Раздел 5. Минерально-сырьевые и энергетические ресурсы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ресурсы земли
НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 131000 Нефтегазовое дело
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ:
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.
КУРС 2; СЕМЕСТР 3;
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 4
ПРЕРЕКВИЗИТЫ: экология; геология;
КОРЕКВИЗИТЫ: геология; минералогия с основами петрографии
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
Лекции
|
| часов (ауд.)
| Лабораторные занятия
|
| часа (ауд.)
| Практические занятия
| -
| часов (ауд.)
| АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
|
| часов
| САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
|
| часов
| ИТОГО
|
| часа
| ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
| очная
|
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 3 СЕМЕСТРЕ
Обеспечивающая кафедра: «Геоэкологии и геохимии»
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.г.-м.н., профессор Е.Г. Язиков
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.г.-м.н., профессор Л.П. Рихванов
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.г.н., доцент Т.А. Архангельская
2011г.
1. Цели освоения дисциплины
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей основной образовательной программы «Нефтегазовое дело».
Студент, изучивший курс «Ресурсы Земли», должен знать:
- основные виды природных ресурсов и их классификации;
- современное состояние и размещение природно-сырьевых и минеральных ресурсов на земном шаре, территории Российской Федерации и других стран;
- ресурсообеспеченность стран мира, место Российской Федерации в распределении природных ресурсов на Земле;
- основные проблемы использования природных ресурсов и пути их решения.
Цели предмета «Ресурсы Земли» достигаются за счёт выполнения комплекса учебно-методических работ:
-овладение общетеоретическими знаниями о закономерностях формирования и размещения природно-сырьевых ресурсов по странам и континентам;
- умение на лабораторных занятиях грамотно сформировывать целостное представление о ресурсном потенциале планеты Земля и России.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла (В.1.0). Она непосредственно связана с дисциплинами естественнонаучного и математического цикла («Общая геология», «Экология») и частично опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения.
Знания и умения, полученные при освоении данной дисциплины, являются основой для изучения ряда дисциплин математического и естественнонаучного (Б.2) и профессионального (Б.3) циклов: «Геология», «Минералогия с основами петрографии».
3. Результаты освоения дисциплины
Студент, изучивший дисциплину «Ресурсы Земли» должен уметь:
- анализировать состояние природно-ресурсного потенциала в мире, России, по сибирскому региону;
- на основе анализа литературных источников и комплекта географических карт давать комплексную оценку минерально-сырьевой базы области, региона, страны и мира;
- давать оценку экологической ситуации, анализировать экологические проблемы.
После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умение и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы. Соответствие результатов освоения дисциплины «Ресурсы Земли» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.
Формируемые компетенции в соответствии с ООП*
| Результаты освоения дисциплины
| ОК-1, ОК-2, ОК- 12, ОК – 13, ОК – 14, ОК - 19
| Врезультате освоения дисциплины бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информацией;
- иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- готов соблюдать нравственные обязательства по отношению к природе.
| ПК-6, ПК-10
| Врезультате освоения дисциплины бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
инструментальными:
- способен использовать информацию из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
Общепрофессиональными в научно-производственной деятельности:
- способен применять на практике методы сбора, обработки, анализа и обобщения фондовой, полевой и лабораторной геологической, геофизической, геохимической, гидрогеологической, инженерно-геологической, нефтегазовой и эколого-геологической информации (в соответствии с профилем подготовки.
| *Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по направлению 022000 «Экология и природопользование».
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Общая характеристика природно-сырьевых ресурсов
Лекции. Вводная часть. Содержание и задачи курса. Связь его с другими естественными науками: экономической и социальной географией, почвоведением, биологией, природопользованием, геологией, минералогией, геохимией, учением о полезных ископаемых и др.
Понятие о природно-сырьевых ресурсах. Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости и возобновляемости.
Понятие о природно-ресурсном потенциале области, региона и его значение в решении социально-экономических задач региона.
Виды ресурсов. Природно-ресурсный потенциал России: масштабы, состав, степень обеспеченности и освоенности. Стратегия развития сырьевой базы.
Роль природно-сырьевых ресурсов в развитии производительных сил Сибири.
Кадастры природных ресурсов. Состояние проблемы.
Лабораторная работа 1. Знакомство с картами природно-сырьевых ресурсов Мира и России.
Раздел 2. Водные ресурсы
Лекции. Понятие водных ресурсов. Подразделение водных ресурсов. Состояние водных ресурсов. Ресурсы поверхностных вод и их использование. Ресурсы подземных вод и их использование. Масштабы и характер распределения водных ресурсов по территории России. Бальнеологические ресурсы. Распределение по территории Сибири и Томской области.
Лабораторная работа 2. Изучение размещения гидроресурсов по регионами мира и России. Индивидуальные задания.
Раздел 3. Земельные ресурсы
Лекции. Земельный фонд РФ, его распределение и оценка использования. Современное состояние земельных ресурсов РФ. Зональные особенности земельных ресурсов и факторы, определяющие зональность (типы почв, количество солнечной энергии, количество осадков и др.).
Лабораторная работа 3. Изучение размещения земельных ресурсов по регионами мира и России. Индивидуальные задания.
Раздел 4. Биологические (лесные) ресурсы
Лекции. Классификация лесных ресурсов. Лесные ресурсы и особенности их распределения Состояние и роль лесов. Российские проблемы лесопользования. Комплексное использование леса. Лабораторная работа 4. Изучение размещения лесных ресурсов по регионами мира и России. Индивидуальные задания.
Раздел 5. Минерально-сырьевые и энергетические ресурсы
Лекции. Понятие о минеральных ресурсах. Классификация минерального сырья Распределение минерально-сырьевых ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьём РФ, других стран СНГ и мира, Изменение качества и географического размещений основных баз минеральных ресурсов в связи с распадом СССР и проблемы обеспечения минеральным сырьём хозяйственного комплекса России и Сибири.
Мировые энергетические ресурсы. Перспективы использования. Традиционные и нетрадиционные источники энергии.
Лабораторная работа 5-6. Изучение размещения месторождений твёрдых горючих полезных ископаемых в недрах планеты и России. Индивидуальные задания.
Лабораторная работа 7-8. Изучение размещения ресурсов газа на территории планеты и России. Индивидуальные задания.
Лабораторная работа 9-10. Изучение размещения ресурсов радиоактивного сырья в недрах планеты и России. Индивидуальные задания.
Лабораторная работа 11-12. Изучение размещения ресурсов благородных металлов в недрах планеты и России. Индивидуальные задания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|