Сделай Сам Свою Работу на 5

Изобразительно-выразительные средства языка





Тропы- слова и обороты, употребленные в переносном значении.

1.Эпитет-определение, подчеркивающее характерное свойство предмета:

лохматые тучи; беспечносмеется иволга; я помню чудное мгновенье.

2.Метафора (скрытое сравнение) -переносное значение слова, основанное на сходстве предметов или явлений: пожар заката; говор волн.

3.Олицетворение (разновидность метафоры)-перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы: ветер воет; звезды задремали.

4.Метонимия-замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности: «театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала»; «чайник кипит» вместо «вода в чайнике кипит».

5.Синекдоха (разновидность метонимии) -название части вместо целого:

«пропала моя головушка» вместо «я пропал».

6.Сравнение-сопоставление двух предметов или явлений при помощи:

а) сравнительных союзов как, словно, будто, как будто: как пахарь, битва отдыхает;

б) существительного в творительном падеже: дорога вьется лентой.

7.Перифраза (перифраз)-выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова: «царь зверей» вместо «лев»; «Петра творенье» вместо «Петербург».



8.Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета:

целое моремотыльков; реки крови.

9.Литота- чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета:

мужичок с ноготок.

Стилистические фигуры- особые обороты речи, используемые для усиления выразительности вясказывания.

1.Антитеза-противопоставление: Мне грустно, потому что весело тебе.

2.Оксюморон (оксиморон)- сочетание противоположных по значению слов:

«живой труп»; «холодный кипяток нарзана».

3.Градация-последовательное усиление или ослабление художественных средств:

ручьи, реки, озера, океаны слёз.

4.Параллелизм-тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста:

В синем море волны плещут,

В синем небе звезды блещут.

5.Анафора – одинаковое начало строк или предложений:

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

6.Эпифора- одинаковый конец строк или предложений:

Мы не от старости умрём,-



От старых ран умрём.

7.Подхват-повторение конечного слова или фразы в начале следующей строки:

О, весна без конца и без краю-

Без конца и без краю мечта!

8.Рефрен ( припев) – повторение строки или ряда строк в конце строфы.

9.Эллипсис (эллипс)-пропуск элемента высказывания, который легко восстанавливается в данном контексте:

Пороша. Мы встаем, и тотчас [садимся] на коня,

И рысью [скачем] по полю при первом свете дня. (Пушкин)

 

10.Инверсия–изменение обычного порядка слов: «Белеет парус одинокий» вместо

«Одинокий парус белеет».

11.Умолчание-прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее:

Где было взять [деньги] ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно; или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще

12.Риторические фигуры-обороты, предназначенные для усиления выразительности речи:

а) риторическое обращение: Поля! Я предан вам душой.

б) риторическое восклицание: Какое лето! Что за лето! // Да это просто колдовство.

в) риторический вопрос: Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?

13.Бессоюзие-перечисление явлений или предметов без использования союзов:

Швед, русский-колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет.

14.Многосоюзие- построение фразы, при котором однородные члены связаны одним и тем же союзом: «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы».

15. Парцелляция – расчленение фразы на части или на отдельные слова:

…Но горы близко.

И снег на них. Мы время проведем

У печки. В Имеретии. Зимою. ( В. Инбер)

Билет №13

Ораторская речь - вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. О. р. характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения. Традиции современной О. р. восходят к ораторскому искусству Древней Греции и Рима (Демосфен,Цицерон). Особенности О. р. изучались ранее риторикой. Выделяют академическое (научное), политическое, судебное, церковное (особенно Проповедь) и др. виды красноречия.



 

Билет №14

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью совпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

 

Билет № 15

Спор- эристика характеризуется двумя остальными признаками
Докозательностью, логическая воздейственность на оппонента направленная на восприятие им той или иной идеи, убедительность,
Цели спора:
1.Конструктивные
Обсудить все возможные варианты решения проблемы
Выроботать коллективное мнение или позицию по этой проблеме
Привлечь внимание к проблемме как можно больше заинтересованых лиц
Оценить возмодных единомышлинников и противников
Опровергнуть не компетентный подход к решению проблемы
2.Деструктивные цели:
Завести решение проблемы в тупик
Опорочить идею и ее авторов
Превратить дискуссию в схоластический спор
Дискредитировать оппозицию
В.И. Андреев "конфликтология, искусство спора, ведение переговоров, решение конфликтов" -
Выделяет 7 подходов:
1. эвристический подход, когда одна из сторон не настаивая на своем подходе к решению проблемы, постепенно склоняет к своей точке зрения других участиков спора
2. логический - когда следую приемам и правилам формальной логики участники спора сами приходят к окончательному выводу
3. софический - когда одна из сторон стремится победить своего оппонента, любым даже логически не правильным путем, используя так называемые софизмы
4. Авторитарный подход - когда одна из сторон опираясь на авторитеты, а не редко и на власть, навязывает свою точку зрения другим
5. Критикующий подход, когда одна из сторон критикует лишь недостатки, слабые места в позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные аргументы противоположной точки зрения и не может предложить своего решения.
6. Демагогический - когда одна из сторон ведет спор не ради истины, а для того чтобы увести дискуссию в сторону от истины, приследуя при этом свои личные цели, часто не известные участникам спора, цели
7. Прагматический подход - когда одна или каждая из сторон ведет спор не токо ради истины, но и ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.
Дискуссия - вид спора в котором обсуждается проблема с целью достижения взаимоприемлемого а по возможности и общезначимого для него
Полемика- вид спора в рамках которого основные усилия сторон направлены на победу своей позиции, относительно обсуждаемой проблемы
Дебаты - прения обсуждения вопроса
Диспут - публичный диалог, чаще всего подготовленный, в процессе которого сталкиваются разные, но не противоположные точки зрения

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.