Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды учебной деятельности 4 глава





Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего появления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с 90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педагогика».

Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - возможность конструктивного использования в этом опыте синтеза культурологических данных из различных областей современной науки. Опираясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культурология и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приоритетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализация», «культура», «общество» для того научно-образовательного пространства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая специальность - «Социально-культурная деятельность» («Социальная работа». -1993.-№2.-С. 40-41).



В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.

Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кива) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины «культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», «педагогика свободного времени», «педагогика досуга», «организация досуга», «прикладная культурология».



Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин «культурно-досуговая деятельность», как и «педагогика досуга», «культурология досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся любительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд термин «культурно-досуговая деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятельности, которое является предметом целого ряда сфер традиционной и современной общественной социально-культурной практики.

По мнению авторов, термин «культурно-досуговая деятельность» правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей «социально-культурной деятельности».

Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессионатьная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.



В программе-конспекте учебного курса «Социально-культурная деятельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образовательном контексте, определение социально-культурной деятельности как «самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля» .

Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим характеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значимого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтому более оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объест взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества

Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоятельных педагогических дисциплин.

Педагогический статус социально-культурной деятельности

Как и любая наука, теория, методика и организация социально-культурной деятельности выстраиваются на новых методологических основаниях и подходах.

Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития самого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-просветительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем существенное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетиче-ском, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и возможностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные, но поистине революционные изменения.

Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Непременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинтересованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов, выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов.

С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универсальный и систематический характер. Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обширную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачиваемого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействованных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культурного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направлений, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, источником для которых явилось родовое понятие «социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковывании» таких дисциплин, как социально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, социально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и т.д.

Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсолютно закономерным и объективно необходимым. В результате педагогическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания, самой сущности предмета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.

Интегративность и преемственность предмета исследования

Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интегрирующий характер по отношению к целому ряду отраслей научного знания. Речь вдет о культурологии, клубоведении, библиотековедении, музееведении, парковедении, краеведении и других исторически сложившихся научных дисциплинах, внесших свой вклад в теоретическое осмысление практического опыта развития социально-культурной сферы в стране.

Без постоянной опоры на теоретический багаж смежных наук, на результаты многолетних фундаментальных исследований, проведенных не одним поколением ученых, было бы невозможно говорить о становлении и развитии научной дисциплины и учебной специальности «Социально-культурная деятельность».

Процессы демократизации и духовного обновления общества объективно связаны с повышением роли духовной культуры. Человек как носитель и творец культуры вправе рассчитывать на предоставление необходимых условий для свободного развертывания своей культурно-созидательной деятельности. Культура призвана стать движущей силой исторически необходимых перемен, средством интеграции общества.

В то же время в конце 20-х годов в России в силу целого ряда исторических объективных и субъективных причин, требующих специального анализа, произошло размежевание культуры и образования на всех уровнях. Это размежевание было закреплено в государственных структурах соответствующего типа. Они не просто удвоились, а начали расти в геометрической прогрессии, поскольку каждая из подсистем единой культуры потребовала не только создания научно-методических подразделений, но и колоссального управленческого аппарата, который якобы «управлял» культурой и образованием, а в действительности препятствовал свободному духовному развитию народа. Возник парадоксальный перекос: в управленческих и научно-методических структурах, а также в огромной сети отраслевых организационных институтов культуры и просвещения оказался сосредоточенным непомерно многочисленный кадровый потенциал.

От просвещения и художественной культуры не отставали и другие сложившиеся сферы культурной деятельности: средства массовой информации, международный культурный обмен, народные промыслы и ремесла и т.д. В этих сферах разрастался бюрократический управленческий и научно-методический аппарат.

Огромный монстр, на которого начали автоматически переносить термин «культура» в его откровенно примитивной культурологической трактовке, отнюдь не исчез и сегодня. Он обладает способностью к мимикрии, адаптации к любым потрясениям и даже трансформации для выживания в новом качестве.

Только интеграция просвещения, образования и художественной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социальной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.

Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает исключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей. Она позволяет государству прямо или косвенно реализовать гарантированные законодательством права гражданина на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, как и другие права и свободы человека в области культуры. Она дает возможность осуществлять подлинную гуманитаризацию всей системы образования, на деле воплотить государственный протекционизм (покровительство) в области культуры, искусства, досуга, спорта по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения.

Процесс интеграции и преемственности в теории и практике социально-культурной деятельности отчетливо прослеживается на примере одной из её родовых дисциплин - парковедения.

Современное парковедение представляет собой комплекс теоретических и практических знаний в области содержания, методики и организации работы парков как наиболее массовых учреждений культуры. Свой научный и практический статус отрасль парковедения обрела благодаря интеграции и внедрению информационного багажа из области педагогики, психологии, экологии и целого ряда других конкретных дисциплин, всегда имеющих принципиальное значение не только для парка, но и для всех других субъектов социально-культурной сферы.

К таким отнюдь не частным, а общеметодологическим для всей социально-культурной практики положениям относится, например, система знаний в области социологии, которая используется для того, чтобы объективно оценивать тенденции в развитии паркового социума и во взаимодействии парка с окружающей средой. Таким же образом пар-коведение опирается на данные психологии - для представления о мотивации и убеждениях парковой аудитории; антропологии - чтобы понимать влияние физической организации человека и его биологической природы на его поведение и общение в условиях парка; истории - для того, чтобы извлекать уроки из опыта организации досуга людей на различных этапах жизни общества.

Сказанное относится к экономике и праву, культурологии и этнографии и другим наукам. Парковедение использует данные междисциплинарных исследований, таких как теория коммуникаций, теория общественных отношений, теория вероятности и т.д. В проводимых исследованиях применяется весь арсенал средств и методов научного анализа социально-экономических, духовных и общественно-политических процессов, характерных не только для парка, но и многих других социально-культурных институтов.

Интегративность и преемственность свойственны не только отраслевым объектам культуры и досуга, но и системе профессиональной подготовки специалистов для учреждений и организаций социально-культурной сферы. На рубеже XX-XXI веков Московским государственным университетом культуры и искусств накоплен опыт по осуществлению долгосрочных комплексных программ обучения кадров по различным специальностям и специализациям социально-культурной отрасли в соответствии с социальным заказом государственных ведомств и общественных организаций.

В современной ситуации быстро происходящих социокультурных сдвигов в стране возникла необходимость резкого повышения критериев требований к качеству профессионального, высшего и среднего социально-культурологического образования. Сегодняшней практикой, как никогда, востребован высокий уровень профессиональной и культурной компетентности специалиста, его способности принимать целесообразные решения в сложных ситуациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.

Менеджеры, педагоги, культурологи, социологи, психологи, технологи, вооруженные профессиональными знаниями в системе «человек - культура - общество», призваны быть готовы к открытому социальному диалогу с людьми, учитывая все многообразие условий и факторов, определяющих положение личности в социуме. Такой диалог о самом главном в жизни каждого ребенка, подростка, взрослого - о его настоящем и будущем, реальном осмыслении и способах решения возникающих проблем, преодолении трудностей и противоречий - социально востребован и необходим в повседневной практике каждого подготовленного специалиста.

В содержании и методиках культурологического образования основной акцент переносится на умение специалиста самоутвердиться и самореализоваться в конкретных видах досуга и творчества, сформировать такое же умение у тех, с кем он работает (у детей, подростков и взрослых). Поэтому комплексные программы подготовки специалистов по профилю «Социально-культурная деятельность» достигнут своих целей, если с самого начала будут ориентированы на развитие у них творческих начал, на привитие им вкуса и желания заниматься творческим поиском необходимых путей, способов и средств воздействия на социально-культурную сферу.

Особую значимость для современного российского общества приобретает деятельность будущих менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов культурологического профиля как высококвалифицированных специалистов особого типа и особого класса, способных активно работать в различных отраслях социально-культурной сферы, обучать людей многообразным умениям и навыкам в сфере культуры, искусства, спорта, народных промыслов и ремесел, игр, рекламы, устанавливать контакты между различными группами населения, организовывать их социальное взаимодействие, инициировать решение жизненно важных досуго-вых проблем на локальном уровне.

Таким образом, говоря об интегративной и преемственной, по существу, природе социально-культурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга родственных по направленности наук, предполагает также мастерство и умение специалистов по эффективному применению их на практике.

Социально-культурная деятельность: морфология термина

Как предмет изучения социально-культурная деятельность имеет трехмерное построение. Наиболее полный и объективный анализ её структуры может быть обеспечен благодаря соблюдению трех принципиальных подходов: институционального, духовно-содержательного и морфологического.

С помощью институционального измерения мы получаем возможность проследить динамику возникновения и исторического развития форм, методов и технологий социально-культурной деятельности, связанных с производством, сохранением, потреблением, освоением и изучением культурных ценностей и продуктов, предметов искусства и быта Духовно-содержательное измерение позволяет выявить воздействие социально-культурной деятельности на духовный мир её субъектов и объектов - создателей и потребителей культурных благ и ценностей.

Но наиболее методологически важным в контексте предмета нашего курса представляется морфологическое измерение, морфологический подход к сущности понятия социально-культурной деятельности. В контексте изучения нашей дисциплины неоднократно проверенный метод морфологии как науки о форме и строении социального или биологического явления еще раз подтверждает свою системность, объективность и последовательность. Морфологический подход позволяет не только сопоставить, но и проанализировать соотношение, взаимодействие и взаимозависимость различных видов и структурных элементов социально-культурной деятельности на отдельных этапах её истории и современного развития.

Из самого названия изучаемой нами дисциплины следует, что единую социально-культурную систему, характерную для любой страны и любой цивилизации, образуют две её составные части -«общество» и «культура». На какой базе они остаются единой системой, будет ясно тогда, когда мы вникнем в суть и смысл понятий «общество» и «культура». С точки зрения сторонников системного подхода, общество как целостная система состоит из целого ряда подсистем: экономической, политической, социальной и культурной, соединенных причинно-следственными связями.

В контексте нашего предмета общество предстает как исторически сложившаяся, относительно устойчивая совокупность связей, взаимодействий и отношений между людьми, которая основывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных (культурных) ценностей и благ и опирается на поддержку со стороны множества социальных и социально-культурных институтов и организаций.

С самого начала термин «культура» ассоциировался с созданием человеком «второй природы» начиная с первого акта окультуривания им предметов природы и создания на этой основе орудий труда. Многофункциональность таких орудий труда или каких-либо других предметов, жизненно необходимых для человека, дала возможность обобщить их под понятием «культура». Культура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой деятельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление творческих сил и способностей человека.

Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов людей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей русского национального характера.

Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интеллигентность. И Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вывод, сделанный этими двумя величайшими гениями: причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это положение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы, в частности искусства.

Многие великие умы видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура воплощает извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Главным гарантом духовного бытия общества является деятельность по приобщению людей к миру прекрасного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.

Таким образом, общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходимости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности. В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи в контексте нашего предмета изучения социально-культурную деятельность правомерно рассматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освоению, обогащению и использованию социально-культурных технологий. Необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий «социум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны явлений, ими обозначаемых.

Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

Совершенно очевидным выводом из анализа современной исторической ситуации является то, что «просветительская» модель мироустройства исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования. Основанием для этих подходов служит положение о том, что для нынешнего столетия «феномен культуры все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей»1.

Культура «заполняет и насыщает все социальное пространство, образуемое кооперативной человеческой деятельностью, оказывается как бы размытой по всему телу социального организма и проникающей во все его поры»2. Можно с полным правом утверждать, что все социальные секторы и институты оказываются субъектами культурной деятельности, занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.

Практически «некультурных» участков социальной жизни не обнаруживается. В любом социуме существует множество культур, так называемых мультикультур, отличающихся рядом характеристик их носителей - отдельных лиц и групп населения. Каждую из этих групп, а соответственно, и их культур, отличает один, а то и сразу несколько признаков людей - их социальная, экономическая и гражданская принадлежность, этническое происхождение, их род, пол и половая ориентация, их мировоззрение и образование, профессия, язык, традиции, обычаи, возраст, физическое и умственное развитие, религия и др. Очень часто о культурной идентичности человека или группы можно судить и по внешним, невербальным признакам.

Каждый человек или группа людей по природе своей обладают мно-гокультурностью, или мультикультурностью. Другими словами, в них мы обнаруживаем пересечение многих культур или, говоря иначе, культурных идентичностей. При этом одна из этих культур (культурных идентичностей) является преобладающей, доминирующей. Например, постоянной доминирующей чертой у человека может служить его национальность или пол.

В то же время многие из культурных идентичностей человека или группы представляют собой категорию крайне переменчивую, подвижную. Ученые говорят о своеобразном постоянном «дрейфе идентичности», связанном с изменением возраста, профессии, гражданства, переходом в иное вероисповедание.

Таким образом, само понятие мультикультурности предполагает взаимозависимость социального и культурного начал, взаимопроникновение социальной и культурной принадлежности людей. Социум как бы «растворяется» в культуре и наоборот.

Культурной в этом случае можно считать любую человеческую деятельность, включая физиологические процессы сна, питания и т.п., которые приобретают «культурные формы».

Представляя собой единство, трудноосознаваемое даже на уровне теоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами.

Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Если социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ориентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержательным смыслом.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, а с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшней культурной жизни.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.