Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника





 

Задача 1

На уроках русского языка в первых классах написаны на доске слова: вода, водитель, водица, водить, наводнение.

В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик».

В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой — в правой)».

Вопросы

1. С какой целью даются эти задания?

2. Какие мыслительные операции предполагает выполнение этих заданий?

3. Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения?

 

Задача 2

Папа задал шестилетнему Юре такую задачу: «Коля старше Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»

Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог ее решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску ^разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.



Вопросы

1. Почему для решения этой задачи Юре понадобились спички?

2. О каких особенностях умственных действий ребенка говорит этот пример?

 

Задача 3

В каком случае учащиеся I класса лучше запомнят 10 картинок: если им дать специальное задание запомнить картинки или если специального задания не давать, но предложить расклассифицировать эти картинки по определенному принципу? Почему»?

Вопросы

1. Какими закономерностями памяти это объясняется?

2. Какую работу можно еще провести с учащимися после выполнения ими данного задания в плане формирования приемов, способов умственной деятельности?

 

Задача 4

На дом было задание выучить наизусть стихотворение.

Проверяя, как дети справились с большим стихотворением, учительница вызвала девять человек и осталась ими очень довольна. Все девять знали стихотворение назубок.

На уроке присутствовала заведующая учебной частью. После звонка учительница спросила ее: «Ну, как?» Завуч улыбнулась и ответила: «Да, действительно ребята декламировали хорошо, но это все, что я могу отметить как положительное на Вашем уроке».



Учительница изумилась: «Что же еще надо? Ведь я успела многих спросить, многим поставила отметки».

Вопросы

1. Как вы думаете, почему не понравился завучу урок?

2. Как вы думаете, внимательны ли были дети на данном уроке?

3. Как можно было бы организовать деятельность детей с учетом развивающих и воспитательных задач?

 

Задача 5

1. Сияющая Роза Ю. вихрем влетает в комнату: «Бабуся, бабуся, а мне поставили «тройку» и «четверку»! Смотри, бабушка, красным карандашом».

Бабушка интересуется: «Это за что же тебе, внучка?» «Ни за что», — отвечает Роза после минутного замешательства. И восторгаясь «щедростью» учительницы, восклицает: «Сегодня она во все тетради поставила много, много!»

2. Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояли две пятерки, действительно почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще».

Вопросы

1. Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенных примерах?

2. Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок?

3. Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности первоклассника и как надо учитывать это в процессе преподавания в младших классах?

 

Задача 6

Учительница II класса стала замечать, что Мила К. смирилась со своими тройками. Учение мало интересовало ее. Больше увлекала общественная деятельность — Мила была отличным санитаром.



И вот однажды в ее тетрадке под работой, которую больше чем на тройку оценить было нельзя, появилась запись: «Третья строка написана прекрасно. Лучше, чем у всех. Попробуй-ка делать так же всю работу».

Мила хвасталась, показывала тетрадь подружкам. Радостная прибегала к бабушке, заставляла маму просиживать рядом, чтобы и другие строчки вышли такими же, как третья.

Вопросы

1. Почему учение мало интересовало Милу?

2. Как вы думаете, можно ли развить у девочки интерес к учению?

3. Как это сделать?

 

Задача 7

Сережа часто пропускал уроки. Учительница оставалась с ним после занятий. Помогло, но интереса к учению воспитать у Сережи не удавалось.

«Знаешь, Сережа, — сказала однажды учительница, — расскажу я тебе по секрету, что будет на следующем уроке». Сережа согласился без энтузиазма, но... На следующем уроке он, торжествующе поглядывал по сторонам, беспрерывно тянул руку. Он понимал объяснение не хуже других.

В тот же день он снова после уроков вопросительно посматривал на учительницу: «Расскажите, что вы будете говорить завтра!»

Вопросы

1. Почему Сереже не помогали дополнительные задания после 14 уроков и почему изменилось его поведение на уроке после того, как учительница рассказала ему о том, что будут проходить завтра?

2. Почему учительница считает, что таким образом можно развить у мальчика интерес к учению?

3. Будет ли Сережа по-прежнему активным на уроке, когда учительница через какое-то время перестанет рассказывать ему новый материал предварительно?

 

Задача 8

На уроках в I классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т. п.

Другие, увидя на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» — или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил».

Вопросы

1. Чем можно объяснить такие поступки первоклассников?

2. Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия оказали влияние на развитие личности учащихся и способствовали формированию коллективистических отношений в классе?

 

Задача 9

«Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» — спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а... хороший! — иронически восклицает мальчик. — Только двойки получает!»

«Что это у тебя щека расцарапана?» — спрашивает бабушка у , внучки-первоклассницы. «Это мне Ира сделала, — жалобным тоном начала быстро объяснять девочка. — Я взяла книгу посмотреть, а она стала у меня отнимать...» И когда на основании ее рассказа бабушка сказала, что значит Ира злая, нехорошая девочка, то совершенно неожиданно для себя получила энергичный отпор. Отстранив личную обиду, девочка горячо воскликнула: «Нет, она хорошая, у нее всегда пятерки!»

Когда маленькую Маринку спросили, есть ли у нее подруги, она ответила: «Нет, они все далеко живут!» — «Ну, а в классе есть хорошие девочки, которых ты любишь?» — «Как же, — последовал ответ, — у нас есть отличницы!»

Вопросы

1. Какая особенность взаимоотношений первоклассников проявилась в приведенных примерах?

2. Какие факторы установления взаимоотношений в младшем школьном возрасте должен учитывать учитель в процессе формирования классного коллектива?

 

Задача 10

Мальчик принес в класс записку, объясняющую, почему он пропустил уроки. «Ты действительно болел?» — спрашивает учительница. Мальчик молчит. «А это действительно мама писала?» Мальчик молчит. «Тогда кто же это писал?» — продолжает спрашивать учительница. «Никто!» — резко ответил мальчик.

Вопросы

1. Как вы думаете, почему мальчик так ответил учительнице?

2. Как бы вы поступили на ее месте?

 

Задача 11

— Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить.

— Да что вы? Зачем? А в школе что он делать будет? Заскучает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам.

— Вот видите, — возражает первая собеседница, — учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет. Так он уже и читает свободно, складывать и вычитать умеет до двадцати.

Вопросы

1. Кто же прав?

2. Дайте психологическое обоснование своему ответу.

Тема 3. Психологические особенности подросткового возраста

 

Задача 1

Известно, что по отношению к подростку рекомендуется использовать в основном поощрительные меры психологического воздействия, стараться избегать прямого принуждения. Прочитайте отрывок из статьи учителя А. Гармаева и ответьте на вопросы.

«...Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учителя, которые почти не пользуются отрицательными отметками. Более того, они при устной оценке работы учеников ищут прежде всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посредственных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием — все 1дети.

Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не укладывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но однажды...

Класс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось. Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озарение, — реплика. Еще не решение, но путь к нему.

— Вот оно! Сережа! Ты молодец!

И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!»

А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся признаться в том, что это он — он! — виновник случившегося прозрения.

Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, педагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов перевернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной программы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И было много других, со своими именами, индивидуальными способностями.

Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок я уничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движения вперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть медленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу замечал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть.

А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсем переставал заниматься, получал несколько двоек и разной степени нагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним, стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва.

Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учителей, вообще от школы — во двор, в компании. Уходил туда, где в оценке окружающих его парней и сверстников находил разницу между собой сегодняшним и вчерашним.

В школу они приходят с одинаковой жаждой к становлению, доверчиво ища опору в нас, учителях. Затем какая-то часть разбредается, не любя школу, а вместе с нею отрицая общечеловеческие ценности, вырабатывая свои, дворовые. И притом не испытывая чувства ущемленности от того, что их начинают называть «трудными». Какую же нравственную силу имеют те педагоги, кто своей любовью и вниманием к каждому школьнику сумел сохранить в них самое важное человеческое качество — желание учиться!

Не укладывалось в голове, как внимание к каждому уместить в сорок пять минут. В процессе работы стало понятно и это. Успевал же я «вместить» в урок унижающую оценку слабых учеников. Нужно, видимо, заменить эту оценку вниманием. Попробовал — количество контактов с учениками осталось прежним, но характер их изменился.

...Через «поощрительные оценки» они вдруг обнаружили, что первым научиться какому-то действию может не обязательно отличник. И удивление коллектива смешивалось с радостью за троечника, а вместе с ним и за весь класс.

Проходили месяцы, и я обнаружил, что класс (весь-весь) включен в работу. Знал, что все ребята не ради отметки и не из страха пред учителем заняты ею. Через работу каждый пытается научиться действию. А в освоении видит теперь собственное становление.

Так постепенно менялся смысл нашей деятельности на уроке. Этот новый смысл учения открылся подросткам. И я, учитель, и мои ученики слились в единое целое — теперь была общая цель, общие заботы и радости. Конечно, не все еще удается. Приходится многому учиться у старших, перенимать их умения».

Вопросы

1. Какие способы положительного оценивания поведения и учебных успехов учеников, помимо отметки в журнале и записи в дневник, имеются в арсенале педагога-мастера?

2. Приведите примеры (из личных наблюдений) использования учителем разнообразных речевых и неречевых средств воздействия на учащихся. Оцените их пригодность для подросткового возраста.

 

Задача 2

В психологии установлено, что педагогический такт помогает учителю изменить поведение подростка, не оскорбляя его чувства собственного достоинства. Опытный педагог, убеждая подростка необходимости изменить поведение, не ограничивается указанием на его недостатки, а вначале отметит успехи ребенка. Вместо приказаний он обращается к подростку с вопросом: «А не лучше ли сделать так?», «Не сможешь (сумеешь) ли ты?..», «Не стоит нам?..» и т. д.. Учитель, обладающий педагогическим тактом, старается создать оптимистическую перспективу для подростка, всячески убеждая его, что недостаток легко исправим или что у ребенка есть все данные для его преодоления; будет поддерживать подростка одобрением при малейших его успехах; при необходимости может и авансировать похвалу, создавая ребенку доброе имя, которое ему хотелось бы оправдать, и т. д.

Руководствуясь знаниями о психологических особенностях подросткового возраста, попытайтесь найти несколько приемлемых вариантов тактичного поведения педагога в каждой из предложенных ситуаций, взятых из жизни.

Ситуации

1. Учитель едет в автобусе и видит: подросток, раздраженный грубым тоном стоящей рядом пожилой женщины, требующей уступить ей место, не соглашается это сделать и показывает на свободные места, которые расположены дальше от двери.

2. Мальчики в 6 классе наотрез отказываются готовить поздравление девочкам ко Дню 8 Марта, объясняя свое нежелание тем, что девочки не поздравили их с Днем Советской Армии.

3. Способный ученик не хочет затруднять себя, выполняя учебные задания с прохладцей, уверенный, что его работы будут не хуже, чем у других.

4. Объявлен конкурс на лучший рисунок. Девочка принесла самостоятельно выполненную работу. Учитель видит, что работа слабая, но, несмотря на это, девочке она нравится.

5. Мальчик, успешно занимающийся после школы в одном из кружков Дома пионеров и школьников, отказывается применить свои способности на пользу классу, объясняя это своей большой занятостью.

6. После скучного урока, спеша выбежать в коридор, дежурные быстро выполнили обычные обязанности по подготовке класса к следующему уроку и собираются уйти, не спросив учителя, нужно ли помочь ему, и поэтому не зная, справится ли он один.

7. Учитель видит, что один из учеников демонстративно не работает на его уроке.

8. Молодой учитель видит, что класс не любит его учебный предмет и плохо работает на уроках.

 

Задача 3

Прочитайте приведенные ниже зарисовки из школьной жизни. В каждом эпизоде дан один из успешных вариантов поведения педагога. Проанализируйте каждую ситуацию.

1. У меня в классе был очень симпатичный, но очень трудный мальчик. Учителя никак не могли заставить его постричься. Я подошла к нему и сделала по поводу его красивых волос комплимент, но заметила, что он был бы гораздо привлекательнее, если бы немножко постриг их. Он сначала не согласился, но я его убедила, обрисовав прическу, которая ему бы подошла. На следующий день он пришел с аккуратной прической, сообщив мне между прочим, что постригался в салоне.

2. Одна девочка в 7 классе отличалась от других тем, что совсем не занималась своей внешностью, ходила растрепанной и неопрятной. Я не знала, какое у нее положение в семье и, боялась ее травмировать своими замечаниями. На уроке труда мы проходили тему «Моделирование и конструирование одежды», и я решила дать именно этой девочке задание подготовить выступление на тему «О культуре одежды». Естественно, что, говоря о таких вещах, девочке просто необходимо было выглядеть должным образом. Так оно и получилось.

3. В начале урока прохожу по классу, проверяя наличие инструментов у учащихся. Сразу замечаю девочку, усердно рассматривающую свои руки. На прошлом занятии Лена также была без инструментов. Не стала выяснять причину при всем классе.

— Все открывают тетради и учебники. Лена сегодня будет работать у доски. Прослушайте задание...

После урока оставляю Лену. Она обещает, что теперь уже забывать инструменты не будет. В следующий раз Лена могла поделиться с товарищем вторым циркулем, взятым на всякий случай.

4. Когда мы проходили педагогическую практику в школе, то заметили, что ребята 5 класса странно возбуждены. Они бегают, прячутся по углам, мальчики ведут себя очень победно, девочки стеснительно хихикают, а учителя гневно рвут что-то на клочки.

Через некоторое время мы узнали, что мальчики этого класса перерисовывают из зарубежных журналов, календарей и карт неприличные картинки, с которыми бегают по коридорам, и это вызвало в школе такой ажиотаж. Учителя ругаются, вызывают нарушителей на беседы, наказывают, но маленькие хулиганы хитры и изворотливы, их редко удается поймать, а крамольные картинки порхают по школьным коридорам и расходятся по рукам. Случайно одна попала к нам в руки. Мальчики ожидали громов и молний и привели в готовность систему защиты.

Неожиданная, почти безразличная наша реакция несколько смутила их и выбила из колеи. А затем последовала ненавязчивая беседа о красоте обнаженного тела и пошлости рисунков, которые они делают, о том, как это красиво и возвышенно у великих художников, как серьезно люди относятся к изучению обнаженного тела и не видят в этом ничего такого, над чем можно хихикать по углам. Все это вызвало интерес ребят, а неприличные картинки исчезли.

5. Когда я проходила практику в школе в 6 «А» классе, у меня была ученица Вика, которая не пользовалась в классе успехом, уважением. Коллектив класса не уделял ей должного внимания, считая ее безынициативной, неспособной на какую-либо деятельность. Ребята не доверяли Вике, избегали вступать в контакт. По мнению класса, Вике бесполезно было давать поручение, обращаться за помощью.

Мы готовились провести вечер сказки в подшефном классе, и я решила привлечь Вику к этой работе.

Я не сразу обратилась к ней с просьбой, сначала мы поговорили о школе, о доме, об ее увлечении рисованием. Я похвалила рисунки девочки, ее занятия чтением. Когда был установлен контакт, я попросила Вику помочь мне в оформлении вечера. Вика работала с большим энтузиазмом. Я похвалила ее, поставила ребятам в пример. Ребятам понравились ее рисунки. Вику никогда не хвалили перед классом, не ставили в пример. Для нее это было неожиданностью и послужило толчком к изменению поведения. Вика проявила инициативу, попросила меня назначить ее ведущей какого-нибудь конкурса. Ребята выбрали ее редактором в редколлегии. У ребят появился интерес, уважение к Вике. Многие, ранее не вступавшие с ней в контакт, стали искать с ней дружбы.

6. На уроках черчения в 7 классе один мальчик демонстративно занимался другими делами. У него была репутация двоечника, хулигана и т. п. Учителя разговаривали с ним на повышенных тонах, считая его неисправимым.

Я заметил; что мальчик любит рисовать, причем рисовал он шаржи на своих одноклассников. Вместо того чтобы ругать его за то, что на уроке черчения он занимается посторонним делом, я назвал его художником, оценил рисунки, так чтобы это услышал весь класс. В следующий раз я предложил ему продолжить рисование после черчения, а в данный момент заняться выполнением задания. После этого необычного замечания он начал выполнять чертеж, но шариковой ручкой и на листке в клеточку. Я подошел к нему и объяснил, что рисовать может быть удобно шариковой ручкой, а чертить лучше было бы, соблюдая установленные правила, карандашом. В обращении к нему я не упускал случая вставить слово «художник» либо упомянуть о его удачных «портретах».

Это продолжалось в течение трех уроков, а до начала следующего на перемене этот ученик подал мне выполненное им дома задание, сделанное на уровне лучших работ в классе. Это было мною отмечено при разборе работ. Почувствовав заинтересованность к себе, поняв, что учитель упрочил его репутацию и авторитет среди одноклассников, этот ученик стал проявлять знаки внимания по отношению ко мне, охотно вступал в разговор.

7. В пионерском лагере в моем отряде был очень интересный мальчик, звали его Славик. С самого начала он как-то уединялся от ребят, ходил все время один. Очень молчаливый, тихий. Я попыталась с ним говорить, но он больше отмалчивался. В конце концов, нам с ним удалось установить контакт. Оказалось, что мальчик он очень умный, начитанный, знает гораздо больше своих сверстников, а вот дружба у него ни с кем не получается.

Однажды на прогулке я предложила ему рассказать ребятам одну из прочитанных им историй. В первый раз он рассказал ребятам о подвиге пионера-героя. Далее последовали рассказы фантастические, приключенческие и т. д.

Ребята привязались к Славику, им нравилось слушать его рассказы. У Славика появились друзья и свои «обожатели».

8. Часто вспоминается, как взбунтовались когда-то мои мальчишки, обсуждая, можно ли допустить, чтобы свои же ребята, тем более девочки, выставляли им оценки по поведению. Давно поняли: учителя еще можно провести, своих же товарищей — врядли. Прошло время. Разбирая дневники и видя «неуд» по поведению, кто-то теперь тяжело вздыхает, бежит к старосте. Разгораются страстные дискуссии, в которых всегда побеждает справедливость. Да, ребячьи оценки действуют сильнее, чем выставленные мною, классным руководителем. Актив наш с согласия всех не только оценивает поведение каждого. Ему доверено приглашать, если это необходимо, и родителей в школу.

Думал я сначала: ничего-то путного из этого не получится, вряд ли родители откликнутся на записи ребят. Но ошибся — папы и мамы дружно пришли. Беседовали вместе. И с двойной пользой. Во всяком случае, родители узнали о своих детях из уст их товарищей куда больше, чем обычно.

9. Не так часто на педсоветах, родительских собраниях говорят о детях, которые хотя и не круглые отличники, но растут людьми добрыми, честными, справедливыми. Словно вокруг оси, разговоры в школе и дома вращаются вокруг оценок, а не вокруг поступков, особенно тех, которыми следует гордиться, по поводу которых можно огорчаться.

В одной школе мы задали вопрос шестиклассникам: какого друга ты хочешь иметь? Активность была исключительной. Ребята хотели видеть друга правдивым, смелым, отзывчивым, принципиальным. После паузы был задан второй вопрос: «а каков ты сам?» Получилась заминка. Лицо мальчика, который особенно темпераментно говорил о честности, покрылось пунцовыми пятнами.

— Так он же на втором уроке контрольную по алгебре списал,— уточнил кто-то.

Классный руководитель при этом не стал в позу обвинителя, не занялся нравоучением. Спокойно и уверенно он сказал: «Советую, ребята, больше узнать о людях, у которых слово никогда не расходилось с делом. Давайте через месяц поговорим о них. Пусть каждый познакомит меня и класс хотя бы с одним таким человеком— литературным персонажем, героем войны, вашим родственником, соседом, знакомым... Запомните: поведение — это зеркало, в котором каждый может увидеть себя и показаться другим. Давайте с радостью, а не с боязнью смотреться в такое зеркало...»

Жаль, что подобные откровенные беседы — редкость. Да только ли беседы? Десятки «молний» в школьных коридорах сообщают о классах, в которых больше всего пятерок, пишут об отрядах, собравших громадное количество макулатуры. Рисуют карикатуры на тех, кто опаздывает или убегает с уроков, кто пришел в школу с грязными ушами... Но попробуйте разыскать информацию о благородном поступке ученика, пусть пока небольшом, негромком... Не найдете! А как же это важно!

Вопросы

1. Благодаря чему действия педагога привели к положительному результату?

2. Представьте встречающиеся в таких ситуациях ошибочные варианты поведения педагога, дайте психологические обоснования их неправильности.

3. Объясните психологические причины ошибок учителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.