, т.е. документами, а также выполнял и иные хозяйственные функции.

На собраниях в трапезной в частности решались вопросы налогообложения: кто такую величину налога может заплатить в общую казну. Как только в 1718 году был введен подушный налог, решение вопросов налогообложения крестьянского мира перестало носить дифференцированный характер и все крестьяне стали платить одну фиксированную величину налога. Если раньше, до петровских преобразований часть людей вообще не подлежали налогообложению, то после 1718 года все налоговые льготы были сняты. Теперь крестьянский староста следил не за тем, чтобы налоги распределялись справедливо, а за тем, чтобы они взимались в полном объеме.

После получения архиепископского благословения на строительство новой церкви, крестьяне нанимали плотницкую артель. Привлечение квалифицированных работников для ведения строительства имело широкое распространение не только в храмовом, но и в жилищном строительстве: самостоятельно строили дома только довольно бедные семьи, которые не могли нанять квалифицированную плотницкую артель.

Состав артели был представлен, как правило, 8-10 основными мастерами, остальными членами строительной бригады были их помощники и представители крестьянского мира. Если плотники были известные, достаточно было назвать только имя главного мастера, и в поручителях не было необходимости. Если артель была неизвестна, то перед подписанием порядной необходимо было поручительство.

Бревна в лесу выбирались мастером из артели, а вывозились из леса крестьянами на своих лошадях, подъем бревен был также обязанностью крестьян; основные квалифицированные работы выполнялись плотниками, а подсобные работы – крестьянским миром.

Строительство велось с мая по ноябрь. Расчет с плотниками вплоть до 20-го века всегда производился в один и тот же день – на Покров 14-го ноября, при этом с плотниками расплачивались как деньгами, так и в натуральной форме.

Рисунок 2.1 - Фотография плотницкой артели. Съемка 1898-1900 гг., г. Санкт-Петербург.

Крестьяне Кижской волости, как правило, были хорошими столярами. Высококвалифицированных плотников (хотя каждый крестьянин в принципе мог построить самостоятельно себе дом) в тех краях было немного. Плотников приглашали из Кузоранды и других северо-восточных деревень. Добротный крестьянский дом по свидетельствам очевидцев мог быть построен на 3 года: в первый год ставилась «стопа», т.е. жилая часть дома без крыши. Сруб оседал, затем на второй год бревна разбирали, затем снова собирали, «мшили», после чего пристраивали хозяйственную часть и покрывали крышу. На третий год оформлялось внутреннее убранство и производилась внешняя отделка дома.

Плотники не обучались в специализированных учебных заведениях; древняя плотницкая традиция, вплоть до 20го века передавалась опытными мастерами своим ученикам, которые принимались в артель на подсобные работы еще в ранней юности.

Дом 1874 года постройки в 2 этажа 2 избы 2 горницы, с большой хозяйственной частью стоил на момент окончания строительства приблизительно 600 рублей серебром. Для сравнения:

· мука ржаная 1 кг – 6 копеек

· мука пшеничная – 10 копеек

· лошадь для повозки – 100 рублей

· лошадь домовая – 70 рублей

Это достаточно крупная денежная сумма для того времени. Откуда они могли появиться у Заонежских крестьян? Это связано с тем, что с 18-го века крестьяне уходили на заработки в города, поскольку крепостного права в тех краях не было, можно было даже перейти в другое сословие, например купеческое. При условии наличия большой семьи сложного состава кто-то из мужчин всегда мог отправиться на заработки в другие города: в Ревель, Таллинн, Олонец, Петрозаводск, Петербург. Уходили они на один год, поскольку каждый год необходимо было заново оформлять паспорт «отходника». В царской России 1913-го года заработная плата рабочих и мелких служащих была 24 рубля в месяц. Самая неквалифицированная работа прислуги оплачивалась в 3-5 рубля для женщин и 5-10 рублей для мужчин. Но известны случаи, когда даже на такой работе семье удавалось скопить достаточно денег для строительства большого дома. Натуральный продукт в основном использовался для собственного потребления и редко шел на продажу, за исключение рыбы. Основные статьи дохода Заонежских крестьян были связаны с наемной работой.

Каждый крестьянин мог получить бесплатно лес для строительства, но высококачественного леса в окрестностях острова Кижи уже к концу 19-го века не было, поэтому его приходилось покупать или гнать из лесов в районе Олонецкой губы. Транспортировка занимала 2 недели. Эти бревна после этого окаривали и сушили в течение 1 года, после этого уже начиналась рубка.

Таким образом, в стоимость дома входила в некоторых стоимость самого леса, стоимость перевозки леса, плотницких работ и самая дорогостоящая часть строительства – столярные работы.

Богатые семьи также обшивали дома с наружи тесом, для того чтобы лучше сохранить древесину. По обшивке дома можно было определить достаток семьи. До 19-го века обшивка делалась из колотых досок, т.е. из одного бревна можно было получить всего 3-4 доски. После 19-го века в целях экономии древесины тес стали делать способом распила.

К сожалению, ни одного подробного документа, описывающего строительство крестьянского дома в Заонежье, на сегодняшний день в архивах не сохранилось, имеющиеся данные удалось восстановить преимущественно по воспоминаниям очевидцев.

Деревни острова Кижи

История Заонежских деревень уходит своими корнями в далекое прошлое. Первые упоминания о большинстве известных ныне поселений относятся к XV-XVI ве­кам. Картографические материа­лы, составленные по историчес­ким свидетельствам этого вре­мени показывают, что поселения первоначально располагались в основном по берегам заливов Онежского озера или берегам мно­гочисленных небольших внутрен­них озер (Космозеро, Путкозеро, Яндомозеро и др.). Такое местопо­ложение деревень имеет простое объяснение. Дело в том, что наиболее плодородные земли в Заонежье тянулись узкой полосой вдоль берегов водоемов. В глубине материка начинался «леший лес», т.н. суземье, мало­пригодные для земледелия почвы.

Еще одна причина, повлиявшая на местоположение поселений, связа­на с присутствием в почве шунгита - минерала, который делает ее более плодородной и, соответ­ственно, более пригодной для зем­леделия. Самые мощные выходы шунгита на поверхность имеются в районе села Шуньга, а также в Кижских шхерах.

Неравномерность распределения плодородной земли и небольшое ее количество определили и размеры поселений. В Заонежье большинство деревень были небольшими - до 10-15 дворов и меньше. Только немногие из них состояли из 20-30 дворов. Расположение деревень Заонежья по берегам водоемов повлияло на их облик. Большинство из них имеют характерную прибрежно-рядовую планировку, когда все дома обраще­ны своими фасадами в сторону озе­ра. Озеро являлось для крестьян и местом промысла, и транспорт­ным путем, т.к. до середины XIX ве­ка хороших грунтовых дорог в За­онежье не было.

Дома Заонежских деревень, выст­роившиеся в ряд вдоль берега, очень близко подходили к воде. Ок­на изб смотрели на озеро и были ориентированы «на лето», т.е. на юго-восток или юго-запад, что позволяло максимально использо­вать тепло часто се­верного солнца. У самого озера стояли бани и рыбные амбары. Около них делали причалы, чтобы можно было воды набрать или привязать лодку, а рядом распо­лагались приспособления для суш­ки сетей - вешала. Недалеко от домов, так, чтобы было видно из окон, крестьяне ставили хлебные амбары. Самое дорогое для каждо­го крестьянина «имущество» - зерно - должно было всегда быть «на глазах». Однако амбары были далеко не у каждого хозяина, ими владели достаточно крепкие, справные крестьяне. У околицы деревни, на значительном рас­стоянии от домов, чтобы избе­жать пожара, стояли риги - по­стройки для сушки и обмолота зерна. Обычно на все хозяйства приходилось 2-4 риги, и владели ими совместно несколько кресть­ян. На возвышенных местах, за по­рядком домов, стояли ветряные мельницы, которые находились в частном владении.

Крестьянские поля начинались сразу за деревенскими огородами, а в 5-6 км от берега располага­лись покосы - «пожни» и выпасы для скота. Все полевые участки, прогоны для скота, огороды были огорожены своеобразной по конст­рукции изгородью, т.н. «косяком», которая состояла из поставлен­ных наклонно и довольно часто еловых жердей, опиравшихся на вертикальные стойки. Иногда из­городи вокруг полей складывали из валунов, которые каждый год тру­долюбивые крестьяне выносили с полей, освобождая их для пахоты. Эти же камни служили и своеоб­разными межевыми знаками на по­лях. Среди крестьянских наделов возвышались зароды - жердевые ярусные конструкции для сушки снопов после уборки хлеба с полей.

На острове Кижи, в центре Спасо-Кижского погоста, в конце XVI века было расположено 14 деревень. К концу XX века из старинных кижских деревень сохранились только две – Ямка и Васильево. В настоящий момент эти поселения входят в состав экспозиции музея-заповедника «Кижи», большая часть их домов является памятниками архитектуры и перевезены из различных заонежских деревень.

Деревня Ямка

В центральной части острова Кижи, на восточном берегу, расположено одно из исто­рических поселений округи — деревня Ямка.

Деревня Ямка изначально составляла 1-2 двора, а затем и до 14-15 дворов (1563 г. — 2; 1900 г. — 3; 1911 г. — 15). На конец 19 века здесь проживало 79 человек. Эта деревня считалась довольно большой - в Заонежье даже 1 двор уже считался деревней, деревни, как правило составляли от 5 до 20-ти дворов. Для Ямки характерна прибрежно-рядовая застройка. Другие названия этой деревни Харчевская (XVI-пер. пол. XIX вв.); Ольхино (втор. пол. XIX в.); Ямка (XX в.).

Рисунок 2.2 - Вид на деревню Ямка.

Впервые эта деревня была упомянута в 1563 году, в Писцовых книгах Обонежской пятины Новгорода в составе владений новгородского боярина Никиты Афанасьева. В это время по­селение носило другое название — Трофимовская. За пять столетий, прошедших с этого времени, деревня не раз меняла свое имя. В1616 г. после разорения ее в период Смутно­го времени, она восстанавливается. Первым пришел на пепелище крестьянин Истомко Ва­сильев Ольхин, по имени которого и было впоследствии названо поселение «Ольхино». Потомки этого крестьянина до сих пор живут в одной из деревень окрестностей острова Кижи. В начале XX века деревня по­лучила свое последнее название — Ямка. В XV-XII веках это была небольшая дере­венька в 1–2 двора, но к XVIII веку она раз­рослась до 14 дворов и в таком виде просу­ществовала вплоть до начала XX века. В конце XIX — начале XX века в ней жили 79 человек. Основными занятиями жите­лей было земледелие и рыбная ловля. Большинство полей деревни располага­лись на острове Кижи, а сенокосные угодья на соседних небольших островах. Боль­шим подспорьем в крестьянском хозяй­стве были промыслы. Пять человек из числа мужчин в деревне владели столяр­ным ремеслом и уходили на заработки в Петербург.

Рисунок 2.3 - Вид на деревню Ямка со стороны Онежского озера

Так же, как во всем Заонежье, для под­держания плодородия полей крестьяне де­ревни Ямка держали достаточное количество скота. Скот на острове Кижи никогда не пасли — берегли хорошие земли под посев, а вывозили его на все лето на материковую часть, где стояли небольшие хлева-стаи. Амбары для хранения зерна в деревне име­лись только у двух хозяев. На северном и южном концах деревни Ямка стояли риги для просушки и обмолота хлеба.

Примечательна деревня Ямка и свои­ми жителями, крестьянами, судьба кото­рых связана с историей не только Карелии, но и России. В XVIII веке в Петербурге обосновался уроженец деревни Ольхино — В. Г. Ольхин, ставший одним из самых бо­гатых купцов столицы. Другой житель де­ревни — Семен Константинов, от которого пошел род крестьян Костиных, был одним из руководителей антифеодального вы­ступления крестьян Заонежья в 1769–1771 годах (Кижского восстания) и был сослан на поселение в Сибирь. Многие из потом­ков древних крестьянских родов до сих пор живут в этой деревне.

Рисунок 2.4 - Вид на фасад дома Березкиной в д. Ямка

Рисунок 2.5 - Вид на деревню Ямка со стороны Нарьиной горы

В настоящее время на месте старого поселения сформирована музейная де­ревня, большинство построек которой пе­ревезено из разных деревень Заонежья. Во время работ по формированию музей­ной экспозиции деревни была полностью сохранены ее первоначальная прибрежно-рядовая планировка и количество до­мов. Каждый из нынешних домов деревни Ямка по-своему неповторим, а все вместе они воссоздают исторический облик заонежской деревни.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.