Сделай Сам Свою Работу на 5

Как допускается порча хорошего настроения





Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в спортивный костюм и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. Однако жена не сделала соответствующих выводов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и прочее. Как в ходе своего выступления, так и по окончании его жена занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании фермеров (…).



После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения.

Тема 6. Официально-деловой стиль. История формирования и стилевые черты. Жанры официально-делового стиля.

Проработать материал лекционного курса

Проработать материал учебников:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

4. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Г.В. Калиткина. Русский язык и культура речи. Томск, 2006.

Отработать материал Интернет-ресурсов

Подобрать тексты официально-делового стиля разной жанровой принадлежности.

Тема 7. Культура речи

Проработать материал лекционного курса

Проработать материал учебников:



1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

4. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Г.В. Калиткина. Русский язык и культура речи. Томск, 2006.

Отработать материал Интернет-ресурсов

Подготовить сообщения по темам «Речевой этикет», «Обращение в русском языке».

Составить аннотацию к предложенному тексту (образец №2).

Текст для выполнения заданий(аннотация) (образец №2):

К вопросу о качествах хорошей речи

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи -- положительных и отрицательных. Теофраст в книге "О стиле" изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи необходимы, но и их недостаточно, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, -- для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия, самое важное и совершенное из достоинств речи -- уместность. Конечно, не все положения античных мыслителей могут прияты нами. Но многое заслуживает внимания и глубокого изучения.

Современная культура речи выделяют следующие коммуникативные качества хорошей речи. Это правильность речи, богатство, чистота, логичность, ясность и простота, краткость, точность, уместность речи.



Правильность речи -- это соблюдение в речи действующих норм языка. Это главное коммуникативное качество речи, которое как бы задано самой языковой структурой: достаточно хорошо знать эту структуру, чтобы говорить правильно. Поэтому и развитие навыков хорошей речи должно, прежде всего, опираться на знание норм литературного языка.

Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций. Так, например, художественная речь русских писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова - богатая, а по сравнению с ней речь газеты, конечно, бедная. Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи. Лексическое богатство русского языка отражено в различных словарях. Так, "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля включает более 200 тыс. слов. Богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Кроме того, наличие в языке синонимов, антонимов, паронимов делает нашу речь красочной, разнообразной, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль.

Чистота речи предполагает устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер. Выбирая слова при построении высказывания, мы должны учитывать сферу распространения слова.

Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления. Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.

Ясность речи достигается использованием таких языковых средств, которые помогают понять смысл речи при наименьшей затрате сил слушателя или читателя. Ясность, понятность речи зависят во многом от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано. Например, употребляя новые слова, говорящий сам должен хорошо знать значение используемых слов, уметь разъяснить их смысл.

Простота речи -- это отсутствие в речи вычурных, напыщенных слов, это естественность, а не искусственность речи. По мнению Л. Тостого, «под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».Стремясь писать и говорить красиво, но, не умея пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, некоторые говорящие и пишущие строят цветистые фразы, засоряют речь языковыми штампами, трафаретными словами. Эпитеты, сравнения, метафоры -- не просто должны внешне украшать речь, а помогать глубже и ярче передавать содержание высказывания. Следует соблюдать чувство меры в использовании образных средств языка, иначе появляются речевые ошибки.

Краткость речи -- устранение лишних слов, ненужных повторений, избыточных конструкций, многословия. Они лишают речь силы, выразительности, ослабляют выражение мысли. Тот, кто стремится излагать кратко, должен научиться вычленять главное; сокращать текст; при сжатии текста ориентироваться на ситуацию;

Точность речи (достоверность) - это строгое соответствие слов тем предметам и явлениям действительности, которые они обозначают. За каждым словом история языка закрепила особое значение или несколько значений. Точной можно назвать такую речь, в которой употребление слов вполне соответствует их языковым значениям.

Неточность речи может возникнуть вследствие плохого знания языка или плохого знания предмета.

Уместность речи - это соответствие содержания речи, её языковых средств целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам письменного или устного выступления.

Уместность речи охватывает разные уровни языка, и, в связи с этим, различают стилевую, контекстуальную, ситуативную, личностно-психологическую уместность.

Перечисленные качества речи делают ее орудием человека в борьбе за свое место под солнцем, следование им – непременное условие развития и становления образованного человека.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.