Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы докладов, рефератов, курсовых работ





1. Понятие личности в психологии и социологии.

2. Личность и социальные роли.

3. Соотношение биологического и социального в человеке.

4. Творческий потенциал личности и социальные условия его реализации.

5. Как человек становится личностью?

6. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социальных исследований.

7. Что такое социальная зрелость?

8. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.

9. Конформизм с точки зрения социализации личности.

10. Суицид - проблема цивилизованного общества.

11. Роль системы образования в социализации личности.

12. Социальный статус личности и возможности самореализации.

13. Свобода и ответственность личности.

14. Самореализация личности.

15. Личность и индивидуальность.

16. Социальные типы личности.

17. Источники развития личности.

18. Смысл жизни как проблема социологии личности.

19. Социология девиантного поведения как социальная проблема.

20. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины.

21. Виды девиантного поведения, характерные для современного российского общества.



22. Теории развития личности.

23. Формирование личности в семье.

24. Юность и проблемы самоопределения.

25. Ценностные ориентации студентов.

26. Проблема самореализации личности студента в современных условиях.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чём отличие социологического подхода в изучении личности от философского?

2. В чём различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

3. Какова структура личности?

4. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?

5. Как специфика переходного периода развития общества отражается на уровне индивидуального сознания и поведения?

6. Какие факторы влияют на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, учителя и школы в этом процессе?

7. Назовите механизмы и основные этапы социализации личности.

8. Сформулируйте специфические особенности первичной и вторичной социализации. Назовите их отличия.

9. Какое значение для социализации личности имеет самовоспитание?



10. Какие вы знаете теории социализации?

11. Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

12. В чём основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта?

13. Приведите примеры ролевых конфликтов и проанализируйте основные способы их разрешения.

14. Чем, по З. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?

15. Что означает понятие девиация?

16. Каковы причины девиантного поведения

17. Какие способы борьбы с девиантным поведением выработало общество?

18. Какое значение для социологии имеет типология личностей?

19. Что такое модальный и базисный типы личности?

20. Каковы особенности маргинального типа личности?

21. Тождественны ли понятия «активность» и «социальная активность»?

 

Задачи и упражнения

a. Как вы понимаете следующие выражения:

b. Н.Г. Чернышевского «Развивать человека в человека».

c. Ф.М. Достоевского «Найти в человеке человека».

d. Л.С. Выгодского «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке».

e. В обществознании распространён подход, согласно которому человек, весь без остатка, может быть описан, исходя из той системы связей и отношений, в которую он включён. Так ли это на самом деле? Согласны ли вы с таким подходом? Аргументируйте свой ответ.

f. Согласны ли вы с утверждением о том, что в женщине больше развито начало индивидуальности, а в мужчине – личности?

g. Какие из приведённых ниже понятий можно отнести к чертам личности? Аккуратность, чистоплотность, лень, страх, тревожность, смелость, агрессивность, алчность, хитрость, ответственность, бестолковость, сознательность, стыдливость, чувство вины, соревновательность, импульсивность, увлечённость, эмоциональность, оптимизм, радость, мнение, мотивация.



h. Подтвердите или опровергните данное суждение «Современные науки исходят из того, что каждый отдельный человек олицетворяет всё человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, в тоже время он повторим, ибо в нём созданы все отличительные особенности человеческого рода».

i. Можно ли согласится с точкой зрения, что большинство действий человека автоматизировано и заключено в определённые модели поведения? Как же отдельному человеку – не гению или таланту выделиться и заявить о себе?

j. Согласны ли вы с Г. Тардом, считавшим, что так называемое социальное давление только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося её крыльям воздуха».

k. Как вы понимаете высказывание Э. Дюркгейма: «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами».

l. Согласны ли вы с утверждением, что психотерапия – это одна из форм ресоциализации, т.к. люди пытаются найти выход из конфликтных ситуаций, изменить своё поведение.

m. «Социализация – это лозунг, который социология использует в борьбе с биологией и генетикой». Так считают некоторые социологи. Правы ли они? Докажите свою позицию. Как провести разграничение между биологическим и социальным миром?

n. Приведём высказывание В.И. Ленина о типах личности. «Раб, осознающий своё рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не осознающий своего рабства и прозябающий в бессознательной и безсловестной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам». (Ленин В.И. – ПСС. – Т.16. – С.40).

o. Как вы считаете, понятие «раб» было использовано автором в прямом или переносном смысле? Можно ли это выражение применить к современности? В данном случае «раб» - это тип личности, характер, социальная роль или статус?

p. По существу В.И. Ленин описал три типа отношений между «господином» и «рабом». Первый – непримиримость интересов, осознание этой непримиримости и готовность изменения социального статуса. Второе – неспособность или нежелание признать униженность своего положения, поэтому человек отказывается от борьбы. А третье? Как бы вы описали третье отношение?

q. В реальной жизни часто встречается множество моментов унижения человека. Данные опросов свидетельствуют: более страшны даже не физические истязания, а нравственные унижения. Более всего человек боится потерять свою личность (или себя как личность). Почему?

r. Специалисты утверждают: человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребёнок, который начал колоться в в 13 лет, к 23 годам почти полностью деградирует. Почему? Объясните проблему с помощью теории социализации.

s. Характеризуя поэта Андрея Белого, философ Н. Бердяев писал: «У этой очень яркой индивидуальности твёрдое ядро личности было утеряно… Это, между прочим выражалось в его страшной неверности, в его склонности к предательству». Что, по вашему мнению, подразумевал Н. Бердяев, говоря о личности?

t. На основе личного опыта попытайтесь проанализировать, способствует ли образовательная школа развитию индивидуальности обучаемого? В чём это проявляется? Формирует ли качества нужные для жизни сегодня? Какие?

u. Влияние родителей на детей общеизвестно. Однако существует и обратный процесс. Исследование американских психологов Ганона и Кулемана показало, что отцы сыновей более мужественны, чем отцы дочерей. Как вы считаете, с чем это связано?

v. Проведите анкетирование и выясните:

Какое содержание студенты вкладывают в понятие «культурный человек», «образованный человек»?

Какие качества личности:

w. Наиболее ценимы студентами;

x. Вызывают негативное отношение.

Какой период в жизни человека является определяющим в становлении личности? Служит ли подтверждением высказанных точек зрения целенаправленная деятельность государства по воспитанию личности?

y. Проведите социологическое исследование взаимосвязи личности предпринимателя с социальным статусом и деятельностью родителей.

 

Литература

1. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. М., 1997.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. – Минск, 2000.

3. Бимбетов А.А. Криминальная статистика как показатель состояния общества // Социологические исследования. 1997. №8.

4. Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация // Социологические исследования. 2001 №9.

5. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов Е.А. Социология: Учебник для вузов.- М., 2000.

6. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2001. №3.

7. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М., 2002.

8. Левин г. А. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен // Социологические исследования. 1997. №2.

9. Лоусон Т, Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М., 2000.

10. Общая социология: Учебное пособие / Под ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000.

11. Основы социологии: Учебное пособие./ Под ред. Прокопьева М.В. – М., 2001.

12. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. № 4.

13. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: структурно-логические схемы с комментариями. – М., 1999.

14. Социальный контроль над девиантностью в современной России. Спб., 1998.

15. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Осипова Г.В., Л.Н. Москвичёва. – М., 1998.

16. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 2001.

17. Яковлев А.М. Социальная структура общества: Учабник. – М., 2003.

 

1. Войскунский, А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета [Электронный ресурс] / А.Е. Войскунский // Конференция «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» (01.02.2001-01.05.2001). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://psynet.carfax.ru/texts/voysk6.htm, свободный. – Загл. с экрана.

2. Восканян, М. Интернет и глобальный кризис. Станут ли жертвы сокращений искать работу в Сети или превратятся в эскапистов-геймеров? [Электронный ресурс] / М. Восканян, (18/03/09). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.win.ru/civil/1548.phtml, свободный. – Загл. с экрана.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.