Сделай Сам Свою Работу на 5

Архитектура Древней Греции





Искусство древнего Египта

9 этапов развития древнего Египта:

Додинастический– до появления правящей династии IV-III века до н.э., формирование новых государств;

Раннее царство –период формирование централизованного государства, 30-28 века до н.э.

Древнее царство – 27-23 века до н.э., постройка пирамид;

Переходный период– войны, разрушения 23-21 века до н.э.;

Среднее царство – 21-18 века до н.э., меняется отношение к жизни, она более ценна чем жизнь после смерти;

Переходный –18-16 века до н.э.

Новое царство– 16-11 века до н.э., построены храмовые комплексы;

Переходный– 11-8 века до н.э.

Позднее царство– 7 век – 343 год до н.э.

Религия:

Боги олицетворялись животными. Существовал тотемизм, теология (происхождение богов), космогония (теория сотворения мира). Но не было церковной организации и догматов. Каждая часть Египта признавала свое божество. Их соединение значило объединение государств. Но были и общие боги. Религию изучать трудно, т.к. иероглифы были расшифрованы только в 18 веке французскими учеными. Очень большой временной период.

Особенности:

Политеизм – многобожие

Отсутствие единого пантеона богов: Ра – солнце, Шу – свет и воздух, Тефнут – влага и дождь, Геб – земля, Нут небо, Асирис – бог подземного мира, Исида – жена Асириса, Сет – стихийное бедствие, Нефтида – разрушение, Баст – любовь, Тод – письменность, Маат – истина.



Обожествление сил природы, животных и растений

Зооморфное изображение богов

Смерть – переход в другой мир. Отличие в том, что там темно и лучше чем на земле. Душа состоит из 3 частей: КА, БА, АХ. Самая важная часть – Ка, духовный двойник, который живет после смерти (нужно было: построить гробницу, мумифицировать, совершать поминовение). Мумификация – извлечение внутренностей и помещение их в четыре сосуда.

Архитектура:

Пирамиды строились не рабами, а крестьянами. Самая известная ступенчатая пирамида фараона Джосера, архитектор Имхотеп. Вход был с северной стороны и замуровывался. Известен комплекс пирамид в Гизе: Микерин, Хефрен и Хиопсу. В пирамиде Хиопсу 3 камеры на трех уровнях по мере строительства. На вершине устанавливались позолоченные камни. Сфинкс – легендарное чудовище, полулев-получеловек.



Храмы – особенность эпохи Нового царства, раньше они были частью гробниц, теперь храм стал отдельным строением. Он предназначался для торжественных церемоний. Храмы Луксора и Карнака, храм Абу-Симбел. Вход оформлялся пилонами (2 массивные башни), храм разделен на две части: вход, аллея сфинксов, за ней внутренняя часть храма под открытым небом, тут оставались люди и проводились праздники. Гипостиль – небольшой зал, обрамленный массивными колоннами (зал явления). Последняя часть храма самая маленькая для статуй божеств и храмовой утвари.

Скульптура:

Скульптура делится на:

1. Круглая – статуи, монументы

2. Рельеф:

a. Контррельеф (древний Египет, Месопотамия)

b. Барельеф – объемные изображения

c. Горельеф – сильновыпуклые, более половины объема, изображения

В древнем Египте были распространены все виды скульптур. Круглые – заупокойные статуи, передавали общий облик умершего. В эпоху Нового Царства появился ушебти вид мелкой скульптуры, помещался в гробницу, отображали деятельность умершего. Колоссальное развитие получили ювелирные изделия: погребальные маски, трон, царская корона и другие украшения.

Живопись:

Росписи выполнялись минеральными красками, она долговечная, но не дает оттенков цветов. Это могли быть сцены войн, жизни царей. Глубины пространства не. Использовалась линейная экспозиция – расположение одни над другим, а не один за другим, как в линейной перспективе. В эпоху среднего царства появляется изображение животных.

В 343 г. Египет завоеван Александром Македонским и перестал существовать как отдельное государство.



Античная культура. Общая характеристика

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Древнейший период – критомекенская культура (о. Крит и г. Мекен). Основными памятниками были жилые дома и кносский дворец. Первый археолог Артур Эванс.

Особенности культуры:

· Отсутствие жесткого канона, независимость от религии, стремление к роскоши комфорту

· Искусство отличается динамикой, живописными и световыми эффектами, богатой фантазией

· Тематика – морская тема, растительный и животный мир, дворцовая жизнь, быт

· Отсутствие монументальности, симметрии и строгости

Дворец занимал несколко кварталов, отсюда легенда о лабиринте и минотавре из-за обилия комнат. Фрески украшали стены дворца,в них прослеживается приемственность культур.

 

Мифология:

Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы (художественных и философских произведений. Основными источниками изучения греческой мифологии являются эпические сказания Гомера “Илиада” и “Одиссея”, а также поэма Гесиода “Теогония”. Сюжеты о метаморфозах - превращениях людей в животных, растения или неодушевленные предметы (например, Гиацинта и Нарцисса - в цветы, Арахны - в паука и др.). Значительно разработанными предстают космогонические мифы, которые построены на схеме эволюции: мировой процесс начинается с Хаоса - первичного, изначального, бесформенного состояния Вселенной.

Нет ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному из мифов, создателем человека был титан Прометей. Боги не выступают в роли создателей мира или человека. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и другие полубожественные существа. Так, богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Дионису - виноградарства и виноделия, Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма и т.д. Ничто человеческое не чуждо им, бессмертие - единственное качество, отличающее богов от людей в глазах верующего грека.

Для религиозного сознания греков характерен политеизм, который проявился в почитании богов Олимпийского пантеона (греки верили, что боги во главе с Зевсом - громовержцем обитают на горе Олимп). Отличительными чертами греческой религии являются также представление о всеобщей одушевленности природы (каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество) и антропоморфизм. Каждый храм обслуживался одним жрецом, который избирался народным собранием. Единственной обязанностью жрецов было совершение обрядов, главный из которых - жертвоприношение божеству.

Музы: (дочери Зевса) Калитопа - эпическая поэзия, Эвтерпа – лирическая поэзия и музыка, Мельпомена – трагедия, Талия – комедия, Эрато – любовная поэзия, Полигимния риторика, Терпсихора – танец, Клио – история, Урания – философия.

Виды искусств:

Литературные жанры

1. Эпос (Гомер «Иллиада», «Одиссея»)

2. Лирика (Сапфо)

3. Трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид)

Древнегреческая драма (действие). Основные элементы: действие, диалог, хор. Истоки – культ земли. К 6 веку культ бога Диониса, виноделия. Дифирамб – торжественное песнопение хора и солиста. Из него произошла трагедия.

Эсхил современник греко-персидских войн, трагик. Изображал человека таким, каким он должен быть. До наших дней сохранились «Персы», «Прометей», «Семеро против Фив». Софокл написал более 120 произведений, сохранилось 7, написаны по мифологии «Царь Эдит», «Антигона», «Электра». Эврипид «Медея», «Андромаха», «Геракл».

4. Комедия (Аристофан) произошла от веселых песен, посвященных культу земли. В комедии диалог – это спор. Яркие костюмы, смешные, в них облачали не только героев, но и хор. «Лягушки», «Осы», «Облака», «Женщины в народном собрании». Все представления проходили в виде соревнований. Они носили вид политических дебатов. Назначался хорег (спонсор). Он должен был оплатить постановку, помещение, актеров. Состязались три актера, три поэта и три хорега. Из них выбирали лучших.

5. История (Геродот, Фукидит, Ксенофонт)

6. Философия (Сократ, Платон, Аристотель)

7. Риторика (Демосфен, Ликург)

Философия– любовь к мудрости, термин от Пифагора. Каждый стремился к мудрости. Философия – колыбель многих научных дисциплин. Направления:

1. Натуфилософский – проблемы природы, космоса, происхождения мира и человека (Фалес, Пифагор, Гераклит, Зенон)

2. Гуманистический– проблема человека и его жизни в обществе (Сократ)

3. Теоретический– сформулированы основные проблемы и законы философии (Платон, Аристотель)

4. Эллинистический– с завоевания Александра Македонского, синтез греческой и восточной культуры, проблема нравственности

5. Религиозный– время сосуществования христианства и философских школ (Плотин)

Архитектура Древней Греции

Крито-мекенская культура:

Критскую культуру собственно нельзя назвать греческой, так как она была создана догреческим населением острова Крит. До настоящего времени ученые не смогли определить, к какой языковой группе отнести древнейших жителей Крита. Письменность критян, так называемое слоговое линейное письмо, она до сих пор не дешифрована. Однако невозможно изъять этот остров из культурной истории древнегреческого общества. Сами греки вели свою историю с Крита. Остров Крит неоднократно фигурирует в греческой мифологии, которая прославила его сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, о первом полете человека (мифы о Тесее и Минотавре, об Икаре и Дедале, о похищении Европы и др.). На Крите родился сам главный греческий бог Зевс.

Древнейший период – критомекенская культура (о. Крит и г. Мекен). Основными памятниками были жилые дома и кносский дворец. Первый археолог Артур Эванс.

Особенности культуры:

· Отсутствие жесткого канона, независимость от религии, стремление к роскоши комфорту

· Искусство отличается динамикой, живописными и световыми эффектами, богатой фантазией

· Тематика – морская тема, растительный и животный мир, дворцовая жизнь, быт

· Отсутствие монументальности, симметрии и строгости

Дворец занимал несколько кварталов, отсюда легенда о лабиринте и минотавре из-за обилия комнат. Фрески украшали стены дворца, в них прослеживается преемственность культур. Материалы: дерево и глина.

Типы храма:

С 7 века до н.э. основным памятником архитектуры являются греческие храмы. Строились на ступенчатом постаменте, балочные перекрытия. Храм – хранилище бога. Они состояли из трех частей:

1. Вспомогательная часть, аналог притвора (пронаос)

2. Основное помещение, зал, там находился алтарь (наос)

3. Специального названия нет, хранились утварь и дары храму.

Типы греческих храмов

3 Периптер (Парфенон)

4 Амфипростиль

5 Простиль

6 Храм в антах

9 Диптер

 

Ордерная система:

7 век до нашей эры, архитектурная особенность ордер – система архитектурных форм, включает в себя несущие и несомые элементы конструкции («порядок»).

· Дорический – самый строгий и не имеет декорирования, не имеет базу, сужается кверху. Капитель не имеет украшений и представляет из себя усеченный конус. Фриз – составной (триглиф и метопа – вставные плиты). Наличие каннелюр – желобки, украшающие ствол колонны.

· Ионический – легкий и изящный. Колонна прямая. Фриз монолитный, украше рельефом или (и) надписью. Капитель украшена завитками – валютами. Боковая часть капители – баллюстра.

· Коринфский – совпадает с ионическим, отличается капитель. Ее можно разделить на части: нижняя – лепестки, верхняя – волюты.

· Тосканский

· Композитный (ионический + коринфский)

Первоначально колонны были деревянные. Со временем меняются опоры, переход на камень. Микенский стилю сужается книзу, а дорический – кверху. Иногда вместо колонн использовали мужские (атлант) или женские (кариотиды) фигуры.

Ордер:

· Стереобат (ступенчатое основание)

· Колонна

ü База (основание)

ü Фуст (ствол)

ü Капитель (голова)

· Антаблемент

ü Архитрав (соединительная балка)

ü Фриз (рельефная полоса по периметру)

Кариз (крыша)

К наиболее значимым зданиям относились: булевтерий(здание, где заседал городской совет) и пританей (место, где горел священный огонь). Каждый город имел свой храмовый комплекс и театр, гимнасий (лекционные залы, учебные комнаты), ипподромы и стадионы. Греческий жилой дом – прямоугольное здание, влючающее вестибюль. С 5-6 века состоит из 2 частей: мужская (для встреч гостей, внутренний дворик-аул) и женская. В глубине дома была хозяйственная часть для рабов. Крыши плоские, фасады выходили на улицу без окон и были плоскими и гладкими.

Акрополь:

Вход – пропилеи. Собрание скульптур – глинотека. Хрисоэлефантинская техника – использует слоновую кость и золото (статуя Афины). Эрехтейон – храм Посейдона и Афины. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной. В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 году до н.э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

1. Парфенон

2. Эрехтейон

3. Статуя Афины Промахос

4. Пропилеи

5. Храм Ники Аптерос

6. Халькотека

7. Афинский алтарь

8. Святилище Зевса Полиея

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.