Сделай Сам Свою Работу на 5

Врожденная и приобретенная способности к познанию.





Процесс становления человека происходит во взаимоотношениях с окружающей средой. Это окружение двояко - природного и гуманитарного плана. Хомо сапиенс формируется во взаимодействии с особым естественным окружением так и со специфическим культурным и социальным порядком.

Человек занимает исключительное положение в животном царстве. У него существуют особенные отношения между организмом и человеческой сущностью. С одной стороны, человек является телом, то же самое можно сказать и о любом другом животном организме. С другой стороны, человек имеет тело, т. е. он использует тело в качестве инструмента познания окружающего мира и себя в том числе.

Необходимым фактором существования биоорганизма в его взаимодействии со средой обитания является активность, например, поиск пищи. Эта особенность у человека, однако, имеет свою специфику, порожденную социальным способом его существования. Активность может иметь различную степень интенсивности, разнообразные направления и формы.

Рассматривая такое проявление активности человеческого организма как врожденную способность к познанию, важно различать предвидение и понимание. Часто мы в состоянии предсказать дождь, особенно когда ощущаем боль в суставах или сосудах, и соответственно ведём себя, берём зонт, например, собираясь выйти на улицу. Но, несмотря на то, что наши врожденные инстинкты нередко мотивируют поведение людей, все же успешное воспроизводство жизни во многом зависит от способности человека предсказывать будущее. Эта способность связана исключительно с жизнью человека в обществе. Общество является способом существования человека. Оно развило и продолжает развивать речь, язык, память, психическую систему человека, предоставляет ему средства к жизни, организует его досуг, компенсирует каким-либо образом аналитическую работу индивидов. Укорененные в природу своими телами, люди погружены в культуру общества своим сознанием.



Для людей попытки предвидеть будущее чаще всего основаны на знании и понимании. Если можно понять, КАК вещи соотносятся между собой, то можно осуществлять предвидение гораздо лучше, нежели просто наблюдать и запоминать эти связи. Таким образом, человеческая познавательная активность преследует цель найти ответ на вопрос: ЧТО и ПОЧЕМУ? Достижению этой цели содействует последовательное развитие социального познания, которое проходит очень непростой и длительный путь развития, прежде чем оно достигнет формы современной социологии. И хотя склонность к исследованию есть проявление естественной природы человека, подобная деятельность была бы невозможна без опоры на социальную организацию, на систему социальных институтов, способствующих конструированию форм рационального осмысления жизни.



 

Седиментация.

Только небольшая часть социального опыта остаётся в сознании людей. Этот "осадок" или "сухой остаток" называется в социологии знания седиментацией (реже седиментом). Седиментация есть наиболее важная, просто жизненно необходимая информация для конкретной общности людей. Она фокусирует внимание преимущественно на реальности повседневной жизни, на "здесь" и "сейчас". Ближайшая зона повседневной жизни доступна непосредственному физическому воздействию людей, это - досягаемый мир, в котором люди живут и работают. В этом обыденном мире аналитическая способность сознания руководствуется прагматическим мотивом. Внимание к миру определяется, главным образом, тем, что люди делают, делали или собираются сделать. Такой опыт задерживается и конденсируется в памяти людей в качестве незабвенной реальности.

Самым значимым седиментом в истории цивилизация, пожалуй, является общечеловеческая мораль. Её нормы и принципы были выработаны многими поколениями людей, живших в эпоху первобытности на территории Малой Азии и Ближнего Востока. Эти находки помогали и помогают людям выжить, создавать и поддерживать условия, необходимые для расширенного воспроизводства человеческих сообществ. Но во времена седой древности иудейские компиляторы первыми в истории записали их на пергаменте. Сейчас они известны как "девять заповедей Моисея". На этом примере видно, к тому же, как объективированное знание перерастает контроль своего производителя и становится автономным. Знание выступает продуктом, значение которого не известно полностью своему создателю.



Нормы, принципы, ценности - это явления нематериальной культуры, которые мы непосредственно физически не ощущаем. Но как в повседневной жизни говорить о правилах общежития людей, как оценивать поведение других с учетом этих правил? Ответ подсказывают символы. Символы - это действия или объекты, воспринимаемые обществом в качестве эквивалента чего-то другого. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Формы символов различны, например жесты - позы и телодвижения, которые обладают социальной значимостью. Знаки, флаги, картины, иконы, эмблемы, одежда и т.д. могут приобретать функцию социальных символов.

Опыт, накопленный в результате совместной жизни людей, в процессе седиментации включается в общее знание. Совместная седиментация становится действительно социальной, когда объективируется в знаковую (символическую) систему какого-либо вида, т. е. когда возникает возможность повторения коллективного опыта. Только после этого накопленные совместно опыт и знания могут передаваться от одного поколения к другому, от одного коллектива - другим. Объективно существующая знаковая система посредством отделения и отдаления от её создателей получает статус АНОНИМНОСТИ. В таком качестве она делается общедоступной для всех, кто разделяет или может разделять её в будущем. Социальный опыт и знания, таким образом, становятся легко передаваемыми.

В принципе любая знаковая система (узелковое письмо, клинопись, пиктография и др.) передаёт опыт и знания. Оптимальной же в этом смысле является лингвистическая знаковая система. Язык объективирует социальную практику, делает её доступной для всех в рамках определенной лингвистической общности. Он, тем самым, становится основой и инструментом коллективного знания. Дальше - больше, язык обеспечивает средства для объективизации нового опыта, позволяет последнему инкорпорироваться в уже существующее знание. Язык служит наиболее важным средством передачи объективируемой седиментации, в традиции.

Язык становится хранилищем огромного количества коллективных седиментаций, которые люди могут рассматривать в качестве звеньев одной цепи, без реконструирования исходных процессов их формирования. Тем самым, настоящий источник седиментации становится не важным, традиция способна изобрести другой источник без ущерба тому, что было объективировано.

Изобретение письменности повлияло на социально-познавательную деятельность сразу в нескольких планах. Это позволило вести записи, наладить более строгий учёт материальных ресурсов, создать социальные организации большого масштаба и многое другое. Письменность изменила восприятие прошлого, настоящего и будущего. Общества, обладающие письменностью, фиксируют прошедшие события и осознают, что у них есть познаваемая "история".

 

Хабитуализация.

Объективные обстоятельства существования людей образуют "хабитус" или "габитус". Известный французский социолог Пьер Бурдье в книге "Логика практики" живо и проницательно обрисовал суть и значение "хабитуса" (62 сс. 53-64). Хабитус - это привычка, это система долговременного функционирования резонного поведения людей, состоящая из доведенных до совершенства последовательных действий, с заранее известным финалом. Хабитус коллективно оркестрован, он не является продуктом организующего действия отдельного "дирижера". Хабитус не означает неминуемого принуждения индивидов к исполнению чего-либо. Он без насилия, хитрости или спора стремится исключить все излишние линии индивидуального поведения, которые несовместимы с условиями существования какой-либо общности людей.

Хабитус - продукт истории, он продуцирует индивидуальные биографии и коллективную практику в соответствии со схемами, генерированными прошедшей историей. Он обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, который содержится в социуме в форме перцепции, мышления и поведения. Хабитус - это постоянный внутренний закон жизни общества. Он действует подчас более надежно, нежели официальные законы. Хабитус - это прошлое в настоящем, которое стремится увековечить себя в будущем путём реставрации. Хабитус как воплощенная и забытая история придаёт жизнедеятельности социума относительную автономию и устойчивость по отношению к воздействию различного рода внешних факторов текущего настоящего. Эта автономия, функционируя как аккумулированный капитал прошлого, действует, предписывает, продуцирует историю на базе истории. Хабитус обеспечивает постоянство в изменяющемся мире. Он есть спонтанность без участия сознания и воли людей, противостоящая механистической детерминированности вещей и событий в обществе.

В отличие от научных суждений, которые корректируются после каждого серьёзного научного исследования в соответствии со строгими правилами проверки достоверности получаемых данных, предвидения хабитуса, основанные на прошлом опыте, не подвергаются сомнениям, поскольку давность существования привычек и обычаев есть лучшее доказательство верности подобных взглядов.

Человеческая активность служит основанием для образования привычек. Любое, регулярно повторяющееся действие нередко становится образцом или моделью, которые затем воспроизводятся исполнителями, но уже с экономией усилий. Процесс образования привычек или хабитуализация обеспечивает направление и специализацию активности, что отсутствует в биологическом потенциале человека. На этом пути происходит ослабление биологически заданной детерминанты человеческого поведения. Это верно для любого вида человеческой деятельности, не исключая и социальное поведение.

Действия, вошедшие в привычку, сохраняют своё значение для индивидуума. Рутинные процедуры врезаются в память, принимаются без доказательств как само собой разумеющееся и находятся под рукой для осуществления в будущем различных проектов. Хабитуализация вместе с этим даёт важный психологический эффект: экономится энергия. На практике, к слову, существует множество способов построения плота первобытным человеком. Хабитуализация сводит набор способов строительства плота до одного - двух, но наиболее оптимальных. Данное обстоятельство освобождает индивида от бремени "ненужных" решений, обеспечивается тем самым психологическое облегчение. Хабитуализация создаёт стабильные предпосылки, в которых человеческая деятельность может протекать с минимумом затрат на принятие решений. Иными словами, деятельность становится привычной, в силу этого открывается простор для обдумывания новых решений и инноваций.

Хабитуализация сопутствует каждой социальной ситуации, она является своеобразной технологией "ноу-хау". Большое разнообразие социальных ситуаций суммируется с помощью привычек и моделей поведения. Деятельность, предпринимаемая в повторяющихся ситуациях, может быть, таким образом, предвидена. Для повседневной жизни наиболее важной Частью хабитуализации человеческой активности является её сосуществование с традицией и последующей институализацией.

 

Традиция.

Традиция является одним из самых влиятельных источников получения и передачи знания, поскольку в ней сосредоточена мудрость веков. Традиция (по латыни - передача, предание) - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. Традиции охватывают различные объекты социального наследия - материальные и духовные ценности процессы и способы социального наследования. Традиции передают определенные общественные институты, нормы поведения, ценности, идеи, табу, обычаи, ритуалы, культы и т. п. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Наиболее широка сфера традиций в докапиталистических обществах. Традиции присущи самым разным областям общественной жизни (экономике, политике, праву и т. д.), но удельный вес их в той или иной области неодинаков. Он достигает максимума в религии. Традиции занимают определенное место и в науке, и в искусстве.

Традиционное действие формируется на основе подражания тем или иным образцам мышления и поведения, закрепленных в культуре и не подлежащих рациональной критике. Получая в связи с этим характер почти автоматически протекающего процесса, оно отличается стремлением действующих лиц в любых ситуациях ориентироваться на привычное и повторяющееся, а не на то, что открывает новые возможности для "действия" и "мысли". Значимость традиционного связана с тем, что к нему вообще близка большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором огромную роль играет привычка.

Главной чертой традиционного считается неизменность. В такой ситуации отсутствует критика социального порядка и нет проблемы выбора деятельности и поведения. Жизнь новых поколений сводится к повторению стереотипов, существующих с незапамятных времен. Прошлое, таким образом, воплощается во множестве традиций и освящается. Традиции имеют то же значение, что и последовательность времен года или дня и ночи.

 

Институализация.

Социальный институт - понятие, обозначающее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Институт суть регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло поведение людей подобно тому, как инстинкт руководит поведением животных. Социальный институт следует отличать от конкретных, научных организаций, учебных заведений или же социальных групп. Так понятие "институт моногамной семьи" подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида.

Институализация случается тогда, когда происходит сознательное регулирование воспроизводства повторяющихся, наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций передающихся из поколения в поколение. Каждый социальный институт организуется для выполнения тех или иных общественно значимых (например, социальная стабильность) целей и функций. Фундаментом института служит совокупность материальных условий, социально закрепленных санкций, определенного порядка выполнения тех или иных действий, поведенческих актов, поступков. Факторами, вызывающими появление социальных институтов, являются чаще всего обычаи, традиций табу и т. п.

Институт стоит на том, что известное действие обязательно будет исполнено деятелем, которому оно предписано. Институты, самим фактом своего существования контролируют человеческое поведение. Они устанавливают определенные образцы поведения, направляя его в заданное русло и выступая одновременно против иных возможных направлений. Контролирующий характер является неотъемлемым в процессах институализации. Эти контролирующие механизмы (совокупность которых обобщенно называют системой социального контроля) существуют во многих социальных институтах и соответственно во всех агломерациях институтов, которые называются обществами.

В повседневной жизни социальные институты, как правило, образуются в коллективах, содержащих достаточное количество людей. Теоретически важно и то, что процесс институализации может происходить в случае взаимодействия только двух индивидов. В каждой продолжительной социальной ситуации институт является основополагающим началом.

Социальный мир находится в процессе постоянного конструирования, корни которого заключены в неизменно расширяющемся количестве институтов. Институциональный мир существует в качестве объективной реальности по отношению к индивидам. Только в таком качестве, в качестве объективного мира социальные учреждения могут быть перенесены в новые поколения. Мир социальных институтов предшествует рождению конкретного индивида. Этот мир имеет свою историю, которая недоступна личным воспоминаниям индивида. Она существовала до рождения человека и будет существовать после его смерти.

Эта история имеет характер объективности. Индивидуальные биографии понимаются в этом свете как эпизод, локализованный внутри объективной истории общества. Институты в качестве исторических и объективных сущностей противостоят индивиду как неоспоримые факты. Институты являются внешними к нему. Они сохраняются в реальности независимо от того, любит ли он их или нет. Они сопротивляются его попыткам изменить их или уклониться от них. Наиболее важные из них имеют принудительную силу, реализуемую через механизмы контроля. Объективная реальность институтов не ослабевает, если индивид не понимает их цели или образ действия. Он может пройти на своём жизненном пути сквозь различные сферы социального мира, но последний может остаться непостижимым в том, что поскольку институты существуют как внешняя реальность, человек не может понять их методом самонаблюдения - интроспекцией Он обязан познавать их таким же образом, каким он изучает естественную природу.

 

Роли.

Понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного периода времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Конкретные люди на своём жизненном пути выступают во множестве ролей. Мы может выступать как члены семьи, учащиеся, спортивные болельщики, покупатели в магазине, квартиросъёмщики, автолюбители и т. д. Роль есть лишь аспект целостного поведения человека.

В обществе исполняется огромное количество ролей. Одну из лучших классификаций этого явления предложил американский социолог Т. Парсонс. Он полагал, что любая роль может быть описана комбинацией пяти основных характеристик.

1. Эмоциональность. Некоторые роли, выполняемые например врачом или гробовщиком, требуют эмоциональной сдержанности в ситуации, вызывающей сильные чувства. Артисты, наоборот, в рядовых ситуациях могут вести себя несдержано.

2. Способ получения. Одни роли подразделяются на предписанные по естеству (аскрептивные), т.е. определяемые рождением, полом, возрастом, социальным положением и т.д., и на достигаемые персональными усилиями в результате образования, карьеры, брака, миграции и т.п.

3. Масштаб. Часть ролей сфокусированы и строго ограничены. Роли врача и больного, например, обычно лимитированы тем, что непосредственно относится к здоровью пациента. Взаимоотношения же ребенка и его родителей имеют более широкие рамки.

4. Формализация. В некоторых ролях от исполнителя требуется четкое выполнение установленных правил. В других - допустимы исключения.

5. Мотивация. Различные роли предполагают и различные типы ее исполнения. От бизнесмена ждут, что он будет ориентирован на личные интересы, от социального работника - на общие.

В процессе исполнения роли происходит идентификация действующего субъекта с объективным значением действия. После того как действие произойдёт, деятель рефлексирует свое действие и себя, объективированного в качестве исполнителя действия. Тем самым у индивида образуется возможность познавать самого себя, но лишь отчасти, насколько позволяет социальная роль. Последняя позволяет различать "социальное я" и даже противопоставлять его личности. На этом пути исполнители понимаются уже не как уникальные индивиды, а как обобщённые типы.

В общем миропонимании существуют стандарты ролевого исполнения, которые приемлемы для всех членов общества, или, по крайней мере, для тех, кто является потенциальным, исполнителем ролей. Эта общая доступность сама по себе является частью социологического знания. Каждый предполагаемый исполнитель роли несёт ответственность за выполнение стандартов, которые изучены им в качестве части институциональной традиции и использованы как верительные грамоты всех исполнителей.

Благодаря играемым ролям, индивид вовлекается в специфические сферы социально объективированного знания: он постигает нормы, ценности, эмоции. Каждая роль открывает выход в специфический сектор общественного "древа знаний". Выучить роль - не значит просто приобрести заведенные порядки, необходимые для "поверхностного", внешнего её исполнения. Каждый на этом пути вовлекается в различные пласты знаний, которые прямо или косвенно! соответствуют этой роли.

Роль может пониматься той узловой точкой, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение здесь превращается в социальное. Индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные роли. Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, шаблонным поведением. За пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе и новаторская деятельность человека, созидающего новые нормы и новые социальные роли.

 

 

* * *

 

Социология является результатом продолжительной традиции самопознания и самоорганизации общества. Только в обществе активность биологического организма "хомо сапиенс" приобретает культурную форму познавательной деятельности. Но происходит это далеко не сразу. В истории становления и развития социального познания можно выделить исходный период, граничащий ещё с механизмами активного приспособления животных к окружающей среде.

Первым шагом к самопознанию общества, обнаруживающим связь между поведением животных и примитивными формами человеческого мышления, является метод проб, ошибок, и случайных открытий. Разнообразный опыт, приобретаемый в ходе повседневного совместного существования людей, седиментируется и, таким образом, в памяти людей остаются самые необходимые сведения. Как и процессы приспособления животных к окружающей среде, так и поведение первичных человеческих коллективов, управляемых обычаем и традицией, опирается на седиментации. В условиях непрестанной борьбы человека с природой, в мире, в котором естественный отбор регулирует любые процессы, не исключая и познание, определенные индивиды или группы обнаруживают среди большого количества различных возможностей такой тип реакции, который наилучшим образом соответствует данной ситуации. В этом случае достижение в сфере мышления состоит в запоминании правильного уже открытого решения. Естественный отбор здесь действует постольку, поскольку группы, которые не могут сохранить и передать рекомендации правильного поведения, обречены на вымирание. Хабитуализация в таких обстоятельствах спасает положение.

Для сохранения полученных знаний совсем не обязательно рефлексивное знание о среде, к которой удалось приспособиться. Вполне достаточно, чтобы соответствующие правила поведения и табу, определенные предками в результате седиментаций, строго и неукоснительно соблюдались. Хабитус или привычка легко переходит в традицию, которая способствует консервации накопленных технических, охотничьих, магических, моральных и пр. знаний.

Традиция суть социальный аппарат для передачи знания. Это - социально сконструированная технология, которая включает в себя лиц передающих информацию и тех, кому передают, кто воспринимает сведения. Специфический характер этого аппарата изменяется от общества к обществу. Кроме того, существует множество различных процедур трансляции знания.

Свое максимальное выражение процессы социального конструирования познавательной деятельности находят в формировании социальных институтов, и, особенно концентрировано это происходит в социальных ролях. Успешное усвоение социальных ролей, игра по правилам и под контролем социальных институтов означает постижение целых пластов общественно значимого знания.

Рассмотренные механизмы социального познания передаются в ходе наследования. Они сохраняются настолько долго, насколько это необходимо для конкретной социальной системы. Не только примитивные собирательские и охотничьи культуры являют собой пример такой первичной организации познавательной деятельности. И даже в настоящее время люди во многих ситуациях мыслят и ведут себя таким образом, который типичен для самого раннего периода познавательной активности.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.