Физическое и психическое развитие в старости
Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.
Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.
Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.
Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.
Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.
Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).
В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого
Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.
Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.
Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.
В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.
Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: активная, творческая старость; старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения).
Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.
Старый человек быстро устает от напряженных социальных контактов. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.).
Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).
Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.
Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.
Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).
Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.
Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?
2. Каковы закономерности развития человека в старости?
3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?
2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.
1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.
2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.
Список рекомендуемой литературы
1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.
2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.
5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.
6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.
7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.
8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.
9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.
Глава 4. Темы семинарских занятий
Тема 1. Теоретические проблемы возрастной психологии развития. Методические основы «Возрастной психологии» как науки
Методические указания
Изучение данной темы в курсе возрастной психологии имеет своей целью ознакомление с методологией и методикой исследования психики ребенка, школьника, взрослого человека в разные возрастные периоды. Большое внимание в данной теме необходимо обратить на методологические принципы психологического исследования в области возрастной психологии.
На семинарских занятиях в рамках заданной темы необходимо раскрыть основные методы, используемые в возрастной психологии, акцентировать внимание на предмет и задачи возрастной психологии как науки. В процессе подготовки необходимо обратить внимание на идеи Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина о предмете и задачах детской психологии, сравнить с состоянием возрастной психологии на данном историческом этапе.
В ходе анализа литературы по теме семинарского занятия следует обратить внимание на методики сбора фактического материала в возрастной психологии. С целью лучшего усвоения учебного материала следует ознакомиться и сравнить методы исследования в других отраслях психологии; проанализировать методы, используемые в современных исследованиях по проблемам возрастной психологии; активно использовать список литературы, предлагаемый для подготовки семинарского занятия, он составлен согласно вопросам темы.
Для более качественной самостоятельной работы с определениями по проблемам возрастной психологии нужно использовать глоссарий, а также основные учебные пособия, список которых приведен в текстах лекций.
Большую роль в совершенствовании психологических знаний и формировании умений и навыков играет такой вид работы, как конспектирование и аннотирование литературы по проблеме. Для этого студентам предлагаются материалы хрестоматии по возрастной психологии, составленной преподавателями кафедры. Необходимо обратить внимание на задание, связанное с конспектированием литературы, а также важно составить дополнительный список источников по проблеме семинарского занятия. Такого рода задания необходимо делать к каждому семинарскому занятию.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1
1. Методы организации исследования в возрастной психологии.
2. Методы и методики сбора фактического материала в возрастной психологии.
3. Как Д.Б. Эльконин и П.Я. Гальперин определили предмет и задачи детской психологии?
4. Каковы характерные особенности использования метода наблюдения в возрастной психологии?
5. Как обосновал Б.Г. Ананьев необходимость включения исследования зрелых возрастов в предмет возрастной психологии?
6. Как рассматривали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович связь детской и генетической психологии, детской и педагогической психологии, детской психологии и педагогики?
7. В чем сущность экспериментально-генетической стратегии Л.С. Выготского? Каковы современные идеи ее осуществления?
8. В чем сущность экспериментального метода в возрастной психологии развития? Опишите формирующий и лабораторный эксперимент?
9. В чем принципиальное различие методов поперечных и продольных срезов? Каковы области применения этих методов?
10. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:
1. Онтогенетическое развитие.
2. Исторический анализ Детства.
3. Социальное взросление.
4. Акмеология.
5. Лонгитюдный метод.
6. Экспериментально-генетическая стратегия исследования.
11. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия (см. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.А. Семчук, А.И. Янчий)
1. Александрова М.Д. Исследование старения интеллекта. ‑ С.6 ‑ 13.
2. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии. ‑ С. 52 ‑54.
Список рекомендуемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
4. Выготский Л.С. Проблемы возраста // Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.4-27.
5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
6. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
7. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психологи. – М.: «Роспедагенство», 1996.
9. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. – М.: МПСИ; Изд-во «Флинта», 1997.
10. Фельдштейн Д.И. «Взросление» и развитие взрослого человека//Мир психологии. – 1999. ‑ №2. – С.3-5.
11. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. ‑ М.: МПСИ; Изд-во «Флинта», 1999.
12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Воронеж: ИПП, 1995.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|