Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕ ПРОПУСКАЕМ БУКВЫ В СЛОВАХ





Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н.

Русский язык с улыбкой

Для учителей, логопедов, шк. психологов и родителей

Библиотека журнала "Логопед"

М. : ТЦ Сфера: Секачев,

Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой: для учителей, логопедов, шк. психологов и родителей / А. Е. Соболева, Н. Н. Кондратьева. - М. : ТЦ Сфера: Секачев, 2007. - 64 с. : ил. - (Библиотека журнала "Логопед"). - Библиогр.: с. 58.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

НЕ ПРОПУСКАЕМ БУКВЫ В СЛОВАХ

Магазин

Кузовок

Арабское письмо

Письмо по-древнерусски

Неудачный робот

Волшебный диктант

Словесный мяч или футбол

Словесные цепочки

Считаем буквы

«Виселица» или «балда»

УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ БУКВЫ

Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству

Упражнения при смешении букв по фонетико-фонематическому сходству

Упражнения при смешении низкочастотных букв и букв по акустико-артикуляционным свойствам

Скороговорки и забавные выражения для проговаривания «непослушных» звуков и формирования кинестетического анализа

ЗАПОМИНАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Алгоритм запоминания словарных слов (информация для взрослых)



Способы, облегчающие запоминание словарных слов

Способы запоминания и проверки словарных слов

Словарное лото

Парочки

ТРЕНИРУЕМ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ

Полет на Луну

Грамматическое лото

Сказки—небылицы

Словесный бой

«Пасьянс» или игра в карты

УЧИМСЯ ОПИСЫВАТЬ, ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, РАССУЖДАТЬ

Пластилиновый клоун

Скороговорки

Собери предложение

Собери пословицу

Описываем предмет

Кто больше?

Сочиняем вместе

Составление рассказа по картинкам

Веселая улитка

Сочинялки

Сказочки

Пасьянс

Рифмочки и нерифмушки

Паровозик

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список словарных слов, распределенных тематически (1-5 классы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Слова с удвоенными согласными

ВВЕДЕНИЕ

Что-то в этой книге будет для вас, безусловно, новым. Некоторые из предложенных методов или их модификации вы применяете сами, потому что их целесообразность продиктована самой жизнью. Думаем, что предисловие к этой книге каждый учитель прочитает, кивая головой, потому что написанное в ней подтвердит его собственные мысли. Родители при ознакомлении с этой книгой лучше поймут проблемы собственных детей и проблемы учителя. И действительно, как можно научить одинаково хорошо правописанию тридцать детей с различной организацией умственной деятельности, различной системой культурных ценностей и воспитания в семье? Мы надеемся, что это пособие поможет всем участвующим в процессе обучения сторонам лучше понять друг друга, прийти к общему согласию, понять самим и дать понять ребенку, какое же это счастье — в полной мере владеть родным языком.



Количество детей с трудностями овладения письмом увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких детей на сегодня около 25% от общешкольной популяции. Причем трудности, которые испытывают школьники, сохраняются и по окончании школы. Можно выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:

§ несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов;

§ нечитаемый почерк;

§ незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;

§ несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;

§ неумение составлять связные, логичные тексты;

§ нелюбовь или даже ненависть к чтению;

§ негативное отношение к предмету.

Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Как правило, чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка, отягощены психологическими сложностями. Чтобы распутать этот клубок, приходится решать проблемы в комплексе. Прежде всего, надо понять, из каких составляющих или аспектов складывается грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.



Выделим три основных аспекта: нейропсихологический (функциональная готовность к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма), социально-педагогический (характер общения ребенка со взрослыми, игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению) и психологический (мотивация к письму и чтению и обучению вообще). Все эти три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого. Попробуем разобраться с каждой составляющей.

Нейропсихологическая составляющая грамотности

Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, того или иного предмета или слова, а левое — за правильное его называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано: не такой уж редкий случай активного школьника с ярким воображением — и абсолютно неграмотного!

У большинства из 2600 детей, обратившихся в наш Центр на протяжении 10 лет его существования с жалобами на трудности овладения письменной речью, обследование с помощью нейропсихологических методов выявило снижение активности мозговой коры, сочетающееся, как правило, с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления (Соболева, 2004). Если вспомнить слова основоположника отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия: «...Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного "центра"; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (Лурия, 1969), то можно представить, что трудности овладения письмом для этой группы детей вполне объяснимы.

Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто происходят не из-за детской лени, а от особенностей их нейропсихологического развития, характерных для сегодняшнего дня? Попробую популярно объяснить, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделены на три блока (Лурия, 1972). Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.

При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила — любые — и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, это правила учебные — он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами, то есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, когда это произойдет, ребенок упустит уже очень многое из школьного материала. И, как бы репетиторы не мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторых степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом в хороших экологических условиях, и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополнятся по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или даже прогрессируют.

Что же предпринять наблюдательному учителю и любящему родителю, желающим научить родному языку ребенка? Постоянно напоминать о его «глупых ошибках» и отвратительном почерке? Нарисовать страшную картину будущего всех безграмотных людей? Посоветовать родителям нанять репетитора? Засадить за дополнительные занятия?

Можем сказать заранее: ни один из вышеперечисленных способов не поможет, к тому же нанесет ребенку моральную травму: к трудностям овладения родным языком прибавятся еще и страх и ненависть к предмету...

Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание? — по характеру ошибок. Если характер ошибок схож с примерами, приведенными в таблице ниже, тетрадь Вашего ученика сигнализирует: «Нужна помощь!» (Соболева, 2006).

§ Отсутствуют пропуски между словами и предложениями;

§ не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

§ зеркальное письмо: буквы Э, 3, Б, В и др. перевернуты в другую сторону;

§ повторение одной и той же буквы ПИРОП вместо ПИРОГ;

§ замена букв: Б-Д, (колодок), Ж-Х (мужомор), И-У (клумат), Т-П (пигр);

§ ошибки в ударных слогах (УЧЕТЕЛЬ вместо УЧИТЕЛЬ);

§ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (ГАМАЗИН вместо МАГАЗИН);

§ забывание редко встречающихся букв (Ъ, Э);

§ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

Методы, помогающие ребенку преодолеть подобные проявления в письме, изложены в нашей книге. Что же еще могут сделать учитель и родители?

Первое — и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика, и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку. И еще несколько полезных советов.

Учителям:

§ Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.

§ Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

§ Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручками с толстым нажимом.

§ Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

§ Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу в виде, например, веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.

§ Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

Родителям:

§ Знайте все его задания по русскому языку и тщательно следите за их исполнением. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте полезными вещами: книгой, театром, развивающей игрой.

§ Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная пища «для ума» — бананы, орехи, мёд, лимоны).

§ Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

§ Играйте в «рифмы», сочиняйте и записывайте стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

§ Попросите учителя информировать Вас об успехах ребенка.

§ Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу — и успех будет обеспечен.

§ Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — ЧТЕНИИ.

Чтение — это важно!

«У чтения те же механизмы, что и у письма», — скажет о значимости чтения нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», — скажет учитель — и они сразу же придут к общему согласию.

Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, такая же, как и у письма — нейропсихологическая. Но есть и еще одна причина — педагогическая.

Безусловно, семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители — это еще одна предпосылка грамотности и «чутья» к родному языку. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет в руки книгу. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, тогда и в его жизнь они войдут.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений — большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

Среди причин, «отбивающих» интерес к чтению, есть и причины, которые можно назвать школьными. Несмотря на то, что предмет «литература» существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем. Причиной тут может служить и формальное отношение учителя к предмету, и несоответствие школьной программы сегодняшним интересам детей.

Что же можно сделать, чтобы стимулировать процесс чтения?

§ Постоянно обращайтесь к книжным примерам — ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

§ Попробуйте перед началом «скучного» произведения писателя прочитать детям один из наиболее веселых, коротких и соответствующих возрасту ребенка рассказов.

§ Составьте на лето индивидуальный список чтения, соответствующий интересам ребенка — тогда это будет выглядеть, как совет старшего друга и знак внимания.

§ Говорите о необходимости семейного чтения родителям.

§ Организовывайте просмотр видеоматериалов по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.

§ Советуйте родителям покупать аудиокассеты с произведениями писателей — исполнение артистов - профессионалов может привлечь внимание к книге.

§ Небольшой прием из нашей практики: в одном из юмористических изданий мы прочитали «sms-ки литературных героев». С удовольствием цитируем: «Олег! Смотри под ноги! Твой конь»; «Старуха! С неводом иду к морю. Что заказываешь? Старик»; «Емеля, извини, опоздала, стояла в пробке. Печь»; «Иду к вам. Сколько пацанов брать с собой? Черномор»; «И когда же я высплюсь? Спящая красавица»; «Какие же зубы должны быть, чтобы изумруды грызть! Белка»; «Евгений, написала письмо, проверьте почту. Татьяна».

Хотим заметить, что эти юморески не только с восторгом были восприняты нашими учениками, но и пробудили в них как любовь к эпистолярному жанру, так и интерес к художественной литературе вообще. Ведь чтобы написать что-либо от имени литературного героя, надо хотя бы знать содержание произведения, не так ли?

Немного о мотивации и о методах обучения письму

Но и это еще не все. Посмотрим, что еще считается важной составляющей грамотности по законам психологии. Л.С. Выготский пишет: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он еще в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему» (Выготский, 2003). То есть ребёнок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родителями он может объясниться с помощью устной речи.

Над мотивацией к письму тоже приходится работать: дома это может быть деловая и одновременно остроумная переписка между детьми и работающими родителями. В школе — специальные записки-рекомендации учителей с просьбой письменного ответа. Кстати, появился дополнительный стимул: — е-маil и sms-письма... Правда, существует парадокс: ребёнок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слова исчезает один из элементов письма — моторика.

И ещё немного о педагогической составляющей. О школьных программах и о том, какой ущерб они способны нанести порой успеваемости ребёнка. Начнём с самого начала — с написания букв. Оговорюсь, что мы разбираем методы обучения с точки зрения нейропсихологии. Может быть, существуют другие доводы в защиту этих методов, но про то, что написание букв по новым принципам «безотрывного письма» и скорочтение наносят прямой ущерб психофизиологическому здоровью учеников, учёные твердят давно, ратуя за здоровье - сберегающие технологии в обучении (Ахутина, 1998). Привожу строки из её статьи: «К сожалению, программные требования не пересматриваются в соответствии с состоянием здоровья современных школьников.

Приведу два примера из начальной школы. Первый: это безотрывное письмо, когда ребёнку при написании буквы необходимо иметь в виду не только следующую букву, но и ту, что идет за ней. Несмотря на многочисленные голоса педагогов - практиков, психологов и физиологов, вопрос о безотрывном письме до сих пор еще не пересмотрен.

Второй пример: нормативы скорости чтения, которые выдвигают на первый план техническую сторону чтения в ущерб содержательной стороне и которые никто не снимает даже в коррекционно-развивающих классах» (Ахутина, 1998).

Конечно, мы не можем идти вопреки установленным методам преподавания письма. Но главное — это понимание сложностей, с которыми столкнулся маленький человек. И тогда можно где-то уступить, пойти навстречу, не так ли? Ведь на самом деле ребенок, которому не дается правописание, чувствует себя не так уж уверенно в жизни.

Расстройство в овладении письмом приводит школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо.

У большинства детей этот дефект влияет на настроение, может развиться депрессия, отчаяние, стремление к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте, и он не сможет достигать успехов в профессиях, требующих составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления. В каждодневной жизни тоже иногда требуется оставить записку или написать открытку, а люди, некомпетентные в письме, стараются не делать этого, чтобы не обнаружить безграмотность.

Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать? И мы ответим вам твердо: — ИГРАТЬ! Потому что мы знаем, что все они не мало играли — и большие, и маленькие. А ведь именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы, и, в частности, для грамотного письма. В методах, представляемых нами, предусматривается, прежде всего, развитие всех необходимых функций, особенно произвольности (т.к. именно эта функция отстает особенно, в связи с отсутствием групповых ролевых игр), и одновременно преследуется дидактическая цель. В ходе занятий ребенок проходит все стадии игрового развития — от предметной до ролевой игры, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление — т.е. все, что необходимо для овладения русским языком. Игровая форма занятия делает его привлекательным и интересным для ребенка, что существенно повышает эффективность обучения.

 

НЕ ПРОПУСКАЕМ БУКВЫ В СЛОВАХ

Одна из главных проблем правописания — необоснованный пропуск букв. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» — «Да» — «Глазки видят?» — «Да» — «Тогда прочитай, что у тебя получилось!». И ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет те буквы, которые пропущены. И всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких «глупых» ошибок! Возникает вопрос, почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае — причины разные, но, в общем, ответ один — у ребенка не сформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова — это единство фонематической (как звучит?), семантической (что обозначает?), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в семью каких однокоренных слов входит?) и графической (как пишется?) природы слова. В идеале, перед тем, как написать, ребенок должен осознавать слово по всем этим параметрам. Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком (Ж.М. Глозман, 2002).

Таким образом, пропуск букв возникает по следующим причинам:

§ первый раз слышу это слово;

§ слово слышал, но не знаю, что оно обозначает;

§ знаю, что обозначает, слышал, но ни разу не встречал написанным.

В данной главе мы предлагаем игры и задания в качестве методов формирования образа слова и, следовательно, помогающие решить проблему пропуска букв.

Магазин

«Продаём» определенные предметы, представленные на картинках, «рекламируя» их по каждой букве:

а — ароматный

р — рубиновый

б— большой

у — укатить домой!

з — звонкий

м — маленькая

ы — ы-ы! (кричат люди, когда видят мышь)

ш — шуршит

ь— мягкая шубка

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, при пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

Кузовок

Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно собирать корзину, коробку, ящик... Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина...); «Вот коробка, смотрим, что там?»; «Вот ящик, скорей клади туда...» Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания. (Построено на основе упражнения, предложенного Л.И. Пироговой, 2004.)

Арабское письмо

Письмо слов с правой стороны строчки, при этом слова пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде. При этом попутно объясняем, чем отличается славянское и арабское письмо. Например, предложение: В океане живет необычная рыба рыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:

жё-абыр абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В.

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

Письмо по-древнерусски

Слова записываем только согласными, обозначая гласные точками наверху (попутно можно рассказать, почему на Древней Руси писали только согласными): Отважный Миша бежит от мыши — ◊твжнй м◊ш б◊ж◊т т м◊ш): Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: оаы иа еи о ыи и делаем выводы, какое предложение читается легче (роль согласных в русском письме). При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.

Неудачный робот

Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а только какую-то его определенную часть, а остальное отмечает черточками. Преподаватель должен исходить из проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только 2 средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по - - - - - - - - -, - - - - де - - - - -, - - - - - - - - - ик. Таким образом, советуем работать при недописывании слова или при пропуске букв и слогов.

Волшебный диктант

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем X, слова с гласной «е» — □, а все остальные — /. Так, предложение: Мы смотрим на птичьи стаи в небе.- выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и — у, и — ц, ц — ч, ш — щ, ё — ю и т.п.). Упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

Словесный мяч или футбол

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус — слово — окно и т.д. Нами упражнение усложнено: составляем слова, например, на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т.п. Упражнение универсально тем, что в него можно играть от 2 человек и до целой группы, «перекидывая мяч». Такая игра быстро и в увлекательной форме позволяет выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только 1 склонения, подбирать глаголы только 1 спряжения (вариации на каждую теоретическую тему), а преподаватель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужно придумывать слова.

Словесные цепочки

Составляем цепочки по последним слогам слов: арбуз бузина народ родникникель... Выигрывает тот, кто называет слово последним. Можно поиграть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка длиннее.

Считаем буквы

Мысленно представить слова с одинаковым количеством букв, написанные в столбик. Удерживая представление в голове, назвать определенную букву по счету во всех словах. Например, преподаватель говорит:

дым

луг

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, номер которых говорит преподаватель. Вторая буква — ы, у, третья — м, г и т.д. Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать» слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

«Виселица» или «балда»

Правила игры таковы: один загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется черточками. Например, слово АПЕЛЬСИН будет выглядеть так: А -- -- -- -- -- -- Н.

Другой называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в часть виселицы, либо в буквы слова БАЛДА. Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово БАЛДА.

Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: пропуске букв, недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о «глупых ошибках».

 

УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ БУКВЫ

Ребенок может путать буквы по разным причинам: из-за несформированности зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, у-б и пр.), из-за несформированности фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т), из-за отсутствия устойчивого образа буквы ребенок путает низкочастотные буквы (ц, ч, х, щ, ю, ё), из-за несформированности кинестетического анализа ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам (а-я, у-ю, ё-ю, о-у).

Работа в таком случае будет чисто коррекционной и сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае — на фонетико-фонематическое различение, и в третьем и четвертом случаях — на создание твердого образа буквы и соотнесение его слухового образа с письменным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.