Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава I. Социальное конструирование познавательной деятельности





ОТ АВТОРА

С момента введения социологии в учебные планы высшей школы Российской Федерации в 1991 году опубликовано уже несколько десятков учебников по предмету. Анализ большинства учебных пособий позволяет диагностировать вполне определенное отношение к нашей науке: социологическая клаустрофобия. Каковы хотя бы некоторые симптомы этой неведомой ранее болезни? Есть ли возможности терапии?

Социологическая клаустрофобия означает господство объект-ориентированной формы представления аудитории материалов по социологии. Проще говоря, это-боязнь находится в замкнутом пространстве собственно науки и стремление вырваться на необъятные просторы проблематики социального мира. Предметом предпочтительного внимания авторов учебно-справочной литературы становится в таком случае не наука, а преимущественно её объект - социальная реальность. Социологи традиционно и с удовольствием рассказывают о том, ЧТО и ПОЧЕМУ происходит в обществе, но вопрос, КТО и КАК осуществляет прирост социологических знаний, остаётся без должного ответа. При таком подходе практически невозможно взглянуть на науку "изнутри", механизм её саморазвития остаётся вне пределов досягаемости.



Доминирующий в учебной литературе подход весьма отдаленно связан с трансляцией молодому поколению опыта накопления знаний, т. е. с тем, что составляет сердцевину процесса образования. Знание о механизмах познания социальной действительности остаётся в таком случае имплицитным и недоступным всем желающим. Сохраняется тем самым разделение социологического знания на эзотерическое и экзотерическое. На страницах учебников социология превращается из конкретной науки в некое подобие занятного интеллектуального вневременного путешествия. И не важно, что при этом она теряет своё лицо, её специфика при очерчивании предмета, изложении содержания, характеристике структуры и функций пропадает.

Социологическая клаустрофобия не есть болезнь роста, связанная с начальным этапом преподавания дисциплины в стране. В ней проявляет себя давняя традиция, известная как консерватизм в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. Составными частями этой традиции могут быть названы: третирование здравого смысла как способа познания общества, практикуемого миллионами обыденных социологов; превознесение роли экспертов-обществоведов; сохранение при этом некоторых элементов культа науки. Эта традиция не допускает ни развития гражданского открытого обсуждения значения и достижений науки, ни плюрализма в социологическом познании, ни демократизации образовательных технологий. Консерватизм не желает, чтобы массовая аудитория целенаправленно обучалась опыту приобретения, накопления и передачи научных знаний, он тиражирует авторитарный характер отношений между наставниками и учащимися. Консерватизм чисто технически, формально относится к преподаванию социологии, Для него социология - просто эффективное средство социального контроля, от неё он ждёт помощи в сохранении социального и политического статус-кво. Социология при подобном отношении имеет тенденцию быть выхолощенной, её реформаторский и критический потенциал утрачивается.



Но существует и субъект-ориентированная форма социологии. Консерватизму в понимании предназначения науки противостоит либерализм. Либерализм в преподавании означает, что «во-первых, знать и осознавать лучше, чем не осознавать, и что, во-вторых, ясное сознание своего положения является условием свободы» (6, С. 159). В либеральном понимании социология предстаёт реформаторской силой. Она тесно связана с интеллектуальным освобождением личности» Без неё нет связи с воспитанием цивилизованного разума. Под её влиянием индивид может стать чуть менее терпим к своим предрассудкам, чуть более осторожен в своих пристрастиях, чуть более скептичен в отношении своих убеждений.



Социология, реализуя себя, способствует поступательному преобразованию повседневной жизни. Она является средством, при помощи которого общество осуществляет свою эмансипацию, избавляясь на этом пути от всего устаревшего и консервативного, освобождаясь от предрассудков. Тот, кто контролирует процесс реализации социологии, тот и реализует мир.

Назначение предлагаемого курса - оказание помощи в изучении азов социологического мышления. Пособие не претендует на подробное освещение всех тем, предопределенных требованиями государственного образовательного стандарта Российской Федерации к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по социологии. Оно носит только пропедевтический характер.

"Вводный курс" отличается от многих ранее изданных учебников рядом существенных особенностей. В содержательном плане предпринята попытка преодолеть социологическую клаустрофобию. Главное отличие состоит в том, что в центре изложения постоянно находится именно социология как научный способ познания общества. Она рассматривается с самых разных позиций: вскрываются её социальные и интеллектуальные истоки; описываются механизмы самоорганизации; выявляется специфика. Раскрытию этого замысла подчинена вся структура и композиция книги.

Пособие состоит из трёх разделов. Первый раздел - "Основания социологического знания в повседневной жизни" - представляет собой фундамент для всего последующего изучения науки. Он знакомит читателя с социальной обусловленностью и разнообразными организационными и интеллектуальными предпосылками социологического познания. Здесь показано как обыденный социолог готовит почву для прорастания социологического мышления.

Второй раздел - "Концептуальная машинерия социологии" - рассказывает о формировании научного отношения к познанию общества от наивного дотеоретического уровня и вплоть до официального рождения социологии под пером классиков социологической мысли. Здесь последовательно рассмотрены мифология, теология и философия в качестве систем донаучного знания об обществе. Предсоциология естественным образом инкорпорирует рациональное начало всех концептуальных механизмов поддержания социального статус-кво.

Третий раздел - "Общие вопросы теории социологии" - отдан рассмотрению общеобязательных, предусмотренных Госстандартом тем, среди которых - "предмет", "метод", "функции" науки. Вместе с ними, находятся несколько новых, ранее не встречавшихся на страницах учебников, тем. Это - "субъект" и "парадигмы" социологии, "теория объяснения" социальных явлений и процессов, "критерии состоятельности концептуальной мысли", "структура социологической теории". Такой шаг - результат осознания уникальности социологии как самопознающей науки и одновременно дань специфики именно вступительного курса.

Предлагаемая работа выполнена при целенаправленном использовании современных достижений ряда социологических дисциплин и, прежде всего - социологии науки, социологии знания, социологии мышления, социологии повседневности и коммонсенсологии.

В процессе обучения "Вводный курс" может быть дополнен в связи с учётом профиля конкретного вуза. Некоторые важные вопросы общей социологии, ряд, проблем отраслевой науки, практика социологических исследований могут быть рассмотрены в рамках спецкурсов или в ходе самостоятельной работы студентов.

Автор старался придерживаться свободного стиля изложения ма­териала, что позволяет увидеть в социологии не просто академическую головоломку, а насущное интеллектуальное занятие. Там, где возможно и необходимо, размышления подкрепляются наблюдениями над повседневностью, а также фактами и примерами из отечественной истории.

Книга ориентирована на массового читателя, но, прежде всего, она адресована студенту, самостоятельно постигающему начала социологии. Преподаватель социально-гуманитарных дисциплин высших, средних и специальных учебных заведений также найдёт в ней немало полезного.

Автор будет признателен всем, кто откликнется на данную работу своими конструктивными предложениями по адресу: Владимир, 600024, пр. Строителей, II, ВГПУ, кафедра социологии и политологи.


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

 

 

Глава I. Социальное конструирование познавательной деятельности

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.