Сделай Сам Свою Работу на 5

Символический интеракционизм





Сфера научного интереса Зиммеля отличалась как от спенсеровской так и от марксовой. Тогда как последние преимущественно анализировали эволюцию социальных институтов и даже целых обществ на макротеоретическом уровне, Зиммель изучал взаимодействия индивидов на микроуровне обобщения. Он начал с изучения диад (два человека) и триад (три человека) и писал о "ткани групповых связей". Зиммель оказал большое воздействие на развитие американской социологии и, в частности, на Герберта Мида (1863-1913) и Чарльза Кули (1864-1929), которые впитали его идеи и развили их в новую влиятельную исследовательскую парадигму.

Кули ввел в научный оборот понятие малой "первичной группы". Это – такие ассоциации близких людей, такие как семья или круг друзей, с которыми разделяются общие чувства. Кули является автором теории "зеркального Я", суть которой состоит в следующем: усваиваемые индивидом представления о своем "Я" возникают в сознании "других", в реакции окружающих людей. Если каждый считает вас прекрасным, к слову, вы приходите к выводу, что так оно и есть. Данная парадигма разительно отличается от взглядов, представленных Спенсером и Марксом.



Мид подчеркивал важность человеческой способности "принимать роль других", воображая при этом как другие чувствуют и как они могут себя вести в определенных обстоятельствах. Стараясь понять то, как люди в общем-то смотрят на вещи, мы развиваем смысл того, что Мид называл "обобщенный другой". Это можно сопоставить с "зеркалом себя" Кули. Мид изучал специально роль коммуникации в человеческих отношениях. Главная часть взаимоотношений людей, он чувствовал, находится вблизи индивидуального постижения общего знания посредством использования языка, других символических (знаковых) систем. Отсюда и термин "символический интеракционизм".

Принципиальным преимуществом символического интеракционизма является его способность охватить богатство человеческих объединений. Общество как символическая интеракция включает кооперацию, конфликт, полную идентификацию, полное безразличие людей, эксплуатацию и т.п. Какими бы ни были отношения между людьми, они принимают участие в их конструировании. Символический интеракционизм рассматривает коллективные действия в качестве отправной точки и развивает исчерпывающую типологию этих форм, ранжируя их от тотемического ритуала до успешного демократического самоуправления. Традиция символического интеракционизма представляет для социологического анализа ряд разработанных понятий: "коллективное поведение", "социальное движение", детерминация социальных структур посредством переговоров и др. Такой подход позволяет описать в качестве коллективных действий как обыкновенное сотрудничество двух людей так и широкомасштабные совместные действия в рамках крупных организаций.



Эта парадигма легко применима для изучения собственной жизни. Как только вы встречаете кого-то нового, обратите внимание на то, как вы знакомитесь, какие предположения вы делаете о другом человеке, просто основываясь на том, как он выглядит, как говорит, каковы обстоятельства встречи. Затем обратите внимание, как будет развиваться ваше знание о знакомом в дальнейшем процессе общения. Заметьте также любые попытки, сделанные вами, дабы сформировать свой определенный имидж в сознании другого человека. Не об одном и том же ли говорят символический интеракционизм и известная русская пословица: "Встречаем по одежке, а провожаем по уму"?

Ролевая теория

Инсайты Мида, других социологов, касающиеся природы взаимодействий, произвели несколько фундаментальных социологических концептов. Ральф Линтон (1895-1953) специфицировал идеи "статуса" и "роли". Статусы - это позиции, которые мы занимаем в обществе (сын, педагог, коммунист, русский и др.), а роли - это поведение, ожидаемое от нас в силу этого. Некоторые социологи фокусируют своё внимание на различных ролевых ожидания или экспектациях. Данный подход произвел множество концептов таких как "ролевое напряжение" (слишком много ожиданий для одного человека, чтобы легко их выдержать), "ролевой конфликт (две и большее количество ролей, играемых одновременно, вступают в противоречие одна с другой, вгоняют индивида в стресс), "ролевая дистанция" (играемая человеком роль вступает в противоречие с его внутренними установками) и др.



Для лучшего понимания данной парадигмы обратите особое внимание на то, как вы себя ведёте в разных обстоятельствах. Наблюдали ли вы разницу в употреблении языка в беседе с вашими вузовскими преподавателями и в разговоре с друзьями? Когда вам необходимо иметь дело с деканом факультета, какую роль вы принимаете для достижения цели вашего взаимодействия? Что вы скажете по поводу ролей, которые вы играете во время посещения церковной службы, в магазине, на стадионе во время спортивных соревнований или на вечеринке? После осознания вашего репертуара ролей, вы можете осмыслить как они соотносятся с тем, кто вы есть на самом деле. Кем вы были бы, если не исполняли бы определенную социальную роль?

Этнометодология

Социологи всегда считали, что язык имеет фундаментальное значение для социальной жизни. Однако подход, концентрирующийся именно на использовании языка в обыденных ситуациях повседневной жизни, разработан совсем недавно. Наиболее известны в этой области работы современного американского социолога Гарольда Гарфинкеля, основателя этнометодологии.

Гарфинкель полагает, что люди фактически сами создают свою социальную реальность посредством действий и взаимодействий. Они постоянно пытаются осмыслить жизнь, каждый её практический акт. В этом смысле он предполагает, что каждый индивид действует как социолог. Следовательно, этнометодология может интерпретироваться как изучение "этнометодов", т.е. народных или обыденных методов, которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия с другими, причем применяет их неосознанно.

Сторонники этнометодологии видят своё предназначение в изучении межличностных процессов, особенно тех, которые вращаются вокруг разговоров собеседников, производящих оценку и выявляющих смысл внешнего для них фактического мира. Наивысшей социальной реальностью для этнометодологов является контекстуальная интерпретация знаков и символов в среде участников социальных отношений.

Как можно узнать о людских ожиданиях? Как они разбираются со своими мирами? Преимущественно одна техника используется этнометодологами, а именно: нарушить в обыденном течении жизни какое-либо правило или не оправдать ожидания в рядовой ситуации. Если хотите представить себя этнометодологом, то возьмите и пойдите спиной вверх по эскалатору идущему вниз, и тогда вы узнаете по репликам окружающих, что они думают о вашем поведении. Или другая ситуация. Студент пытается говорить с профессором о своей курсовой работе, но тот начинает рассуждать о футболе. Этот случай откроет мнение студента о поведении преподавателя.

Феминизм

Феминизм рассматривает фемину (женщину) в качестве "отправного пункта" своих размышлений о социальных отношениях. Он утверждает специфику женского начала в познании и преобразовании социальной действительности и старается описать и объяснить мир, исходя из женской позиции в субординации с мужчинами. Парадигма феминизма не представляет из себя монолитного учения или строгой системы научных построений. Объединяющей идеей для различных направлений феминистской мысли является идея о несправедливой дискриминации женщины в социальной эволюции.

Из-за того, что мужчины и женщины имеют разный социальный опыт, они и смотрят на жизнь по-разному, их выводы о социальной жизни разнятся по многим позициям. В качестве примера возьмем такой факт: известно, что множество описаний преобладающих верований, ценностей и норм общества составляются людьми, представляющими только часть социума. Чаще всего авторами выступают мужчины, преимущественно белые, получившие высшее образование и относящиеся к так называемому среднему классу. Не удивительно, что их исследования отражают системы верований, ценностей и норм, которые они прежде всего сами разделяют. Феминистская теория бросает вызов подобному превалирующему подходу, консенсуса здесь быть не может. В то время как Мид рассуждает об "обобщенном другом", о том, что каждый из нас может осознать и "принять чужую роль", теоретики феминизма в принципе оспаривают существование такого "обобщенного другого".

Элементы феминистского мышления можно найти и в предсоциологии. Донаучные системы рационального знания об обществе сообщают нам о своеобразной роли женщины в социальной жизни. Все знают прекрасные легенды об амазонках и их королеве Аталанте. Древнегреческое сказание о Лисистрате неоднократно экранизировалась. Теологи расскажут и прокомментируют роль и статус женщины как в Ветхом так и Новом Заветах. Философы "женскую логику" сделали предметом своего пристального интереса.

Пытаясь разобраться с феминистской парадигмой, взгляните на возможную дискриминацию по половому признаку в вашем университете. Пропорционально ли своему количеству занимают руководящие административные должности мужчины и женщины? А как насчёт канцелярской и секретарской работы? Патриархия налицо, не так ли?

Теория обмена

Современный американский ученый Джордж Хоманс предположил: человеческое поведение может быть рассмотрено как отражение человеком подсчёта своих затрат и возможной выгоды. Хоманс старался выражать свои взгляды в виде расхожих выражений типа: "Чем чаще определенное человеческое действие будет вознаграждаться, тем вероятнее, что оно будет чаще выполняться" или "Чем более ценным для человека является результат действия, тем чаще он будет выполнять это действие". Другие теоретики, Питер Блау например, показывают, что базисное понятие "обмена" может быть применимо и для изучения компаний, подразделении внутри компаний и даже отношений между странами.

Чтобы понять смысл данной парадигмы, вспомните ваше решение поступить именно в тот вуз, где вы сейчас учитесь. Были ли другие вузы для выбора места вашей учёбы? По крайней мере, вы имели альтернативу вообще не поступать в университет. Ведь были плюсы и минусы у каждого возможного решения.

Постпозитивизм

Позитивизм Конта допускал, что общество может быть рационально познаваемо и изучаемо научно. С его времени осуществляется неуклонное развитие науки, наблюдается относительный упадок суеверий, происходит подъём бюрократических структур. Кажется, что рациональность всё более и более утверждается в центре социальной жизни. Рациональность для большинства из нас является незыблемой. Однако некоторые социологи сомневаются в этом.

Мы все знаем, что в отечественной школе вплоть до седьмого класса учащихся обучают рисованию. Но много ли среди взрослых людей тех, кто хорошо бы разбирался в живописи? Разнообразные учебные заведения в стране обучают рациональности в ходе овладения азами точных, естественных и социально-гуманитарных наук. Однако соотечественники сплошь и рядом ведут себя нерационально. Специфика рационализации в современной России рассматривалась в первом разделе пособия.

Социологи-позитивисты иногда ошибочно утверждают, что люди обычно действуют рационально. Но это не так. Вместе с тем, нерациональное поведение также поддаётся изучению наукой, т.е. рациональным образом изучаются обстоятельства иррационального поведения. Современный вызов позитивизму выходит далеко за рамки вопроса о рациональном поведении. Критика позитивизма также оспаривает идею о том, что ученые могут быть настолько объективными, насколько позволяет идеальный образ науки, большинство исследователей согласятся в том, что персональные ощущения серьёзно влияют на выводы, которые они делают в ходе своих наблюдений. Постпозитивизм реабилитирует метафизику, признает важную роль философских допущений в социологических исследованиях. Сторонники постпозитивистской методологии стремятся включить ценностные суждения в качестве компонента познавательного процесса.

Системный эволюционизм

Системно-эволюционный подход является одной из главных форм позитивистской социальной теории. В XIX столетии центральным компонентом позитивистской социологической мысли был концепт об управляемом законами эволюционном развитии общества, Эта идея определяла дискуссии в истории теоретизирования о социальных изменениях. Идея "развития" активно использовалась не только эволюционистами, но и другими, особенно марксистами.

"Эволюцию" часто уравнивают с "развитием", используя эти понятия в качестве синонимов. На самом деле "развитие" является гораздо более старым и более общим понятием, относящимся к процессам изменения, проходящим в направлении роста сложности, размера и количества составных частей общества. Оно относится к феноменальным аспектам процесса, а не к его причинам. Общество вполне может считаться изменяющимся, но не развивающимся. "Эволюция" используется для характеристики отдельных форм механизма развития, которое предстаёт многонаправленным, прогрессивным, проходящим через определенные стадии процессом.

Конт, Бокль, Спенсер, Дюркгейм свидетельствуют, что в позитивистской социальной науке XIX века "эволюция" наряду со "структурой" и "функцией" являлась одним из центральных концептов. Эволюционизм в социологической мысли не был изначально заимствован у Дарвина, он основывается на очень старой девелопменталистской традиции, заложенной уже во времена Аристотеля. Эта тенденция концептуализирует общество в качестве аналога организма с тенденциями к росту и упадку.

В своей ранней форме эволюционизм применялся для объяснения истории экономических и социальных структур, чему находится подтверждение уже с середины XVIII века в сочинениях Тюрго и Монтескье во Франции и Смита и Фергюссона в Шотландии. В XIX в. эту традицию продолжили Сен-Симон и Конт. Маркс тоже был эволюционистом во взглядах на общество. Германская макросоциология также не переставала придерживаться эволюционизма. С позиции превосходства в конце XIX в. идея "эволюционизма" пришла в упадок в начале ХХ века. Она была вновь оживлена в 50-х годах. Но в 60-е и 70-х гг. была снова отвергнута, пока не стала центральным компонентом, но уже не только позитивистской социальной мысли.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.