Сделай Сам Свою Работу на 5

Фразеологические средства.





Слова, соединяясь, друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, они образуются нами в речи по мере надобности. Каждое слово в них сохраняет самостоятельное значение и выполняет функцию отдельного члена предложения. Например, читать интересную книгу, идти по улице пешком. Но есть словосочетания, которые называются несвободными, связанными, или фразеологическими. В них слова, соединяясь вместе, теряют своё индивидуальное лексическое значение и образуют новое смысловое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову, например: пустить красного петуха – поджечь, бить баклуши – бездельничать, с минуты на минуту – скоро, с булавочную иголку – маленький. Как правило, такие сочетания закрепляются в языке в результате частой и длительной, иногда многовековой практике употребления.

Одно и тоже сочетание может выступать то, как свободное, то, как связанное в зависимости от контекста значения. Например: Он закрыл глаза и быстро уснул. Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента.

Совокупность лексически неделимых, целостных по значению, воспроизводимых в виде готовых речевых единиц сочетаний слов называется фразеологией (от греческого phrasis «выражение» и Logos «учение, наука».



К фразеологическим средствам относятся и, так называемые, языковые афоризмы:

 

- пословицы – краткие народные изречения с поучительным смыслом, например: слово не

воробей вылетит не поймаешь: цыплят по осени считают; в гостях хорошо, а дома

лучше.

- поговорки – речевые обороты, образно определяющие какой-либо предмет или явление; в

отличие от пословицы поговорка не представляет собой законченной мысли,

окончательного вывода, например: что на уме, то и на языке; поживём – увидим;

коса – девичья краса.

- крылатые слова – яркие, запоминающиеся слова , меткие определения, образные выражения,

вошедшие в нашу речь из литературных источников или исторических документов.

Например: «Любви все возрасты покорны» (А. Пушкин), «Человек в футляре»

(А.Чехов); «Победителей не судят» (Екатерина 11).

 

Пословицы на гласные, согласные, свистящие и шипящие звуки.

 

Темы:



«Наука».

1. Кто хочет много знать, тому надо мало спать 2. Учиться - всем пригодится.

3. С книгой поведёшься, ума наберёшься. 4. Век живи – век учись.

5. Что написано пером – не вырубишь топором. 6. Без муки нет и науки.

7. Ничего не смыслить - век киснуть. 8. От умного - ума наберёшься, а с глупым - и свой потеряешь.

9. Ученье – красота, не ученье – простота. 10. Учись доброму, так и худое на ум не пойдёт.

11. Красна птица перьем, а человек уменьем. 12.. Идти в науку – терпеть муку.

 

«Труд».

1. Скучен день до вечера, коли делать нечего. 2.Терпенье и труд всё перетрут.

3. Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки. 4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

5. Посеяно с лукошко, а выросло немножко. 6.Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

7. Делать, как – ни будь, так никак и не будет. 8. Лёжа на печи прогладил кирпичи.

9. Пашню пашут, так руками не машут. 10. Сидит Елеся, ноги свеся.

 

«Добро».

1. Доброе дело крепко, доброе дело навек. 2.Доброго держись, а от худого удались.

3. Все хвалят добро, да не всех хвалит оно. 4. Доброе дело без награды не остаётся.

5. Всяк хлопочет, добра себе хочет. 6. Добрый - скорее дело сделает, чем сердитый.

7. В ком добра нет, в том не ищи и правды. 8. Добро - худо победит.

«Житейский опыт и наставления».

1. Авось да, небось - до добра не доведут. 2. О пустяках спорить – дело упустишь.

3. Будь друг, да не вдруг. 4. Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

5. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. 6.Долго рассуждай, да скоро делай.

7. Вещь хороша, когда новая, а друг, когда – старый. 8. Всякому овощу своё время.

9. Всё может случиться – богатый к бедному стучится. 10. От хорошего дерева – хороший плод.



11. Всяк хлопочет, добра себе хочет. 12. Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

13. Где путь прямой, там не езди по кривой. 14. От воды навару не будет, от бестолочи – толку.

 

«Сплетницы».

1. Завидущи глаза - не знают стыда. 2.Начинай сначала, где голова торчала.

3. Целовать в уста нет поста. 4. Счастливые часов не наблюдают.

5. Была под венцом, так и дело с концом. 6. Где не было начала, не будет и конца.

7. Было времечко, ела кума семечко, а теперь 8. Без дела жить – только небо коптить.

поела бы и лузги, да боится мужа – брюзги. 9.Гляди в оба, да не разбей лба.

«Человек и его качества».

 

1. Не за своё дело не берись, а за своим - не ленись. 2. Рядись - не торопись, работай - не ленись.

3. Делали наспех, а сделали на смех. 4. Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь проведёшь.

5. Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь. 6. Спеши, да людей не смеши.

7. С кем поведёшься, от того и наберёшься. 8. Бой красен мужеством, а приятель - дружеством.

9. С медведем дружись, а за ружьё держись. 10. Не верь чужим речам, верь своим очам.

11. Не бывать счастью, да несчастье помогло. 12. Бояться несчастья, так и счастье помогло.

13. Как аукнется, так и откликнется. 14. Не всё творится, что говорится.

15. Говорит красно, а слушать тошно. 16. Говори день до вечера, а слушать нечего.

17. Голова не карниз – не приставишь. 18. Гол, как сокол, а остёр, как бритва.

19. Глаз меток, да зуб редок. 20. Грозит мышь кошке, да издалече.

21. Дурак, кто с дураком свяжется. 22. До старости дожил, а ума не нажил.

23. Жжётся как крапива, а колется, как ёж. 24. Косится, как середа на пятницу.

25. Лясы точит, а людей морочит. 26. Крутит, как пёс хвостом.

27. Каков Савва, такова ему и слава. 28. Разум, совесть да честь - лучшее, что у человека есть.

29. Стой – не шатайся, ходи – не спотыкайся, говори - не заикайся, брюха не выставляй, в бок не

задавайся, в серёдке не мотайся.

30. Старинная пословица вовек не сломится. 31. Хоть мошна пуста, да душа чиста.

 

«Разное».

1.Всякое семя знает своё время. 2. Весна красна цветами, а осень – снопами.

3. На чужой стороне и весна не красна. 4. Покуда солнышко взойдёт, роса очи выест.

5. Один с сошкой, а семеро с ложкой. 6. На постой за волосок – бороды не станет.

7. Всяк - своего счастья кузнец. 8. У осы не усы, не усища, а усики.

9. На смелого – собака лает, а трусливого – кусает. 10. Собака на сене – сама не ест и другим не даёт.

11. Хвостом виляет, а зубы скалит. 12. Мягко стелет, да жёстко спать.

13. Когда хозяин вблизи, и кошка справится с собакой. 14. Сверху ясно, снизу грязно.

15. Лесть без зубов, а с костьми съест. 16. У иного на устах пост, а в зубах хвост.

17.В лихости да в зависти ни проку нет, ни радости. 18. Бесчестье – страшнее смерти.

19. На всякую беду страха не напасёшься. 20. Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

«Беседа».

 

1. Красно поле пшеном, а беседа умом. 2. Ума палата да разума маловато.

3. В умной беседе ума набраться, а в глупой – свой растерять. 4. Говори, да оглядывайся!

5. Говорил бы много, да сосед у порога. 6. Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.

7. Беседа не без красного словца. 8. Где ягода взросла, там она и красна.

9. Беседовать хорошо тогда, когда есть, что сказать. 10. Дурная голова ногам покоя не даёт.

 

 

«Красота».

 

1. Не заглядывай человеку в лицо, а заглядывай в сердце. 2. К костюму совести не пришьёшь.

3. Без хвоста и ворона не красна. 4. Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.

5. Как месяц не свети, а всё не солнышко. 6. Не смотри на кличку, смотри на птичку.

7. Не заслонишь солнца рукавицей, не убьёшь молодца небылицей. 8. Не всё золото, что блестит.

9. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. 10. Хороша Маша, да не наша.

11. Обезьяна и в золотом наряде – обезьяна. 12. Глаза – зеркало души.

 

 

«Мнения»

 

1. Не суйся середа наперёд четверга. 2. Не родит верба груши.

3. Море по рыбе не тужит. 4.Трудолюбию учатся три года, лени – три дня.

6. Лентяю во время еды жарко, во время работы – холодно. 6. Были бы руки, а дело сыщется.

7. В умелых руках – дело огнём горит. 8. Красота приглядится, а ум пригодится.

9. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. 10. Нравом - хорош, да норовом - не гож.

11. Скупой закрывает крепко, а потчует редко. 12. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

13. Резвого жеребёнка и волк не берёт. 14. На чужой сторонушке, рад своей ворон ушке.

15. Ремесло пить – есть не просит, а само кормит. 16. Речами тих, да сердцем лих.

17. Радость прямит, а кручина крючит. 18. Работа огородная, да слава всенародная.

19. Обрадовался крохам, да ковригу потерял. 20. Руки работают, а голова кормит.

21. Трутням праздник и по будням. 22. У лодыря Федорки всегда отговорки.

23. Не годы старят, а горе. 24. Не говори обиняком, говори прямиком.

25. Не ищи красоты, ищи доброты. 26. Недруг поддакивает, а друг спорит.

27. У растрёпы Дарьи каждый день аварии. 28. Не гляди свинье в рожу, а корми свинью рожью.

29. Рука руку моет, а плут плута кроет. 30. Старый конь борозды не испортит.

31. Старый ворон не каркнет даром. 32. Старого воробья на мякине не проведёшь.

33. Что написано пером, не вырубишь топором. 34. Кто грамоте горазд, тому жизнь воздаст.

35. Грозен враг за горами, а грозней за плечами. 36. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

37. Осторожного коня зверь не учует. 38.Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.

39. Ты гроза грозись, а мы друг за друга держись. 40. Горе горюй, а руками воюй.

41. У ленивой пряхи нет и на себя рубахи. 42. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

43. Коротко и ясно, оттого и прекрасно. 44.В умной беседе быть – ума прикупить.

45. Не смотри, как рот дерёт, а – смотри, как дело ведёт. 46. Спустя лето по малину не ходят.

47.Скотину водить – не разиня рот ходить. 48. «Авось» да «как – ни будь» - до добра не доведут.

49. Твоими бы устами да мёд пить. 50. Людей порочить – самому на свете не жить.

51. Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. 52. Федот, да не тот.

53. Улита едет – когда – то будет. 54. В тихом омуте черти водятся.

55.Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна. 56. Ему замеси да в рот поднеси.

57.Кто веселит, про того и народ говорит. 60. День гуляет, два больной, а на третий – выходной.

61. Чужую беду руками разведу, а к своей – ума не приложу.

62..Наши миряне родом дворяне, работать не любят, а погулять не прочь.

63. Раздень меня, уложи меня, закрой меня, перекрести меня, перевороти меня, а усну я сам.

 

«Пересуды».

 

1. Риск – благородное дело. 2. Я про сапоги, а он про пироги.

3. Возьми борону да расчеши бороду. 4. С твоей бы рожей сидеть под рогожей.

5. Рожа кривая, да совесть прямая. 6. Ростом до крыши, а - трусливей мыши.

7. Близорук: через хлеб, да за пирог. 8. Рубит в два топора, да работа не спора.

9. Прыток, как черепаха. 10. Смотрит, что баран на новые ворота.

11. Осла – хоть в Париж, всё будет рыж. 12. На безрыбье и рак рыба.

13. Нравом хорош, да норовом не гож. 14. Соврёшь - не помрёшь, да вперёд не поверят.

15. красному яблочку червоточинка не в укор. 16. Затвердила сорока Якова – одно про всякого.

17. Пять перемен, а всё одна редька: редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в

брусочках, да редька целиком.

18. Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в серёжках, а корова в рогоже, да всех дороже.

19. Скажет друг дружке, а дружка – подружке, а подружка – борову, а боров – всему городу.

 

Домашние задания на закрепление знаний и навыков.

Тест №1. Задание № 1. Прочитать, заполнив скобки соответственно правилам произношения.

 

тихий – ти[…] лето - лет[…] оставайся- […]ст[…]вай[…] великан - в[…]ликан

клюв - клю[…] небо - неб[…] прогноз - пр[…]гно[…] гуляет - гуля[…]

завтра – за[…]тр[…] езжу - е[…]у майские - майск[…] ленишься - ленишь[…]

миг - ми[…] дрожь - дро[…] экзамен - экзам[…]н разжечь - ра[…]ечь боюсь - боюс[…] жарко - жарк[…] изжога - и[…]ог[…] отсчитать - от[…]итать

учётчик - учё[…]ик чаёк - ч[…]ёк феномен - ф[…]ном[…]н извозчик - изво[…]ик

ожог - ожо[…] плод - пло[…] геология - г[…][…]логи[…] конечно - к[…]не[…]н[…]

мединститут - м[…]д[…]нститут просьба – про[…]б[…] естественный - […]стеств[…]нный

поклонится - п[…]кл[…]нит[…] сделать - […]дел[…]ть единственный - […]динств[…]нный

жужелица - жуж[…]лиц[…] объезженный - […]бъе[…][…]нный

обожжённый – […]б[…][…]ённый газонокосилка - г[…]з[…]н[…]к[…]силк[…]

 

Задание №2. Прочитать, отчётливо выделяя шипящие. {?айх_х_ххх_ к_ ххх ! ый (ж)}

жить инжир тяжба награждение побуждение выжженный

жест пожар изжога безнадёжный рождение объезжать

жар ажур буржуй набежать наслаждение отъезжать

жор ожог разжать разжиться немаловажный вожжи

жук тужурка иждивение кровожадный наваждение дрожжи

жир ажур рождение ожоговый иждивение жюри

 

Задание №3. Прочитать, отчётливо выделяя шипящие. {?айх_х_ххх_ к_ ххх ! ый (ш)}

шик машина брошь шабаш расширить высчитать

шест сошка брешь шпионаж Варшава щёголь

шар кошка марш шашлык Куршавель пощупать

шок пушка морж шушера отшвырнуть считать

шум мишура малыш мышиный оштрафовать борщ

шифр туша дебош кувшин опушка кощунство

Задание № 4. Произнесите скороговорку в разных темпах, отчётливо выделяя шипящие.

1. У еж_жа еж_жата, у уж_жа уж_жата.

2. Ж_жужь_жьит ж_жуж_желица, ж_жужь_жьит, да не круж_жится.

 

Задание № 5. Произнесите скороговорку в разных темпах, отчётливо выделяя шипящие.

 

1. Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши и не пачкай уши тушью.

 

Задание № 6. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга - двое друзей). ( Мотивируйте свой выбор).

2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты

– четырёх сирот).

3. В семье было (три сына – трое сыновей).

4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать.

5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг).

6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). (мотивируйте свой выбор);

Задание № 7. Прочтите предложения, обратите внимание на правильное произношение

числительных.

1. Газеты сообщили, что за истекший год, было собрано более 580 тысяч тонн зерна.

2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия.

3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами.

4. Длина окружности равна 422 (сантиметр).

5. Из 597 человек прививки сделаны 387.

6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантим.

7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.

8. Если к 1778 прибавить 852, все равно не будет хватать до искомого числа 370.

9. От 17 464 отнять 1190.

10. Из 1109 важнейших объектов в 749 были обнаружены дефекты.

11. В сметную стоимость второй очереди канала были внесены поправки стоимостью более 455

Миллионов долларов.

12. Из 34 876 987 342 567 долларов отечественная валюта составляла половину.

 

Задание № 8 . Прокомментируйте и исправьте ошибки на лексическую сочетаемость,

связанные с неточным пониманием значения употреблённых слов.

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.

2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот

по сложившимся ценам.

3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения.

4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование.

5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

6. Стала очевидной не тождественность замыслов программы социальным условиям

жизни.

7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

 

Ключ к заданию: 1) Большое/ огромное количество; 2) экономически невыгодным;

3) сделать… выводы; 4) современное оборудование; 5) всеми силами;

6) неадекватность замыслов; 7) с учётом перспективы/ имея планы на

будущее.

 

Задание № 9 . Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова.

 

1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда.

 

2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо.

 

3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами

добиться успеха.

 

4. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить.

 

5. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их

удовлетворяют.

 

6. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов.

 

7. Всё, о чём говорил докладчик, - моменты одной концепции.

 

8 . Плохо, когда человек не воспринимает критику.

 

 

Ключ к заданию: 1) На пути комплексной организации труда; 2) подвигнуть человека

на что-либо/ побудить к чему-либо; 3) исключительно / только своими силами; 4) трудно ожидать; 5) свидетельствует / говорит; 6) жизни в городе; 7) имеют множество аспектов; 8) элементы / составляющие; 9) не принимает критики.

Задание №10. Прочтите, с особой тщательностью подчеркивая применение законов орфоэпии.

 

1. У адвоката было заведено правило: он никогда никому неотказывал. Главным критерием

отношения к гостям было соблюдение ими правил приличия.

 

2 Отроки и отроковицы, стар и млад, все молящиесяот общения с богом испытывали

духовное очищение: благословенный катарсис. Пост, как всегда, заканчивался

розговеньем.

 

3. Учётчика мучила изжога, поэтому он просил извозчика повременить с отъездом. Мы решили

разжечь костёр и вскипятить чай.

 

4. Жарко дышит земля, отдыхая после дневного зноя. Тихий ветерок гуляет по обнажённым

плечам, но ожог уже не страшен: позднее лето не может разжечь солнце. Конечно, этоещё

не осень, но небо к вечеру всё чаще затягивается тучами, пугая дождями.

 

5. Завтра майские праздники, время экзаменов. Каждый день я езжу в мединститут на

электропоезде, и каждый раз боюсьопоздать на электричку. Она отъезжает рано утром.

И если ты не ленишься, встанешь во время, то успеваешь прямо к отходу экспресса.

 

6. По радио передают прогноз погоды. Солнце выглянуло на миг. Опять будет похолодание.

По телу пробегает невольная дрожь, а сознание проняла грустная мысль: хоть всю неделю

оставайся дома. И,если это не плод моих фантазий, боюсь, холодно будет всё лето.

 

 

Тест№2. Задание № 1. Прочитать, заполнив скобки соответственно правилам произношения.

по полю – п[…] полю дождь - до[…] комбайнер - к[…]мбайн[…]р гибкий – ги[…]к[…]

заведён – зав[…]дён отнял - отн[…]л вожжи - во[…]и отдал – отд[…]л

позвонит - п[…]зв[…]нит жюри - […]юри Офелия - […]фели[…] из дому – из д[…]му

грузчик - гру[…]ик убогий - убог[…]й мойся - мойс[…] отчасти – о[…]асти

баобаб - б[…]ба[…] вожжи- во[…]и январь - […]нварь высший – вы[…]ий багаж - бага[…] травка - тра[…]к[…] ругаться - руга[…] лодка –ло[…]к[…] водопад - в[…]д[…]пад дождик - до[…]ик дожди - до[…]и дозвонишься -д[…]зв[…]нишс[…]

 

Задание № 2. Проверьте правильность употребления ударений.

 

алфавит ветряная (оспа) зачать кирка (ор. труда) наложенный (платёж)

амфора вероисповедание задолго кедровый намерение

авгиевы (конюшни) вечеря (тайная) завидно кичиться намереваться

аналог ворожея завсегдатай кожух напасть

августовский возница запломбирован, - вать комбайнер нарочный

афера ворота звонит, - ят, -ишь коновязь наскоро

 

Задание №3. Произнесите правильно имена собственные.

 

1. Имя Ромео стало именем нарицательным для многих романтичных влюблённых.

2. Философом Вольтером гордится не только Франция.

3. Ги де Мопассан – автор многих рассказов о любви.

4. Неповторимой манерой письма отличался великий французский художник Моне.

5. Многие произведения композитора Шопена отличаются минорным звучанием.

6. «Есть многое на свете, друг Горацио, что неизвестно нашим мудрецам». Шекспир. «Гамлет».

7. Перу Флобера принадлежат романы, описывающие жизнь многих поколений.

 

Задание №4. Проговорите, подчёркнуто чётко артикулируя труднопроизносимые сочетания.

1. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не коли дрова на траве двора.

2. Рыла свинья белорыла, тупорыла, пол двора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

 

Задание № 5. Новости политики. Прочитать, правильно употребляя ударение.

 

1. Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения

мира на Ближнем Востоке.

2. Правительства ряда стран осудили инци…дент и выразили соболезнования семьям погибших.

3. Ожидается созыв очередного съезда и упрочение давнишних соглашений. Необходимо

углубитьначинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

4. В Москву из США прибыли экспертыФБР. Совместные усилия двух стран были направлены

на предотвращение агрессиисо стороны третьих стран.Аншлюснедопустим.

5. Выборы явились проверкойна политическую зрелость всего истеблишмента.

6. Внешнеполитические усилия мировых держав одновременно направлены наобеспечениемирного

процесса урегулирования спорных вопросов враждующих государств.

7. Верительные грамоты иностранных послов были переданы Президенту Российской Федерации

в обстановке исключительной торжественности.

Задание №6. Новости экономики.

 

1. Прошедший экономический форум отметил прогрессивную тенденцию развития договорных

отношений ряда стран.

2. Отрасли промышленности находятся в стагнации. Маркетинг профилирующих фирм оставляет

желать лучшего. Налицо кризис кадров и прогрессивных маркетинговых технологий.

3. Невзирая на мизерные вливания в экономику страны частного капитала, отрасли сельского

хозяйства несомненно найдут инвесторов в лице государственных корпораций.

4. По размышлению ряда экспертов по менеджменту нынешний прогресс в деловых

отношениях ряда стран не замедлят никакие языковые барьеры: феномен деловой выгоды

интернационален.

5. После вмешательства министра по энергетике проблема с перебоями электроэнергии была снята

Но не сняты подозрения в преступной халатности в действиях местных энергетиков.

6. Обрушение цен на энергоносители вызвали панику на биржах всего мира.

Задание №7. Прочитать, правильно расставив ударения.

афера ворота звонит, - ят, -ишь коновязь наскоро Алексий, -я (церк.) всенощная (церк.) избалованный корысть на сносях балованный извне втридорога красивее насторожённо балую, балуешь гала – концерт издал, - ла, -али кремень, -ня начавший баловаться гордиев (узел) издревле кровоточить начать

Задание №8. Укажите и исправьте случаи «смешения» стилей, прокомментируйте их.

 

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33

(включая Законы, указы и т.п.).

2. Экономическая политика в настоящее время всё круче должна ориентироваться на

такие цели.

3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем

хозяйствования.

4. Банковские платежи стали застревать до трёх месяцев.

5. Днями Кремлёвском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и

экономика России».

6. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене?

7. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас

актуальна.

8. Многого сейчас в бюджет не выжмешь!

9. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной

несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и

трудоустройства.

10. Сейчас важно задействовать в качестве ключевого человеческий фактор.

11. Подвижки могут появиться уже к следующему году.

12. Сельские товаропроизводители вынуждены отвлекать прибыль на покрытие

стоимости реализованной, но не оплаченной по не зависящим от них причинам

продукции.

13. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв

специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации.

 

Ключ к заданию: 1) Более 30; 2) Больше; 3) Иначе, как; 4) Задерживаться; 5) На днях;

6) получаете удовольствие от своей игры; 7) Необходимость … велика; 8) Нельзя дать/взять; 9) Таким образом; 10) Привести в действие; 11) Сдвиги могут произойти; 12) Расходовать прибыль;

13) Не испугавшись, дали отпор.

Задание № 9. Исправьте случаи неверного или стилистически не оправданного употребления заимствованных слов.

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим

нередко в несопоставимых условиях.

2. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное.

3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек.

4. Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы.

5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригодной зоны потребуется

масштабная ката окрестностей города.

6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.

Ключ к заданию: 1) Равнодушно/безразлично; 2) Квалифицировать – рассматривать, считать.3) Регламента-распорядка. 4) Информированы – извещены.5) корректирования – уточнения.6) в том или ином качестве.

 

Задание № 10. Прочтите, с особой тщательностью подчеркивая применение законов орфоэпии.

 

1. На день рожденья неизвестные гости приходили с тортами. Коробки были украшены

огромными праздничными бантами. Подарки были разнообразные и не поддавались

воображению. На виду лежали только книжка и термос.

2. На окне стояла ваза с орхидеями. Фарфор играл бликами на солнце, а орхидеи гордо

держали головы. Такие букеты продюсеру дарили неоднократно и расставлялись по

именам в визитных карточках.

3. Сервис на приёме у акробата был не безупречен. Вина подавались в розлив. Коньяк

разливали в мизерные стопочки. Вообще для таких напитков по правилам необходимы

специальные бокалы. Об этом, хозяева каждый раз забывали и были не правы.

4. В торговле всем вершит наукообразный маркетинг. По инерции завершалась работа со

старыми покупателями. Неиссякаемый, казалось бы, источник, вы правы, пересыхал.

Исчерпали себя и предыдущие маркетинговые связи. Главным координатором

партнёрства стал компьютер.

5. Чтобы ободрить актёров партер аплодисментами приглашал к началу спектакля.

Бруствер рампы был ограждён фонарями. Были хорошо видны деревянные декорации,

виртуозно изготовленные столярами и плотниками, они очень живописно смотрелись

старинным замком.

6. Чтобы добраться до диспансера, необходимо было пересечь через пешеходную дорожку трубы газопровода. Неизвестно, правда, как туда добраться. Идти наобум, наугад, было нельзя. Неизвестно также, можно ли пройти у огорода. По уму, нужно бы спросить у одного знакомого: он сторож и знает проход.

 

 

Тест 3.Задание 1. Отработка орфоэпического произношения слов.

 

реквием – р[…]кви[…]м похороны – п[…]х[…]роны рефлексия - р[…]фл[…]кси[…] сахароварение - с[…]х[…]р[…]варен[…] трубопровод - труб[…]пр[…]вод

угледобыча - угл[…]д[…]быч[…] феномен - ф[…]ном[…]н еретик - […]р[…]тик

засовеститься – з[…]сов[…]ститьс[…] бунгало - бунг[…]л[…] каталог - к[…]т[…]ло[…]

катарсис - к[…]т[…]рсис одновременно -[…]дн[…]врем[…]нн[…] обнял - обн[…]л

перипетии - п[…]рип[…]ти[…] методология - м[…]т[…]д[…]логи[…] поняла - п[…]н[…]ла

угледобыча - угл[…]д[…]быч[…] логопедия - л[…]г[…]п[…]ди[…] золото – зол[…]т[…]

Задание №2. Прочитать, отчётливо выделяя проверяемый звук.{?айх_х_ххх_ к_ ххх ! ый (?)}

рыкпир отрыв разгар риск дрель лыжи пыл линь киль лекало

Рэмбо мэр партер разговор резь перья ЛЭП мел лень сель палка

ракбар острог раздор рябь пряжа лак мал лязг ель наколка

рок бор барон ротор рёбра упрёк лом кол лён ноль калька

руки бур разрыв радар рюш крюк лук пул люк радикюль ключ

рысь мир ободрать Радмир Рим крик лыко тыл лик мель рулька

 

Задание №3. Определите характер ошибок в следующих предложениях.

 

1. Мы провели в нашем районе форум доярок.

2. Они внесли огромную лепту в выполнение плана.

3. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене.

4. В этом тексте выступления много дефектов.

5. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

6. Туристы посетили памятный мемориал на Пискарёвском кладбище.

7. Завод вышел на орбиту плана.

8. Теперь это плеяда тракторов переводится на дешёвое дизельное топливо.

9. Эти картины стали неотъемлемой частью вернисажей.

10. Факторы доказывают, что наше производство неуклонно растёт.

11. Хоккейная команда потерпела фиаско.

12. Художники фарфорового завода создали ряд уникальных изделий, расписанных в духе

народного фольклора.

Ключ к заданию: 1) слёт, встречу; 2) вклад; 3) первое выступление; 4) неточностей, ошибок; 5) перерыва; 6) памятное захоронение; 7) темпы развития производства завода соответствовали расчётному графику; 8) тип; 9) главными экспонатами; 10) судя по показателям; 11) в стиле лубка.

 

Задание №4.

1. Как же веселы были песни когда-то, как же весело пелось порой на закате, как же весел был

взгляд у влюблённых, ах, как жизнь была весела.

2. Привычка поздно ложиться вредно отражается на здоровье. Вреден поздний ужин. Вредны

непрошенные советы. Особенно вредна привычка во всё «совать нос».

3. Окрики были грубы и бестактны. Грубо вмешивались в личную жизнь. Груба была сама ман

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.