Тема 9. Психология подросткового возраста
Методические указания
Данная тема занимает особое место в курсе возрастной психологии. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением, во-вторых, тем, что она позволяет конкретизировать специфические вопросы возраста, становления личности, наиболее выпукло проявляются возрастные кризисные проявления.
Знакомство с этой темой следует начать с объяснения психологического понятия переходного кризисного периода, понятия возраста как качественной характеристики психики человека. Следует отметить, что некоторые дети вступают в подростковый период уже с 9-10 - летнего возраста, а у некоторых подростковый период начинается с 12-13 - летнего возраста. В связи с этим необходимо обратить внимание на критерии определения этих возрастных различий.
Раскрывая психологические особенности подросткового возраста, полезно конкретизировать психологическую информацию, имеющуюся в литературе по поводу кризисных проявлений, подходов к этой проблеме в отечественной и зарубежной психологии. В подростковом возрасте наблюдается резкое увеличение отрицательных поступков детей. В ходе изучения этой темы необходимо понять. Что за каждой внешней реакцией подростка стоит своя психологическая причина. Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения подростков связан с рядом изменений, которые происходят с детьми на этом возрастном этапе (половое созревание, бурное физическое развитие, повышение психической активности и др.). Все это способствует появлению противоречий, которые ребенок разрешает, в том числе и негативными проявлениями.
В этой теме необходимо уделить внимание социальной ситуации развития, новообразованиям, ведущей деятельности, развитию психических процессов, формированию нравственной сферы, формированию отношений со сверстниками, взрослыми.
Нельзя обойти вниманием формирование личности подростка, его эмоционально-волевой сферы, а также путей формирования самоуважения и самосознания. Формирование Я - концепции имеет огромное значение в подростковом возрасте, влияет на появление такого значимого новообразования, как чувство взрослости, которое в свою очередь тесно связано с поведением подростка. Стремление к независимости, желание быть взрослым, сопротивление воле взрослых, желание иметь собственное мнение, независимое от окружающих порождает определенное отношение к подростку. В свою очередь подросток очень озабочен мнением окружающих о себе, поэтому активно ищет такую среду, в которой эти отношения показали бы ему, что он взрослый, самостоятельный человек.
В связи с большим практическим значением данной темы полезно подробно изучить литературу, рассмотреть вопросы, предлагаемые не только в теме семинарского занятия, но также особое внимание обратить на лекционный курс данного учебно-методического пособия.
Вопросы и задания и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 9.
1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным?
2. В чем состоят основные проблемы подросткового возраста?
3. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии.
4. Каковы причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками?
5. Каковы условия возникновения и признаки подростковых объединений?
6. Каковы основные характеристики развития самосознания в подростковом возрасте?
7. Каково влияние стиля общения педагога с подростками на формирование их эмоционального опыта?
8. В чем проявляется потребность «быть личностью» в подростковом возрасте?
9. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:
1. «Чувство взрослости».
2. Переходный период онтогенеза.
3. Кризис подросткового возраста.
4. Новая социальная позиция подростков.
5. Эволюционная модель развития.
6. Доминанты развития.
7. Общественно-полезная деятельность в жизни подростков.
8. «Аффект неадекватности».
9. «Детские» формы контроля со стороны взрослых.
10. Эмпатия по отношению к взрослым.
10. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия (смотри Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И. Янчий):
1. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. ‑ С. 31- 33.
2. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. отрочество как этап жизни и некоторые психолого–педагогические характеристики переходного возраста. ‑ С. 47-52.
3. Петровский Л.В. Коллектив, общение и развитие личности. ‑ С. 94- 96.
4. Снигирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. ‑ С. 107 – 114.
5. Рубинштейн С.Л. Направленность личности. ‑ С. 115- 116.
6. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. ‑ С. 132- 134.
7. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста. ‑ С. 142 – 147.
8. Фурманов И.А. Нравственная регуляция агрессивного поведения детей. – С. 172-178.
Список рекомендуемой литературы
1. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
4. Выготский Л.С. Педология подростка // Психология подростка. Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: «Роспедагентство», 1997. – С.232-268.
5. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С. 237-239.
6. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста /Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С.239 ‑ 248.
7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.: ИПП, 1997.
9. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагентство», 1996.
11. Рабочая книга школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: МПА, 1995.
12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.
13. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С.163‑ 168.
14. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – С.248‑ 259.
15. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: МПСИ, изд-во «Флинта», 1999.
16. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: «Роспедагентство», 1997. – С. 313 ‑ 320.
17. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
Тема 10. Психология раннего юношеского возраста
Методические указания
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на раскрытие понятия «юношеский возраст», на то, что именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование его мировоззрения, ценностных ориентаций, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяет его отношение к самому себе. В свете этой новой социальной позиции изменяется отношение к школе, собственной учебной и общественно полезной деятельности, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
Следует обратить внимание на новообразования в юношеском возрасте, отношения к взрослым и сверстникам, развитие психических процессов и становление мировоззрения юноши.
При рассмотрении закономерностей становления личности юноши следует специально остановиться на особенностях взаимоотношений старшеклассников с учителями. Эти особенности определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей, такими, как способность к пониманию, эмоциональному отклику.
Необходимо обратить внимание на интенсивное развитие самосознания в юношеском возрасте. Изменяется глубина и характер осознания, возрастает стремление к самостоятельности всех оценок, при этом оценки и самооценки юноши не всегда адекватны.
В юношеском возрасте активно развиваются способности, связанные с будущей профессией. Этому способствует и профессиональный интерес, и занятие профессиональной деятельностью, и активное развитие себя как личности.
Для усвоения знаний по этой проблеме следует более подробно познакомиться с предлагаемой литературой.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 10.
1. Каковы задачи развития в ранней юности?
2. Что составляет психологическую базу профессионального самоопределения в ранней юности?
3. Что характеризует новую структуру личности в юности?
4. Каковы особенности общения со сверстниками и взрослыми в юности?
5. Интеллектуальное развитие в юности.
6. Каковы особенности мотивационно-потребностной сферы в ранней и поздней юности?
7. Как происходит развитие самосознания в ходе профессионального самоопределения?
8. Каковы возрастные особенности и предпосылки развития способностей в ранней юности? Чем обусловлены случаи подъема умственных способностей в этом возрасте?
9. В чем характерные отличия памяти старшеклассников?
10. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:
1. Профессиональное самоопределение.
2. Концептуальная социализация.
3. Теоретическое мышление
4. Ценностно-смысловое определение жизни.
5. Жизненный план.
6. Самопознание в юности.
7. Временная жизненная перспектива.
8. Потребность в обособлении.
9. Расширение сферы общения в юности.
10. Интимность в общении.
11. Поведенческая автономия.
12. Морально-ценностная автономия.
11. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия ( Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И. Янчий):
1. Кон И.С. Психология старшеклассника. С.43- 47.
Список рекомендуемой литературы
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г,Г., Орлова Л.М., Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 259-266.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
5. Мудрик А.В. Современный старшеклассник / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 266 –275.
6. Мухина В.С. Психология детсвтва и отрочества. – М.: ИПП, 1998.
7. Нечаев Н.П. Психология и школа. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 1997.
8. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. – М МПСИ, изд-во «Флинта», 1998.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: ИПП, НПО –«МОДЭК”, 1996.
10. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: МПА, 1995.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1989.
12. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, изд-во «Флинта», 1999.
13. Юность // Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – С.473‑ 474.
14. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|