Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка статистического наблюдения





II. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

 

Задачи органов государственной статистики в области статистического наблюдения

Общее руководство и методологическое обеспечение проводимых в стране статистических наблюдений осуществляет Государственный комитет по статистике (Госкомстат).

Важнейшими задачами Госкомстата в области статистического наблюдения являются:

- Сбор данных о социально-экономическом положении страны;

- Реализация программ по проведению важнейших общегосударственных наблюдений (переписей населения и др.);

- Совершенствование методологии и организации единой системы статистической отчетности, представляемой государственными учреждениями, профсоюзными и общественными организациями, частными и другими предприятиями;

- Сбор данных по программам международных организаций;

- Создание и совершенствование новых технологий сбора, хранения, поиска и выдачи данных потребителям.

Таким образом, наиболее важные общегосударственные статистические наблюдения проводятся Госкомстатом. Непосредственный сбор статистических данных ведется региональными статистическими управлениями, отдельными ведомствами, которые представляют информацию в центральные статистические органы. В этом заключается централизованная система организации статистического наблюдения.



Местные органы осуществляют наблюдение по целому ряду актуальных проблем регионального развития. Предприятия проводят наблюдения в соответствии с учетной политикой, маркетинговой стратегией.

 

Требования, предъявляемые к собираемым данным

 

ü Точность и достоверность

Выдающийся русский статистик Ю.Э. Янсон[1] называл точность и достоверность среди основных условий, «без которых никакое наблюдение не может быть ни научным, ни пригодным для каких-либо практических целей».

Достоверность получаемых данных обеспечивается многими условиями:

- компетентность работников, участвующих в статистическом наблюдении

По этому поводу Ю.Э. Янсон писал: «Часто самые лучшие распоряжения приводят к дурным результатам при дурных исполнителях».

- совершенство инструментария (бланков, анкет, инструкций по их заполнению)



- заинтересованность и подготовленность объекта к статистическому исследованию.

 

Объект наблюдения – это само население. Успех всякой статистической деятельности, связанной с обращением к населению, обеспечивается его доверием к статистическим органам. Оно может быть приобретено систематичностью и упорядоченностью статистических работ; популяризацией статистических знаний; в частности, путем введения преподавания статистики в общеобразовательных и высших учебных заведениях; привлечением, по возможности, самого населения к участию в собирании статистических данных.

 

Проблема достоверности статистических показателей тесно связана с процессом так называемого «сжатия» информации. В процессе «сжатия» информации прежде всего часто укрупняется масштаб измерения: денежные единицы, тонны, метры превращаются в тысячи, миллионы, миллиарды денежных единиц, тонн, метров. Так, измерение добычи угля отдельными рабочими и бригадами, ведется в тоннах, шахтами – в тысячах, по всей отрасли – в миллионах тонн. Уже сам факт укрупнения масштабов измерения и связанного с этим округления показателей неизбежно ведет к потере некоторой части информации и погрешности вычислений, особенно если округляемые числа суммируются и количество их невелико.

 

С достоверностью статистических данных тесно связан вопрос о целесообразной мере их точности. Суть этого вопроса в том, чтобы определить оптимальное число цифровых разрядов в количественном значении показателей, которое обеспечило бы необходимую достоверность данных (в смысле накопления ошибок округления).



На практике следует руководствоваться правилом: точность результатов вычислений не должна быть больше точности исходных данных. Если исходные показатели имеют разную точность, точность результативного показателя должна устанавливаться по исходному показателю с наименьшей точностью.

 

ü Полнота

Полноту следует понимать как охват наиболее естественных сторон явления, так как каждое изучаемое явление или совокупность носит достаточно сложный характер и имеет различные признаки.

При изучении явления во времени полнота предполагает получение данных за максимально длительные периоды.

 

ü Сопоставимость (единообразие)

Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы друг с другом, т.е. собираться в одно и то же время, по единой методике.

Чтобы проследить динамику явления, должна быть обеспечена сравнимость с прошлыми исследованиями.

Сопоставимость обеспечивается следующими условиями:

- использование одного и того же определения единицы наблюдения;

- использование одной и той же методики регистрации первичных признаков и расчета вторичных признаков;

- сохранение времени проведения наблюдения и периода или момента, к которому относятся регистрируемые данные (например, учебный, хозяйственный, финансовый год).

 

ü Своевременность

Практический менеджмент нуждается в постоянно пополняемых статистических данных, так что достоверная, полная, но запоздалая информация оказывается ненужной.

 

Подготовка статистического наблюдения

 

При подготовке статистического наблюдения необходимо решить ряд вопросов, которые можно подразделить на:

- программно-методологические:

· определение цели статистического наблюдения;

· определение объекта и единицы наблюдения, а также выделение круга признаков, характеризующих единицу наблюдения;

· разработка программы наблюдения;

- организационные:

· разработка инструментария и снабжение им регистраторов

· сроки и место проведения наблюдения;

· подбор и обучение кадров.

 

Замечание: Примером, на котором удобно иллюстрировать значение и смысл вопросов методологии и организации статистических наблюдений, может служить перепись населения, крупнейшая статистическая работа. Большинство программно-методологических и организационных вопросов статистического наблюдения было поставлено и решено на опыте переписей населения.

 

Чтобы провести статистическое наблюдение, нужно сформулировать его цель и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения. Ясная постановка цели статистического наблюдения открывает возможность успешно решить стоящие задачи. Аморфная, расплывчатая цель приводит к неопределенным результатам. Как можно, например, достичь такой цели: «установить итоги работы предприятия за отчетный год». Спрашивается, какие итоги – общие, частные, количественные, качественные?

 

Очень важен правильный выбор объекта и единицы наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается та совокупность элементов, в которой подвергаются статистическому исследованию те или иные общественные явления и процессы.

Например, объектом переписи населения является совокупность людей, проживающих на территории данной страны. Для более точного определения объекта наблюдения в этом случае необходимо указать, идет ли речь о наличном населении, т.е. зарегистрированном в данном месте в момент переписи, или же о постоянном населении, т.е. людях, проживающих в этом месте постоянно, хотя бы в момент переписи они временно отсутствовали.

При промышленных переписях объектом наблюдения будет совокупность промышленных предприятий.

 

Под единицей наблюдения понимается элемент наблюдаемой совокупности, который служит основой счета и является носителем признаков, подлежащих регистрации.

Например, при переписи населения единицей наблюдения будет человек или семья.

При переписи и переоценке основных фондов единицами наблюдения будут отдельные здания, сооружения, станки, единицы транспортных средств и т.д.

 

Для точного определения объекта наблюдения необходимо указать свойства, которыми должны обладать входящие в него единицы наблюдения. Эти свойства могут быть выражены качественно или количественно.

Например, в статистической практике для отграничения крупной промышленности долгое время было принято относить к ней промышленные предприятия с двигателями и числом рабочих 16 и более человек или без двигателя с числом рабочих 30 и более.

Выраженное таким образом количественно свойство единицы, служащее основанием для включения ее в объект наблюдения, называют цензом.

 

Единица наблюдения обладает практически бесконечным числом признаков. Поэтому необходимо выбрать те из них, которые являются существенными для характеристики изучаемого объекта с точки зрения целей исследования. Иными словами, необходимо отобрать существенные признаки, значения которых должны быть зафиксированы в процессе наблюдения. Для этого первостепенное значение имеет правильная постановка цели статистического наблюдения и глубокое теоретическое осмысление природы объекта наблюдения, присущих ему свойств.

Предположим, ставится задача изучения доходов и расходов семей с целью выяснения закономерностей изменения спроса потребителей на определенные товары и услуги. Чтобы правильно определить подлежащие наблюдению признаки семей, необходимо учитывать, что спрос на товары и услуги зависит от уровня доходов на одного члена семьи, от социального положения, возраста, пола, от уровня цен. Необходимо также знать, что различные товары и услуги либо являются взаимозаменяемыми, либо дополняют друг друга в потреблении. Исходя из этих теоретических знаний, можно утверждать, что для решения поставленной задачи существенны такие признаки, как число членов семьи, их половозрастной состав, социальное положение, источники доходов, характер труда (умственный, физический). В то же время признак национальности будет второстепенным, несущественным.

Отбор существенных признаков должен производиться с большой тщательностью, ибо от него полностью зависит решение задач всего статистического исследования, ценность его результатов.

 

Центральным вопросом подготовки статистического наблюдения является определение его программы. Программой статистического наблюдения называется перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ в процессе наблюдения. Добротность программы во многом предрешает высокую степень достоверности собираемых данных и наоборот.

Один из основоположников современной научной постановки статистического наблюдения А. Кетле сформулировал принципы составления программы наблюдения:

 

1) Программа наблюдения должна включать только те вопросы, на которые безусловно необходимо получить ответы для достижения поставленной цели. Другими словами, вопросы, без которых абсолютно невозможно обойтись.

Следуя этому принципу, из программы наблюдения надо исключать все сведения, которые предполагается получить на всякий случай, без четкого представления о том, для чего они понадобятся.

 

2) В программу наблюдения не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответ удовлетворительного качества (нет данных в первичном учете, требуется большая эрудиция или восстановление в памяти событий большой давности и т.д.).

 

3) В программу наблюдения не должны включаться вопросы, которые вызывают опасение за последствия приводимых ответов (скажем, оценка действий непосредственного начальника).

Вопросы, на которые нельзя ожидать объективных ответов вследствие их сугубо интимного характера, также включать в программу не рекомендуется.

Так, почти наверняка следует ожидать преувеличенное число отрицательных ответов на вопрос типа: «Думаете ли Вы плохо о Ваших родственниках?».

Наличие в программе наблюдения подобного рода вопросов всегда несет в себе повышенную вероятность погрешностей в ответах. В целях снятия опасений опрашиваемого, что его ответы могут быть разглашены и использованы во вред ему, иногда анкетный (а не устный!) опрос делают анонимным. Это повышает достоверность ответов на интимные и «опасные» с точки зрения респондента вопросы.

 

Вслед за решением программно-методологических вопросов статистического наблюдения должны быть разработаны его инструментарий и документы, определяющие порядок проведения всей работы.

В инструментарий входят формуляры статистического наблюдения и инструкции по их заполнению.

Формуляр статистического наблюдения – это первичный статистический документ, в котором фиксируются вопросы программы наблюдения и ответы на них.

Примерами формуляров могут служить опросные листы, анкеты, табеля и т.п.

Обычно применяют два типа формуляров: карточные и списочные. При карточном типе формуляр составляется в виде карточки, заполняемой для каждой единицы наблюдения. При списочном типе каждая единица наблюдения регистрируется на одном листе с другими единицами в общем списке. Признаки единиц наблюдения фиксируются в графах листа. Каждой единице для описания значений ее признаков отводится соответствующая строка.

В настоящее время получают распространение электронные носители информации, тем самым совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации.

 

Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов программы необходима инструкция. Этот документ содержит разъяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция дается либо в подсказках на самом формуляре, либо печатается на его оборотной стороне, либо издается в виде отдельной брошюры.

 

Помимо инструкции составляется также детальный организационный план наблюдения, в котором описываются цель, объект, единица наблюдения, состав подготовительных и других работ, их исполнители, обязанности конкретных исполнителей, способы проведения наблюдения.

Важным вопросом организационного плана является вопрос выбора времени и критического момента наблюдения. Всякое прерывное статистическое наблюдение фиксирует состояние объекта наблюдения на определенный момент времени. Состояние объекта может подвергаться тем или иным сезонным колебаниям, так что данные, собранные в произвольный момент времени, могут оказаться непригодными для решения задач исследования, поскольку их значения определялись под влиянием обстоятельств, не имеющих отношения к делу.

Например, численность населения, занятого в сельском хозяйстве, увеличивается летом и уменьшается зимой. Если мы хотим получить показатель, характеризующий постоянную занятость, то наблюдение нецелесообразно проводить летом.

Другой пример. Нельзя ожидать хороших результатов, если регистрация плодоягодных насаждений предусмотрена зимой, когда нельзя осуществить непосредственного наблюдения насаждений на месте.

 

Различают объективное и субъективное время наблюдения. Под объективным временем наблюдения понимается период, за который характеризуются единицы наблюдения. Субъективное время наблюдения – это время, в течение которого производится сбор данных. В организационном плане наблюдения оно должно определяться исходя из объема работы и наличия персонала, но с учетом того обстоятельства, что отдаление субъективного времени наблюдения от объективного времени приводит к снижению достоверности получаемых данных. Так, если назначенный в организационном плане срок проведения наблюдения будет недостаточным, то это может привести к спешке, пропускам единиц наблюдения, неполным и небрежным записям. Неоправданно растянутый срок также может ухудшить качество собираемой информации, так как в этом случае увеличивается вероятность запамятования регистрируемых фактов.

Пример. В последней переписи населения в СССР субъективное время переписи – 8 дней (с 12 по 19 января 1989 г.). Если вопрос требовал ответа о периоде, объективным временем считался 1988 год.

 

При изучении объектов наблюдения, численность и характеристики которых непрерывно изменяются, данные регистрируются по состоянию на определенный момент времени, называемый критическим моментом наблюдения.

Пример. Критический момент переписи 1989 г. – 12 часов ночи с 11 на 12 января. Это означает, что изменения, произошедшие после 0 часов 12 января 1989 г., при проведении переписи во внимание не принимались.

 

В критический момент исследуемые явления должны быть наименее подвижны и изменчивы. При переписи населения это соответствует зимнему периоду (январь), когда рабочие и служащие в минимальной степени используют свои отпуска, студенты и школьники находятся на местах учебы. Выбор неудачного критического момента, положим, летних месяцев для переписи населения привел бы к катастрофическому увеличению погрешностей.

При исследовании важных социальных проблем, касающихся непосредственно конкретных групп населения, критический момент должен в максимальной степени сообразовываться с определенными жизненными периодами этих групп.

Так, исследование вопроса о выборе будущих профессий школьниками удачно приурочить к окончанию ими средней школы, т.е. к периоду, когда для школьников этот вопрос наиболее актуален и всесторонне продуман. Выбор в данном исследовании любого другого периода привел бы к существенным погрешностям.

 

Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения. Ее границы зависят от определения объекта наблюдения.

Успех любого дела решают люди. Качество собираемых данных зависит от того, кто непосредственно проводит работу. Поэтому мерой по предотвращению и уменьшению ошибок выступает тщательный подбор кадров, привлекаемых со стороны для проведения крупных статистических наблюдений. При подборе и расстановке всех работников, связанных со сбором и обработкой информации, следует добиваться, чтобы они не были перегружены. Благотворное влияние на качество информации может оказать хорошая организация труда работников, обеспечение оптимальных условий для выполнения их функций.

 

Важными подготовительными мероприятиями, направленными на улучшение достоверности статистических данных, являются массовая разъяснительная работа среди населения и пробные переписи. Разъяснительная работа проводится в форме бесед, выступлений в печати, на радио, телевидении и т.д.

Пробные переписи, или переписи в миниатюре, осуществляются в целях проверки подготовленного инструментария, испытания в деле принятых решений по срокам, способам регистрации, месту наблюдения и т.д. При обнаружении недостатков вносятся коррективы, что увеличивает возможности получения более точных статистических данных.

 

Составление анкеты

 

Анкета – это структурно организованный набор вопросов, выраженный на языке респондентов, каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. Анкета самостоятельно заполняется респондентом по указанным в ней правилам.

Вопрос анкеты – письменное обращение к респонденту с целью выявления информации, относящейся к предметному содержанию исследования.

Анкета включает два блока вопросов. Первый блок посвящен различным проблемам. Второй блок, следующий за первым и именуемый статистикой, отражает социально-демографические характеристики респондента, как то: пол, возраст, семейное положение, образование, основной род занятий, служебное положение, доход на одного человека в семье и т.п.

Составлению анкеты поможет знание классификации вопросов анкеты.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.