Сделай Сам Свою Работу на 5

Приёмы сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования, передачи, восстановления данных в АИС

Технология электронной обработки экономической информации включает в себя человеко-машинный процесс исполнения взаимосвязанных операций, протекающих в установленной последовательности с целью преобразования исходной (первичной) информации в результатную. Операция представляет собой комплекс совершаемых технологических действий, в результате которых информация преобразуется. Технологические операции разнообразны по сложности, назначению, технике реализации, выполняются на различном оборудовании, многими исполнителями. В условиях электронной обработки данных преобладают операции, выполняемые автоматически на машинах и устройствах, которые считывают данные, выполняют операции по заданной программе в автоматическом режиме без участия человека или сохраняя за пользователем функции контроля, анализа и регулирования.

Построение технологического процесса определяется следующими факторами: особенностями обрабатываемой экономической информации, ее объемом, требованиями к срочности и точности обработки, типами, количеством и характеристиками применяемых технических средств. Они ложатся в основу организации технологии, которая включает установление перечня, последовательности и способов выполнения операций, порядка работы специалистов и средств автоматизации, организацию рабочих мест, установление временных регламентов взаимодействия и т.п. Организация технологического процесса должна обеспечить его экономичность, комплексность, надежность функционирования, высокое качество работ. Это достигается использованием системотехнического подхода к проектированию технологии решения экономических задач. При этом имеет место комплексное взаимосвязанное рассмотрение всех факторов, путей, методов построения технологии, применение элементов типизации и стандартизации, а также унификации схем технологических процессов.

Технология автоматизированной обработки экономической информации строится на следующих принципах:



1. интеграции обработки данных и возможности работы пользователей в условиях эксплуатации автоматизированных систем централизованного хранения и коллективного использования данных (банков данных)

2. распределенной обработки данных на базе развитых систем передачи

3. рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления и организации вычислительных систем;

4. моделирования и формализованного описания данных, процедур их преобразования, функций и рабочих мест исполнителей

5. учета конкретных особенностей объекта, в котором реализуется машинная обработка экономической информации. Различают два основных типа организации технологических процессов: предметный и пооперационный.

Предметный тип организации технологии предполагает создание параллельно действующих технологических линий, специализирующихся на обработке информации и решении конкретных комплексов задач (учет труда и заработной платы, снабжение и сбыт, финансовые операции и т.п.) и организующих пооперационную обработку данных внутри линии.

Пооперационный (поточный) тип построения технологического процесса предусматривает последовательное преобразование обрабатываемой информации, согласно технологии, представленной в виде непрерывной последовательности сменяющих друг друга операций, выполняемых в автоматическом режиме. Такой подход к построению технологии оказался приемлемым при организации работы абонентских пунктов и автоматизированных рабочих мест.

Организация технологии на отдельных ее этапах имеет свои особенности, что дает основание для выделения внемашинной и внутримашинной технологии. Внемашинная технология (ее нередко именуют предбазовой) объединяет операции сбора и регистрации данных, запись данных на машинные носители с контролем. Внутримашинная технология связана с организацией вычислительного процесса в ЭВМ, организацией массивов данных в памяти машины и их структуризацией, что дает основание называть ее еще и внутрибазовой. Учитывая, что средствам, составляющим техническую базу внемашинного и внутримашинного преобразования информации, посвящены последующие главы учебника, кратко рассмотрим лишь особенности построения названных технологий.

Основной этап технологического процесса связан с решением функциональных задач на ЭВМ. Внутримашинная технология решения задач на ЭВМ, как правило, реализует следующие типовые процессы преобразования экономической информации: формирование новых массивов информации; упорядочение информационных массивов; выборка из массива некоторой части записей, слияние и разделение массивов; внесение изменений в массив; выполнение арифметических действий над реквизитами в пределах записей, в пределах массивов, над записями нескольких массивов. Решение каждой отдельной задачи или комплекса задач требует выполнения следующих операций: ввод программы машинного решения задачи и размещение ее в памяти ЭВМ, ввод исходных данных, логический и арифметический контроль введенной информации, исправление ошибочных данных, компоновка входных массивов и сортировка введенной информации, вычисления по заданному алгоритму, получение выходных массивов информации, редактирование выходных форм, вывод информации на экран и на машинные носители, печать таблиц с выходными данными.

Выбор того или иного варианта технологии определяется прежде всего объемно-временными особенностями решаемых задач, периодичностью, срочностью, требованиями к быстроте обработки сообщений и зависит как от диктуемого практикой режима взаимодействия пользователя с ЭВМ, так и режимных возможностей технических средств - в первую очередь ЭВМ.

Различают следующие режимы взаимодействия пользователя с ЭВМ: пакетный и интерактивный (запросный, диалоговый). Сами же ЭВМ могут функционировать в различных режимах: одно- и многопрограммном, разделении времени, реального времени, телеобработки. При этом предусматривается цель удовлетворения потребности пользователей в максимально возможной автоматизации решения разнообразных задач.

Пакетный режим был наиболее распространен в практике централизованного решения экономических задач.

Организация вычислительного процесса при пакетном режиме строилась без доступа пользователя к ЭВМ. Его функции ограничивались подготовкой исходных данных по комплексу информационно-взаимосвязанных задач и передачей их в центр обработки, где формировался пакет, включающий задание для ЭВМ на обработку, программы, исходные, нормативно-расценочные и справочные данные. Пакет вводился в ЭВМ и реализовывался в автоматическом режиме без участия пользователя и оператора, что позволяло минимизировать время выполнения заданного набора задач. При этом работа ЭВМ могла проходить в однопрограммном или многопрограммном режиме, что предпочтительнее, так как обеспечивалась параллельная работа основных устройств машины. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте.

Интерактивный режим предусматривает непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса (как правило, регламентированного) или диалога с ЭВМ.

Запросный режим необходим пользователям для взаимодействия с системой через значительное число абонентских терминальных устройств, в том числе удаленных на значительное расстояние от центра обработки. Такая необходимость обусловлена решением оперативных задач, какими являются, например, маркетинговые задачи, задачи перестановки кадров, задачи стратегического характера и т.п. ЭВМ в подобных случаях реализует систему массового обслуживания, работает в режиме разделения времени, при котором несколько независимых абонентов (пользователей) с помощью устройств ввода-вывода имеют в процессе решения своих задач непосредственный и практически одновременный доступ к ЭВМ. Этот режим позволяет дифференцированно в строго установленном порядке предоставлять каждому пользователю время для общения с ЭВМ, а после окончания сеанса отключать его.

Диалоговый режим открывает пользователю возможность непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в допустимом для него темпе работы, реализуя повторяющийся цикл выдачи задания, получения и анализа ответа. При этом ЭВМ сама может инициировать диалог, сообщая пользователю последовательность шагов (предоставление меню) для получения искомого результата.

Обе разновидности интерактивного режима (запросный, диалоговый) основываются на работе ЭВМ в режимах реального времени и телеобработки, которые являются дальнейшим развитием режима разделения времени. Поэтому обязательными условиями функционирования системы в этих режимах являются: во-первых, постоянное хранение в запоминающих устройствах ЭВМ необходимой информации и программ и лишь в минимальном объеме поступление исходной информации от абонентов и, во-вторых, наличия у абонентов соответствующих средств связи с ЭВМ для обращения к ней в любой момент времени.

Рассмотренные технологические процессы и режимы работы пользователей в системе "человек - машина" особенно четко проявляются при интегрированной обработке информации, которая характерна для современного автоматизированного решения в принятии управленческих задач.

Текущий контроль знаний студентов по данной теме проводится в форме беседы.

Вопросы текущего контроля знаний по теме «Организация сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования, передачи, восстановления данных в АИС»

1. Принципы автоматизированной обработки экономической информации

2. Значимость и примеры реализации этих принципов в процессе автоматизированной обработки информации

3. Чем определяется выбор того или иного варианта технологии обработки информации?

4. Какие существуют режимы взаимодействия пользователя с ЭВМ? В чём их суть?

По данной теме предусмотрена самостоятельная работа студентов в форме разработки презентации по теме «Проектирование технологических процессов обработки экономической информации».

 

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков, полученных как в процессе работы на лекционных и практических занятиях, так и в процессе самостоятельной работы, предусмотренной по данной дисциплине.

Основной формой итоговой аттестации студентов по предмету «Разработка и эксплуатация АИС» является экзамен.

Также по данной дисциплине предусмотрен курсовой проект, который разрабатывается студентами на четвёртом курсе в процессе прохождения производственной практики и предусматривает выполнение работ предпроектной стадии создания автоматизированной информационной системы и оформление соответствующей документации (Содержание курсового проекта см. Приложение Б).

 

Вопросы итогового контроля

1. Основные понятия классификации экономической информации.

2. Системы классификации экономической информации.

3. Основные понятия кодирования экономической информации.

4. Системы кодирования экономической информации.

5. Понятие клиента в информационной системе клиент-серверной архитектуры.

6. Понятие сервера в информационной системе клиент-серверной архитектуры.

7. Понятие сервера базы данных в информационной системе клиент-серверной архитектуры.

8. Понятие сервера приложений в информационной системе клиент-серверной архитектуры.

9. Основной принцип клиент-серверной архитектуры.

10.Модели клиент-серверной архитектуры. Характеристика файл-серверной модели (FS).

11.Модели клиент-серверной архитектуры. Характеристика модели доступа к удалённым данным (RDA).

12.Модели клиент-серверной архитектуры. Характеристика модели сервера базы данных (DBS).

13.Модели клиент-серверной архитектуры. Характеристика модели сервера приложений (AS).

14.Сервисы, предоставляемые серверными СУБД

15.Язык структурных запросов SQL. Синтаксис команды выборки записей.

16.Язык структурных запросов SQL. Синтаксис команды добавления записей в таблицу.

17.Язык структурных запросов SQL. Синтаксис команды обновления записей в таблице.

18.Язык структурных запросов SQL. Синтаксис команды удаления записей из таблицы.

19.Технологии доступа к удалённым данным. Неуниверсальные технологии доступа к данным.

20.Технологии доступа к удалённым данным. Универсальные технологии доступа к удалённым данным.

21.Краткая характеристика технологии доступа к удалённым данным ODBC.

22.Краткая характеристика технологии доступа к удалённым данным ADO.

23.Понятие транзакции.

24.Фиксация транзакции. Команда фиксации транзакции.

25.Откат транзакции. Команда отката транзакции.

26.Понятие хранимой процедуры. Синтаксис команды создания хранимой процедуры.

27.Понятие триггера. Синтаксис команды создания триггера.

28.Среда разработки клиентского программного обеспечения – Lazarus. Основные окна в среде Lazarus, их назначение.

29.Среда разработки клиентского программного обеспечения – Lazarus. Компоненты в Lazarus, их классификация.

30.Структура программы в Lazarus.

31.Компоненты страницы SQLdb, их назначение.

32.Компонент TMySQL50Connection. Основные свойства компонента.

33.Компонент TSQLTransaction. Основные свойства компонента.

34.Компонент TSQLQuery. Основные свойства компонента.

35.Компонент TDataSource. Основные свойства компонента.

 

Приложение А



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.