Программа лекционного курса.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Географический факультет
«Утверждено»
Академик РАН Н.С.Касимов
«_____»_________ 20__г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины «Избранные главы геоморфологии и палеогеографии»
понаправлению подготовки 021000 "География"
уровня высшего профессионального образования
бакалавриат с присвоением квалификации (степени) «бакалавр»
магистратура с присвоением квалификации (степени) «магистр»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются завершение профессиональной подготовки специалиста-геоморфолога и палеогеографа, формирование у него необходимого кругозора и способности критически оценить поступающие данные о рельефе, истории его развития и рельефообразующих процессах, новые теоретические построения. Изучить геоморфологические и палеогеографические аспекты основных понятий современного естествознания. Важной частью упомянутой подготовки являются знания об основных источниках геоморфологической и палеогеографической информации, а также о вкладе ведущих ученых кафедры геоморфологии и палеогеографии Московского университета в развитие геоморфологической науки.
Задачами освоения дисциплины является изучение следующих тем:
-история развития представлений о рельефе и возникновение геоморфологии;
-развитие геоморфологии в XX веке и разработка ее основных концепций;
- геоморфологические аспекты основных понятий современного естествознания. Пространство и время. Вещество, энергия и информация. Системный подход;
- вклад ведущих ученых геоморфологической школы Московского университета в развитие геоморфологической науки.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к математическому и естественно-научному блоку и входит в вариативную часть ООП. Она изучается на первом курсе магистратуры и насчитывает 72 часа; 28 из них – аудиторные (14 часов лекций и 14 часов семинаров); предусмотрена самостоятельная работа студентов объемом 44 часа. «Избранные главы геоморфологии и палеогеографии» читаются студентам на завершающем этапе их профессиональной подготовки, после того, как ими прослушаны не только базовые географические и геологические дисциплины (общее землеведение, геоморфология с основами геологии, палеогеография, геотектоника, учение о фациях), но и большинство специальных, методических и региональных курсов (методы геоморфологических и палеогеографических исследований, динамическая геоморфология, морская геоморфология, геоморфология берегов, геоморфология и палеогеография России и материков и другие разделы специальной подготовки). Студенты прошли ряд учебных и производственных практик, написали несколько курсовых работ и приобрели определенный опыт. Это дает основания критически посмотреть на историю своей науки, ее теоретические концепции, воспринять на более высоком уровне базовые понятия современного естествознания, более глубоко понимать их проявления в геоморфологических и палеогеографических объектах и процессах.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Общенаучные компетенции:
обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: химии, физики, биологии, наук о земле и человеке, экологии; (С-ОНК-1, формируются частично);
владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития; способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (С-ОНК-2, формируются частично);
Результаты освоения дисциплины определяются профессиональными компетенциями ПК-1 и ПК-3 (формируются частично):
владение методологией и методами исследования геоморфологических объектов и источников палеогеографической информации, способность использовать базовые географические знания об общем
землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии для решения исследовательских и научно-прикладных профессиональных задач (ПК-1);
способность использовать базовые знания о географической оболочке и ее компонентах для исследования глобальных и региональных закономерностей формирования, структуры и функционирования современных природных комплексов и особенностей их изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека (ПК-3);
Студент должен знать:
· Этапы формирования научных знаний о рельефе земной поверхности и истории его развития;
· Содержание базовых понятий современного естествознания;
· Вклад ведущих ученых кафедры геоморфологии и палеогеографии МГУ им. М.В. Ломоносова в развитие науки;
Уметь:
· Применять знание истории науки для объяснения содержания современных концепций рельефообразования;
· Применять знание содержания основных понятий современного естествознания для понимания геоморфологических и палеогеографических процессов и явлений.
Владеть:
навыками анализа информации о геолого-геоморфологических факторах и палеогеографических событиях с учетом опыта развития науки и содержания основных понятий естествознания.
4. Структура и содержание дисциплины «Избранные главы геоморфологии и палеогеографии».
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (полностью соответствует учебному плану)
Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц[1] часов. (см -табличку
№ п/п
| Наименование разделов
| Всего часов
| Аудиторные занятия, в том числе
лекции
| Семинары
| Практические занятия
|
| Введение
|
| Лекция 1. Введение. Геоморфологические представления античности и средних веков. Представления о рельефе эпохи Возрождения. Создание предпосылок для научного изучения рельефа.
|
|
|
| Раздел 1
|
| Лекция 2.Первые космогонические гипотезы. Дискуссии нептунистов и плутонистов, катастрофистов и эволюционистов.
Лекция 3.Развитие представлений об эрозионно-аккумулятивном рельефе. Возникновение дрифтовой и ледниковой гипотез.
|
|
|
| Раздел 2
|
| Лекция 4.
Формулирование геоморфологической триады и парадигмы о взаимодействии эндогенных и экзогенных процессов. Возникновение неотектоники.
|
|
|
| Раздел 3
|
|
Лекция 5. Системный подход в геоморфологии. Геоморфологическая школа Московского университета.
|
|
| 6.
| Раздел 6.
|
| Лекция 6. Изменения глобального климата и ландшафтов в истории Земли.
Лекция 7. Эволюция культуры и расселение человека в Евразии.
Заключение.
|
|
|
4.2. Содержание дисциплины.
Программа лекционного курса.
Введение. Место курса лекций «Избранные главы геоморфологии» в системе университетского геоморфологического образования. Главные цели курса и его структура.
Раздел 1. История развития представлений о рельефе и возникновение геоморфологии. Природоведческие представления в античное время. Пифагор, Аристотель, Геродот, Страбон; идея изменчивости суши и моря. Инженерная мысль античности. Представления о шарообразности Земли; Дикеарх; опыт Эратосфена. Плиний Старший, Птолемей. Средние века; упадок западной науки и расцвет на Востоке. Аль-Бируни, Ибн-Сина. Эпоха Возрождения. Великие географические открытия. Леонардо да Винчи. Путешествие Магеллана. Создание предпосылок для развития представлений о рельефе. Развитие географии (Б. Варениус), картографии и измерения высот (Г. Меркатор, Э. Торичелли, Гомон, Леман), геологии (Н. Стенон).
Взгляды М.В. Ломоносова и их значение для наук о Земле. Эпоха академических экспедиций в Европейской и Азиатской России. Космогоническая гипотеза Ж. Бюффона. Нептунизм и плутонизм; А. Вернер и Дж. Геттон, Дж. Плейфер. Гипотеза И. Канта – П. Лапласа. Катастрофизм; Ж. Кювье, Л. фон Бух, Л. Эли-де-Бомон. Гипотеза кратеров поднятия; А. Гумбольдт. Возникновение эволюционного учения. Ж. Ламарк, Ч. Лайель. Ч. Дарвин и значение его работ для геоморфологии. Актуализм и униформизм. Создание геологических служб и научных (геологических, географических) обществ в разных странах.
Русские кругосветные экспедиции первой половины XIX века. Открытие Антарктиды экспедицией Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. П.П. Семенов-Тян-Шанский и его школа. Исследования К.М. Бэра.
Развитие представлений об эрозионном рельефе (О. Пешель, А. Рютимейер, В.В. Докучаев, К.М. Бэр); формировании дельт (Н.Я. Данилевский). Возникновение дрифтовой (Р. Мерчисон, Ч. Ляйель) и ледниковой теории (Л. Агассиз, И. Шарпантье, О. Торрель, К.Ф. Рулье, Г.Е. Щуровский, Ф.Б. Шмидт, П.А. Кропоткин); изучение оледенения Альп (А. Пенк и Э. Брюкнер). Изучение береговых процессов (Ф. Рихтгофен, П. Корналья, Д. Джонсон); развития пустынь (И. Вальтер, Ф. Рихтгофен, В.А. Обручев); выветривания и гипергенных процессов (Ч. Дарвин), карста (Е. Мартель, Л. Савицкий, А.А. Крубер), многолетней мерзлоты (А.Ф. Миддендорф), подводного рельефа (Ф. Нансен).
Создание контракционной гипотезы и теории геосинклиналей (Л. Эли де Бомон, Д. Холл, Д. Дана, А. Гейм, М. Бертран). Проблема упорядоченности морфотектонического плана Земли. Э. Зюсс и значение его труда для геоморфологии. А. Вегенер и гипотеза дрейфа материков. Экспедиция «Челленджера» и другие океанографические экспедиции; прокладка подводных телеграфных кабелей.
К. Науманн и возникновение названия науки о рельефе. Выделение геоморфологии в самостоятельную отрасль знания: Дж. Пауэлл, Г. Джилберт, Д. Даттон; А. Пенк, З. Пассарге, О. Пешель, В.В. Докучаев, И.Д. Черский, С.Н. Никитин, А.П. Павлов. А.П. Карпинский, А.А. Тилло, Д.Н. Анучин и изучение крупных форм поверхности равнин. Исследования по проблеме лесса: И.В. Мушкетов, П.А. Тутковский, Л.С. Берг.
Первые теоретические концепции геоморфологии: теория географических циклов В.М. Дэвиса и морфологический анализ В. Пенка.
Раздел 2.Развитие геоморфологии в XX веке и разработка ее основных концепций. Формулирование К.К. Марковым в 1929 г. геоморфологической «триады»: морфология, генезис, возраст. Утверждение парадигмы о формировании рельефа в результате противоречивого взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов. Расширение геоморфологических исследований в середине XX века; развитие региональных работ. Выяснение основных черт рельефа материков (Ф. Махачек; коллективная работа геоморфологов Института географии АН СССР; В.Е. Хаин, А.Е. Криволуцкий) и океанов (Г.Б. Удинцев, В.Ф. Канаев, А.В. Ильин, А.В. Живаго, Г.Д. Нарышкин). Завершение эпохи Великих географических открытий. Канон Г. Штилле и возникновение неотектоники (В.А. Обручев, С.С. Шульц, Н.И. Николаев). Исследования эрозионного (С.С. Соболев, Н.И. Маккавеев, Р. Хортон), ледникового (И.П. Герасимов, К.К. Марков, Р. Флинт, С.В. Калесник, Г.К. Тушинский), мерзлотного (М.И. Сумгин, А.И. Попов, А. Уошборн), эолового (Б.А. Федорович), карстового (Г.А. Максимович, Н.А. Гвоздецкий) рельефа, выветривания (Б.П Полынов, К.И. Лукашев, К. Оллиер, Ю.П. Селиверстов), склоновых (М.И. Иверонова, С.С. Воскресенский, А. Шейдеггер), береговых (В.П. Зенкович, О.К. Леонтьев, В.В. Лонгинов, Б.А. Попов) форм и процессов. Изучение подводного рельефа (Г.В. Агапова, А.С. Ионин, Н.А. Айбулатов, Ю.А. Павлидис); развитие представлений о подводном перигляциале (Г.Г. Матишов). Формирование основных направлений геоморфологических исследований: структурной, климатической, динамической геоморфологии, палеогеоморфологии. Развитие геоморфологического картографирования.
Новый взгляд на дискуссии XIX века: эндогенные и экзогенные процессы; гляциализм и антигляциализм (маринизм); катастрофизм и актуализм; фиксизм и мобилизм; представления об эволюции геологических процессов в истории Земли.
Включение в сферу интересов геоморфологии глобального рельефа (Б.Л. Личков, Г.Н. Каттерфельд). Возникновение гипотезы литосферных плит и превращение ее в концепцию новой глобальной тектоники.
Разработка основных геоморфологических концепций середины – последних десятилетий XX века: Л. Кинг; И.П. Герасимов и Ю.А. Мещеряков; К.К. Марков; И.С. Щукин; Н.А. Флоренсов; А.Н. Ласточкин; Д.А. Тимофеев, В.П. Чичагов, В.В. Бронгулеев; Г.Ф. Уфимцев. Некоторые университетские геоморфологические школы: ленинградская школа С.С. Шульца; А.П. Дедков и его школа; К.И. Геренчук и львовская школа; геоморфологи Саратовского, Томского, Киевского, Харьковского, Симферопольского университетов.
Повышение внимания к изучению геоморфологических процессов настоящего и прошлого. Экологизация геоморфологии. Смена эндогенно-экзогенной парадигмы морфодинамической. Смена основной цели геоморфологического исследования: вместо выяснения роли эндогенного фактора в рельефообразовании – выявление роли рельефа в поддержании благоприятных для жизни условий на Земле. Признаки научной революции в геоморфологии.
Тенденции гуманизации геоморфологии.
Развитие методики исследований: аэрокосмические методы; абсолютное датирование; геофизические методы исследования верхней части осадочной толщи; численное и физическое моделирование; геоинформационные технологии..
Основные публикации по геоморфологии. Серии «История развития рельефа Сибири и Дальнего Востока»; «Геоморфология СССР»; журналы «Геоморфология», «Океанология», «Известия РАН. Серия географическая», «Вестник Московского университета. Серия V. География», «Известия РГО», «Geomorphology», «Earth Surface Processes and Landforms», «Geological Society of America Bulletin», «Coastal Research», «Marine Geology», «Geology», «Nature», «Science».
Раздел 3.Геоморфологические аспекты основных понятий современного естествознания. Пространство и время. Вещество, энергия и информация. Системный подход. Понятие о геоморфологическом пространстве и его свойства: сферичность, анизотропность, приуроченность к телу вращения, дискретность – континуальность; симметрия – диссимметрия; неоднородность; упорядоченность. Геоморфологическое положение; геоморфологическое соседство; пространственная структура; геоморфологическое районирование; проблема геоморфологических границ.
Геоморфологическое время и его свойства: необратимость; непрерывность – прерывистость; направленность – цикличность. Эволюционное, видовое, индивидуальное время. Возраст и эволюция рельефа. Скорости рельефообразующих процессов и их распределение в пространстве. Связь пространства и времени; понятие о пространственно-временном континууме и его значении для геоморфологии; динамический возраст рельефа и его картографическое отображение. Иерархия пространственно-временных отношений.
Вещество, участвующее в рельефообразовании, его виды и фазовые состояния. Определение процесса рельефообразования. Роль рельефа в функционировании круговоротов вещества; восходящий и нисходящий потоки. Балансовый метод изучения рельефа.
Энергия рельефа и энергия рельефообразования. Баланс энергии. Энергоактивные зоны, их типы. Преобразования энергии в различных географических зонах. Энергетический подход в геоморфологии. Волноэнергетический метод изучения береговых процессов.
Информация в геоморфологии. Дискуссии вокруг этого понятия. Отражение – фундаментальное свойство материи. Определение информации. Информационные взаимодействия в рельефообразовании; сохранение и потери информации. «Память» рельефа.
Системный подход в геоморфологии. Рельеф как системообразующий фактор. Целостность геоморфологических систем, их типы, структура, функционирование, динамика и эволюция. Характерные пространство и время; иерархичность геоморфологических систем.
Раздел 4. Вклад ведущих ученых геоморфологической школы Московского университета в развитие геоморфологической науки. Д.Н. Анучин и его ученики: Л.С. Берг, А.А. Борзов; Б.Ф. Добрынин, А.А. Крубер, И.С. Щукин, С.Г. Григорьев, А.С. Барков. К.К. Марков, И.С. Щукин и создание кафедры геоморфологии (позднее геоморфологии и палеогеографии). Работы А.И. Спиридонова. С.С. Воскресенский и его школа. О.К. Леонтьев и его школа. Н.И. Маккавеев и его школа. Н.В. Башенина; проблема геоморфологического картографирования. Научные направления кафедры в начале XXI века.
Заключение.Проблемы, стоящие перед геоморфологией в России в начале XXI века. Идеи В.И. Вернадского и возможность их воплощения. Парадигма современного естествознания – «глобальный эволюционизм» (Н.Н. Моисеев). Роль рельефа в сохранении гомеостатического состояния.
Аннотация программы
Введение. История развития представлений о рельефе и возникновение геоморфологии. Развитие геоморфологии в XX веке и разработка ее основных концепций. Геоморфологические аспекты основных понятий современного естествознания. Пространство и время. Вещество, энергия и информация. Системный подход. Вклад ведущих ученых геоморфологической школы Московского университета в развитие геоморфологической науки. Заключение.
5. Рекомендуемые образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Избранные главы геоморфологии и палеогеографии» применяются следующие виды образовательных технологий: развивающее и проблемное обучение, проектные методы обучения, лекционно-семинарско-зачетная система обучения, технология развития критического мышления. При чтении данного курса применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная, проблемная, лекция-визуализация.
Форма промежуточной аттестации (по семестрам): зачет.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|