Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.





Глава 9. Неравенство, стратификация и класс

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Неравенство связано с положением, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. Стратификация характеризует способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или социальные слои. Классы формируются в связи с существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству и власти и неодинаковый престиж, иногда они становятся влиятельными политическими группами.

2. Неравенство существовало во всех обществах, даже самых примитивных и живущих при общинном строе. Обычно оно проявляется отчетливее в более крупных и сложных обществах, чем в примитивных. Наиболее очевидно неравенство в аграрных обществах, но оно также свойственно и обществам индустриальным.

3. В США распределение доходов и богатства за последние 200 лет существенно не изменилось.

4. Социологи придерживаются нескольких противоположных взглядов на неравенство. В основе, функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество ^считает более важными, чем другие. По мнению сторонников этих теорий, неравенство есть средство, обеспечивающее обществу уверенность в том, что такие виды деятельности выполняются самыми квалифицированными лицами.



5. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. Их взгляды основаны на теории классов и социального расслоения, разработанной Карлом Марксом. Согласно этой теории, экономическая система любого общества формирует два основных класса, один из которых эксплуатирует или контролирует другой.

6. Концепция стратификации Вебера выделяет три фактора: богатство, престиж и власть. Эти факторы часто, но не всегда взаимодействуют.

7. Теория стратификации Уорнера опирается на критерии репутации людей внутри общности. Согласно этой теории, принадлежность к тому или иному социальному классу определяется самими членами общности.

8. Теория Треймана включает некоторые элементы из перечисленных выше. Она состоит из четырех главных пунктов: а) поскольку базисные потребности людей одинаковы во всех обществах, в них наблюдается единые принципы разделения труда; б) при специализированном разделении труда одни люди контролируют больше ресурсов, чем другие; в) этот контроль дает им определенные привилегии; г) профессии, обеспечивающие власть и привилегии, высоко ценятся во всех обществах.



9. Классовая принадлежность оказывает влияние на продолжительность жизни, семейную жизнь и особенности проведения досуга. Оценки классовой принадлежности со стороны других людей обычно обусловлены достигнутым, а не приписанным от рождения статусом. (Имеется в виду все, что они сделали в жизни, а не то, что ими было унаследовано от рождения, независимо от собственных усилий.)

10. Индивидуальной мобильностью называется изменение положения индивида в системе стратификации. Она может быть результатом вертикальной или горизонтальной мобильности индивида, реорганизации социальной структуры (т.е. создания новых типов занятий) или введения новой системы стратификации (путем революционного преобразования).

11. Коллективная мобильность предполагает изменение положения социальной группы в системе стратификации. В то время как индивидуальная мобильность больше распространена в том обществе, где выше ценится достигнутый статус, коллективная мобильность преобладает в обществе, где главное значение придается приписанному от рождения статусу.

12. Заметны некоторые признаки классового сознания и в США. Особенно это проявляется во время выборов. Однако другие факторы могут противоречить классовым интересам и препятствовать объединенным политическим акциям. Среди этих факторов - этнический антагонизм и профессиональные интересы.



 

 

 


Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 10. Этническое и расовое неравенство

 

 

Структура главы

Введение

Основные понятия

Образцы этнических отношений

Группы меньшинств

Расизм

Другие типы этнических отношений

Экономические факторы

Этнические и расовые группы в США

Коренные американцы

Чернокожие американцы

Методы и измерения

Этнические группы белых

Американцы китайского происхождения

Американцы японского происхождения

Американцы мексиканского происхождения

Этнические и расовые отношения в США в будущем

Краткое содержание

 


Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 10. Этническое и расовое неравенство

 

Глава 10.

ЭТНИЧЕСКОЕ И РАСОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

 

В мае 1982 г. Бюро переписи обнародовало результаты обследования, в процессе которого американцев спрашивали, откуда приехали их предки? На основе ответов Бюро определило, что предками современных американцев были выходцы приблизительно из 40 стран (табл.10-1).

 

Таблица 10-1. Численность американцев, сообщивших о том, что их предки приехали из других стран

Таблица свидетельствует о том, что американцы представляют собой многоязычную нацию. Поражает число стран, из которых люди приехали в Америку. И хотя некоторые группы выходцев из Северо-Западной Европы (немцы, ирландцы, англичане) очень многочисленны, ни одна из них не может считать себя преобладающей. Тот факт, что почти 40 процентов американцев сообщили о своем смешанном происхождении и лишь 11 процентов принадлежали "к одной этнической группе", свидетельствует об этно-национальном многообразии американского общества. Наконец, следует отметить, что, хотя английский язык является господствующим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. - итальянский, 2,5 млн. - польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн.- идиш. Из 18 млн. американцев, разговаривающих дома не на английском, более одной пятой совсем не знают английского или владеют им "слабо" ("Немецкое происхождение", 1982).

Во многих отношениях табл. 10-1 можно считать кратким изложением американской истории, на протяжении которой множество иммигрантов съезжались в эту страну со всего мира. Среди них были люди, спасавшиеся от религиозных преследований, те, кто стремился к более зажиточной жизни, или те, кто был выслан с родной земли по политическим причинам. Однако в таблице не показана динамика этого процесса: в ней не объяснено, каким образом многие группы оказываются на дне социальной жизни, страдая от нищеты, дискриминации и деградации. Почему ни одной вновь прибывшей группе не удалось избежать конфликта с группами, уже обосновавшимися в стране, и с обществом в целом? Почему и каким образом различные этнические и расовые группы становятся жертвами неравенства в обществе? Какие отношения складываются между этническими и расовыми группами? И что представляет собой неповторимый опыт различных групп? В этой главе мы уделим главное внимание рассмотрению этих вопросов.

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.