Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Психологическое развитие ребенка раннего возраста





Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 6.

1. В чем Д.Б. Эльконин и П.Я. Гальперин видели принципиальное отличие орудийных операций у человека (на примере раннего возраста) от употребления вспомогательных средств приматами?

2. Какую роль играет активная речь ребенка и процесс сотрудничества со взрослым в овладении предметным действием?

3. Как проявляется обобщенное знание о себе у детей раннего возраста?

4. В чем сущность внутренних конфликтов, возникающих у трехлетнего ребенка? Как они проявляются в эмоциональной сфере?

5. Как проявляется развитие произвольности в раннем возрасте?

6. Каковы средства формирования воображения ребенка раннего возраста в традиционных формах взаимодействия «ребенок – взрослый»?

7. Дайте характеристику личностных новообразований, возникающих у детей в период раннего возраста. Кризис трех лет.

 

8. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующиим понятиям:

1. Ситуативно-деловая форма общения.

2. Предметная деятельность.

3. Разделенное действие.



4. Замещение.

5. Ориентировочные действия.

6. Наглядно-действенное мышление.

7. Наглядно – образное мышление.

8. Знаковая функция.

9. Мнимое действие.

10. Система «Я».

 

9. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия ( Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И. Янчий):

1. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту.‑ С 28-31.

2. Лысюк Л.Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания. ‑ С.72 – 77.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1995.

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.190-195.

3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

4. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет // Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.238-242.



5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

6. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: МПА, 1996.

7. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагентство», 1996.

9. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ, 1997.

10. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

 

 


Тема 7. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 7.

1. Проведите анализ отечественных и зарубежных представителей о сущности сюжетно-ролевой игры и ее роли в психическом развитии ребенка.

2. Как влияют различные виды детской деятельности на психическое развитие ребенка?

3. Каковы основные особенности личности дошкольника?

4. Каковы основные направления развития эмоциональной сферы дошкольника? Приведите примеры.

5. Каковы изменения в развитии коммуникативной сферы дошкольников?

6. Опишите основные закономерности развития интеллектуальной сферы дошкольников.

7. В чем проявляется произвольность поведения? Какова связь произвольности с осознанностью и мотивацией?

8. Какие экспериментальные исследования позволили П.А. Зинченко доказать гипотезу о том, что разный уровень овладения определенными способами работы над материалом вызывает изменения во взаимоотношениях непроизвольного и произвольного запоминания?



9. Каковы способы и приемы амплификации (обогащения, усложнения) сюжетно-ролевой игры дошкольников?

10. Каковы особенности развития мотивов в дошкольном возрасте?

11. В чем сущность кризиса семи лет?

12. Каковы основные параметры психологической готовности к школе?

 

13. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:

1. Сюжетно-ролевая игра.

2. Содержание игры.

3. Сюжет игры.

4. Игровое действие.

5. Воображаемая (мнимая) ситуация.

6. Правило замещения в игре.

7. Соподчинение мотивов.

8. Произвольность поведения.

9. Преодоление познавательного эгоцентризма.

10. Ориентировочная деятельность.

11. Сенсорные эталоны восприятия.

12. Действия восприятия.

13. Образное мышление.

14. Словесно-логическое мышление дошкольника.

15. Познавательное воображение.

16. Аффективное воображение.

17. Внеситуативно - познавательная форма общения.

18. Внеситуативно - личностная форма общения.

19. «Внутренняя позиция» дошкольника.

20. Психологическая готовность к школе.

14. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия ( Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И. Янчий)

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. ‑ С.33-36.

2. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. ‑ С.68-72.

3. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника. ‑ С.78- 84.

4. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток. ‑ С.152 – 159.

5. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. ‑ С. 160-162.

Список рекомендуемой литературы

1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. _ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

3. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте / Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.133-146.

4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.26-32.

5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.170-179.

7. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.

8. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: «Роспедагенство», 1997.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1972.

12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

13. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.: ИПП, 1997.

14. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 216-229.

15. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: МПА, 1996.

16. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

17. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.

18. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному / Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.242-249

19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагентство», 1996.

20. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

21. Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка. // Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.147-149.

22. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

23. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток// Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 163-170.

24. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

25. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

 


Тема 8. Психологическое развитие ребенка младшего школьного возраста

Методические указания

При подготовке к семинарскому занятию по проблеме развития ребенка младшего школьного возраста следует обратить особое внимание на то, что а) развитие и формирование личности младшего школьника есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную позицию школьника; б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер; г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками.

Необходимо обратить внимание на физическое развитие младшего школьника, которое равномерно происходит вплоть до подросткового возраста. В этот период продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. В этом возрасте более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующий высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность в этот период интенсивно развивается.

Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура, труд) и умственной деятельностью. Выключение из двигательной активности ребенка 4-5 часов на умственные занятия должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратить особое внимание на новообразования в младшем школьном возрасте, развитии личности младшего школьника, специфику его отношений со взрослыми и сверстниками. Также немаловажное значение имеет статус младшего школьника, самооценка и уровень притязаний детей младшего школьного возраста.

Учебная деятельность как ведущий процесс имеет свою специфику в младшем школьном возрасте. Поэтому условия организации умственной деятельности, необходимые для повышения эффективности учения, закономерности и механизмы возникновения совместных учебных действий требуют тщательного изучения. Предметом пристального внимания исследователей является мотивация учебной деятельности, развитие психических процессов, развитие интеллекта и способностей.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 8

1. Какие перестройки в личностной сфере ребенка происходят в связи с началом обучения в школе?

2. Как влияет учебная деятельность на развитие мышления младшего школьника? Какие перестройки познавательных функций происходят в связи с развитием мышления?

3. Какое новообразование в области мотивационно-эмоциональной сферы формируется у ребенка в младшем школьном возрасте? Приведите примеры.

4. Каковы пути воспитания желаний у детей младшего школьного возраста.

5. Каковы стадии формирования системы учебно-важных качеств в младшем школьном возрасте?

6. Каковы условия организации умственной деятельности, необходимые для повышения эффективности учения?

7. Каковы закономерности и механизмы возникновения совместных учебных действий?

8. В чем проявляются особенности общения младших школьников со сверстниками?

 

9. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:

1. Учебная деятельность.

2. Рефлексия.

3. Учебная задача.

4. Учебное действие.

5. Интеллектуализация психических процессов.

6. Смысловое запоминание.

7. Воссоздающее воображение.

8. Понятийное мышление.

9. Научное понятие.

10. Ответственность.

11. Нравственное чувство.

12. Потребность в признании.

 

 

10. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия (Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И Янчий. ):

1. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. ‑ С. 54- 55.

2. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. ‑ С.55-61.

3. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. – С. 61-66.

4. Митина Л.М, Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся. ‑ С. 88-93.

5. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. ‑ С. 116- 122.

6. Теплов Б.М. Способности и одаренность. С. 122- 124.

7. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. ‑ С. 162- 164.

Список рекомендованной литературы

1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. _ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.

5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – С.333‑ 350.

6. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. С. 160- 169.

7. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.152-158.

8. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 229-232.

9. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: МПА, 1996.

10. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998.

11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагентство», 1996.

12. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

13. Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С.129-178.

14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

15. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 158-160.

16. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.