II. Объяснение нового материала
Класс
Основные понятия базы данных.
Информационно-поисковая система (БД и СУБД); понятие информационных структур данных: реляционная (таблица), иерархическая (деревья) и сетевая; объекты базы данных: поле, запись, ключевое поле; форматы типов данных СУБД «Access» и ее интерфейс.
Системный анализ. Инфологическая модель.
Процесс создания структуры базы данных.
Классификация и характеристика инструментов СУБД: для работы с файлами базы данных, для работы с фрагментами информации, для работы с записями и полями, управления видом базы данных, обработки данных, вывода данных.
Понятие структуры базы данных.
Редактирование структуры базы данных: удаление поля, добавление нового поля; ввод данных; сохранение базы данных; форматирование базы данных; поиск/замена; сортировка; фильтрация и запрос; описание технологии создания отчета и формы.
1 урок. Вводная лекция: Информация и структуры данных. Классификация БД. Основные типы БД: реляционная, сетевая и иерархическая. Представления о БД и СУБД. Структура БД. Объекты БД. Основные принципы создания БД. Практическая работа №1.
2 урок.Системный анализ предметной области. Основные объекты и связи между ними. Инфологическая модель. Тестовая работа №1.
Практическая работа №2. Спроектировать модель БД «Расписание уроков».
Цель работы: построение инфологической модели
3 урок. Создание связей в многотабличной БД в СУБД Access
Цель работы: освоение технологии установления связей между таблицами.
Тестовая работа №2. Практическая работа №3.
4 урок.Технология создания многотабличной БД. Заполнение таблиц данными.
Практическая работа №4.
Цель работы: освоение приемов организации связей между таблицами в СУБД Access. Тестовая работа №3.
5 урок.Фильтрация данных, запрос. Практическая работа №5.
6 урок. Технология формирования форм, отчетов в БД.
Практическая работа №6.
Цель работы: освоение приемов формирования форм и отчетов в СУБД Access.Тестовая работа (итоговая по БД).
Цели уроков:
· Образовательная:
o познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, системный анализ и инфологическая модель, с классификацией БД;
o показать практическое применение теоретического материала;
o дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.
· Развивающая:
o развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;
o развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;
o продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.
· Воспитательная:
o воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;
o воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
o воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.
Урок №1 База данных Microsoft Access
Тип урока:урок изучения нового материала.
Вид урока:комбинированный.
Формы работы:
- Объяснение нового материала – фронтальная работа
- Практическая работа – индивидуальная работа.
Оборудование:
- Схема № 1 необходимая для объяснения материала;
- Схема № 2;
- Схема № 3;
- Листы с последовательностью построения структуры базы данных (по количеству учеников);
- Список классов нашей школы;
- Программное обеспечение: СУБД Microsoft Access.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
Вступительное слово учителя.Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников. А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива. Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.) С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее. Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим понятие информационно-поисковая система, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с одной из баз данных – Microsoft Access. Ваша задача сегодня на уроке выслушать и понять теоретический материал, записать все необходимые сведения в тетрадь и выполнить задания, которые будут предложены мною вам.
II. Объяснение нового материала
– Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора. Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков. Что вы считаете для учеников признаками? (Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.) Для каждого ученика мы можем конкретизировать наши признаки и будем получать значения признаков. Разобрать пример с книгами. Итак, поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.
Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо вручную, либо автоматически (определение записать в тетрадь). Информационно-поисковая система состоит из двух частей:
- большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой данных);
- программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных) (записать в тетрадь).
В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно-поисковых систем. Они применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д. Некоторые информационно-поисковые системы объединяются в крупные, централизованные информационно-поисковые системы, и называются банками данных.
Рассмотреть начало схемы № 1
Схема №1.
компоненты
организация
Иерархические Сетевые Реляционные
DBIG,
IDS RUC, SQL/DS, DB2,
IMS, OKA Банк, Сетор, DBASE, KAPAT,
Сеть, FOXBASE, RBASE,
Сиод PARADOX, Clarion
– Итак, мы рассмотрели понятия информационно-поисковая система, база данных, СУБД.
Задание. На доске приведена некоторая совокупность данных. Какую полезную для вас информацию вы можете извлечь из нее?
1, 3, 5; ТУ-154; Тюмень; 4, 7; Москва; 8-40; АН-24; Ижевск; 16-20; ТУ-134;320; 308; 3107; 17-35; 1, 3, 5, 7.
– В этой совокупности данных, конечно, можно понять, что речь идет о вылетах самолетов, но в какой день, в какое время и т. д. узнать невозможно. Если же эти данные структурировать, то получим полную информацию о вылетах самолетов.
Рассматриваем таблицу №1
Таблица №1.
Аэропорт
назначения
| Номер
рейса
| Тип
самолета
| Дни
отправления
| Время
Отправления
| Москва
|
| ТУ-154
| 1,3,5
| 16-20
| Ижевск
|
| АН-24
| 4,7
| 17-35
| Тюмень
|
| Ту-134
| 1,3,5,7
| 8-40
| – Данная структура имеет форму прямоугольной таблицы. База данных, поддерживающая такой вид структуры, называется реляционной (записывают виды баз данных). Каждая строка этой таблицы есть совокупность значений признаков, относящихся к конкретному объекту. Такую строку называют записью, а столбцы – полями записи. Прямоугольная таблица – одна из возможных представлений структуры данных.
Схема №2
На схеме № 2 представлен другой вид структурированной информации. Отображена информация о структуре института. Дерево на этой схеме содержит три типа объектов: институт, факультет, кафедра. Каждый из этих объектов также описывается своими признаками, например: институт (название, адрес, ректор); факультет (название, количество студентов, декан); кафедра (название, количество преподавателей, заведующий кафедрой). База данных, поддерживающая структуру в виде дерева называется иерархической (записывают в тетрадь).
– Третья разновидность структуры данных называется сетью.
Схема №3
Проиллюстрировано, на каких факультативах занимаются какие ученики. База данных, поддерживающая структуру данных в виде сети, называется сетевой(ученики записывают в тетрадь). Таким образом, существуют три вида структуры данных: реляционная, иерархическая, сетевая.
БД классифицируются: по характеру хранимой информации, по способу хранения данных, по структуре организации данных
1. по характеру хранимой информации
1) фактографические (краткая информация в одном формате: картотека)
2) документальная (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т. д.: архив)
2. по способу хранения данных
1) централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на сервере)
2) распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети)
3. по структуре организации данных
1) реляционная – табличная (используется наиболее часто и является универсальным)
2) иерархическая
3) сетевая.
– Итак, в настоящее уже время в больших книжных магазинах и не только в книжных, в аптеках и т. д. вся необходимая информация представлена в базах данных, что помогает быстрому поиску нужной информации. Но для того чтобы воспользоваться информацией, заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и научиться это делать самому, то есть создавать базу данных, осуществлять поиск информации, заменять и дополнять различные сведения.
Принципы, лежащие в основе разработки структуры БД:
- Правильность разработанной структуры (поля уникальны, тип, размер, формат):
- каждый элемент таблицы представляет собой один элемент данных, повторяющиеся элементы отсутствуют;
- все поля в таблице однородные;
- поля имеют уникальные идентификаторы.
- Соблюдается условие нормализации (поля таблицы должны отражать непосредственные характеристики (свойства, атрибуты) объекта, к которому относится запись).
- Полнота (Помни(!) избыточность, недостаточность атрибутов).
- Непротиворечивость данных (дублирование записей).
- Удобный доступ к данным.
Любая система данных может быть отражена с помощью таблиц. Простейшая реляционная БД содержит одну таблицу, более сложная может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|