Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Система функциональных стилей современного русского литературного языка как объект функциональной стилистики.





Понятие о функциональном стиле языка. Экстралингвистические и собственно лингвистические условия формирования и выделения стилей языка. Стили языка как типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с основными типами социальной деятельности языкового коллектива. Научный стиль языка. Публицистический, художественный и разговорно-бытовой стили языка.

Тема 6. Официально-деловой стиль. История формирования и стилевые черты. Жанры официально-делового стиля.

Тема 7. Культура речи. Аспекты изучения культуры речи. Прагматические аспекты культуры речи как умения пользоваться языком. Правильность речи как соответствие ее структуры нормам литературного языка и его системе. Норма и целесообразность как регуляторы речевого поведения человека. Литературная норма. Вариативность норм и нарушение норм. Типология языковых норм.

Тема 8. Орфоэпические нормы.Нормы ударения.Варианты ударения.Произношение гласных, согласных, иноязычных слов.

Тема 9. Лексические нормы. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды переносов. Лексическая сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости. Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Фразеология русского языка. Признаки фразеологических сочетаний. Фразеологизмы с точки зрения функциональной принадлежности. Ошибки в употреблении фразеологизмов.



Тема 10. Морфологические нормы.Нормы в употреблении форм существительных, связанные с категорией числа и падежа. Нормы в употреблении форм существительных, связанные с категорией рода. Нормы в употреблении форм прилагательных, местоимений.

Нормы в употреблении форм числительных. Нормы в употреблении глаголов, причастий и деепричастий.

Тема 11. Синтаксические нормы.Синтаксические нормы русского языка. Правила управления. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определений. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Ошибки в построении сложных предложений.

Тема 12. Принципы русской орфографии. Орфографические нормы русского языка.



Тема 13. Культура речевого общения.Понятие о речевой деятельности. Основные единицы речевого общения.Организационные принципы речевой коммуникации

Тема 14. Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения.Нравственные установки участников речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Невербальные средства общения. Мимика, жесты, интонация, пауза , ее типы.

Тема 15. Мастерство публичного выступления. Ораторское искусство как социальное явление. Публичная речь, ее особенности. Оратор, его знания, навыки и умения. Аудитория как социально психологическая общность людей

Тема 16. Подготовка к выступлению: основные этапы. Источники подбора материалов для выступления. Разработка плана выступления. Виды планов.

Тема 17.Логико-композиционное построение ораторской речи. Вступление. Главная часть. Заключение.

Тема 18. Словесное оформление публичного выступления. Контакт в публичном выступлении. Приемы управления аудиторией.

Тема 19. Официально-деловая письменная речь. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Культура официальной переписки. Требования к языку и стилю документов.

Тема 20. Реклама в деловой речи.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Роль языка в жизни людей и социальная значимость речевой культуры   1; 2 Л Пр Сам/р Конс. Участие в дискуссии по теме «Роль русского языка в социальной и культурной жизни нации»
Язык как система 2; 3 Фронтальный опрос
Функции языка. Язык и речь 3; 4 Фронтальный опрос Сообщение «Искусственные языки»
Понятие о национальном языке 4; 5 Комментарий текстов разных форм национального языка Сообщение по теме
5. Система функциональных стилей современного русского литературного языка 5,6; -6,7 Фронтальный опрос Анализ текста определенной стилистической дифференциации Презентация двустороннего перевода текстов разной стилистической дифференциации («Сказка о Красной Шапочке». Написать рецензию на фильм, книгу
6. Официально-деловой стиль. История формирования и стилевые черты. Жанры официально-делового стиля. 7,8; 8,9 Фронтальный опрос Анализ текстов официально-делового стиля. Практическое задание Контрольная работа №1
7. Культура речи 9; 10 Фронтальный опрос Сообщение по теме «Речевой этикет» Составить аннотацию к предложенному тексту (образец №2).
8. Орфоэпические нормы 10;, 11 Фронтальный опрос Практическое задание Работа со словарем Контрольная работа № 2
9. Лексические нормы 11; 12; -12,13 Анализ текста с целью выявления средств выразительности Практическое задание Подготовить сообщение по теме «Фразеология русского языка» Контрольная работа №3
10. Морфологические нормы 13, 14; 14,15 Фронтальный опрос Работа со словарем Сообщение «Склонение фамилий» Практическое задание
111. Синтаксические нормы 15; 16 Фронтальный опрос Работа со словарем Практическое задание
12. Принципы русской орфографии. Орфографические нормы 16; 17 Фронтальный опрос Работа со словарем Контрольная работа №4
Культура речевого общения 1,2; 4,5 Фронтальный опрос Практическое задание
Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения 2;4 Фронтальный опрос Практическое задание
Мастерство публичного выступления. 3,4; 5,6 Фронтальный опрос Практическое задание
Подготовка к выступлению: основные этапы. 5; 7 Фронтальный опрос Практическое задание
Логико-композиционное построение ораторской речи. 6,7; 8,9 Фронтальный опрос Практическое задание
Словесное оформление публичного выступления. 8;10 Фронтальный опрос Практическое задание
Официально-деловая письменная речь 9,10; 11; 12 Фронтальный опрос Практическое задание
Реклама в деловой речи Фронтальный опрос Практическое задание  

Образовательные технологии



Учебный процесс по предложенной программе подготовки проводится с использованием современных педагогических, образовательно-информационных технологий (проблемные лекции, информационно-разъяснительные лекции, семинары-диспуты, разноуровневые задания, практические занятия с приемами активного чтения и групповой работы, а также электронный поиск материала).

В рамках сложившейся практики преподавания языков при проведении практических занятий по данной программе используются активные формы работы в сочетании с интенсификацией самостоятельной работы студентов (подготовка практического обобщающего занятия «Уместность речи» (либо «Функционально-стилевая дифференциация современного языка»), участие в еженедельных консультациях, поиск текстов для общекультурного и лингвистического анализа, подготовка и написание реферата по предложенным темам, подготовка публичных выступлений по предложенным темам.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Роль языка в жизни людей и социальная значимость речевой культуры

Проработать материал лекционного курса

Проработать материал учебников:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

4. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Г.В. Калиткина. Русский язык и культура речи. Томск, 2006.

Отработать материал Интернет-ресурсов

Подготовиться к дискуссии по теме «Роль русского языка в социальной и культурной жизни нации»

Тема 2. Язык как система

Проработать материал лекционного курса

Проработать материал учебников:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

4. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Г.В. Калиткина. Русский язык и культура речи. Томск, 2006.

Отработать материал Интернет-ресурсов

Подготовить сообщение по теме «Искусственные языки»

Тема 3. Функции языка

Проработать материал лекционного курса

Проработать материал учебников:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

4. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Г.В. Калиткина. Русский язык и культура речи. Томск, 2006.

Отработать материал Интернет-ресурсов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.