Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Психология подросткового возраста





Методические указания

Данная тема занимает особое место в курсе возрастной психологии. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением, во-вторых, тем, что она позволяет конкретизировать специфические вопросы возраста, становления личности, наиболее выпукло проявляются возрастные кризисные проявления.

Знакомство с этой темой следует начать с объяснения психологического понятия переходного кризисного периода, понятия возраста как качественной характеристики психики человека. Следует отметить, что некоторые дети вступают в подростковый период уже с 9-10 - летнего возраста, а у некоторых подростковый период начинается с 12-13 - летнего возраста. В связи с этим необходимо обратить внимание на критерии определения этих возрастных различий.

Раскрывая психологические особенности подросткового возраста, полезно конкретизировать психологическую информацию, имеющуюся в литературе по поводу кризисных проявлений, подходов к этой проблеме в отечественной и зарубежной психологии. В подростковом возрасте наблюдается резкое увеличение отрицательных поступков детей. В ходе изучения этой темы необходимо понять. Что за каждой внешней реакцией подростка стоит своя психологическая причина. Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения подростков связан с рядом изменений, которые происходят с детьми на этом возрастном этапе (половое созревание, бурное физическое развитие, повышение психической активности и др.). Все это способствует появлению противоречий, которые ребенок разрешает, в том числе и негативными проявлениями.



В этой теме необходимо уделить внимание социальной ситуации развития, новообразованиям, ведущей деятельности, развитию психических процессов, формированию нравственной сферы, формированию отношений со сверстниками, взрослыми.

Нельзя обойти вниманием формирование личности подростка, его эмоционально-волевой сферы, а также путей формирования самоуважения и самосознания. Формирование Я - концепции имеет огромное значение в подростковом возрасте, влияет на появление такого значимого новообразования, как чувство взрослости, которое в свою очередь тесно связано с поведением подростка. Стремление к независимости, желание быть взрослым, сопротивление воле взрослых, желание иметь собственное мнение, независимое от окружающих порождает определенное отношение к подростку. В свою очередь подросток очень озабочен мнением окружающих о себе, поэтому активно ищет такую среду, в которой эти отношения показали бы ему, что он взрослый, самостоятельный человек.



В связи с большим практическим значением данной темы полезно подробно изучить литературу, рассмотреть вопросы, предлагаемые не только в теме семинарского занятия, но также особое внимание обратить на лекционный курс данного учебно-методического пособия.

Вопросы и задания и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 9.

1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным?

2. В чем состоят основные проблемы подросткового возраста?

3. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии.

4. Каковы причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками?

5. Каковы условия возникновения и признаки подростковых объединений?

6. Каковы основные характеристики развития самосознания в подростковом возрасте?

7. Каково влияние стиля общения педагога с подростками на формирование их эмоционального опыта?

8. В чем проявляется потребность «быть личностью» в подростковом возрасте?

 

9. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:



1. «Чувство взрослости».

2. Переходный период онтогенеза.

3. Кризис подросткового возраста.

4. Новая социальная позиция подростков.

5. Эволюционная модель развития.

6. Доминанты развития.

7. Общественно-полезная деятельность в жизни подростков.

8. «Аффект неадекватности».

9. «Детские» формы контроля со стороны взрослых.

10. Эмпатия по отношению к взрослым.

 

10. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия (смотри Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И. Янчий):

1. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. ‑ С. 31- 33.

2. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. отрочество как этап жизни и некоторые психолого–педагогические характеристики переходного возраста. ‑ С. 47-52.

3. Петровский Л.В. Коллектив, общение и развитие личности. ‑ С. 94- 96.

4. Снигирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. ‑ С. 107 – 114.

5. Рубинштейн С.Л. Направленность личности. ‑ С. 115- 116.

6. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. ‑ С. 132- 134.

7. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста. ‑ С. 142 – 147.

8. Фурманов И.А. Нравственная регуляция агрессивного поведения детей. – С. 172-178.

Список рекомендуемой литературы

1. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.

4. Выготский Л.С. Педология подростка // Психология подростка. Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: «Роспедагентство», 1997. – С.232-268.

5. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С. 237-239.

6. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста /Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С.239 ‑ 248.

7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.: ИПП, 1997.

9. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагентство», 1996.

11. Рабочая книга школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: МПА, 1995.

12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

13. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С.163‑ 168.

14. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С.248‑ 259.

15. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: МПСИ, изд-во «Флинта», 1999.

16. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: «Роспедагентство», 1997. – С. 313 ‑ 320.

17. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

 

 


Тема 10. Психология раннего юношеского возраста

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на раскрытие понятия «юношеский возраст», на то, что именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование его мировоззрения, ценностных ориентаций, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяет его отношение к самому себе. В свете этой новой социальной позиции изменяется отношение к школе, собственной учебной и общественно полезной деятельности, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Следует обратить внимание на новообразования в юношеском возрасте, отношения к взрослым и сверстникам, развитие психических процессов и становление мировоззрения юноши.

При рассмотрении закономерностей становления личности юноши следует специально остановиться на особенностях взаимоотношений старшеклассников с учителями. Эти особенности определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей, такими, как способность к пониманию, эмоциональному отклику.

Необходимо обратить внимание на интенсивное развитие самосознания в юношеском возрасте. Изменяется глубина и характер осознания, возрастает стремление к самостоятельности всех оценок, при этом оценки и самооценки юноши не всегда адекватны.

В юношеском возрасте активно развиваются способности, связанные с будущей профессией. Этому способствует и профессиональный интерес, и занятие профессиональной деятельностью, и активное развитие себя как личности.

Для усвоения знаний по этой проблеме следует более подробно познакомиться с предлагаемой литературой.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 10.

1. Каковы задачи развития в ранней юности?

2. Что составляет психологическую базу профессионального самоопределения в ранней юности?

3. Что характеризует новую структуру личности в юности?

4. Каковы особенности общения со сверстниками и взрослыми в юности?

5. Интеллектуальное развитие в юности.

6. Каковы особенности мотивационно-потребностной сферы в ранней и поздней юности?

7. Как происходит развитие самосознания в ходе профессионального самоопределения?

8. Каковы возрастные особенности и предпосылки развития способностей в ранней юности? Чем обусловлены случаи подъема умственных способностей в этом возрасте?

9. В чем характерные отличия памяти старшеклассников?

 

10. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:

1. Профессиональное самоопределение.

2. Концептуальная социализация.

3. Теоретическое мышление

4. Ценностно-смысловое определение жизни.

5. Жизненный план.

6. Самопознание в юности.

7. Временная жизненная перспектива.

8. Потребность в обособлении.

9. Расширение сферы общения в юности.

10. Интимность в общении.

11. Поведенческая автономия.

12. Морально-ценностная автономия.

 

11. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия ( Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И. Янчий):

1. Кон И.С. Психология старшеклассника. С.43- 47.

Список рекомендуемой литературы

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г,Г., Орлова Л.М., Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 259-266.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

5. Мудрик А.В. Современный старшеклассник / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 266 –275.

6. Мухина В.С. Психология детсвтва и отрочества. – М.: ИПП, 1998.

7. Нечаев Н.П. Психология и школа. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 1997.

8. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. – М МПСИ, изд-во «Флинта», 1998.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: ИПП, НПО –«МОДЭК”, 1996.

10. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: МПА, 1995.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1989.

12. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, изд-во «Флинта», 1999.

13. Юность // Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – С.473‑ 474.

14. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.