Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи учебно-методического комплекса (УМК) и принципы его построения.

Возрастная психология

Учебно-методический комплекс

Составители: Семчук Л.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии;

Янчий А.И., преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии.

Гродно 2006 г.

УДК 159. 922. 6 (07)

ББК 88.834

 

 

Составители: Л.А. Семчук, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии;

А.И. Янчий, преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии.

 

Рецензенты: Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук, профессор;

Б.П. Ковалев, кандидат психологических наук, доцент.

 

 

Рекомендовано Советом факультета психологии ГрГУ

имени Янки Купалы.

 

 

Возрастная психология: учебно-методический комплекс / сост.: Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: ГрГУ, 2006. ‑ 226 с.

 

В учебно-методическом комплексе предпринята попытка создания полноценного курса по возрастной психологии развития. Рассматриваются актуальные вопросы психобиологического, социокультурного, психологического развития человека. Особое внимание уделено общетеоретическим проблемам возрастной психологии, анализу возрастных этапов развития личности. В учебно-методическом комплексе представлен материал семинарских и лабораторных занятий, имеется ряд психологических задач, тестов и контрольных заданий для самостоятельной работы.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов психологических специальностей высших учебных заведений.

 

УДК 159. 922. 6 (07)

ББК 88.834

 

© ГрГУ им. Я. Купалы, 2006

 


Общие методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

Задачи учебно-методического комплекса (УМК) и принципы его построения.

Профессиональная деятельность психолога сложная и многогранная. Практикующему психологу приходится постоянно сталкиваться с разнообразными психологическими ситуациями, требующими знания по разным психологическим дисциплинам. Знания возрастных закономерностей развития, понимание личностных особенностей развития ребенка, развития детей на разных возрастных этапах, глубокое понимание социальной ситуации развития, знания о новообразованиях и деятельности детей в тот или иной возрастной период дают возможность разрешать многие психологические задачи, которые ставит жизнь перед профессионалом психологом. Студентам психологического факультета наряду с другими учебными дисциплинами, обеспечивающими разрешение психологических задач в практике, необходимы глубокие знания по возрастной психологии.



Практика показывает, что глубокое усвоение студентами курса возрастной психологии невозможно без дополнительной работы по проблемам лекционного курса, без самостоятельной работы над литературными источниками по проблемам семинарских и практических занятий, без овладения умениями и навыками работы с методическими материалами лабораторных занятий. Студенты ‑ будущие психологи, должны уметь применять знания современной возрастной психологии при решении психологических задач непосредственно в работе с разными категориями людей, в разных направлениях деятельности.

Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) состоит из 8 глав. Лекционная часть включает три главы ‑ глава 1. История развития возрастной психологии как науки; глава 2. Основные подходы к исследованию психики и личности ребенка (составлена при активном участии студентов третьего курса факультета психологии Шевелинской Юлии Петровны и Кузьминой Ольги Александровны); глава 3. Психологический анализ возрастных этапов развития. Четвертая глава включает темы семинарских занятий, вопросы к ним, список литературы, перечень определений по теме, список источников для аннотирования и конспектирования. Пятая глава включает примерные вопросы промежуточного контроля знаний студентов по темам лекционной части и семинарских занятий, а также примерный перечень экзаменационных вопросов по изучаемой дисциплине. В шестой главе подобраны методики с учетом самостоятельной диагностической и исследовательской работы по проблемам возрастной психологии. В учебно-методическом комплексе также имеется «Словарь персоналий и основных понятий психологии» (8 глава, составлена при активном участии Шевелинской Ю.П, Кузьминой О.А.) по материалам дисциплины, который включает в себя информацию о ученых психологах, чьи имена связаны с исследованиями проблем возрастного развития людей, а также основные понятия, используемые в разных разделах возрастной психологии.

На наш взгляд большое значение в учебно-методическом комплексе имеет «Хрестоматия по возрастной психологии». В Хрестоматии собраны теоретические материалы, наработки эмпирических исследований по разным проблемам возрастной психологии. Также для более полного анализа первоисточников в каждом разделе УМК указаны дополнительные списки произведений по исследованиям в области возрастной психологии, с которыми студенты должны работать в течение изучения программы данной дисциплины.

В учебно-методическом комплексе соблюдена определенная логика изложения материала. Так, в первых трех главах изложены теоретические основы психологии возрастного развития, выделены основные понятия, изложены наиболее известные идеи психического развития человека, существующие в зарубежной и отечественной возрастной психологии. В каждой лекционной части предусмотрены вопросы для более глубокого самостоятельного изучения студентами материала по заданной проблеме. В процессе разработки учебно-методического комплекса по теоретическим подходам к пониманию психического развития ребенка на каждом возрастном этапе большое внимание мы уделяли работе с другими учебными пособиями по анализу существующих теоретических концепций. С этой целью разработаны практические вопросы, которые предусматривают составление схем, таблиц, ключевых понятий, сравнение различных теорий детского развития и анализ экспериментальных исследований по существующим концепциям. Выполнение заданий для самостоятельной работы, предусмотренной во всех разделах УМК, существенно дополнят знания студентов по изучаемой дисциплине.

В разделе «Психологический анализ возрастных этапов развития» дана краткая характеристика каждого возрастного периода, отражающая:

- хронологические возрастные рамки;

- социальную ситуацию развития;

- характеристику ведущего типа деятельности;

- особенности развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение);

- особенности развития самосознания, эмоциональной, мотивационной сфер личности;

- характеристику возрастных новообразований;

- описание кризиса характеризуемого возраста.

По темам третьего раздела лекционной части указывается список статей по современным исследованиям ученых-психологов в рамках того или иного возраста, также предвидены разные формы работы с источниками периодической печати (написание рефератов, аннотирование и конспектирование литературы и др.). Эти формы работы ориентируют студентов на глубокое, творческое изучение теоретических и методических основ исследования психического развития детей на разных возрастных этапах, творческое решение исследовательских задач по проблемам возраста. Работа с материалами эмпирических исследований вооружают студентов знаниями и навыками интерпретации полученных результатов исследования с учетом теоретических основ возрастной психологии.

В учебно-методическом комплексе предусмотрены такие формы работы студентов с источниками, которые наиболее полезны для студентов. К ним относятся написание рефератов, аннотирование и конспектирование текстов статей по проблематике как лекционных, так семинарских занятий. При этом студенты должны уметь выполнять такого рода работы. А это в свою очередь дает возможность студентам обрести навыки исследовательской работы. Знания о том, что собой представляют такие виды работ, помогут студентам наиболее точно выполнить задания данного учебно-методического комплекса.

Так, реферативные работы могут быть трех видов: 1) критическая рецензия на научную статью; 2) аналитический обзор исследований по теме; 3) критический анализ дискуссии.

Критическая рецензия должна включать: а) обоснование актуальности рецензируемой работы;

б) краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы(позиция автора не всегда прослеживается достаточно четко, она может присутствовать как бы в скрытом виде. В этом случае автору реферата следует попытаться выделить и аргументировать ее; в некоторых работах отсутствует теория, излагается лишь эмпирический материал – следует отметить и это);

в) критический анализ теоретической позиции автора с точки зрения методологических положений и (если есть такая возможность) в сопоставлении с теоретическими взглядами других ученых;

г) критический анализ доказательств гипотезы, доказательства могут быть теоретическими и экспериментальными. В первом случае следует проанализировать их логику, во втором – обоснованность выбора методики эксперимента (эксперимент может не доказывать, а лишь соответствовать или не противоречить гипотезе), методическую грамотность процедуры эксперимента, выбор условий его проведения, достаточность учета факторов, которые могут влиять на изучаемые явления, обоснованность и достаточность математической обработки;

д) особенности изложения: ясность или путаность, достаточная или недостаточная полнота (особенно при изложении экспериментальных данных);

е) выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, ‑ что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что неточно или не достаточно ясно.

Аналитический обзор по проблеме может быть построен двояко: а) в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи); б) в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности).

Эти две формы обзора представляют собой одновременно и этапы работы с литературными источниками.

Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При таком сопоставлении работ нельзя ограничиваться сравнением только выводов, авторских обобщений и формулировок. Необходимо знать, какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) стоят за обобщенными выводами. В противном случае легко впасть в ложное противоречие или сделать ложный вывод об общности имеющихся в литературе данных.

Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, результатов исследований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.

Критический анализ дискуссии представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель – выявить существо спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

Определив вид реферативной работы, следует составить план и обсудить его с преподавателем. После этого можно приступать к написанию текста реферата.

Аннотирование литературы – перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе, особенно следует выделять вопросы, имеющие отношение к той или иной рассматриваемой проблеме.

Конспектирование литературы. Сам термин «конспект» означает краткое изложение какой-то статьи, книги, выступления, речи и т.д. Существует мнение, что конспектирование необходимо только для лучшего запоминания материала (например, лекций). Однако более важным здесь является возможность обращения к конспекту с целью более глубокого или нового (под новым углом зрения) осмысления законспектированного материала. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным.

При конспектировании вначале бывает трудно отвлечься от авторского текста, абстрагироваться от несущественных деталей. Но по мере усвоения мыслей автора и их формулирования своими словами достигается требуемая ясность и краткость записей.

Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметку по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала.

Для того чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной странице листа, оставляя вторую пустой.

При конспектировании изучаемый источник полезно читать, по меньшей мере, два раза. При первом чтении складывается общее впечатление о работе, при втором выделяется главное содержание, которое и заносится в конспект.

В главе «Темы семинарских занятий» выделены наиболее важные методологические, теоретические и методические вопросы, знание которых для студентов является обязательным. Для подготовки студентов к семинарским занятиям по темам составлен ряд теоретических вопросов, предложен список литературы, ряд научных понятий по изучаемой теме, предусмотрена работа с материалами хрестоматии по возрастной психологии. Знания, приобретенные студентами при подготовке к семинарским занятиям, будут способствовать грамотному решению психологических задач, устанавливать связи между психологическим явлением и возрастными особенностями, между поведением и внутренним психическим состоянием ребенка и определять эффективные методы работы с детьми на разных возрастных этапах.

В главе 5 учебно-методического комплекса приведены примеры контрольных тестов по разделам данного курса. Выполнение всех заданий самостоятельной работы по проблемам лекционных материалов и темам семинарских занятий может быть допуском к промежуточному тестированию по разделу курса. Благодаря этому разделу студенты имеют возможность познакомиться с контрольными заданиями такого рода. Поиск правильных ответов на вопросы контрольных тестов, самостоятельная работа с учебными пособиями, способствует повышению качества знаний у студентов, изучающих возрастную психологию. В разделе также приведен примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине. Вопросы ориентируют студентов на наиболее значимые проблемы, темы, разделы курса, на которые стоит обратить усиленное внимание.

В процессе обучения в университете студенты должны получить навык проведения диагностических процедур, формулировать инструкцию к проводимым тестам, научиться диагностировать уровень психического развития ребенка, видеть его особенности, находить оптимальные условия для формирования у него устойчивых свойств личности, стимулировать развитие личностного ресурса ребенка. Поэтому большое внимание в учебно-методическом комплексе уделяется методам психологического изучения ребенка, самостоятельному подбору психодиагностических процедур, решению учебных психологических задач. Мы предполагаем, что выполнение заданий лабораторных работ, предвиденных в учебно-методическом комплексе будет способствовать формированию у студентов умения применять приобретенные теоретические знания в профессиональной психологической деятельности, в практике диагностирования и консультирования. В программе лабораторного практикума предусмотрена самостоятельная работа в рамках диагностики познавательных процессов, личностных особенностей детей дошкольного и школьного возраста. Также предусмотрена аналитическая работа студентов по результатам полученных диагностических процедур. Выполнение лабораторных работ способствует получению навыков исследователя в области изучаемой дисциплины. В рамках лабораторного практикума студентам предлагается решить ряд психологических задач (глава 7). Выполнение данного задание требует от студента знание теоретических основ дисциплины, знакомство с различными эмпирическими исследованиями, а также навыки использования личного практического опыта в профессиональной жизни.

Работа с главой 8 «Словарь персоналий и основных понятий возрастной психологии» способствует расширению кругозора студентов, углублению знаний по дисциплине, содержит информацию для обеспечения семинарских занятий по возрастной психологии.

Итогом усвоения учебного материала по курсу возрастной психологии и допуском к сдаче экзамена по изучаемой дисциплине будут выполненные самостоятельные работы по всем разделам, аннотирование и конспектирование программных источников, знакомство с современными исследованиями, выполнение всех заданий семинарских и лабораторных занятий, полученные ответы на вопросы тестов, примеры которых приведены в пятом разделе.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.