Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель организации отношений





Третьей ключевой моделью является модель организации отношений. В этом случае общество видится как структура межличностных отношений различного вида или как сеть индивидов, соединенных вместе нитями обмена. Примером такой концепции может служить теория родства, в которой общество предстаёт связанным воедино узами крови и братства. Кроме этого, существует также марксистская концепция социального класса, согласно которой социальное действие и сознание во многом определяются классовыми отношениями, последние, в свою очередь, ограничены юридическими отношениями индивидов к собственности.

 

Системно-органическо-кибернетическая модель

Как указывает собственно название, общество полагается здесь весьма интегрированной системой, в которой её составные части являются функционально значимыми для поддержания равновесия целой системы. Разные части целого играют различные роли в этой интеграции. В силу этого существует сложная, дифференцированная и иерархическая структура компонентов системы. Некоторые элементы имеют контролирующую функцию, некоторые - информационную, некоторые - репродуктивную и т. д. Клеточки системы трактуются различным образом: некоторые теоретики полагают их индивидами, другие - актами (поступками), третьи - группами, четвертые - социальными ролями и т. д. Известный американский социолог Толкотт Парсонс и его последователи лидируют в разработке этой модели, они, усовершенствовали ее до очень высокого уровня.



 

Экологическая модель

Пятой, и частично совпадающей с четвертой, является экологическая модель. В её рамках общество предстаёт естественной, открытой, физической системой сбалансированных энергетических обменов. Тенденции к росту и упадку или нарушению устойчивости обычно балансируются тенденциями к равновесию. Все части системы сущностно важны для её стабильности и развития. В системе существует сложное разделение функций. Люди, при таком взгляде, трактуются как изменяющаяся часть природы. Они взаимодействуют с ландшафтом, изменяя его, и сами, в свою очередь, меняются под его влиянием. Сегодня эта модель широко применяется при изучении примитивных экономических систем.



 

Ни одна из указанных систем не используется в чистом виде. Некоторые социологи используют комбинацию из элементов разных моделей, нередко добавляя к ней новые элементы. Но есть универсальный набор компонентов, без которого не обойтись, это - социальные нормы и роли, социальные отношения и институты, социальные классы, профессии, пространственное размещение, источники силы и энергии, географические и энвайронментальные отношения. Без отмеченных моделей невозможно представить в частности развитие социологических парадигм и прирост социологического знания в общем.

Социальное объяснение не ограничивается использованием только одной из упомянутых или любой другой модели общества. Различные общества должны моделироваться по-разному. Не существует универсальной теории общества, которую бы разделяли все без исключения социологи. Но это совсем не означает, что человеческое общество не имеет определенных универсальных характеристик. Но что это за качества - спорный до сих пор вопрос.

 

Ирония

Ирония была известна у греков ещё до Сократа. Она считалась более или менее постыдным притворством. Самоуничижение - так можно было перевести греческое понятие иронии. И тот, кто перед налогом представлял своё имущество меньшим, чем в действительности, уничижая себя, считался ироником. Это было в сущности такой же ложью и обманом как хвастовство, но в обратную сторону. Это - пороки. Однако Аристотель в своей этике замечает: "Но те, кто уничижается, производят несколько более приятное впечатление, чем хвастуны" (59, с. 77). Подобная градация связана с именем Сократа. Ради ироничного философа, утверждавшего, что он ничего не знает, Аристотель поднял ценность иронии.



Известен знаменитый диалог Платона, в котором он сообщает о разговоре невежественного Сократа и сверхумного жреца Эвтифрона. Сократ для виду выслушивает поучения важного Эвтифрона, но своими въедливыми замечаниями и вопросами заставляет наставника заметить, как плохо обстоит дело с его учением и как он сам нуждается в поучении. За ироническим разрушением ложного и самодовольного представления следует построение четких понятий истинной науки. Сократовская ирония в качестве педагогической иронии служит благородным намерениям и, благодаря своим добрым целям, канонизирована. Это - суть приема, известного в методике под именем "сократической беседы". Унижение философа - лишь вид того повивального искусства, которое хочет не распределять истину, а помочь её найти.

Усиление ценности иронии продолжается в течение всей истории. Поэты более чем кто-либо любят её как неравную сестру фантазии. У иронии огромный диапазон - от повседневного разговора на улице до науки. Со времен Сократа ирония стала шире.

Ирония сегодня - это лингвистическое средство, помогающее упрочению научной традиции. Ирония - это метафора противоположностей, различных точек зрения. Она опровергает подчас то, что одной стороной в споре утверждается реальным и подлинным. На этом пути происходит прирост новых значений и смыслов, т.е. накапливаются знания. Ирония является уникально диалектическим тропом. Суть в том, что делать выводы из столкновения противоположных мнений приходиться публике. Подобное участие в слушании противоборствующих сторон имеет важные социальные последствия для аудитории: это означает просвещение и развитие свободы.

Ирония не означает признание только противоположного тому, что кто-либо утверждает. Такое определение иронии будет обозначать только ложь. Нет, ироничный человек признает одновременное существование двух или более противоположных утверждений. Между ними может появиться и более глубокое значение. Это более глубокое значение является диалектическим. Оно не образуется ни первым утверждением, ни его опровержением. Оно само по себе является емким и сложным.

Ирония и диалектика являются двумя способами выражения единого процесса познания. Ирония - суть лингвистическая форма диалектической мысли, её использование предполагает осознание возможно неправильного использования собственно языка. Ирония, таким образом, представляет определенную стадию сознания, в которой признаётся проблематическая природа самого языка. Это диалектично. Вот почему характеристики мира, преподанные в ироническом стиле, часто рассматриваются как внутренне тонкие и реалистичные. Они появляются, чтобы сигнализировать о восхождении мысли на уровень самосознания, критического самосознания, на котором становится возможным концептуализация мира и его процессов.

Великая современная социальная мысль иронична в том смысле, что она критична, диалектична и саморефлексивна: она описывает внешние (видимые) формы поведения людей, одновременно заключая в себе внутреннюю деятельность, моральную их связь. Так, Карл Маркс в своих трудах предлагал огромное количество иронических инсайтов. Например, конкуренция ведёт к своей противоположности, т. е. монополии. Или, фабричная система организует угнетение рабочих для их же блага, для подготовки их свободы. Ещё, феодализм уступает капитализму, а последний, в свою очередь, порождает социализм. Маркс иронично считал буржуазную свадьбу системой легализованной проституции.

Ирония является литературным образом социальной мысли, формой интеллектуального действия, способного освободить от односторонности ортодоксальной социальной науки. Такова основа иронии, таков иронический инсайт. Как диалектические движение в открытии новых когнитивных и социальных форм, ирония сохраняет гуманистическую суть: она требует полного сотрудничества людей; она также обеспечивает подлинно демократический метод для критического социетального анализа.

 

 

* * *

 

Риторика это не только красноречие, не только красивый цветистый покров, наброшенный на истину. Риторика полагает себя как сочетание анализа и практической деятельности, как место интеграции знания об обществе с политическими попытками социальной трансформации. Традиция риторики приводит к осознанию того факта, что существуют альтернативные пути сообщения истины. Тем самым утверждается, что люди ответственны за формы сообщения знания. В случае риторики сочетается релятивность рассудка с ответственностью коммуникации. Уместно здесь развести два близких по смыслу понятия. Первое - "истина", оно отличает логическое движение мысли. Второе - "правда", это характеристика процесса коммуникации.

Риторическая традиция предполагает метафору общества в качестве читаемого текста, написанного мужчинами и женщинами. Эта метафора оказывает внимание как теоретической деятельности, так и практической политике, её риторическая природа способствует примирению различных теоретико-идеологических концепций, например, структурализма и герменевтики, детерминизма и интенциональности. Образ общества в качестве распознаваемого текста помогает преодолеть расхождения позитивистов и романтиков. Риторика закладывает, таким образом, начало теоретической традиции.

Риторическое понимание знания, т. е. понимание с использованием таких концептов как метафора, модель, ирония, помогает ученым, политикам, всем увидеть, что делается в повседневной жизни. Параллельно мы наследуем и создаём новые слова, придаём новые смыслы и значения уже имеющимся лексическим единицам. Оба процесса конструируют реальность через лингвистическое действие. В обоих случаях мы являемся одновременно и субъектами познания и объясняемыми объектами.

 

 

* * *

 

Человек может осуществлять познавательную деятельность только в обществе. Оно обеспечивает ему для этого необходимые условия и средства: речь, интеллект, память, досуг и пр. Повседневная жизнь ставит задачи для социологического познания, стимулирует его. Здравый смысл накапливает "первоначальный капитал" - инструментарий, необходимый для формирования научной традиции. Язык будней служит незаменимым средством сохранения и передачи накопленного социального опыта, одновременно являясь резервуаром интеллектуальных источников научного мышления.

Первый раздел учебного пособия раскрывает инструментальную сторону социологического познания, он знакомит с богатейшим арсеналом средств познавательной активности, накопленным повседневностью. Второй раздел посвящен содержательной стороне этого процесса, в нем последовательно будут рассмотрены наиболее важные формы донаучного концептуального знания об обществе. Формы предсоциологии представлены в определенной эволюционной схеме, как результат внутреннего саморазвития рационального социального знания. Знание и процессы развития знания понимаются объективными эволюционными продуктами, которые могут быть сравнимы и противопоставлены.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.