Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА





Министерство образования Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Учебно-методическое пособие для студентов

Всех специальностей

Издательство Иркутского государственного технического университета

 

 

Личность и общество. Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей. Составила Гузик М.В. – Иркутск, ИрГТУ, 2003.

 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и содержит анализ основных проблем, изучаемых социологией личности, приведены темы докладов, рефератов, курсовых работ, вопросы для самоконтроля, задачи и упражнения, рекомендуемая литература.

 

Рецензент: д.ф.н., профессор Малыгин Г.С.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Личность как объект социологического анализа
Социализация личности
Девиантное поведение
Типологии личности
Социальный статус и социальные роли личности
Темы докладов, рефератов, курсовых работ
Вопросы для самоконтроля
Задачи и упражнения
Литература  

ВВЕДЕНИЕ



Проблемы человека и личности занимают в системе современного социологического знания одно из центральных мест. Какую бы область социологии мы не взяли – политическую, экономическую, юридическую, экологическую или какую-либо иную специальную социологическую теорию, в ней на первый план так или иначе, в том или ином контексте выступает проблема личности в её экономических, политических и иных взаимодействиях с другими личностями, их общностями и обществом в целом.

У социологии, разумеется, нет монополии на изучение данных проблем. К проблемам личности обращаются разные науки (философия, психология, педагогика, этика, социальная психология и т.д.), поэтому важно определить специфику социологии в подходе к проблемам личности. Философия рассматривает личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология рассматривает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и др.



Социологический аспект изучения личности связан с выявлением её социальных отношений, реализацией её потенциальных возможностей через систему социальных ролей, социальных институтов. Социология пытается исследовать личность как реально действующий, выбирающий и ответственный за свой выбор социальный объект. Социология выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерностей связей личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

 

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

При характеристике самих себя люди используют понятия «человек», «индивид», «личность». Эти понятия не только в обыденной речи и периодической печати, но и научной литературе нередко используются как тождественные. В действительности они такими не являются.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчёркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Каждый отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность – это итог развития индивида. Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена определённого общества или общности.



В структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психологический, социальный. Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой личности индивидуальность, т.е. наделяют её уникальными, неповторимыми качествами. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «я». Субъективное «я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень – собственно социологический. Здесь проявляется социальные свойства индивида, проявляющиеся в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентаций.

В структуре личности выделяются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляют собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира.

Совокупность социальных связей непосредственно отражается в мировоззрении личности, в нём же содержатся их оценка и установка на изменение или сохранения существующего положения вещей. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения - её чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется. В социологии рассматривается целый набор элементов внутренней структуры личности, определяющий готовность к тому или иному поведению: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Создатель иерархической теории потребностей американский психолог А. Маслоу разделил потребности на базисные и производные, или мета-потребности (в справедливости, порядке, благополучии). Мета-потребности не имеют иерархии, т.к. ценностно равны друг другу. Базисные же потребности расположены в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовны, а именно:

1. физиологические и сексуальные потребности,

2. экзистенциальные потребности (потребность в безопасности, уверенность в завтрашнем дне),

3. социальные потребности (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении),

4. престижные потребности (в статусе, престиже, признании),

А. Маслоу первые два типа потребностей в разработанной им иерархии назвал первичными (врождёнными), три остальных – вторичными. При этом процесс возвышения потребностей выглядит как смена первичных потребностей вторичными.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определённых потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие элемент внутренней структуры личности и регулятор её поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определённые ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях могут проявляться интересы личности.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создаётся механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности – достижение определённой цели, венчающей «усилия» этого механизма.

Другой «внутриличностный» механизм связан с «диспозиционной» структурой личности. Диспозиция личности– это предрасположенность к определённому поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиции – это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки – один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий её предрасположенность, готовность действовать определённым образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям, в них отражается «нацеленность» на тот или иной «вектор» поведения. В западной социологии установки принято называть «аттитюдами». Основателями диспозиционной теории личности были американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий, в отечественной социологии эту теорию активно разрабатывает В.А. Ядов.

В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший – уровень формирования у личности концепций жизни и её воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения и интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщённой установки личности на социальные объекты. На нижнем уровне тоже происходит формирование установки, но более конкретного ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определённых, непосредственно данных условиях.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Человек не рождается с заранее заданными социально-положительными свойствами. Его личность формируется именно потому, что с момента рождения он становится не просто биологической особью, но и общественным существом. Эта общественная, специфически человеческая сущность является следствием процесса социализации.Именно благодаря социализации человек приобретает конкретные качества и свойства, влияющие на его поведение в обществе.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Социализация личности - это постоянно совершающийся процесс. Он начинается с момента рождения человека и заканчивается в глубокой старости. В литературы выделены и охарактеризованы разные этапы, фазы социализации личности.

Многие авторы считают, что социализация личности включает три основных стадии: дотрудовую (детство и период обучения до завершения очного образования), трудовую (период активной трудовой деятельности), и послетрудовую (пенсионный период).

Ряд учёных в процессе социализации выделяет две фазы – социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, к социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называютсяагентами социализации. Агенты первичной социализации – родители, бабушки, дедушки, братья и сёстры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, друзья семьи, воспитатели, учителя, тренеры, сверстники, лидеры молодёжных группировок и т.д. – все люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Агентами вторичной социализации являются люди, связанные с индивидом формальными, личными отношениями, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда.

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа:

десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

ресоциализация – обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых..

Десоциализация и ресоциализация могут быть глубокими (вызвать деградацию личности) и поверхностными (сопровождать нормальные жизненные циклы человека).

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Г. Мида, З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Эриксона.

Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Г. Мид. По мнению Ч. Кули личность формируется на основе множества взаимодействий с окружающим миром. Стержень личности – это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект глазами других людей. Решающую роль в процессе социализации индивида играют первичные группы (семья, друзья, соседи), в которых складываются неформальные и доверительные отношения. В процессе взаимодействия с другими людьми человек создаёт своё «зеркальное «я». Оно состоит из трёх элементов:

1. того как нас воспринимают другие (я уверена, что люди обращают внимание на мою новую причёску),

2. того как они реагируют на то, что видят (я уверена, что им нравится моя новая причёска),

3. того как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (видимо я всегда буду так причёсываться).

Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на поведение или внешность индивида дает образ социального "Я". Маленький ребенок, первые артистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей.

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Определив возможность формирования личности, "Я"-образа на основании зеркального "Я", Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Теория «зеркального «я» была дополнена и развита Дж. Мидом. Он разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого". Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения, можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", индивид формирует свою концепцию "Я". Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого"

Одним из первых выделил механизмы социализации ребёнка основатель психоанализа З. Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трёх основных компонентов: «оно», «я», «сверх-я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-я» - носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Социализация понимается Фрейдом как процесс «развёртывания» врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление трёх составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет пять стадий, связанных с определёнными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребёнка копировать определённую модель поведения. Образцами для подражания могут служить родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, т.к. они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определённые отличия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением того, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

1. Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать, а может не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Э. Эриксон выделял 8 стадий развития личности:

2. Доверие – недоверие (грудной возраст). Ребёнок узнаёт в какой мере будут удовлетворять его потребности. Если младенец не получит должного ухода, любви, то вырабатываемое у него недоверие к миру он переносит в другие стадии своего развития. Вопрос о том, какое начало одержит верх, возникает заново на каждой последующей стадии развития.

3. Автономия – стыд и сомнение (1-2 года). Устанавливается соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью – с другой. Ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предоставляют ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

4. Инициатива – чувство вины (3-5 лет). Социальный параметр этой стадии, по мнению Э. Эриксона, развивается между подвижностью, любознательностью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии родители реагируют на игры и забавы ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.

5. Трудолюбие - неполноценность (младший школьный возраст). В этот период у ребёнка развивается способность к дедукции, к организованным играм, ребёнок учится выполнять реальные жизненные задания, развивается вкус к работе. При отсутствии необходимых навыков может появиться чувство неполноценности.

6. Идентификация «я» - путаница роли (12-18 лет). Подросток должен объединить всё что знает о себе как о сыне, спортсмене, друге, школьнике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если он справляется с этой задачей, у него появляется ощущение того кто он есть и куда идёт. В отличие от предыдущих стадий влияние родителей теперь оказывается более косвенным.

7. Близость - одиночество (начало зрелости). Поиск близости с любимым человеком. Отсутствие опыта приводит к замыканию в себе.

8. Творческая активность – застой (зрелый возраст). Главное в этот период – профессиональная деятельность и родительские функции.

9. Умиротворение- отчаяние (старость). Люди подводят итоги своей жизни.

Распространяя формирование личности на весь жизненный цикл человека, Э. Эриксон утверждает, что каждому возрасту присущи свои эмоциональные кризисы. Он считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, теория Э. Эриксона перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ребёнка и подростка в зависимости от опыта и социального взаимодействия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколько больших этапов, сменяющих друг друга в определённой последовательности.

Впервые действия ребёнка отражаются в форме мысли на втором году жизни. С этого возраста и примерно до двух лет ребёнок проходит дооперационную стадию мышления, которая характеризуется Пиаже как стадия «эгоцентризма». На этом этапе ребёнок использует скорее образы, чем понятия и концентрируется на настоящем моменте.

В возрасте 7 лет мышление ребёнка «децентрализируется», происходит переход на стадию конкретных операции. Ребёнок начинает понимать, что существуют разные точки зрения. Эгоцентризм уступает место социоцентризму. После 11 лет мышление ребёнка переходит на новую стадию – стадию формальных операций, которая завершается к 15 годам и характеризует «зрелый ум», способный к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.

Социализацией Ж. Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребёнком и взрослыми (отношения принуждения). Ребёнок социален с самого рождения, но социализируется только постепенно, по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.

 

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

На протяжении всей длительной эволюции человечество в целом, различные социальные общности (территориальные, национальные, профессиональные и др.) вырабатывает определённые нормы, правила, стандарты поведения людей в определённых ситуациях. Эти правила, закреплённые в традициях, традициях, законодательных актах становятся социальными нормами. Социальные нормы –это поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. В результате следования социальным нормам в социальной системе между индивидами возникают стандартизированные отношения, которые включают в себя не только ряд требуемых от каждого индивида поступков, но и ряд ожиданий относительно его поведения по оси приемлимое - неприемлимое, правильное – неправильное. В зависимости от места, занимаемого совершённым поступком на этой оси, по отношению к совершившему его индивиду могут применяться и узакониваться позитивные или негативные санкции. Таким образом, социальная норма становится со стороны индивида - мерой его поведения, а со стороны общества – масштабом оценки этого поведения и приемлемой (в случае необходимости) санкции к индивиду.

В реальной действительности далеко не все люди и отнюдь не во всех случаях руководствуются принятыми в обществе социальными нормами. Более того, нельзя, пожалуй, найти человека, который бы в своих поступках хотя бы раз не нарушал той или иной социальной нормы. Поэтому социология уделяет серьёзное внимание изучению таких форм поведения, которые в той или иной степени отклоняются от существующих в обществе норм и правил. Совокупность таких форм и называют отклоняющимся (девиантным) поведением.

Девиантное поведение(лат. deviatio — отклонение) — поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам поведения. Кажущаяся простота этого определения осложняется неоднозначностью толкования норм. То, что в одной группе считается отклонением, в другой может восприниматься как норма. Например, захват террористами Норд-оста в октябре 2002 года – мировой общественностью, большинством средств массовой информации в России и других станах оценивался как тяжкое преступление, как вопиющее нарушение социальных норм, однако сами террористы воспринимали свои действия как справедливый акт возмездия и мужественный поступок. Таким образом, при характеристике девиантного поведения необходимо исходить из норм группы. В том случае, если подобные нормы расходятся с нормами более крупных групп или общесоциальных, следует исходить из последних.

Отклонения от нормы могут быть как в положительную, так и в отрицательную стороны. Немецкий философ А. Шопенгауэр называл людей, выпадающих из общепринятых норм «уродами». Правда, одни из них, гении – это, по его определению, «уроды по избытку» - избытку способностей, интеллектуальной мощи, глубины постижения прекрасного; а другие люди - серые, тупые, интеллектуально и эстетически неразвитые, ограничивающие свои вожделения и стремления ненасытной жаждой удовлетворить простейшие жизненные потребности – поесть, поспать, побездельничать – «уроды по недостатку».

В зависимости от того, наносит тот или иной тип девиации вред или пользу, различают культурно одобряемые и культурно неодобряемые типы отклоняющегося поведения.

К культурно одобряемым отклонениям относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым отклонениям относится отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. К культурно неодобряемым отклонениям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение.

В зависимости от субъекта девиантного поведения выделяют индивидуальные и групповые формы отклоняющегося поведения. Если нарушителям социальных норм является одно лицо, то речь идёт об индивидуальном отклонении (например, человек совершил кражу или убийство). Но если поведение целой группы не соответствует нормам общества, можно говорить об индивидуальной или групповой девиации (группа фальшивомонетчиков, бандитская шайка).

Исходя из целей и направленности девиантного поведения можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, наносящие вред самой личности: алкоголизм, суицид, мазохизм и др. Поведение, относящееся ко второму типу, наносят вред первичным группам и общностям: нарушение трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п. Третий тип отклоняющегося поведения, связанный с серьёзными нарушениями не только моральных, но и правовых норм, приводит к серьёзным негативным последствиям для общества: грабежи, убийства, терроризм.

Можно выделить четыре основных элемента девиации как процесса:

1. Человек, которому свойственно девиантное поведение;

2. Существующее в обществе или группе ожидание или норма, которая является критерием оценки совершённого индивидом поведения;

3. Другой человек, группа или организация, реагирующая определённым образом на поведение индивида;

4. Определённая ситуация, подталкивающая индивида на совершение девиантных поступков.

В конце XIX – начале XX веков широкую популярность приобрели биологические концепции девиации. Итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника. Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник - атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например, убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно. Общество может защититься от них заперев их под замок. Ч. Ломброзо и его ученики представили огромное количество доказательств в поддержку своей теории. Они утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками.

Это направление получило развитие в 40-х годах ХХ столетия в концепции американского психолога и врача Уильяма Шелдона, который утверждал, что наиболее склонными к девиации являются мезоморфы, отличающиеся силой и стройностью, повышенной активностью и пониженной чувствительностью к боли.

В последнее время биологические объяснения девиантного поведения фокусируются на аномалиях половых хромосом. Известно, что нормальная женщина обладает двумя хромосомами типа X, а мужчины ХУ. Но у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов X или У. У мужчин, имеющих дополнительную хромосому типа У, наблюдается тяжелая психопатичность и для них характерна повышенная девиантность. Все они отличаются относительно низким интеллектуальным уровнем.

Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся поведению, совершению преступлений коренится в генетике. Паук может быть запрограммирован на плетение паутины, но ни один человек не рождается с инстинктами взломщика или убийцы. Скорее генетика нервной системы может играть некоторую роль: вспыльчивость, импульсивность и т. п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.