Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. МИР В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ





И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

1. Европа в период позднего Средневековья.

2. Духовная жизнь Европы в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени: Возрождение и Реформация.

3. Начало формирования капиталистических отношений в Европе.

4. Абсолютная монархия в странах Западной Европы. Английская революция XVII в.

 

Период XIV-XV вв. в современной исторической науке именуется поздним средневековьем. Ранее так называли эпоху XVI - середины XVII столетий, которая теперь носит название раннего нового времени. Водоразделом между этими двумя периодами являются такие события как открытие Америки Колумбом (1492 г.) и начало Реформации (1517 г.). Первое из них положило начало глобальной европейской экспансии, сделало Западную Европу финансовым центром мира, породило революцию цен, что все вместе сделало возможным возникновение в этой части света капиталистических отношений, в систему которых со временем был втянут весь мир, включая Россию. Второе вызвало раскол внутри самого христианского мира, длительные религиозные войны, инициировало секуляризацию общества и рационализацию духовной жизни, что тоже было важной предпосылкой развития капитализма.



Событием, отделяющим эпоху поздних средних веков от предшествующего развитого (классического) средневековья, является масштабная эпидемия чумы, известная как "Черная смерть". Первые очаги чумы были зафиксированы в Китае в 1331 г. Затем она опустошила Среднюю Азию и земли Золотой Орды. В 1347 г. татарское войско хана Джанибека, осаждавшее генуэзскую крепость Кафа в Крыму, было выкошено чумой, однако осажденные тоже заразились, и оттуда эпидемия в течение нескольких лет распространилась по всей Европе. Демографические потери европейских и азиатских стран были ужасными: они лишились от трети до половины жителей.

Эта демографическая катастрофа, по мнению многих историков, имела важные последствия для дальнейшего социально-экономического развития Европы. Возник острый дефицит рабочей силы. Труд стал стоить дороже. К тому времени наемный труд был довольно широко распространен в ремесле и на транспорте, разного рода поденщики и чернорабочие тоже были наемными работниками. В сельском хозяйстве к тому времени в широких масштабах произошла коммутация ренты: барщина и натуральный оброк были заменены фиксированными денежными платежами. Привлечь крестьян к тому, чтобы обрабатывать домениальные земли, пасти скот, рубить дрова, возводить дома и укрепления, сопровождать грузы и т.п., можно было только за плату. Кроме того, многие крестьяне-старожилы, в силу традиции несшие в пользу господ какие-либо повинности, умерли. Недостающие рабочие руки можно было найти, лишь предложив желающим привлекательные для них условия, в частности, с более низким размером оброка (в Западной Европе он назывался чиншем). Но и некоторые старожилы грозили податься в бега, если им не снизят размер повинностей, и добивались своего.



В результате условия эксплуатации смягчались, наиболее тяжелые формы феодальной зависимости уходили в прошлое. Отчасти недостаток и дороговизна рабочих рук были компенсированы некоторыми техническими и технологическими инновациями в ремесле и сельском хозяйстве. Однако все же главным итогом кризиса, вызванного "черной смертью", стало то, что феодалы перестали рассматривать эксплуатацию своих крестьян как достаточный источник дохода. Они массами устремлялись на военную службу к правителям своих государств, стали активными участниками торговли, как местной, так и международной. Таким образом, демографический коллапс XIV столетия создал предпосылки, во-первых, для возникновения абсолютизма, ибо состоявшие на королевской службе дворяне были заинтересованы в сильной центральной власти, во-вторых, для Великих географических открытий, поскольку именно дворяне более других жаждали поправить свои дела за счет ограбления новооткрытых земель и получения барыша от торговли колониальными товарами, и в третьих, для развития мануфактурного производства, т.к. те же дворяне становились организаторами промышленных предприятий или же поставщиками сырья для них.



Другим важным событием XIV столетия, определившим исторические судьбы значительной части Европы и Азии, было возникновение Османской империи. Возникнув из небольшого княжества (бейлика), к концу XV в. возглавляемое правителями из династии Османов государство стало самой могущественной державой Средиземноморья. В 1393 г. турки-османы завоевали Болгарию пала столица Болгарского царства Тырново. В 1453 г. султан Мехмед II захватил Константинополь, а затем в течение нескольких десятилетий - владения крестоносцев и Венеции на Балканах, Сербию, Боснию, Валахию, Албанию, генуэзские владения в Крыму и сделать своим вассалом Крымское ханство. В 1514-1517 гг. османы покорили Сирию, Палестину, Египет и Мекку, что позволило султану Селиму принять титул халифа. В 1526 г. его преемник Сулейман Великолепный, уничтожив в битве при Мохаче венгерское войско вместе с королем, завоевал и эту страну. В 1529 г. турецкая армия в первый раз осадила Вену, но потерпела неудачу. С этого времени и вплоть до конца XVIII в. противостояние Австрии и Османской империи становится лейтмотивом всей истории Центральной и Восточной Европы.

Важнейшей чертой эпохи позднего средневековья было функционирование сословно-представительных учреждений в странах Европы: Парламента в Англии, кортесов в государствах Пиренейского полуострова, Генеральных Штатов и Парижского парламента во Франции, риксроды и Риксдага в Швеции, данехофа и Ригсрада в Дании, хофтага, рейхстага и ландтагов в Священной Римской империи, Государственных собраний в Венгрии, сейма в Чехии, вального сейма, Рады панов и сеймиков в Польше и Литве. Основной функцией сословно-представительных учреждений было вотирование новых налогов или изменения их ставки. Собранные таким образом суммы шли преимущественно на военные нужды (наем воинских отрядов и корабельных команд и обеспечение их продовольствием, реже - амуницией и вооружением; строительство крепостей). Собственно, увеличение продолжительности и интенсивности боевых действий было главной причиной их возникновения. Правители средневековых государств не обладали административным аппаратом, достаточным для сбора налогов, поэтому им приходилось прибегать к помощи сословного и территориального самоуправления, а те, разумеется, собирали только те платежи, на введение которых сами давали согласие. Попытки королей самовольно устанавливать и взимать налоги обычно приводили к восстаниям, а в ряде случаев – к низложению таких монархов.

Кроме того, система сословно-представительных учреждений способствовала политической централизации европейских государств. Включая представителей земель и городов в состав таких институтов или учреждая их на местах, короли добивались ликвидации феодальной раздробленности. В XIV в. была объединена Польша, в XV - Франция и Испания. Италия и Германия, где сословно-представительные институты были развиты слабо, оставались в течение всей эпохи XIV-XVII вв. политически раздробленными.

 

Развитие духовной жизни Европы в период позднего средневековья и раннего нового времени отличалось противоречивостью. Одной из ее сторон было углубление религиозного чувства, что выразилось в массовых религиозных движениях, которые церковь обычно объявляла ересями (например, флагелланты в XIV в. и табориты в XV в.), преследовании евреев, ведовских процессах, увлечении алхимией, астрологией и другими оккультными практиками. Им были подвержены не только простонародье, но и выдающиеся людям эпохи. Например, великий французский юрист и политический философ Жан Боден (1529-1596) был ярым сторонником процессов над ведьмами, а Исаак Ньютон (1643-1727) увлекался алхимией больше, чем физикой.

Другой чертой духовной жизни этих эпох, проявившейся главным образом в искусстве, литературе и философии, был Ренессанс. Он начался в Италии в XIV в., и наиболее значительными деятелями этого периода были художник Джотто и поэт Петрарка. XV век был прославлен именами Леонардо да Винчи, Донателло, Брунеллески, Боттичелли, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни. В XVI столетии ренессансная культура достигает расцвета и распространяется за пределы Италии (где в это время творили Микеланджело, Рафаэль, Тициан): во Францию (наиболее яркие представители: художник Ж. Клуэ, скульптор Гужон, писатель Ф. Рабле, философ М. Монтень), Испанию (наиболее известны художник Эль Греко и писатель Сервантес) и Германию (философы Эразм Роттердамский и Филипп Меланхтон, художники Дюрер и Гольбейн-младший).

Отличительными его характеристиками был натурализм в искусстве (при изображении человека и окружающего мира художники старались быть ближе к природе, быть как можно более реалистичными) и гуманизм в философии и литературе (писатели и философы ставили своей целью изучение studia humanitatis - наук о человеке, его смысле жизни, благе и добродетелях - в противоположность схоластам, изучавшим природу и studia divinitatis - науки о божественном).

Деятели Ренессанса черпали свое вдохновение из произведений античных художников и писателей, считали их образцом для подражания, поэтому эту эпоху еще называют Возрождением. Огромное количество забытых произведений греческих и римских писателей были отысканы и опубликованы. И по той причине, что с середины XV в. их стали печатать (а не переписывать от руки), они уже никогда более не оказывались в забвении. Большую роль в освоении наследия античности сыграли бежавшие в Италию от турок византийцы, привезшие с собой ранее неизвестные на Западе рукописи памятников древнегреческой мысли. Благодаря штудиям над новооткрытыми текстами были заложены основы филологических и исторических наук, освоены достижения античной цивилизации в области инженерного дела (сочинения Витрувия), медицины (Галлена), астрономии (Клавдия Птолемея), математики (Пифагора, Евклида, Архимеда), естественных наук (Плиния Старшего). Это позволило европейским математикам, астрономам и физикам (Галилею, Кеплеру, Гюйгенсу, Паскалю, Спинозе, Декарту, Ньютону) уже в XVII в. превзойти своих античных предшественников и заложить основы научной революции последующих эпох.

В искусстве эпоха Возрождения завершилась на рубеже XVI-XVII вв. Однако выработанные ею сюжеты и приемы изображения человека и пространства продолжали использоваться в последующие столетия в стилях барокко и классицизма уже по всей Европе, в том числе в России.

В конечно счете, ереси, религиозная экзальтация, охота на ведьм, гуманизм и ренессансное искусство были проявлениями возросшего индивидуализма, самосознания личности, интериоризации религиозного и эстетического чувства.

Еще одним проявлением этого процесса была Реформация. Католическая церковь на протяжении своей истории пережила множество движений за церковную реформу. Какие-то были подавлены, какие-то были возглавлены папством. Но лишь в XVI в. это движение привело к возникновению новой ветви христианства, известного под названием протестантизма.

Важнейшим фактором успеха Реформации XVI в. было то, что она случилась, в отличие от своих предшественниц, в эпоху книгопечатания. Считается, что первую печатную книгу в Европе изготовил немец Иоанн Гуттенберг в 1448 г. Благодаря этой технологии книги стали стоить дешево. Многие получили возможность иметь у себя дома экземпляр Библии, читать, размышлять над прочитанным и приходить к выводам, подчас отличавшимся от ортодоксальных. Богословские произведения реформаторов, отпечатанные в виде памфлетов (брошюр), быстро расходились по Европе, завоевывая все новых и новых сторонников. И уничтожить их, в отличие от рукописей, было практически невозможно.

Реформация началась в 1517 г., когда немецкий монах Мартин Лютер (1483-1546) обнародовал "95 тезисов", где обосновал основной принцип протестантизма: спасение верой, но не заслугами, деньгами или властью духовенства. Отсюда прямо вытекало отрицание церковной иерархии, особых качеств священства, отделяющих его от мирян, догмата о Чистилище, культа святых и поклонения иконам и мощам. Лютер утверждал, что главой Церкви является правитель данного государства. Он утверждает пасторов, которые не являются священниками, но людьми, призванными к проповедованию Слова Божьего. Каждый человек призван Богом к определенному делу, которому должен отдаваться со всем прилежанием. Это является доказательством его веры, посредством которой он спасает свою душу. Единственным источником вероучения Лютер признавал Библию, отрицая, таким образом, декреты пап и постановления церковных соборов.

Лютер получил поддержку от ряда немецких князей, которых привлекала возможность наложить руки на богатства католической церкви и более не платить Риму подати. Император и другие князья попытались силой принудить протестантов подчиниться папе. После длительных религиозных войн, сопровождавшихся масштабным крестьянским восстанием (1524-1526 гг.), в 1555 г. был подписан Аугсбургский религиозный мир, который утвердил принцип "чья власть, того и вера", предоставив князьям право определять вероисповедание подданных. К концу XVI в. лютеранство утвердилось в качестве государственной религии в землях севера и востока Германии, в Пруссии, Ливонии и Скандинавии.

Другое влиятельное направление в протестантизме было основано женевским проповедником Жаном Кальвином (1509-1564). Его учение было еще более радикальным, чем у Лютера. Кальвин считал, что церковь должна состоять из совершенно независимых самоуправляющихся общин. В богослужении не должно быть никакой обрядности, даже музыки. Человек заранее предопределен к спасению или погибели, и этот Божий промысел никак не изменить; можно лишь надеяться, проверяя свою крепость в вере и успехи в делах, оказаться в числе первых.

Кальвинизм оказался наиболее популярным в Швейцарии, Франции, Голландии, Англии, Шотландии, в некоторых западногерманских землях, в Польше и Венгрии, но он мало где получил безоговорочную поддержку правителей из-за присущих ему республиканских тенденций. Кальвинисты были активными участниками религиозных войн во Франции, Швейцарии и Венгрии. Кальвинисты были во главе антииспанского восстания в Нидерландах (1566-1609 гг.), приведшего к провозглашению независимости Голландии (официальное название: Республика Соединенных Провинций). Они же сыграли ключевую роль в Английской революции (1640-1660 гг.).

Реформация в Англии отличалась своеобразием. По большому счету, она заключалась лишь в том, что англиканская церковь была выведена из подчинения папы, ее главой стал король. Были сохранены церковная иерархия (лишь монашество было ликвидировано), пышное богослужение и религиозное искусство. Это устроило не всех. Многие группы диссентеров (несогласных) перешли в кальвинизм, призывая "очищению церкви от папизма" (поэтому они получили название пуритан, от to purify - "очищать).

Дабы не допустить распространения протестантизма и вернуть протестантов в лоно католической церкви, Рим и поддерживавшие его испанские и австрийские Габсбурги начали Контрреформацию. Была прекращена вызывавшая столько ненависти практика продажи индульгенций, уточнено содержание Библии, предприняты меры по улучшению уровня образования и морального облика духовенства. Был учрежден орден иезуитов (1534 г.), целями которого стали пропаганда католицизма и улучшение католического образования. Была упорядочена работа инквизиционных трибуналов. В результате как мирных, так и насильственных действий в ряде регионов Европы Реформацию удалось повернуть вспять: Польша, Венгрия, Чехия, Франция были очищены от протестантов.

Исторические итоги Реформации состоят в следующем:

1) Она подтолкнула развитие процесса секуляризации сознания и культуры;

2) она вызвала длительные религиозные войны, которые изменили карту Европы: фактически исчезла Священная Римская империя, политическая раздробленность Германии была закреплена, независимость получила Голландия;

3) В результате проведенной протестантскими правителями секуляризации церковного имущества в рыночный оборот было введено огромное количество земли драгоценных металлов, что способствовало ускоренному развитию там буржуазных отношений;

4) В период Реформации на качественно новый уровень вышло среднее образование. И католики, и протестанты нуждались в образованном духовенстве, а также в том, чтобы воспитывать социальную элиту в приверженности соответствующей религии. В результате Европа покрылась целой сетью гимназий, коллегий, пансионов и академий;

5) Религиозные преследования, которым подвергались на родине представители ряда протестантских деноминаций и сект вынуждали их покидать пределы своих стран, уезжая, в том числе, в колонии, и это способствовало расширению заокеанской европейской экспансии.

 

Эпоха раннего нового времени характеризуется началом формирования в странах Западной Европы капитализма как особого экономического уклада.

Становлению буржуазных отношений способствовали следующие факторы:

1) наличие широкого слоя лично свободных крестьян, что создавало резерв рабочей силы;

2) наличие развитой финансовой инфраструктуры в виде банков, ломбардов, вексельного обращения, которая позволяла деньгам обращаться с высокой степенью эффективности;

3) высокий уровень развития правовой культуры на основе римской и англосаксонской традиций, защищавших права частной собственности;

4) колониальная экспансия, вызвавшая "революцию цен", а также разнообразные формы первоначального накопления (торговлю заморскими товарами, пиратство, работорговлю и т.д.);

5) Реформация и сопровождавшая ее секуляризация церковного имущества.

Капиталистической называется такая экономическая система, которая направлена на извлечение прибавочной стоимости, на расширенное воспроизводство. Т.е. прибыль, получаемая от деятельности предприятия, вкладывается в него же (или в другие предприятия) для получения еще большей прибыли. Таким образом, при капитализме капитал является основной производительной силой. Для функционирования этой системы нужны промышленные и сельскохозяйственные предприятия, где производится продукция, торговые фирмы, реализующие продукцию, превращающие ее в капитал, и финансовые организации, где аккумулируется капитал, который затем вкладывается в производство и торговлю.

В промышленности в эпоху раннего нового времени основной формой капиталистического предприятия была мануфактура. Мануфактурой называется такое предприятие, где все операции производятся вручную, при этом присутствует разделение труда и заняты наемные рабочие. Следует отметить, что они сосуществовали с ремесленными мастерскими. Как и в средние века, труд ремесленников был жестко регламентирован цеховыми уставами и контролировался властями городов. Чтобы избежать такого рода ограничений мануфактуристы старались создавать свои предприятия вне городов и предпочитали рассеянную форму мануфактуры, когда все операции или их часть рабочие осуществляли на дому, а предприниматель координировал их деятельность. Так, например работало большинство суконных мануфактур. Централизованные мануфактуры функционировали там, где технология не позволяла иных форм организации (металлургия, стекольная промышленность, типографии и т.д.). Во многих случаях организацию мануфактурного производства брало на себя государство, оно же выступало самым крупным заказчиком промышленных изделий (для нужд армии и королевского двора).

Важным явлением в развитии капитализма в сельском хозяйстве было обезземеливание крестьян. Используя различные средства (повышение разного рода платежей, огораживания, прямое насилие, судебные иски) дворяне сгоняли крестьян с земли, превращая их земли в крупные (мелкие не были бы рентабельными) производственные хозяйства (например, по разведению овец), а крестьян - в лишенную средств существования рабочую силу, готовую наняться на любых условиях, лишь бы не умереть с голоду. Власти закрывали глаза на это, а иногда принимали специальные законы об огораживаниях (впрочем, справедливости ради следует сказать, что бывали случаи, когда решения принимались в пользу крестьян). Следует, однако, заметить, что в рассматриваемую эпоху обезземеливание коснулось лишь небольшой части крестьян. Остальные продолжали владеть своими мелкими хозяйствами (парцеллами).

Еще большим было участие государства в торговле. Оно принимало участие в улучшении транспортной инфраструктуры, регулировало экспорт и импорт товаров, стараясь, чтобы первый был больше второго (политика меркантилизма), выдавало патенты на ведение торговли отдельным купцам и компаниям, устраняя излишнюю конкуренцию на ряде направлений, выступало организатором крупнейших внешнеторговых компаний (и во Франции, и в Англии, и в Голландии были Вест-Индские и Ост-Индские компании, торговавшие, соответственно, с Америкой и Азией, в Англии, кроме того еще были Левантийская и Московская компании, во Франции - Китайская и т.д.), гарантировало выданные им займы, спасало их от банкротства.

Иными словами, капитализм на своей начальной стадии был немыслим без государственного участия и формировался в условиях разного рода монополий и привилегий, а не свободного рынка.

Важным фактором развития рынка труда, торговли и финансов была т.н. "революция цен", которая была следствием государственной политики Испании по вывозу из американских колоний серебра. Если около 1500 г. ежегодно добывалось 4500 кг серебра, то около 1550 г. - 300 000 кг. В результате экономика Европы наводнилась деньгами, что благотворно сказалось на уровне кредитования, а значит - на развитии промышленных торговых и сельскохозяйственных предприятий.

Банки возникли в Северной Италии в XII-XIV вв. Со временем они обзавелись отделениями во всех значительных странах Европы и дали начало местным банковским системам. Банковское дело было весьма рискованным. Банкирам приходилось одалживать деньги государям, а те не спешили их возвращать, а то и вовсе объявляли себя банкротами. Так, например, "прогорел" банковский дом Фуггеров, кредитовавший испанских и австрийских Габсбургов. Во всей Европе банков, способных выдать крупные кредиты, были единицы. Во Франции, например, не было ни одного. Банковская система оставалась узким местом раннего капитализма. Проблема была решена в XVIII в. введением бумажных денег.

Неразвитость капитализма в эпоху раннего нового времени имела следствием отсутствие кардинальных перемен в общественной структуре. Дворянство продолжало оставаться доминирующей социальной силой. Крестьянство составляло подавляющее большинство населения. Города росли, но основная масса их населения не имела прямого отношения к новым экономическим отношениям. Не было ни буржуазии, ни пролетариата, а имелось некоторое количество социальных групп (мануфактуристов, негоциантов, финансистов, подмастерьев, крестьян, поденщиков), втянутых капиталистическое производство или торговлю, но не имевших общих осознаваемых интересов и идентификаций. Их появление было делом уже следующей исторической эпохи.

 

В XVI-XVII вв. в ряде стран Европы сословно-представительные учреждения приходят в упадок, что выразилось в падении их авторитета, прекращении созыва, перехода их полномочий к административным органам власти и чиновникам, назначаемым монархом, власть которого, таким образом, освободилась от институциональных ограничений и могла теперь именоваться абсолютной. Тем не менее, на уровне политической теории сохранялись представления о том, что монарх должен соблюдать фундаментальные законы королевства (например, о престолонаследии) и защищать права и свободы подданных.

Главной причиной формирования абсолютной монархии были резко возросшие государственные расходы, что диктовалось такими объективными факторами как увеличение стоимости войн и содержания армий и активным участием государства в развитии путей сообщения и промышленности (главным образом, военной).

Сословно-представительные учреждения обычно с большой неохотой вотировали новые налоги и сборы, что ограничивало королей в возможностях ведения активной внешней политики. Это вызывало недовольство дворянства, рассчитывавшего разбогатеть на военной службе, и части купцов и мануфактуристов, чей достаток зависел от активной внешнеторговой экспансии и снабжения армии. Эти социальные группы становились опорами абсолютизма. В ряде случаев короли, наоборот, выступали против дворянства в союзе с буржуазными слоями и крестьянством. Все определялось социально-политической обстановкой в конкретной стране.

В 1660 г. абсолютистский государственный переворот произошел в Дании. Король Фредерик III официально распустил Ригсрод (государственный совет) и Ригсдаг (сословное собрание). В 1680 г. в Швеции было официально признано право короля не считаться с мнением Государственного совета Правда, после поражения Швеции в Северной войне с Россией абсолютистский режим там был ликвидирован. В 1680-1681 гг. курфюрст Бранденбурга и Пруссии Фридрих-Вильгельм ликвидировал в своем государстве городское самоуправление.

Во владениях испанских и австрийских Габсбургов органы сословного представительства и самоуправления в XVII в. не исчезли, хотя возможности их влияния на политику монархов сильно сузились. В Неаполитанском королевстве, монархом которого был испанский король, попытки властей в 1647-1648 гг. провести налоговую реформу окончились восстанием Мазаньелло, которое современники впервые в истории назвали словом "революция".

Несмотря на то, что король Франции Людовик XIV (1643-1715 гг.) считается образцом абсолютистского монарха, становление этой формы политического строя во Франции было сопряжено с куда большими трудностями, чем в Пруссии или в Дании. Общегосударственный сословно-представительный орган Генеральные Штаты перестал созываться после 1614 г. На протяжении XVII в. были упразднены такие же собрания в некоторых провинциях страны. Однако функцию представительства и защиты интересов различных сословных групп королевства взяли на себя Парижский парламент и парламенты в провинциях. Они обладали правом регистрировать королевские указы и подавать жалобы в том случае, если считали, что они чем-то нарушают законы и обычаи страны. При этом члены парламентов и других судебных органов Франции были наследственными собственниками своих должностей, и король не мог прост так отстранить их от должности. Собственниками должностей были многие министры и советник короля, должностные лица в провинциях и т.д. Чтобы уволить такого человека, необходимо было выкупить у него его должность, что не всегда было возможно. Кардинал Ришелье (был первым министром в 1624-1642 гг.) и Людовик XIV правили в эпоху практически непрерывных войн, которые вела Франция, и им удалось, используя чрезвычайные меры, в частности институт интендантов (комиссаров короля в провинциях), преодолеть сопротивления парламентов и обеспечить сбор налогов, но после смерти Людовика XIV парламенты сумели вернуть часть утраченного было влияния.

Фактически провалом закончились попытки построения абсолютной монархии в Англии. В этой стране существовала традиция регулярного созыва Парламента. И хотя никаких норм относительно частоты выборов и длительности его сессий не было, то что в стране не было постоянных налогов, а вводились они лишь на определенный срок, вынуждало английских монархов постоянно прибегать к помощи этого сословно-представительного института.

Специфика социально-политической ситуации в Англии заключалась в глубоком религиозном расколе страны. Заметная часть населения, прежде всего дворяне, явно или тайно исповедовали католицизм. Официальной религией, к которой принадлежал король и высшие должностные лица, было англиканство. Значительная часть городской буржуазии и т.н. "нового дворянства" (джентри), включившегося в капиталистические отношения в сельской местности, были пуританами, которые рассматривали Парламент как средство продолжения реформы английской церкви. С 1603 г. на английском престоле находилась династия Стюартов в лице короля Якова I (до 1625 г.) и Карла I (с 1625 г.), которые тратили значительные суммы на внешнюю политику и содержание двора и постоянно нуждались в новых займах от Парламента. Пуритане, составлявшие значительную часть депутатов, постоянно увязывали новые ассигнования с изменениями в религиозной политике, и часто отказывали запросам короля.

В итоге в 1629 г. Карл I распустил Парламент и решил более его не созывать, надеясь собирать недостающие средства чрезвычайными административными методами. В результате король настроил против себя наиболее активные в экономическом и политическом плане слои английского общества: городскую буржуазию, джентри, зажиточных крестьян.

В 1640 г. Карл, который был еще и королем Шотландии, потерпел поражение в войне против шотландских пуритан, и по условиям мира должен был заплатить им большую контрибуцию. Король был вынужден вновь созвать Парламент для вотирования сбора денег. Депутаты выделили Карлу деньги, но первым делом гарантировали себя от роспуска принятием соответствующего закона (билля), а затем принялись за реформу церкви, судов и ограничили произвол короля в области финансов. Поскольку монарх находился в безвыходном положении, он покорно подписывал все законопроекты. Лишь в 1642 г. ему удалось привлечь на свою сторону меньшую часть членов Парламента и начать против остальной части войну, которую он, впрочем, проиграл. Решающую роль в победе Парламента в гражданской войне сыграла т.н. "армия нового образца", состоявшая из добровольцев и основанная на принципе единоначалия, и ее полководец Оливер Кромвель. Король был пленен, осужден и казнен 30 января 1649 г. Монархия была упразднена, Парламент объявил себя высшей властью в стране, а Англия стала республикой. Однако она долго не продержалась. В декабре 1653 г. Кромвель совершил государственный переворот и объявил себя лордом-протектором, диктатором с объемом полномочий большим, чем были в свое время у короля.

После смерти Кромвеля в 1658 г. была вновь установлена республика, вожди которой в конце концов решили вступить в соглашение с сыном и наследником казненного короля. В 1660 г. он был возведен на престол под именем Карла II. Началась эпоха Реставрации. Новый король отменил практически все реформы проведенные Парламентом. В политическом отношении в стране был полностью восстановлен абсолютистский режим. Парламент был абсолютно послушен королю, а в 1673 г. он был распущен и до смерти Карла II в 1685 г. более не собирался. Его младший брат и преемник Яков II посчитал, что он может не считаться с мнением общества и Парламента и в религиозных вопросах. Он открыто провозгласил себя католиком и готовился подчинить английскую церковь римскому папе. В конце 1688 г. Парламент низложил Якова и пригласил на английский престол правителя Голландии Вильгельма Оранского. В недолгой гражданской войне, которая шла преимущественно на территории Ирландии, Яков потерпел поражение и эмигрировал во Францию. В правление Вильгельма (1689-1702) был принят ряд законов (Билль о правах, Акт об устроении, трехгодичный акт), которые ограничили полномочия короля и гарантировали права и полномочия Парламента, заложив тем самым фундамент конституционной монархии в Англии.

Современники называли события 1640-х гг. "Великим мятежом", а 1688-1689 гг. - "Славной революцией". Действительно, все реформы 1640-х гг. были отменены и абсолютизм в годы Реставрации возродился, в то время как после 1689 г. были приняты законы, заложившие основы конституционного строя Англии, просуществовавшие без изменений до реформ XIX в. Однако оба этих события можно рассматривать как части одного революционного процесса, приведшего к формированию в Англии конституционной монархии и развитого капиталистического общества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.