Сделай Сам Свою Работу на 5

В каком бессоюзном сложном предложении нужно поставить тире?





Программа вступительного экзамена по современному русскому языку

Для поступающих в магистратуру по направлению

Педагогическое образование

Магистерская программа «Поликультурное образование и межкультурная коммуникация»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на подготовку к вступительному экзамену по современному русскому языку для поступающих в магистратуру по направлению 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Поликультурное образование и межкультурная коммуникация»

Программа включает в себя два раздела:

I. Основы языкознания

II. Русский язык и культура речи

Экзамен в магистратуру письменный, экзаменационный тест-билет включает в себя задания по основам языкознания, по русскому языку и культуре речи, позволяющие выявить степень владения теоретическим материалом и навыки работы с языковым материалом.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

I. Основы языкознания

По основам языкознания от абитуриента требуются знания следующих вопросов:

1. Язык и речь как объект и предмет языкознания. Язык – явление социальное, общественное, достояние коллектива. Общественный характер языка предопределяет существование в современности и истории разных языков: русского, английского, французского, арабского и др. Речь – это разные формы применения языка в различных ситуациях общения (деловая и художественная речь, монологическая и диалогическая, устная и письменная, сценическая и др.).



2. Учение о строении общества, его функционировании и развитии дает лингвистике важные сведения о возникновении и развитии языка в целом и отдельных языков, о языковых контактах (взаимовлиянии языков). История развития общества предопределила существование в структуре разных языков частных языковых систем, диалекты (территориальные разновидности языка), жаргоны (социальные и профессиональные разновидности языка), просторечие (отклонения от норм литературного языка в разговорной речи).

3. Общественная сущность языка проявляется в многообразии языковых функций: коммуникативная, познавательная, регулятивная, фатическая (контактоустанавливающая), этническая (язык как фактор объединения и единства народа), эстетическая.



4. Виды социального членения языка: мужской и женский варианты языка; детская речь; речь школьника; речь молодежи; социально-групповое и профессиональное членение языка (жаргоны, сленг).

5. Социологическая классификация языков: языки народностей; национальные языки; межнациональные языки; мировые языки. Понятие о государственном языке.

6. Формирование наций и национальных языков. Национальный язык как форма национальной культуры. Культурные и языковые контакты и их отражение в национальных языках. Слова исконно русские и заимствованные.

7. Семиотика как наука об общей теории знаков, изучающая любые знаковые системы: простейшие (телеграфный код, дорожные знаки), более сложные (сигнализация животных, пальцевая техника глухонемых и др.). Знаковая система языка. Звуковые и графические знаки: фонемы, морфемы, слова, фразеологизмы, словосочетания, предложения.

 

II. Русский язык и культура речи

1. Литературный язык и его основные признаки: а) богатство и разнообразие, б) нормативность, в) стилистическая дифференцированность. Понятие о языковом идеале: речь носителей языка, характеризующаяся соблюдением норм, выразительностью и изобразительностью, эмоциональностью.

2. Типы норм: орфоэпические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.

3. Орфографические и пунктуационные нормы

 

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – М.: Феникс, 2010.



2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2009.

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008.

 

Дополнительная литература:

1.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2001.

2.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д. Черняк. – СПб., 2007.

3.Русский язык: энциклопедия – М. : Дрофа : Большая рос. энцикл., 2003.

4.Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Черняк. – СПб., 2008.

 

Требования для вступительного испытания

Абитуриент демонстрирует уровень и качество предшествующего образования через вступительное испытание в форме теста.

Испытуемый должен дать ответ на все предлагаемые вопросы. Вопросы могут содержать как один, так и несколько правильных вариантов ответов. В последнем случае частично верный ответ снижает итоговое количество набранных баллов.

 

Критерии оценивания ответа

Баллы Содержание ответа
Выполнено 24 задания
98-80 Выполнено 22 задания
79-70 Выполнено 20 заданий
69-60 Выполнено 18 заданий
59-50 Выполнено 12-17 заданий
49-40 Выполнено 11 заданий
39-30 Выполнено 10 заданий
29-20  
19-10  
 
Выполнено 0 заданий

 

 

Образцы заданий

 

Выберите правильный ответ.

«Грамматика – это наука…»

А. о звуках человеческой речи

Б. о словарном составе языка и закономерностях его исторического развития

В. о частях речи и способах соединения слов

 

2. Соотнесите определения с терминами:

1. Одна из самобытных семиологических систем, являющаяся основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и т.д. – это

2. Деятельность, основанная на использовании разнообразных средств передачи информации, взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива.

А. язык

Б. речь

 

Как называется словарь русского языка, позволяющий разобраться в значениях близких по звучанию, но различных по смыслу слов?

А. орфоэпический словарь

Б. словарь паронимов

В. словарь синонимов

Г. словарь антонимов

 

Семиотика – это

А. наука о поведении животных

Б. наука о знаковых системах

В. наука о значениях языковых единиц

 

В каких словах ударение ставится на третий слог?

А. Украинец

Б. Ходатайство

В. Нефтепровод

Г. Диспансер

 

Какие формы глаголов присущи общелитературному языку?

А. Выздоровят

Б. Езжай

В. Повешать (плакат на доску)

Г. Мурлыкает

 

В приставке какого слова следует написать букву Е ?

А) пр_тягательный

Б) пр_остановиться

В) пр_увеличивать

Г) пр_влекательный

Д) непр_емлемый

 

В каком слове нет удвоенной согласной?

А) ат_естат

Б) драм_атический

В) бел_етристика

Г) эс_нция

Д) ил_юстрация

 

В каком примере НЕ нужно написать слитно?

А) (не) вовремя явился

Б) (не) испытанный в бою самолет

В) ему теперь (не) спится

Г) (не) растворимое в воде вещество

 

В каком примере слово пишется слитно?

А) Мыслит он: неужто (в)правду я влюблен?

Б) Отдать туфли (в)растяжку.

В) Заглянуть (в)конец романа.

Г) Я никогда не стремился держать свою работу (в) тайне.

 

В каком предложении знаки препинания стоят правильно?

А) Когда зашепчет сон – трава в дуброве, и ей ответят крики лебедей, земля проснётся в праздничной обнове.

Б) Стремление человека быть центром общего внимания людей пагубно для него, ибо ничто не умертвляет душу так быстро, как жажда нравиться людям.

В) Он смотрел на её заплаканное лицо, не зная что сказать.

 

В каком сложном предложении с разными видами связи знаки препинания стоят неправильно?

А) Я часто слышал будто гриб, замеченный человеческим глазом, перестает расти и много раз проверял: гриб растет.

Б) Я подумал о том, что не знал, где берег, и что если бы сейчас остался один, то совершенно не знал бы, куда плыть, чтобы причалить к санаторию.

В) Все небо было затянуто, шел мелкий холодный дождь, и только по свежей зелени деревьев можно было догадаться, что теперь весна, а не осень.

 

В каком сложноподчинённом предложении знаки препинания стоят правильно?

А) Держалась она с таким достоинством, что, когда подала мне налитый стакан, я почувствовал потребность привстать.

Б) Все знают, что, когда сам попадёшь в событие, то на первых порах не можешь разобраться, что в этом событии самое главное.

В) На ранней заре, когда ещё кричат петухи, и дымятся избы, распахнёшь окно в сад и побежишь умываться на озеро.

 

В каком бессоюзном сложном предложении нужно поставить тире?

А) Одень осла в нарядную сбрую _ лошадью он не станет.

Б) Плохой друг подобен твоей тени _ в ясный день ты видишь её отчётливо, а в пасмурный день не можешь её найти.

В) Лес щедр на развлечения _ то с ветки на ветку перескочит белка, то вырвется из орехового куста тетёрка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.