Сделай Сам Свою Работу на 5

Способы запоминания и проверки словарных слов





§ Орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, а слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

§ Запоминание слова по сетке. Написать слово печатными крупными буквами. Подчеркнуть каждую букву. Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс. Нагляднее в столбик:

В О К З А Л

В О К З А Л

¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯

¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯

§ Предложите ребенку узнать слова. Вы называете определение, а ребенок называет слово. Лучше всего давать определения не такие, которые представлены в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъема или спуска пешком. Что это? (лестница). При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.

§ Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение позволит вам в игровой форме проверить то, как ребенок их запомнил. Предложите написать слова под диктовку, но только согласными (вы диктуете те слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например: еоие (велосипед), аоаоия (лаборатория), оио (горизонт), еуаы (мемуары); прфсср (профессор), трртр (территория), ссцц (ассоциация).



§ Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется. Составьте словосочетания, чтобы слова в словосочетании начинались на одинаковую букву. Задание имеет смысл, когда «обрабатывается» несколько словарных слов на разные буквы. Например:

Шофер шустрый
салют сияет
жонглер Жора
футбол французский

Затем закройте левый столбик и попросите, чтобы ребенок вспомнил словарные слова, опираясь на слова из правого столбика и воспроизводя тот образ, который был им создан.

§ Часто домашним заданием ребенка бывает выучить словарные слова целым списком (нам известны случаи, когда пятиклассники на уроке русского языка пишут словарные диктанты, состоящие из 50 слов), и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объема. В этом случае мы предлагаем воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребенок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите их расставить по комнате. Например, в углу комнаты — концерт, на диване — гости в костюмах, посреди — озеро, на полке — стакан, под столом — берлога и т.д. Через некоторое время (1-1,5 ч.) пройдите по комнате вместе с ребенком и «соберите» слова, проговаривая их орфографически.



Далее нами предложены игры, которые требуют хоть и небольшой, но дополнительной подготовки со стороны взрослого. Если вы не пожалеете времени, то приготовленные вами игры могут стать хорошим времяпрепровождением или даже традицией вашей семьи. Кроме того, мы, взрослые, знаем, что любая игра позволяет легко развивать внимание, умение концентрироваться, отрабатывать механизм переключения у ребенка.

Словарное лото

Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). Количество играющих: от 2 человек. Возраст: любой. Правила игра такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками.

Парочки

Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Материал: несколько пар (парочка — 2 карточки с одинаковыми словами) карточек небольшого размера. Количество играющих: от 2 человек. Возраст: любой. Карточки раскладываем на столе написанными словами вниз рядами по 6-8 штук или в беспорядке. Первый игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, играющий берет их себе и открывает другую пару карточек. Если же две карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек.



Еще раз хочется напомнить, что для того, чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребенка в непомерно тяжелый труд, ему необходима помощь родителя или учителя - но помните, что ему нужен не только наставник, но и партнер по игре!

 

ТРЕНИРУЕМ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ

Вы не замечали новых тенденций в усвоении правил русского языка современными детьми? Вы можете сказать, что дети не знают правил русского языка? Нет, скорее всего, дело обстоит так: зная правила русского языка, ученики не умеют применять их на письме. И бывает безумно обидно, когда ваш ребенок, получая пятерки за устные ответы у доски, абсолютно неграмотно пишет в тетради слова на эти же правила.

Данная глава построена следующим образом: в рамках каждой игры дается правило, на закрепление которого направлена игра, а ниже — текстовый материал, который позволит ребенку закрепить усвоенное или вам проверить знания ребенка по правилу.

Игры, предложенные нами, помогут автоматически соединять знания «правил из рамочки» с правописанием, то есть грамотно писать на непроизвольном уровне.

Следует обговорить, что рамки одной книги не позволят нам вместить весь объем правил с 1 по 9 класс, поэтому нами предложены только образцы, а ваша фантазия подскажет вам, как применить данные игры для изучения любого правила.

Полет на Луну

Игра предложена Е.Н. Емельяновой (под ред. Глозман, 2006).

Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Игра может решать различные задачи: закрепление образа написанного слова, повторение правил орфографии, употребление слов в различных грамматических формах, т.е. тренировка навыков словоизменения, закрепление навыка поиска проверочных слов для безударных гласных, а также составление рассказов и пересказов. Игра может быть проведена не только в устной, но и в письменной форме или с элементами письма.

Материал: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями.

Количество играющих: не ограничено.

Возраст играющих: от 5 до 15 лет (в зависимости от заданий).

Правила игры. Игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на полу), на старте устанавливаются фишки каждого игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание (придумай три слова на букву А, запиши пять слов под диктовку, составь предложение по схеме и т.д.) Если задание не выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности задания, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка.

Правило.

Правописание безударных гласных в русском языке часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: зима зимний, бежать бег.

Отгадай загадки, приведи проверочные слова к отгадкам (выполняется устно):

1. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево)

2. На носу зверь носит рог и зовется... (Носорог)

3. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто такая? (Вода)

4. Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрища. (Лиса)

5. Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет, растает она и умрет. (Сосулька)

6. Ходит по двору будильник, разгребает лапой сор, расправляет с шумом крылья и садится на забор. (Петух)

7. Принялась она за дело, завизжала и запела, ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб. (Пила)

8. Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Ребенок, выполнивший задание, получает право на следующий ход.

Вставь буквы, вслух подбирая проверочные слова:

Над бабушкиной избушкой висит хлеба кр...юшка. Ст...ят в поле с.стрички — желтый гл...зок, белые реснички. С.дит — з...ленеет, л...mum — пож...лтеет, уп...дет — поч...рнеет.

Слово б...ло, да дело ч...рно. Скажешь с н...готок, а перескажут с л...коток. Любишь к...таться — люби и саночки в...зить. В...лков б...яться— в лес нех...дитъ.

Вставь пропущенные буквы и перепиши:

В...сенней тр...пою

Апрель заш...гал.

Везде голубые

Осколки з...ркал.

С улыбкой подружки

Гл...дят в з.. .ркала —

Опять им в...снушки

В...сна прин...сла.

Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Как ты думаешь, на какую тему доставлены эти предложения?

Ос.нь поз...лотила л...са и п...ля. Пож...лтели д...ревья нал...сных опушках. Д...твора отправилась в путешествие по л...сным тр...пинкам. Пот...ну л х...лодный в...терок.

Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Придумай заголовок к этому тексту.

Д...ревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, пр...мые, кр...вые. А в г...pax можно увидеть дер...во в...лосатое. Увидишь и гл...зам не поверишь! Ствол снизу зв...риной шерстью оброс. Ст...ишь и гладишь м...хнатое дер...во, как собаку.

Вставь буквы на месте пропусков.

В...роне где-то бог послал

Кусочек сыру.

На ель в...рона взобралась,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась,

А сыр во рту д...ржала.

На ту беду л...са бл...зехонъко б...жала.

Л...сица видит сыр,

Л...сщу сыр пл...нил.

Плутовка к д...реву на цыпочках подходит,

В.. ртит хв...стом, с В...роны глаз не сводит.

Грамматическое лото

Игра придумана учителем русского языка Беляковой Е.К. в 1986 г. (под ред. Глозман, 2006).

Игра помогает усвоить на непроизвольном уровне различные правила русского языка, увидеть сложности ребенка в их усвоении и понимании. Может быть проведена как в устной, так и в письменной форме. Мы приведем пример игры на основе правила «Правописание приставок пре-, при-».

Материал: 100 карточек по основным орфографическим темам школьной программы (написание Ь после шипящих, правописание приставок «пре-при», слитное/дефисное написание наречий и т.д.), по 10 карточек на каждое правило со словами, в которых пропущены буквы, (то есть имеется несколько комплектов карточек на каждое правило орфографии), 100 плоских прямоугольных фишек. На каждой карточке, в зависимости от правила, имеются от трех до шести слов, не повторяющихся на другой карточке, и картинка, не обязательно связанная по значению со словами на карточке (предметное или веселое сюжетное изображение, повышающее эмоциональный фон игры и способствующее запоминанию изучаемого материала).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.