Сделай Сам Свою Работу на 5

Подходы к определению фирменного стиля компании





БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ИМИДЖА АВИАКОМПАНИИ «S7 AIRLINES»

 

    Студент группы № ИО – 403Бк
    Ефимова Ксения Сергеевна
    (Ф.И.О.)
    Научный руководитель:
    кандидат психологических наук, доцент кафедры И-04
    (учёная степень, учёное звание)
    Захарова Саргылана Егоровна
    (Ф.И.О.)

 

Москва – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ИМИДЖА КОМПАНИИ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ... 8

1.1. Подходы к определению фирменного стиля компании. 8

1.2. Психологические требования формирования фирменного стиля 13

1.3. PR-технологии по формированию фирменного стиля. 18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ИМИДЖА АВИАКОМПАНИИ «S7 AIRLINES» 25

2.1. Деятельность авиакомпании «S7 Airlines». 25

2.2. Результаты экспертного анализа и социального опроса, направленного на выявление психологических аспектов разработки фирменного стиля авиакомпании «S7 Airlines». 37



2.3. PR-проект по продвижению имиджа авиакомпании «S7 Airlines» 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 69

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность бакалаврской работызаключается в том, что формирование позитивного имиджа организации играет значительную роль в конкурентоспособности и успешности компании или предприятия. Использование навыков и знаний из данной области является основным критерием успешности организации. Независимо от самой организации имидж является основополагающим фактором, играющим оценочную роль в том, как компанию воспринимают конкуренты, клиенты и партнеры. Изучение психологических аспектов разработки фирменного стиля при продвижении имиджа позволит на более глубинном уровне выявить ключевые составляющие создания положительного и одновременно успешного имиджа компании. Знание психологии помогает тщательнее продумывать действия, направленные на создание фирменного стиля организации. Связи с общественностью – сфера, где инструментов для создания фирменного стиля, направленного на продвижение имиджа организации, великое множество. Именно поэтому знание основ психологии в этом вопросе крайне актуален.



В данной бакалаврской работе речь идет о психологических аспектах разработки фирменного стиля при продвижении имиджа авиакомпании «S7 Airlines». Авиационная отрасль всегда являлась и является одним из приоритетных направлений государственного развития. Знание психологических аспектов формирования имиджа позволяет быстрее и правильнее заложить фундаментальные основы создания концепции формирования фирменного стиля. Помогает еще на этапе разработки осуществлять верные шаги к созданию узнаваемого, успешного и индивидуального стиля и положительного имиджа.

Исходя из вышеизложенного актуальность исследования психологических аспектов разработки фирменного стиля при продвижении имиджа авиакомпании «S7 Airlines», обусловлена тем, что, несмотря на достаточно высокий уровень практической значимости данной темы в условиях сложившейся ситуации в России данная проблематика недостаточно глубоко проработана. Поэтому одной важной научно - прикладной задачей является выявление психологических аспектов разработки фирменного стиля при продвижении имиджа авиакомпании «S7 Airlines».

Степень научной разработанности темы исследования. Затронутые в дипломной работе вопросы формирования имиджа исследовались такими отечественными учёными, как И.А. Алехина, М.П. Бочаров, П.С. Гуревич, Т.Э. Гринберг, В.Г. Зазыкин, Д.А. Левчик, А.П. Мельников, Г.И. Марченко, И.А. Носков, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, С.В. Устименко, А.Н. Чумиков, Ф.И. Шарков, и др.[1]



Среди зарубежных авторов стоит выделить П. Берд, Л. Браун, К. Боулдинг, Д. Бурстин, К. Спенсер, Б. Сэм, Э. Сэмпсон, Дж. Честара, Дж. Ягер и др.[2]

Среди исследователей, занимающихся различными проблемами космической отрасли стоит назвать таких, как О.М. Алифанов, В.А. Буркова, С.И. Воробьева, О.А. Грязновой, В.А. Давыдов, А.Б. Железняков, Е.И. Жук, С.В. Захаровой, Г.И. Золотаревой, И.М. Моиссеев, С. Пономарев, В.С. Хохулина, и др.[3]

Объект данного исследования – имидж авиакомпании «S7 Airlines».

Предмет – психологические аспекты разработки фирменного стиля при продвижении имиджа авиакомпании «S7 Airlines».

Цель дипломного исследования – рассмотреть психологические аспекты разработки фирменного стиля при продвижении имиджа авиакомпании «S7 Airlines».

Задачи дипломной работы:

· определить подходы к определению понятия фирменного стиля компании;

· рассмотреть психологические требования формирования фирменного стиля;

· раскрыть PR-технологии по созданию фирменного стиля;

· рассмотреть деятельность авиакомпании «S7 Airlines»;

· проанализировать результаты экспертного опроса и социального опроса, направленного на выявление психологических аспектов разработки фирменного стиля при продвижении имиджа авиакомпании «S7 Airlines»;

· разработать PR-проект по продвижению бренда авиакомпании «S7 Airlines»

Методы исследования:

Теоретическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что, изучая и обогащая уже существующий научный базис психологических аспектов разработки фирменного стиля при продвижении имиджа компании в связях с общественностью, вносится вклад в определение специфики данного вопроса.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработанном PR-проекте, направленном на формирование фирменного стиля при продвижении имиджа авиакомпании «S7 Airlines». Анализируя деятельность фирмы, автор выделяет слабые и сильные места данной организации, а также предлагает пути совершенствования. Исследование представляет интерес для работников в аэрокосмической отрасли, в большей степени для авиакомпаний.

Структура бакалаврской работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении дается описание актуальности, степени научной разработанности темы исследования, объекта, предмета, цели и задач исследования, методов исследования, теоретической и практической значимости, а также структуры работы.

Первая глава посвящена психологическим аспектам разработки фирменного стиля при продвижении имиджа компании в связях с общественностью.

Во второй главе представлены особенности разработки фирменного стиля при продвижении имиджа авиакомпании «S7 Airlines», проанализированы результаты экспертного и социального опросов, направленных на выявление психологических аспектов разработки фирменного стиля авиакомпании «S7 Airlines». Также разработан PR-проект по продвижению бренда авиакомпании «S7 Airlines».

Заключение носит обобщающий характер к выполненной работе, отражает основные выводы и результаты проведенных исследований.

 


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ИМИДЖА КОМПАНИИ В СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Подходы к определению фирменного стиля компании

Фирменный стиль сегодня является современным видом рекламы. Специалистами он определяется как вид маркетинговых коммуникаций. Фирменный стиль чаще всего это набор графических, словестных, цветовых и прочих элементов, которые несут в себе смысловое единство товаров и услуг фирмы. Применение фирменного стиля всегда предполагает концептуально объединенный подход к обработке образа, цветовому решению, смысловой составляющей, оформлению деловых бумаг и т.д.

Фирменный стиль определяется как некий набор визуальных констант, который дает потребителю возможность узнать образ бренда. Все составляющие фирменного стиля обязательно должны быть объединены одной определенной идеей.

Сегодня трудно представить успешную компанию без наличия своего собственного фирменного стиля, ведь он выделяет ее среди конкурентов. Чем лучше продумана, разработана и детализирована концепция фирменного стиля организации, тем позитивнее имидж бизнеса, тем более узнаваемой становится фирма. Все это безусловно ведет к повышению продаж и лояльности клиентов и партнеров.
Фирменный стиль считается первой и главной точкой контакта с целевой аудиторией.

На первом этапе к определению понятия фирменного стиля, обычно выделяют ряд функций:
1. Идентификация. Прежде всего - это возможность с легкостью узнать тот или иной товар, услугу по некоторым внешним характеристикам.

2. Доверие. Наличие фирменного стиля у организации априори вызывает доверие, к тому же, если потребитель как- то раз уже убедился в качестве предоставляемой фирмой услуги или товара, то это доверие будет распространено и на остальную продукцию.

3. Реклама. Фирменный стиль повышает эффективность рекламы.

Основной целью фирменного стиля является якорение в сознании потребителей образа организации. Он всегда должен вызывать только положительные эмоции, быть индивидуальным, оригинальным и ни на что не похожим, чтобы вызывать стойкую ассоциацию только с данной организацией. Он должен отражать качество и безупречность предлагаемой услуги или товара

Существует еще один подход к определению функций фирменного стиля:

1. Имиджевая функция. Она подразумевает поддержание быстро узнаваемого образа компании. Многие люди ассоциируют престижность компании с известным товарным знаком и готовы заплатить больше денег именно благодаря хорошо сформированному и преподнесенному образу. Поэтому, выбирая среди аналогов, они скорее предпочтут доплатить деньги за хорошо раскрученный бренд (чей фирменный стиль является их визитной карточкой), нежели купить товар или услугу по более выгодной цене у конкурента.

2. Идентифицирующая функция. Позволяет быстро идентифицировать товар среди аналогов.

3. Дифференцирующая функция. Позволяет потребителю лучше ориентироваться в потоке рекламы.

Когда потребитель имеет в голове четко сформировавшийся образ компании, ему проще вычленять тот или иной логотип, среди прочих других. Использование же одного и того же цветового решения в рекламе, упаковке, самом преподнесении рекламного сообщения, позволит лучше сориентировать целевую аудиторию.

Не мало важным является также и то, что фирменный стиль значительно упрощает работу маркетологов, а именно создание и поддержание маркетинговых составляющих фирмы. Таких как маркетинговая коммуникация. Также, с разработкой фирменного стиля в компании значительно повышается корпоративный дух, что объединяет сотрудников и настраивает на определенную рабочую волну, вырабатывается «фирменный патриотизм», так называемая лояльность сотрудников. Визуальное восприятие организации очень важный психологический аспект, ведь упоминая об организации необходимо ассоциировать ее с определенным образом, для более лучшего запоминания.

К системе фирменного стиля относят:

· товарный знак

· фирменный блок

· слоган

· фирменная гамма цветов

· фирменный комплект шрифтов

· корпоративный герой

· лицо фирмы

· логотип

· и т.д

Подробнее рассмотрим некоторые из вышеперечисленных пунктов.

Товарный знак. Чаще всего это изобразительные , словесные, объемные обозначения. Владелец имеет исключительное право на его использование, что подкреплено защитой государства.

Логотип. Им чаще всего представлено сокращенное наименование фирмы или товарной группы. Чаще всего количество букв в логотипе варьируется от 4-7. Важно понимать, что логотип должен быть всегда уникален. Он имеет юридическую поддержку. Логотип всегда регистрируется. Именно потому что логотип имеет юридическую поддержку, его плагиат, даже если частичный, может привести к судебному разбирательству. Поэтому, прежде чем заниматься его разработкой, нужно тщательно проверить не имеется ли чего-то похожего.

Фирменный блок. Под ним эксперты понимают сочетание элементов фирменного стиля, как, например, товарный знак и логотип.

Слоган. Слоган или лозунг. Т.е. некий девиз. Например как у компании Tefal: «Tefal, ты всегда думаешь о нас» или у компании Nike: «Just do it» и др. Мотивом часто выступает эмоциональный посыл от компании к аудитории. Например, забота о клиенте.

Фирменный цвет. Очень важной составляющей является и основной цвет компании. Он делает фирменный стиль более узнаваемым, вызывает стойкие ассоциации при упоминании компании. Также наталкивает потребителя на четко сформированные ассоциации при взгляде на то или иное сочетание цветов. Например, авиационная отрасль вызывает четкую ассоциацию с голубым или синим цветом, Coca-Cola – всегда белый с красным, Шоколадка Milka – лиловый. Фирменный цвет может иметь правовую защиту в случае, если товарный знак зарегистрирован в этом цвете.

Корпоративный герой. В данной концепции коммуникатор неким образом визуализирует себя для своей целевой аудитории. Герой всегда наделяется определенными чертами. Это делает фирменный стиль более живым, привлекательным и индивидуальным. Хорошим примером можно считать корпоративного героя фирмы Danone йогурта «Растишка». Герой динозавр по имени Дино выступает как заботливый, веселый друг ребенка, который точно знает что вкусно и полезно вашему чаду.

Фирменный комплект шрифтов. Шрифт тоже играет немаловажную роль. То каким шрифтом на упаковке, рекламе, промо-продукции написано название фирмы, зачастую определяет запомнит ли визуально потребитель то, какой компанией выпущена данная продукция или услуга.

Эксперты выделяют носителей фирменного стиля. Ими являются:

PR. Например, оформление зала для пресс-конференций в один стиль.

Сувенирная реклама. Это всем хорошо известные авторучки, дающиеся в подарок, пакеты с логотипом фирмы, игрушки, воздушные шары, шоколадки и т.д. Такой вид рекламы еще принято называть промо-продукцией.

Печатная реклама. Листовки, каталоги, календари.

Элементы интерьера. Наклейки большого формата, изображение логотипов на стенах, мебели и т.д. Часто офисы оформляют в одну, характерную для компании, цветовую гамму.

Документы и удостоверения. Пропуска, значки и многое другое.

Другие носители. Ярлыки, пригласительные билеты, упаковочная бумага.

Т.е. фирменный стиль – это некое единство графических, цветовых и других приемов. Можно сказать, что фирменный стиль это визитная карточка компании, своеобразное удостоверение фирмы. А основная функция – это привлечение внимания. Возведение четкой ассоциации в умах потребителей, партнеров и конкурентов о компании или организации. Фирменный стиль является мощным манипуляторным рычагом, поэтому очень важно правильно построить образ.

Таким образом, внедрение фирменного стиля происходит не сразу, а постепенно. Проходя несколько этапов, развиваясь, улучшаясь и эволюционируя, поэтому очень важно его соблюдение, правильное применение и постоянное передерживание первоначальной идеи. Основные функции фирменного стиля это доверие, идентификация и эффективность. Он играет важную роль в формировании образа компании в умах потребителя, партнера и конкурента. Хороший фирменный стиль всегда привлекает целевую аудиторию. Визуализация фирменного стиля является самым важным аспектом его создания. Ведь именно набор цветов, сочетание букв, слов, звуков и будет вызывать четкую ассоциацию с вашей организацией. Важно помнить, что фирменный стиль это всегда самый главный рычаг в борьбе за своего покупателя. Фирменный стиль должен быть един. Эволюционируя и развиваясь ваша компания должна всегда придерживаться первоначальных констант.

 

1.2. Психологические требования формирования фирменного стиля

Безликий фирменный стиль автоматически подразумевает его отсутствие. Он должен соответствовать психологическим потребностям целевой аудитории, ожиданиям, потребностям. Сформировать фирменный стиль задача не из простых.
В наше время даже руководители маленьких компаний понимают, что создание фирменного стиля уже на начальном этапе создания организации очень важно. Однако разработать его с нуля очень трудно, ведь нужно прогнозировать наперед не только концепцию развития собственной компании, но и учитывать психологические особенности формирования стиля в перспективе. Понимать какой отклик он даст в будущем на ту или иную целевую аудиторию.
Главная проблема вовсе не количество расходов, а именно сама подача фирменного стиля, его уникальность, неповторимость и индивидуальность. Помимо всего прочего, он должен отражать основной эмоциональный посыл организации.
Идея образа – это основа основ. Допустим компания начала действовать на рынке не имея определенной символики. Станет ли она узнаваемой? Смогут ли потребители вычленить ее среди других конкурентов? – конечно же нет.
Ко всему прочему, следует напомнить, что фирменный стиль также определяет и внутрикорпоративную культуру организации. Несет некий психологический посыл, сплочает сотрудников, отражает идею компании. Именно поэтому уже с первых дней создания компании следует пользоваться хотя бы минимальным набором символики.
Эксперты выделяют несколько этапов формирования фирменного стиля организации:

1. проведение рекламно-маркетинговых исследований

2. формулировка основной идеи

3. создание основных элементов фирменного стиля

4. оценка охраноспособности разработанного товарного знака

5. правовая защита фирменного знака

Рассмотрим подробнее каждый из этапов. Рекламно-маркетинговые исследования. В первую очередь это анализ фирменных стилей конкурентов. Как мы помним, фирменный стиль должен быть уникален, он ни в коем случае не должен повторятся. Обычно на данном этапе используют патентные исследования. Позже, на основе рекламно-маркетинговых исследований формируется основная идея, отвечающая ожиданиям компании. Идея является абсолютной константой. Ее стоит придерживаться на всем этапе существования фирмы.

Фирменный стиль это всегда один из основных составляющих имиджа компании. Скорее даже именно стиль является первой точкой соприкосновения с ним.
Исходя из этого, придумывая идею стиля, важно определить каким будет имидж компании. Стиль можно считать успешным тогда и только тогда, когда он передает основную суть организации, т.е. отражает ее настрой, характер, философию и т.д. Фирменный стиль, являясь частью имиджа, определяет и сам статус компании.
Фирменный стиль не должен полностью раскрывать идеологию, он должен лишь обозначить ее.

Стержневую идею нужно выразить как в вербальном, так и в письменном виде. Главное, при разработке стиля – это помнить, что все составляющие должны складываться в одну картинку. Быть целостными и едиными. Гармоничными.

Вот несколько требований, который несут в себе психологическую подоплеку:

Первое – это простота и лаконичность. Чем проще, тем лучше. Быстрее запомнить. Наличие сложных и увесистых композиций, например в логотипе, могут вызвать трудности с восприятием. Это не работает. Чем короче логотип, тем он более читабелен (4-7 букв). Шрифт также нужно выбирать заметный, избегая чрезмерной вычурности. Так, например, знаки автомобилей обычно воспринимаются в движении, соответственно изображение должно быть четким, легкоразличимым. Парадоксальным является то, что на деле индивидуальный простой логотип придумать куда сложнее, нежели сложный.

Вторым важным психологическим аспектом выступает уникальность идеи. Людям нравится раскрывать границы. Открывать что-то новое. Поэтому, когда на рынок выходит компания, несущая какую-то концептуальную новизну, она сразу становится во главе угла. Например, ювелирная компания Pandora. Она выпускает ювелирные украшения. Но эти ювелирные украшения несут собой определенный посыл. Дело в том, что покупая украшения у Pandora, потребитель как бы увековечивает для себя то иои иное событие. Он приобретает не украшение. Он приобретает момент.

Логотип должен быть выполнен понятным, запоминающимся шрифтом.

Третье – это ассоциативность. Здесь все просто. Товарный знак должен вызывать ассоциацию с товаром или услугой.

Недвусмысленность. Восприятие логотипа должно быть однозначным.

Эстетичность и эмоциональность. Товарный знак должен вызывать только позитивные эмоции. Никаких двусмысленных ассоциаций. Например, круг и квадрат принято считать скучными фигурами. Создавая свой логотип, постарайтесь избегать подобной интерпретации.

Броскость и запоминаемость. Товарный знак должен всплывать в умах потребителей сразу же, как им понадобиться тот или иной продукт. На данном этапе, при разработке товарного знака, например, обращаются к так называемому brand book-у.

Вrand book – это описание ценностей бренда. В его структуру входят: идеология, философия, миссия компании. Его иногда также называют «паспорт стандартов». В нем содержится и инструкция по правильному размещению торговой марки. Четкого содержания и объема brand book нет, однако его смысловая составляющая может включать:

· фирменные цвета

· точные пропорции фирменного знака

· шрифты для логотипа

· специфику и стандарты оформления деловой документации

Такая инструкция нужна для тех случаев, когда изменяется масштаб элементов фирменного стиля при помощи разных технологий.

При разработке фирменного стиля, в частности логотипа и торговой марки чуть ли не самым важным является выбор цвета. Здесь необходимо учитывать и то, какую психологическую нагрузку несет выбранная палитра.
Рассмотрим подробнее.

Согласно результатам многочисленных психологических исследований, ученые выяснили, что цвет влияет на восприятие температуры, объема, и степень удаленности объекта.

Например, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет. Делают его более живым, теплым. Создают эффект нахождения рядом с объектом.
Черный, серый, фиолетовый, голубой, синий, зеленый – наоборот, отдаляют объект. Поэтому всегда важно обращать внимание на такие параметры, выбирая фирменный цвет.

Подробнее разберем семантику цветов.

Красный – настраивает на решительность. Семантика цвета – побуждение к действию.

Оранжевый – вызывает прилив жизненных сил. Часто используют в рекламе детских товаров, медикаментов.

Желтый – интеллектуальный цвет. Рекламируя, например, образовательные услуги выбирайте именно его.

Зеленый – смягчающий, расслабляющий цвет. Подходит для рекламы аптек, клиник, стоматологических услуг и т.д.

Розовый – усиливает чувства, пробуждает внимательность. Подходит для рекламы парфюмерии, брачных агенств.

Голубой – как и розовый – чувственный цвет. Цвет мира и гармонии.

Синий – помогает сконцентрироваться.

Фиолетовый – цвет сосредоточенности. Помогает абстрагироваться. Хорошо стимулирует работу мозга. Провоцирует креативность мышления. Подходит для бизнес среды.

Черный – цвет самопогружения. Помогает отгородиться от внешних обстоятельств.

Белый – цвет открытости. Однако использование в рекламе только белого цвета, может привести к тому, что эффект от нее будет носить нейтральный характер.

Таким образом, создавая фирменный стиль необходимо прежде всего учитывать психологические аспекты. Во-первых, лаконичность. Все должно быть в гармонии. Логотип или торговая марка, не должны выглядеть мудрено, наоборот, это сторона креатива где чем проще, тем лучше. Во-вторых, необходимо учитывать семантику цветов, понимать как они сочетаются и какой посыл в себе несут. В-третьих, уникальность. Разработанный стиль должен быть уникален. Должен вызывать ассоциации только с вашей организацией, без плагиата. Односмысленность ассоциаций. Учитывая все эти параметры, тщательно подбирая шрифты, цвета, сочетание букв и т.д., вы сможете заложить прочный фундамент, на базе которого впоследствии и будете формироваться имидж компании.

 

 


[1] См: Шарков Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления. М.: Академический проект, 2006; Почепцов Г. Имиджеология. М: Рефл-бук, 2000; Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер?: Или о том, как создавать свой имидж. М.: Дело, 2001; Марченко, Г.И., Носков, И.А. Имидж в политике. М.: Владос, 1997; Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991; Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М.: РИП-Холдинг, 1995; Амелин В.Н, Левчик Д.,А., Устименко С.В. Воюют надписи: Имидж кандидата и способы его актуализации. М.: Олма-пресс, 2005; Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели. М.: Медиаскоп, 2008; Алёхина И.А. Имидж и этикет, М.: Дело, 2006; Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2007; Зазыкин В.Г., Мельников А.П. Психология «паблик рилейшнз». М.: Элит, 2008.

[2] См: Берд П. Продай себя! Тактика совершенствования Вашего имиджа. Минск: Амалфея, 2004;Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб.: Питер, 2001; Боулдинг, К. Общая теория систем - скелет науки Исследования по общей теории систем. М.: Наука, 1969.

[3] См: Давыдов В.А. Первый пилотируемый полет. Российская космонавтика в архивных документах в 2-х кн. М., 2011: Он же. Космонавтика, экономика, страхование. Словарь-справочник. М., 2009, Он же: Разработка основ концепции совершенствования систем управления и ресурсного обеспечения развития ракетно-космической промышленности: автореферат на соискание ученой степени к.э.н. М., 2012; Алифанов О.М., Хохулин В.С. Роль космического образования в XXI в. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2007. № 1. С. 127-134; Золотарева Г.И., Грязнова О.А., Захарова С.В. Инновационное развитие предприятий ракетно-космической отрасли в условиях рынка. Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 2. С. 303-307.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.