Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация вопросов анкеты





 

по содержанию   по форме   по функциям   по периоду оцениваемых событий
- фактологические; - конкретные; - вопросы о мотивах, оценках, мнениях   - открытые; - полузакрытые; - закрытые   - содержательные; - фильтрующие; - контрольные; - контактные   - ретроспективные; - текущие; - проективные

 

По содержанию вопросы подразделяются на фактологические, конкретные, оценочные и абстрактные.

Вопросы о фактах дают информацию о процессах и результатах деятельности респондента либо других лиц и организаций (о семейном состоянии, образовании, доходах и расходах, объеме изготовленной продукции и т.д.).

Примеры.

1) Выбрали ли Вы уже себе профессию?

2) Укажите, пожалуйста, на каком курсе Вы учитесь.

 

Путем конкретных вопросов познается конкретное, данное нам в ощущении и представлении.

Пример.

Какие эмоции вызывает у Вас понятие «техника»: позитивные, негативные?

 

Оценочные вопросы касаются оценки респондентом тех или иных событий, его интересов, потребностей, мотивов деятельности, планов и т.п.

Примеры.

1) Что побудило Вас выбрать Вашу профессию?



2) Верите ли Вы в то, что политическая и общественная система играют какую-либо роль в Вашем образовании?

3) Что Вы думаете по поводу высшего образования: что дает оно человеку в жизни?

 

Содержание вопросов существенным образом влияет на достоверность получаемых ответов. Как правило, фактологические и конкретные вопросы ведут к меньшим погрешностям в ответах, хотя и могут вызвать у опрашиваемых немалые затруднения, связанные с напряжением памяти. Оценочные вопросы приводят к большим погрешностям по двум причинам: во-первых, вследствие своей трудности, поскольку для ответа на них требуются способности к абстрактному мышлению; во-вторых, из-за более легкого к ним отношения многих респондентов, мало озабоченных обоснованностью ответов на подобные вопросы, кажущиеся им пустыми, во всяком случае, не требующими особых усилий памяти.

 

По форме вопросы могут быть открытые, полузакрытые и закрытые.

Открытый вопрос – разновидность формулировки вопроса, который включает только побудительную часть, но не включает специальной ответной части.



Примеры.

1) Если бы я был (-а) миллионером, то ___________________________________________________________

2) Что бы Вы сделали в первую очередь, если бы были избраны президентом Студенческого совета университета? ______________________________________________________________________________________

Замечание: В бланках вопросы размещаются так, чтобы было оставлено место для записи ответов; отсутствие достаточного места может привести к нежелательному сокращению ответов, чреватому появлением погрешностей.

 

Открытые вопросы требуют от респондента больших умственных усилий и умения излагать свои мысли.

Ответы на открытые вопросы сложны для обработки. Представьте себе анкетирование сотен или даже тысяч респондентов, где каждый респондент указывает свою, индивидуальную формулировку ответа! Сколько времени потребуется на обработку анкет, чтобы по характеру ответов распределить их по более или менее однородным группам! Этот кропотливый труд неблагодарен также и потому, что исследователь, относя ответ респондента к той или иной из сложившихся групп, может неумышленно исказить смысл ответа, тем самым снижается достоверность полученной информации.

Поэтому лучше воздержаться от использования открытых вопросов в анкете.

Исследователь прибегает к помощи открытого вопроса только на стадии доработки анкеты, проводя предварительное анкетирование среди немногочисленной группы респондентов с целью выявления и уточнения вариантов ответа.

Полузакрытый вопрос – формулировка вопроса, которая включает побудительную часть, ответную часть, содержащую специально разработанный перечень возможных вариантов ответа, и свободные строчки для дополнительных вариантов ответа.



Пример.

Что побудило Вас выбрать Вашу профессию?

01 – моя будущая профессия позволит мне сделать карьеру в государственных структурах

02 – моя профессия позволит мне открыть свое дело

03 – благодаря моей профессии я буду иметь высокий статус

04 – с этой профессией я всегда буду обеспечен (-а) работой

05 – мне будет обеспечена высокая заработная плата

06 – другой ответ: _______________________________________________________

 

Полузакрытые вопросы при обработке результатов имеют аналогичные открытым вопросам недостатки. Большое количество полузакрытых вопросов свидетельствует о низком качестве анкеты.

 

Закрытый вопрос – разновидность формулировки вопроса, содержащая все возможные варианты ответа, из которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов.

Как правило, предлагаются 5 вариантов ответа, которые выстраиваются по принципу симметрии: от абсолютно позитивного отношения через выражение полного безразличия к абсолютно негативному отношению.

Пример.

Удовлетворены ли Вы учебой в Университете?

1. учебой вполне удовлетворен (-а)

2. учебой скорее удовлетворен (-а), чем нет

3. затруднясь ответить (неопределенная позиция)

4. учебой скорее неудовлетворен (-а)

5. учебой совершенно неудовлетворен (-а)

 

Данное меню ответов можно представить следующей схемой:

1. + + +

2. +

3. + - нейтральный ответ всегда в середине!

4. –

5. - - -

 

Социологи отмечают следующий интересный феномен, связанный с особенностями личности респондента. Оказывается, из подсказок в закрытых вопросах опрашиваемые в первую очередь выбирают варианты положительных оценочных ответов. Привлекательность ответа «да» может быть объяснена тем, что такой ответ требует меньше усилий для его обоснования, чем ответ негативного характера. По мнению специалистов, предпочтение положительных ответов отрицательным способно завысить число первых на 8-12%.

Кроме того, опыт показывает, что подсказки, стоящие на первых местах, чаще выбираются респондентами; это обстоятельство следует также учитывать при оценке достоверности собранных данных.

В бланке иногда рекомендуется подчеркивание и зачеркивание подсказанных ответов. Надо иметь в виду, что такая форма на практике приводит к неясностям и дополнительным погрешностям из-за небрежности зачеркивания или подчеркивания.

 

Особо следует остановиться на вопросах, ответы на которые даются в виде балльных оценок.

Пример.

Предлагаем Вам несколько высказываний, по которым Вы должны определить свою степень согласия или несогласия по пятибалльной шкале оценок, где 1 – степень наименьшего согласия, 5 – степень наибольшего согласия.

 

1. Моя будущая профессия позволит мне сделать карьеру в государственных структурах.
2. Моя профессия позволит мне открыть свое дело.
3. Благодаря моей профессии я буду иметь высокий статус.
4. С этой профессией я всегда буду обеспечен (-а) работой.
5. Мне будет обеспечена высокая заработная плата.

 

Измерение баллами всегда неопределенно. В понятия «очень большая степень согласия» (балл 5), «большая степень согласия» (балл 4) и т.д. можно вложить различное содержание. Неопределенность балльных измерений вытекает и из того, что произвольно устанавливается число градаций в шкале. К примеру, оценку высказываний можно было предложить по десятибалльной шкале.

Чем больше градаций, тем более случаен и неопределен может оказаться выбор соответствующего балла, а слишком малое число их таит опасность сильного огрубления оценок. Поэтому для каждого конкретного исследования, по-видимому, существует некое оптимальное число градаций, посредством которого можно получить наиболее точную (в условиях использования балльных измерителей) информацию.

 

Каждый вопрос в анкете несет в себе определенную функцию.

По функциям вопросы делятся на основные содержательные, фильтрующие, контрольные, функционально-психологические (контактные).

Все приведенные выше в примерах вопросы являются основными содержательными.

Вопрос-фильтр – формулировка вопроса, предполагающая выявление респондентов, некомпетентных в исследуемой проблеме, либо не удовлетворяющих целям исследования.

Пример.

1) Выбрали ли Вы уже себе профессию?

Выбрал (-а) окончательно 1

Выбрал (-а), но не окончательно 2

Еще думаю 3*

Не задумывался (-лась) 4*

*переход к вопросу №4

Другой пример.

С целью изучения рынка сбыта фирма, производящая майонез, может провести анкетирование среди покупателей, и первым вопросом поставить вопрос-фильтр:

Употребляете ли Вы майонез?

да

нет*

* прекратить опрос

 

В случае отрицательного ответа можно предложить респонденту другую анкету для выяснения причин, по которым респондент не употребляет данный продукт.

 

 

Контрольный вопрос предназначен для определения степени объективности респондента.

Пример.

Кто из героев мультфильма «Простоквашино» Вам наиболее симпатичен?

дядя Федор

кот Матроскин

Винни-пух

почтальон Печкин

Шапокляк

пес Шарик

Чебурашка

 

(Варианты ответа содержат перечисление героев не только из этого мультфильма).

Подобные вопросы могут служить индикатором правдивости респондента, если он выбирает ответы наугад, невнимателен или боится показать свою неосведомленность.

 

Контактный – вопрос, психологические навыки которого состоят в том, чтобы поддержать, развить и закрепить ту мотивацию респондента на участие в опросе, которая была создана во вступительной беседе.

Пример.

Мы предлагаем Вам лист с профессиями нашего детства. Укажите, пожалуйста, кем вы хотели стать в детстве. (Внимание: использовать розовый лист №1 и отметить все названное!)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

(На розовом листе напечатаны 10 профессий детства).

 

Роль контактных вопросов, а также вопросов для снятия напряжения возрастает в анкете с большим количеством вопросов, когда необходимо поддерживать внимание респондента.

 

И, наконец, классификация вопросов по периоду оцениваемых событий:

- ретроспективные;

Пример.

Укажите, пожалуйста, кем Вы хотели стать в детстве?

- текущие;

Пример.

Интересно ли Вам учиться в Университете?

- проективные

Пример.

Хотели бы Вы работать по своей специальности в будущем?

 

Разработка анкеты

 

Разработка анкеты начинается с

- выделения ключевых понятий, выражающих узловые точки изучаемой проблемы;

- формирования гипотез, нуждающихся в проверке;

- установления состава жизненных ситуаций респондентов, в которых проявляются требуемые индикаторы и показатели.

 

Разработка анкеты включает следующие этапы:

1. Конструирование вопроса.

Этот этап подразумевает выбор формы и формулировки вопроса, а также построение вариантов ответа.

Получение достоверных и полных данных во многом зависит от редакции вопросов анкеты. Не случайно говорят, что хороший вопрос – половина ответа. Хороший вопрос – это вопрос, который точно поставлен и точно, лаконично сформулирован. Вопросы должны ставиться так, чтобы респондент без специальной подготовки мог дать на них недвусмысленный ответ.

Содержание вопроса должно соответствовать уровню компетентности респондента. С целью правильного понимания вопроса респондентом анкета не должна использовать наукообразный язык, содержать непонятные слова, неясные формулировки. Важнейшей задачей разработчика анкеты является обеспечение доступности языка вопроса респонденту.

Особое внимание должно быть обращено на однозначность терминов, в которых формулируется вопрос. Если есть сомнения в точности терминов, вопрос должен сопровождаться подсказом, уточняющим его смысл.

Например, недостаточно указать в вопросе «Профессия», поскольку этот термин может быть понят как вопрос и о специальности по образованию и опыту работы, и о занятии по фактически выполняемой работе.

Кроме того, необходимо исключение в формулировке вопроса отвлекающих элементов, в том числе задевающих достоинство, вызывающих смущение и т.д.

Вопросы не должны начинаться словами «Не скажите ли…», «Не знаете ли…» и т.п., чтобы респондент не был заранее настроен на негативный ответ.

Если исследованием затрагиваются престижные чувства людей, то соответствующие вопросы должны быть не лобовыми, а косвенными, нейтральными.

К примеру, женатому мужчине вместо вопроса: «Помогаете ли Вы жене в домашней работе?» лучше задать вопрос: «Как часто удается Вам выделить время для помощи жене в работе по дому?».

Варианты ответа должны обеспечивать выбор респондентом адекватного ответа. Устраняются элементы навязывания ответа. Например, недопустимо, чтобы вопрос содержал только один вариант ответа, так как тем самым исследователь подталкивает респондента к выбору этого ответа.

К дополнительным погрешностям приводят помещаемые после формулировок слова: «другие», «прочие», «остальные», «и т.д.», «и т.п.». Это происходит потому, что люди, заполняющие бланки, имеют тенденцию относить к названным рубрикам все неясные и неопределенные случаи.

В формулировках вопроса и вариантов ответа необходимо предусмотреть обращение к респондентам разных полов.

2. Компоновка вопросов.

Влияние на достоверность собираемой информации может оказать порядок размещения вопросов в анкете. Особенно существенно выбрать первый или первые вопросы, которые должны быть нетрудными по содержанию и не вызывающими никаких сомнений и подозрений; такие вопросы «настраивают» отвечающего на деловой лад. Когда первые вопросы неудачны – излишне трудны по существу, затрагивают интимные стороны, вселяют подозрение о целях анкетирования и т.п. – это может наложить неблагоприятный отпечаток на качество всей полученной от респондентов информации.

Рекомендуется трудные для респондента вопросы задавать не в начале опроса, а вперемежку с менее трудными, острые вопросы «растворять» среди других.

 

Чтобы поддерживать внимание респондентов, лучше использовать несколько тем в вопросах (смысловых блоков). Смысловые блоки анкеты должны быть примерно одинакового объема. Доминирование одного сказывается на качестве ответов на другие блоки.

Одни и те же вопросы могут дать разную информацию, если они расположены в разной последовательности. Частные вопросы целесообразнее ставить первыми, а обобщающие – последними в данной смысловой части.

Пример.

1. Выбрали ли Вы уже себе профессию?

2. Что побудило Вас выбрать Вашу профессию?

3. Что Вы думаете по поводу высшего образования: что дает оно человеку в жизни?

 

В этой последовательности первые два вопроса частные, третий – обобщающий.

 

Количество вопросов в анкете не должно превышать 20-25. Чрезмерно расширенная анкета ведет к утомлению респондента, что отрицательно сказывается на качестве получаемых от него данных.

3. Составление вводного обращения к респонденту.

Во введении указывается:

- кто проводит анкетный опрос (название организации, учреждения);

- тема опроса (цель исследования в простой и ясной форме);

- № проекта, в рамках которого проводится опрос;

- № анкеты;

- дата проведения опроса;

- место проведения опроса

Также указывается, как будут использованы данные, подчеркивается важность личного участия данного респондента (его ответы) в проведении опроса, гарантируется анонимность ответов (при необходимости).

Четко излагаются правила заполнения анкеты и способ ее возврата.

На бланке вводная часть отделяется от основной словом «АНКЕТА».

 

Таким образом, композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов:

- введение;

- основная часть;

- социально-демографическая часть (статистика)

 

Изложенные рекомендации, сформулированные специалистами в области социологии и психологии, позволяют получать при анкетных опросах информацию высокой степени достоверности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.