Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Проблема психического развития человека в зарубежной психологии





 

Методические указания

В данной теме значительное внимание необходимо обратить на вопросы истории развития возрастной психологии как науки. Это дает возможность понять логику возникновения разных направлений, взглядов на предмет психического развития ребенка в разных научных школах. Предметом глубокого изучения в данной теме является проблема психического развития человека в зарубежной психологии. Однако следует отметить, что проблема изучения динамики психического развития и формирования личности ребенка – одна из актуальных в современной возрастной психологии. Ее изучение имеет большое теоретическое значение, доказательством того являются современные исследования, которые проводятся в области психологии развития как зарубежными учеными, так и отечественными. Знакомство с современными исследованиями в этой области дает возможность выявить основные тенденции понимания психического развития ребенка в современных условиях.

В практическом плане знание динамики и закономерностей психического развития ребенка и особенностей его формирования особенно необходимо для правильной организации психологической работы с детьми на разных возрастных этапах.



При изучении темы необходимо обратить особое внимание на правильное понимание процесса психического развития с позиций разных психологических подходов. Акцентируя внимание на биологизаторских теориях, следует указать основные позиции сторонников этого подхода, критерии психического развития с точки зрения биогенетического подхода, определить условия психического развития с точки зрения представителей этого направления. Другое направление в толковании психики ребенка зарубежными авторами – социологизаторское. Необходимо сравнить основные позиции этих дух направлений: взгляд на значение задатков, среды, условий развития психики ребенка, движущих сил развития, значение воспитательного воздействия и др.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 2

1. История развития возрастной психологии.

2. В чем заключается сущность биогенетического принципа в возрастной психологии развития?



3. Дайте краткий анализ известных психологических концепций в зарубежной психологии, рассматривающих развитие ребенка в системах «ребенок – взрослый» и «ребенок – предмет»

4. В чем принципиальное различие в трактовке понятия «социализация» в биогенетических и социогенетических концепциях психического развития?

5. Какова роль социального опыта в психическом развитии ребенка?

6. В чем суть феномена Пиаже?

7. Трактовка психического развития в психоанализе.

8. Каковы основные идеи трактовки психического развития в когнитивной психологии?

9. Перечислите основные идеи психического развития с точки зрения представителей биогенетического подхода.

10. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:

1. Биогенетический закон.

2. Теория рекапитуляции.

3. Преформированный тип развития.

4. Непреформированный тип развития.

5. Теория конвергенции.

6. Генетическая эпистемология.

7. Адаптация.

8. Сенсомоторный интеллект.

9. Конкретная операция.

10. Формальная операция.

11. Эгоцентризм.

12. Децентрация.

13. Эгоцентрическая речь.

14. Эпигенетическая теория развития личности.

15. Эгоидентичность.

16. Групповая идентичность.

Список рекомендуемой литературы

1. Асмолов А.Г. Истоки и горизонты культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. ‑ С. 173-179.



3. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значение для современных исследований психологии личности // Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – С.288-301.

4. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга: Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 108-114.

5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

6. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Психология как объективная наука. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – С. 357-388.

7. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка: Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.23-26.

8. Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Известия Академии педагогических и социальных наук. – М., 1996. ‑ №1. – С.8-37.

9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: «Питер», 2000.

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. ‑ М.: Изд-во МГУ, 1972.

11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагентство», 1996.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: МПА, 1994.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1989.

14. Сензитивность возраста / Психология: Словарь Под ред. А.В. Петровского и М.Я. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

15. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: МПСИ; Воронеж:НПО «МОДЭК», 1996.

16. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

17. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: «Питер», 1996.


Тема 3. Культурно-историческое направление в возрастной психологии

 

Методические указания

Отечественная психология, стоящая на материалистических позициях выдвигает свои идеи психического развития человека. Л.С. Выготский наиболее полно формулирует идеи психического развития ребенка в культурно-исторической концепции. С точки зрения отечественной психологии врожденные, наследственные механизмы, т.е. задатки, влияют на психическое развитие, но не определяют ни его содержания, ни его специфических черт. Среда также играет определенную роль в развитии психики ребенка, но только при условии, если он активно овладевает ею под руководством обучающих его взрослых. Идея о том, что ребенок не пассивно приспосабливается к среде, а активно осваивает достижения человечества, является одной из главных идей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Движущей силой развития психики, сознания ребенка является его собственная деятельность по овладению объективной действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. С точки зрения отечественной психологии, основными факторами психического развития личности подрастающего человека являются познание, общение и труд (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Д.И. Фельдштейн и др.).

В процессе подготовки к занятию необходимо обратить внимание на проблему влияния обучения на развитие ребенка. Дать ответ на вопрос: «в чем принципиальное различие теорий Ж. Пиаже и Л.С. Выготского относительно когнитивного развития ребенка».

В отечественной психологии особое внимание уделяется возрастным кризисам, способствующим переходу ребенка из одной возрастной ступени на другую (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.). Готовясь к занятию, обратите внимание на содержание возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии.

Особое внимание необходимо обратить на значение феномена «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития» в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

В отечественной возрастной психологии имеет место проблема периодизации психического развития ребенка. Разработаны концепции периодизаций психического развития, предложены периодизации Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.В. Петровским, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 3

1. В чем сущность и значение учения Л.С. Выготского о возрасте для развития возрастной психологии?

2. Какова характеристика основных компонентов структуры возраста?

3. Представления А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и Д.И. Фельдштейна о роли ведущей деятельности в развитии ребенка? Подробно изложите точку зрения каждого ученого.

4. В чем сущность возрастных кризисов по Л.С. Выготскому? Каковы различия в трактовке психологического содержания возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии?

5. Какие ведущие принципы и положения отечественной возрастной психологии легли в основу концепции периодизации психического развития Д.Б. Эльконина? Каково значение этой концепции для раскрытия важнейших закономерностей психического развития ребенка?

6. Как понимал Л.С. Выготский роль среды в развитии высших психических функций?

7. В чем заключается теоретическое и практическое значение феномена «зоны ближайшего развития»?

8. Какова сущность и значение проблемы обучения и развития в отечественной психологии?

9. Каково принципиальное различие теорий Ж. Пиаже и Л.С. Выготского относительно когнитивного развития ребенка?

 

10.Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятям:

1. Психологический возраст

2. Социальная ситуация развития.

3. Ведущий тип деятельности.

4. Центральное новообразование возраста.

5. Возрастные кризисы.

6. Поуровневое развитие личности.

7. Интериоризация.

8. Высшие психические функции.

9. Присвоение общественного опыта.

10. Стимул – средство.

11. Сензитивный период.

12. Системное строение сознания.

13. Зона ближайшего развития.

 

11. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия(см. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.А. Семчук, А.И. Янчий):

1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. ‑ С.14- 17.

2. Басов М.Я. Проблема развития человека. – С17-21.

3. Бехтерев В.М., Щелованов Н.М. К обоснованию генетической рефлексологии. - С.21-22.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. ‑ С.22-27.

5. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. ‑ С.39-40.

Список рекомендуемой литературы

1. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.100-108.

2. Выготский Л.С. Проблемы возраста // Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С. 4 – 20.

3. Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Психология как объективная наука. – М.: ‑ Воронеж: 1999, МПСИ. – С. 249-271.

4. Кризисы возрастные // Психология. Словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.20-27.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагенство», 1996.

7. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж: МПСИ, 1996.

8. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж: МПСИ, 1997.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.