Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины, масштабы и основные направление трудовой эмиграции из России.





В связи с законом «О занятости населения в РСФСР» каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может выехать на работу за границу в соответствии с межправительств-ми соглашении-ми, либо использ-я спец-е агенства, либо найдя работу самост-но.

Из России в страны дал-го заруб-я эмигр-ли в 1992-1996 – в основ-м предств-ли этнич-х меньш-в –немцы, евреи, а с 1998- русские преобл-т в эмиграц-х потоках, их доля растет.Импорт-ми рабочей силы из России в 90-е годы были – Германия, Израиль, США, Канада, Велик-я, Греция, Норвегия, Финлянд-я, Кипр, Мальта, Нидер-ды, Япония, Сингапур и т.д.

С 2000-2004 ежег-но в среднем 40% россий-х граждан, выев-х на работу за границей, трудоустра-сь в странах Азии –на Кипре, в Японии, Сингапуре, Камбодже, Монголии. При этом глав-ми странами –реципиен-ми были-Мальта, Греция, Германия,Великобрит-я. Проис-л рост числ-ти россий- граждан, направл-ся на работу в страны Америки. Среди выехавших в 2000-2004- 70-80% имели высшее или среднее образ-е. Были краткосроч-е контракты(до 6 мес) Доля по долгоср-м контрактам( от 1 г. и более)-19,4 %, а в 2004-31,9%. Согласно по оценкам МОМ(межд-й организ-и по миграции), в США работают прим-но 130 тыс. росси-х спец-в высокой квалиф-и. Больш-во росс-н занято в сфере компьют-х технол-й, отраслях промыш-ти и услуг. В Канаде(140-150 тыс чел) – много спорт-в, деят-й культ-ры и искус-ва, добив-ся успехов в Канаде.Росси-е труд-е мигранты работ-т во многих странах Европы(в Герман-е –программисты), в Велик-и(ученые, строит-е рабочие, крупные бизнесмены) в Норвегии(8,1 тыс чел –рыбаки, шахтеры, предприн-ли-челноки) Значител-е масштабы- в Грецию, на Кипр( россияне востр-ны на врем-е работы –в с\х, туризме, индустрии развл-й)На Кипре откр-ты рос-е банки, магазины, гостиницы, рестораны, школы. Для обслуж-я их деят-ти привл-ся росс-е юристы, учителя, домаш прислуга). В Турции (3,3 тыс . –труд-ся в турист-й отрасли, в секторе досуга и развл-й, в торговле). В Японии(16,5 тыс –труд-ся в японс-х портах, заним-ся обслуж-м росс-х корабл-й, перепрод-й автом-й). В основ-м все выезж-е рабочие морского транс-та, машинистов всех наимен-й, пекари, кулинары, повара, рабочие торговли газосварщ-ки, электросв-ки, электромонтеров, электрики.



Значит-я доля состав-т высоквалиф-е спец-ты – ученые, инженеры, врачи, препод-ли, програ-ты, будущие спец-ты-аспиранты, студенты, стажеры - направл-ся в страны с высокоразв-й наукой(США, Канада, Австралия, в страны ЕС). Заинтер-ть в импорте рос-х ученых и спец-в проявл-т – КНР, Респ-ка Корея, КНДР, Бразилия, Арген-на, Мексика, Ирак.( в области фундамент-х и приклад-х исслед-й, препод-ли высш-х учеб-х завед-й, спец-ты со знанием техн-й двойного назнач-я).



Причины выезда:

1)низкий уровень жизни.

2)Неудовлетв-ти условиями труда в России.

3)В невозм-ти реализ-ть свои знания из-за недост-го финанс-я наук, низкого уровня информ-го и матер-технич-го обеспеч-я исслед-го процесса, из-за распада научных школ.

Росси-е предприн-ли часть доходов от бизнеса, получ-х за рубе-м –инвест-т в рос-ю экон-ку.

Плюсы – освоение за рубежом новых знаний, технол-й, повыш-е квалиф-и.

Минусы –сильная конкур-я с представ-й из других стран., плохое знание иностр-х языков, огранич-е квоты на выезд. Так в зап и вост-й Европе –работать не более 4 тыс.рос-н.

 

Масштабы, структура трудовой эмиграции в Россию и ее регулир-е госуд-м.

Россия за годы перехода к рыноч-й экономике стала одним из крупн-х госуд-в-реципиентов.Россия заним-т 3 место в мире(610 тыс чел), 1-США,2-Германия. Основной приток иммигр-в шел из респ-к СНГ( в 2002-95% общего числа) Числ-ть офиц-но зарегистр-х иммигр-в возросла до 8 тыс.чел. Больш-во мигрантов из стран СНГ и Балтии в Россию-это этнич-е русские. Репатриа-я русских была вынужд-я. Всех больше-украинцев(39%), армян(28%), азербайдж-в(11%). Выезд из стран СНГ обусловлен высоким уровнем жизни в России.(з\п-141,2 долл). С 1998г происх-л рост иностр-й рабоч-й силы из стран даль-го заруб-я на росс-м рынке труда. Со временем растет числен-ть (2004-238,5 тыс.чел).



Основ-ми постав-ми рабоч-й силы в Россию: Китай(20,4%), Турция(10,4%), Вьетнам(9,1%), КНДР(3,2%),страны бывшей Югославии, страны Балтии. Из стран СНГ: Украина(30,1%), Узбекистан(2,9%), Молдова(5,6%), Таджикистан, Армения. Трудовые мигранты, приезж-е из заруб-х стран работ-т в строит-ве, оптовой и розничной торговле, обществ-м питании, промыш-ти, с\х, на трансп-те, в связи.70% заняты в строит-ве(37,1%), торговле и обществ-м питании(25,9%), промыш-ти(11,1%). Иностр-е рабо-ки сконце-ны в Центр-, Уральском, Дальневост-м федер-х округах.Субъекы: г. Москва, Тюменс-я обл, Москов-я обл, Ямало-Ненец-й авт округ, Примор-й край, Санкт-Петер-г, Краснод-й край, Краснояр-й край.

Росси-е работод-ли наним-т иностр-х работников из-за нехватки рабочих в отраслях добыв-й промыш-ти, строит-ве ,с\х , на трансп-те. Иммиг-ты из стран ближ-го и дал-го заруб-я внедр-ся в сферу торговли(выступ как предп-ли).

Самым привл-м рынком труда – рынок труда Москвы. Сущест-т незак-я трудовая мигр-я(от 1млн до 3). В струк-ре труд-х мигрантов: из Китая, Вьетнама, Турции, бывших респ-к Югославии. Среди СНГ Лид-т Украина и Молдавия. Гастарб-ры труд-ся прежде всего на строит-х площ-х Москвы, в торговле, и обществ-м питании в качестве прод-в на рынке, в палатке, в рестор-х и кафе-поварами и офиц-ми. Из Украины, Молдавии, Армении и др стран СНГ испол-ся на предпр-х трансп-та(водит-ли тролл-в, автобусов, маршр-х такси)

Рост нелег-й иммиграции обусл-н слабо-ю закон-ва, регул-го въезд, пребыв-е и занят-ть иностр-в, отсут-е эффектив-й системы иммигр-го контроля, высоким уровнем теневой экономики, географ-м полож-м страны, удобным для транзита из Азии в Европу. На них работ-ли оформ-т все необх-е докум-ты: пригл-е на выезд, разреш-е на работу. Основ-я часть мигрантов прибыв-т форм-но законно, но трудоустр-ся без докум-го офор-я.23-35% гастарб-в приеж-т без каких-либо разреш-х докумен-в. Связано с теневым сектором ( в котор произв-ся около четверти ВВП и занято 20-30% общего числа работ-х). Трудоизбыт-е районы- Краснод-й, Ставроп-й, Ростов-я обл, Нижнее и Среднее Поволжье – обостряется безработица.

Плюсы- стабил-т численность насел-я России, способ-т ее дальн-му росту. Для того чтобы миграция компенсир-ла в полной мере убыль, нужно проводить такую мигр-ю полит-ку, котор обесп ежегод-й приток иммигр-в в Россию. Нужна внешняя миграция трудоспос-го насел-я – для пополн-я труд-х ресур-в, для перехода к экономич-му росту, освоению обшир-х террит-й.

В 2003 г правит-во РФ одобрило концеп-ю миграц-й политики. Важней-ми задачами в обл-ти импорта рабоч силы: разработка мер по регулир-ю колич-х и качеств-х параметров иммиграции; обеспеч-е рацион-го использ-я труд-ся-мигрантов, прибыв-х из-за рубежа, защита национ-й экономики от избыточ-го притока иммигр-в. С 2002 г в РФ дейст-т система квотиров-я иностр-й рабоч-й силы. В 2007 снижение квоты на выдачу иностр-м гражд-м пригл-й на въезд в РФ в целях осущ-я труд-й деят-ти – с целью обеспеч-я занятости росс-х граждан. Преобл-я часть трудовых мигрантов, работ-х в России, выезж-т по безвизовому режиму (СНГ, Таджик-н,Узбекистан, Молдавия, Украина). Дешевая рабочая сила создавала напряж-ть на росс-м рынке труда, обостр-ла конкур-ю за рабочие места. С 2007 для иностр-в, жел-х приехать в Россию на врем-е заработки, правит-во опред-т ежегод-е квоты отдельно для стран с визовым режимом и для безвизовых стран. На 2007 правит-во РФ ввело огранич-е для иност-х трудовых мигрантов на деят-ть в сфере розничной торговли.

С 1 апреля 2007 правит-во отказ-т хозяйств-м субъектам в праве нанимать иностр-в на эти виды деятел-ти. Меры правит-ва РФ по колич-му огранич-ю использ-я иностр-й рабочей силы сопровожд-ся измен-ми в кодексе об администр-х правонар-х. Они касаются усил-я ответс-ти работад-й за прием и создание необ-х условий для иностр-в. Важ-м направл-м регулир-я миграции стала деят-ть правит-ва РФ по лигализ-и трудовой миграции. Для легализ-и перемещ-я труд-х мигрантов с 2007 г действ-т новая система учета и регистрац-и иностр-х граждан, котор упрощ-т регистр-ю и получ-е разреш-й на трудовую деятел-ть.Упрощенные правила оформ-я на работу иностр-в введены и для работад-й. Т.о. усиления по регулир-ю трудовой миграции госуд-м в России направлены на предотвр-е незаконной миграции. Иностранцы, приезж-е в Россию , могут получить разрешение на временное проживание.(дается на 3 года). В России дейст-т госуд-я программа содейс-я Добров-му пересел-ю соотеч-в, прожив-х за рубежом, желающих получить гражд-е гражд-во.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.