Сделай Сам Свою Работу на 5

Список А (терминальные ценности)

¨ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

¨ жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

¨ здоровье (физическое и психическое);

¨ интересная работа;

¨ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

¨ любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

¨ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных

затруднений);

¨ наличие хороших и верных друзей;

¨ общественное призвание (уважение окружающих, коллектива,

товарищей по работе);

¨ познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

¨ продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

¨ развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду­ховное

совершенствование);

¨ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

¨ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

¨ счастливая семейная жизнь;

¨ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

¨ творчество (возможность творческой деятельности);

¨ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних

противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности)

¨ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

¨ воспитанность (хорошие манеры);

¨ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

¨ жизнерадостность (чувство юмора);

¨ исполнительность (дисциплинированность);

¨ независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

¨ непримиримость к недостаткам в себе и других;

¨ образованность (широта знаний, высокая общая культура);

¨ ответственность (чувство долга, умение держать свое сло­во);

¨ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать



¨ обдуманные, рациональные решения);

¨ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

¨ смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

¨ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

¨ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

¨ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

¨ честность (правдивость, искренность); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

¨ чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемо­го ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

3. ак, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

4. Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?

5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

6. Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценнос­тей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

 

 


Глава7. Решение психологических задач

Дополнительные практические задания к темам лабораторных и семинарских занятий.

Для того чтобы ответить на вопросы, предложенных вам задач, необходимы знания материалов лекций, а также знания, полученные вами в результате самостоятельной подготовки.

 

Тема1. Формирование личности в дошкольном возрасте

Задача 1

Мальчик — старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие факты. Он хочет, например, кушать, но возьмет суп и выльет его на пол. Если ему дают еду, то он от нее отказывается, но когда садятся другие, то он обязательно начнет просить есть. Если мать куда-нибудь уходит из дому, то и он просится с ней, но стоит ей только сказать: «Ну одевайся, идем», как мальчик отвечает: «Не пойду». Если мать после этого идет к двери, то он кричит: «Пойду», а как только она возвращается за ним, снова отказывается идти. Так может продолжаться несколько раз, причем ребенок в это время начинает плакать.

Вопросы

1. Какие отрицательные качеств воли проявляются в поведении дошкольника?

2. Как следует строить воспитательную работу с такими детьми?

 

Задача 2

В группу принесли новую заводную игрушку — собачку. Осмотрев ее, воспитательница завела игрушку: собачка начала поворачиваться и лаять. Воспитательница поднесла игрушку ближе к детям. Роланд испугался и толкнул собачку ногой. Все дети стали жалеть собачку и говорить, что ей больно. В групповую зашел врач и стал вместе с детьми рассматривать собачку. Андрей рассказал о плохом поступке Роланда. Мальчик сразу изменился, начал сквозь слезы говорить: «Я так не хотел, ну я так не буду больше, я так не хотел! Слышите!?» Воспитательница предложила Роланду погладить собачку, он согласился и сразу перестал плакать, успокоился.

Вопросы

1. Какая особенность протекания чувств проявилась в поведении Роланда?

2. К какому темпераменту его можно отнести?

 

Задача 3

1. Миша — подвижный общительный мальчик. При оценке работ по аппликации цветов воспитательница спросила Мишу:

— Миша, чья работа тебе больше всех нравится?

— Лены Рощиной, только я еще лучше могу.

— А что же ты не сделал? Посмотри, все ребята закончили, а у тебя еще только стебельки.

— А я позже всех начал, а если бы успел, то у меня было бы лучше. Посмотрите, какие у меня стебельки тоненькие!

2. На музыкальном занятии поют песню о Родине. Миша очень громко выкрикивал слова и на замечание Лены ответил: «Эту песню нельзя петь тихо, потому что она о Родине. И. В. говорила, что слова нужно произносить четко, понятно, и я произносил. Воспитательница задала вопрос: «А как ты думаешь, у тебя получается пение под музыку? Мне вот кажется, ты сам по себе, а музыка сама по себе». Миша ответил: «Я под музыку пою».

 

Вопросы

1. Какие особенности формирующейся самооценки у дошкольника можно отметить?

2. Какой тип темперамента располагает к завышенной самооценке, а какой — к заниженной?

3. Выскажите предположения о возможных причинах формирования неадекватной самооценки.

 

Задача 4

Марина недавно перешла в новый детский сад. Она оказалась общительной, инициативной, удивительно быстро освоилась с ребятами в новой обстановке.

Девочки играют в школу. Учительница — Марина. Устраивают «класс», расставляют столы, вешают доску. Игорь помогает играющим наладить игру. «Можно я буду играть с вами?» — спрашивает он. Дети соглашаются, и Игорь садится за один из свободных столов. «Не будешь играть. Надо было меня спросить!» — говорит повелительно Марина.

Однажды дети убирали участок, работали, разделившись на группы по 5 человек. «А мы уже закончили», — сообщила Марина. «А теперь помогите товарищам», — сказала воспитательница. Дети принялись подбирать листья. А Марина стояла надувшись и ничего не делала. «Помогай, Марина, помогай нам, осталось совсем немного», ‑ приглашали ребята. И вдруг воспитательница услышала, как сказала Марина своей подружке: «А зачем убирать? Ведь все равно нас уже не похвалят, мы же не первые будем!»

 

Вопросы

1. Какие мотивы являются ведущими в поведении Марины?

2. Какие недостатки предшествующего воспитания могли сформировать такое поведение девочки?

3. Какие черты характера формируются у Марины?

4. Как необходимо построить воспитание девочки, чтобы преодолеть отрицательные черты ее поведения, учитывая и то, что она недавно пришла в эту группу?

 

Задача 5

Маленькую Вареньку угостили шоколадкой. Девочка отломила крошечный кусочек к побежала к маме: «На». «Добрая девочка,— похвалила мама, — кушай сама, ты у нас самая маленькая».

Варенька подносит угощение бабушке. Та делает вид, что откусила, причмокивает, хвалит внучку: «Щедрая девочка. Как вкусно! Спасибо!» Варенька подносит угощение деду, но и тот отказывается: «Я и так знаю, что ты у нас не жадная, добрая». Дедушка гладит ее по голове.

Теперь Варенька бежит к сестренке- школьнице, подносит ей ко рту кусочек шоколадки. Он вмиг исчезает за ее щеками! Варенька расплакалась. И мама, и бабушка, и дедушка разом обрушиваются на старшую сестру-школьницу: «Как не стыдно, обидела маленькую! Большая, а не понимает!» Варенька, перестает плакать, вслушивается в реплики взрослых. Весь ее вид говорит о том, что концовка спектакля ее вполне удовлетворяет.

Вопросы

1. Какие отрицательные черты характера формируются у Вареньки?

2. Как следует поступать взрослым, чтобы развить у Вареньки доброту?

3. Какое значение имеет оценка взрослыми поведения самого ребенка и действий окружающих для формирования привычек поведения и соответствующих им черт характера?

 

Задача 6

— Пап, мы с мамой в лес собрались. Ты поедешь с нами? —

прикрыв дверь спальни, спрашивает Петя.

«Вот неугомонные, — с досадой думает Федор Сергеевич.— Вечно их куда-то тянет. В воскресенье отдохнуть бы от всяких хлопот, а тут надо собираться, потом ехать в душном и тесном автобусе, который за неделю надоел. А в лесу? Бесцельно бродить, смотреть на деревья и кустарники. Скука! А ему, конечно, интересно, — посмотрел Федор Сергеевич на сына. Все в диковинку. Будет бегать, высматривать жуков, собирать листья, шишки. А мне какая радость?»

Федор Сергеевич снова посмотрел на сына, приподнялся, но тут же опустился в кресло.

— Я, пожалуй, побуду дома, — наконец ответил он на вопрос

малыша. — Ты там с мамой погуляешь.

— Ну, пап!—стал умолять ребенок, — мы с тобой в футбол

поиграем, побегаем.

Федор Сергеевич поморщился: «Ну, чего привязался. Впрочем, конечно, с мамой не разгуляешься». И предложил:

— Ну, придешь с прогулки, мы во дворе погоняем мяч.

— Ты пойми, ему без тебя скучно, мальчику нужен отец ‑ крикнула из коридора жена.

— Да, нужен... Но... могу я себе принадлежать?

— Ну, пойдем, —с грустью сказала мама и потянула к себе малыша.

Молча они вышли из квартиры.

«Ничего, в лесу развеселятся», — успокоил себя Федор Сергеевич и потянулся за газетой.

Вопросы

1. Дайте обоснованную оценку поведения родителей.

2. Какая потребность ярко проявляется в желании малыша пойти погулять с обоими родителями?

3. К каким последствиям может привести неудовлетворение этой потребности?

 

Задача 7

Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик очень доволен. Воспитательница говорит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо со спицы.) Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже сразу надевает его на ось. «Вот и починил!» —радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

Вопросы

1. Определите примерный возраст ребенка.

2. Какие особенности мыслительной деятельности проявились в данном эпизоде? Какой педагогический вывод отсюда следует сделать?

 

Задача 8

Шестилетней Наташе тетя задала такую задачу: «Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной — птичка лишняя, сели по две — дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Наташа несколько раз повторила задачу, но не смогла ее решить. Тогда тетя вырезала из бумаги три дерева и четыре птички. С помощью этих деревьев Наташа правильно и быстро решила задачу.

Вопросы

1. Почему для решения задачи Наташе понадобились вырезанные деревья?

2. Какие особенности мышления дошкольника проявились здесь?

3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.