|
Общие основы педагогической психологии.
Лекция № 1
План.
1. Определение термина «педагогическая психология». Предмет и объект пед. психологии.
2. История развития педагогической психологии в России и за рубежом. 3. Структура педагогической психологии. Задачи и основные проблемы.
4. Связь педагогической психологии с различными отраслями знания.
5. Методы педагогической психологии.
У медиков существуют основные заповеди, выраженные в клятве Гиппократа, которую дают все будущие медицинские работники. Основная мысль этих заповедей: «Не навреди». Существуют ли в педагогике такие профессиональные заповеди? В качестве таковых можно назвать: «пойми ученика» и «помоги ему научиться». Следование этим заповедям способствует выполнению основной задачи образования – развитию и становлению личности ученика.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать. Только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами:
-уважай в ученике Человека, Личность (это является конкретизацией золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
-постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
-передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь!
1. Педагогическая психология – совокупная область знаний из общей, социальной, возрастной психологии и педагогики. На специфику ее предмета также влияют культурология и ряд общественных и естественных наук. Само ее название происходит от греческих слов: pais (paidos) – «дитя»; ago – «веду», «воспитываю», а также psyche, что означает «душа», и logos – «учение». Соответственно данная научная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изменяется под влиянием воспитательного и обучающего процессов.
Педагогическая психология – это наука, изучающая изменения личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что же происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания; как под руководством родителей, педагогов, других людей она усваивает определенные нормы и ценности. (В.Г. Казанская)
Педагогическая психология – это наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания человека с целью оптимизации деятельности ученика и учителя. (Зобков В.А.)
Н.Ф.Талызина подчеркивает, что «педагогическая психология изучает прежде всего процесс учения, его структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития».
Педагогическая психология «изучает закономерности овладения ЗУН, исследует индивидуальные различия в этих процессах…закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований» (В.А.Крутецкий).
Педагогическая психологияизучает психологические закономерности усвоения детьми ЗУН самостоятельной и творческой работы в процессе школьного обучения и формирования личности школьника в процессе воспитания, анализирует учебно-воспитательную работу в целях ее улучшения (Н.Д.Левитов).
В.В. Давыдов предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Он аргументирует это тем, что специфика возраста определяет характер проявления законов усвоения у учащегося, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному.
Термином «педагогическая психология» обозначаются две существенно разные науки. Одна из них является ветвью психологии, это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эта прикладная часть психологии часто называется школьной психологией. (Л.Д.Столяренко, Н.Ф.Талызина)
Объектом (то, что существует как данность вне самого изучения) педагогической психологии является в узком смысле педдеятельность (деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие детей, учащейся молодежи с целью формирования потребности в самообучении, саморазвитии с целью формирования субъекта учебной Деятельности); в широком смысле - образовательное пространство (педагогическая деятельность, учитель, ученик в семье, разных учебно-образовательных учреждениях – до-, школьные, внешкольные, постшкольные). По мнению Н.Ф. Талызиной объектомпедагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания.
Предмет –это то, что наука изучает в объекте. Также как и с термином «педагогическая психология», в определении предмета ПП существуют различные подходы.
Предметом ПП являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. ( Зимняя И.А.)
При деятельностном подходе, подчеркивает Н.Ф.Талызина,предметом исследования выступает ориентировочная часть деятельности учащихся.
По мнению М.В.Гамезо, предметомпедагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). По Зобкову В. А. – аспекты, части педпроцесса, влияющие на эффективность, стабильность учебного процесса: особенности психического и интеллектуального развития учащихся, особенности обучающей деятельности учителя, особенности учебного материала. 2. Педагогическая психология имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования. Этапы становления педагогической психологии:
1этап: с середины 17 века и до конца 19 века, может быть назван общедидактическим. Этот период представлен именами Яна Амоса Коменского, Жан-Жака Руссо, Иоганна Песталоцци, Иоганна Гербарта, К.Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева – по Песталоцци «явно ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику».
Большую роль в этот период сыграла работа К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания», в которой предложена целостная концепция развития человека. Ребенок стоит в центре воспитания и обучения. Термин «педпсихология» вошел в научный оборот с появлением одноименной книги П.Ф. Каптерева (ввел образование как совокупность обучения и воспитания, связь деятельности педагога и учеников, пед. проблемы учительского труда, подготовки учителя).
2 этап: с конца 19 века до середины 20 века. В этот период педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием педагогических систем – создан базис педпсихологии (А. Бине, Г. Эббингауз, Ж. Пиаже, А. Валлон, бихевиоризм Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скинер). Сформировалось особое психолого-педагогическое направление – педология (Дж. М. Болдуин, Мейман, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко, Н.П. Румянцев, В.М. Бехтерев Басов, Блонский. В центре их внимания был ребенок как целостная система в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекают принципы глубинного изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов, гуманистические принципы заботы о ребенке, индивидуального подхода в выборе средств и методов воздействия. Комплексный характер - не должен изучаться «по частям». Ребенка можно изучать лишь с учетом социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но и на антропоморфические параметры развития.
3 этап:создание ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии (1954 – Б. Скиннер идеи программированного обучения, в 1960-х Л.Н. Ланда теорию алгоритмизированного обучения, , в 70-х В. Оконь и М. Махмутов – теорию проблемного обучения; 60-70 г.г. – П.Я, Гальперин, Н.Ф. Талызина – теорию поэтапного формирования умственных действий;, 50-60 – дидактико-методическая система Л.В. Занкова, 70 – гг. теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова ).
3. Педагогическая психология традиционно рассматривается в составе трех разделов:
· психология обучения,
· психология воспитания,
· психология учителя.
И.А.Зимняя выделяет следующую структуру педагогической психологии:
1) психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);
2) психологию учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося;
3) психологию педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя).
4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Данная структура расширяет область исследования педагогической психологии и в то же время, по сути, остается традиционной (обучение, воспитание, учитель).
Задачипедагогической психологии. В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса (И.А.Зимняя).
Н.Ф.Талызина подчеркивает, что ПП призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения.
Н.Д.Левитов формулирует следующие задачи ПП:
1) раскрыть психологическое содержание воспитания и обучения и дать психологический анализ требований, предъявляемых в учебно-воспитательной работе к личности учащегося;
2) помочь педагогу построить обучение и воспитание на психологической основе и тем содействовать развитию педагогического дела.
И.А.Зимняя выделяет и конкретные задачи педагогической психологии:
- раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях;
- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения);
- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
- изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
- определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения;
- определения психологических основ диагностики уровня и качества усвоения знаний и их соотнесения с образовательными стандартами;
- разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Так, М.И.Смирнов выделяет следующие актуальные проблемыпедагогической психологии: 1.Психологические вопросы педагогического мастерства, мастерства преподавания, воспитательной работы.
2. Педагогическое общение: не только «учитель-ученик», но и – «учитель-учителя», «учитель-родители ученика».
3. Трудовое общение школьников – психология трудового воспитания: формы, направленность, содержание.
4. Педагогический коллектив: его состав, отношения, длительность, виды влияния, связь с детским коллективом.
Можно выделить также и другие проблемы не менее значимые (А.В. Петровский):
1. Проблема соотношения развития и обучения.
2. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания.
Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав двух данных проблем.3. Проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.4. Проблемы сенситивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что:- во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;- во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде. 5. Проблема детской одаренности.
6. Проблема готовности детей к сознательному обучению и воспитанию в школе.
Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать: - в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению; - в смысле личного уровня развития; - в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости. 7. Проблема индивидуализации обучения.
Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям. 8. Проблема психолого-педагогической диагностики.
9.Проблема оптимальной психолого-педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя и воспитателя.
10. Проблема активизации деятельности учащегося в процессе обучения.
11. Проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали). 12. Проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.
13. Проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети много болевшие, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми. 4. Педагогическая психология имеет взаимосвязь со многими отраслями знания и рассматривается как самостоятельная отрасль общепсихологического знания.
Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин.
1) она является конкретной отраслью общепсихологического знания;
2) она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме;
3) предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками.
Педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. А также: с различными отраслями психологии: социальной, возрастной и т.д.
Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт.Социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно- воспитательных институтов, целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика рассматривает цели и задачи обучения и воспитания детей, его средства и методы, способы их реализации на практике. Одновременно с этим предметом педагогических исследований является так же общее актуальное содержание образования.
Взаимосвязь педагогики с психологией:
1.Предмет наук: психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
2.Методы исследования: многие инструменты психологического научного исследования составляют основу решения педагогических исследовательских задач (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологический тест, формирующий эксперимент).
Что же касается личности ученика, индивидуальных психологических особенностей учителя, взаимоотношений между учителем (воспитателем) и ребенком, то это является предметом специального, внимательного и детального изучения в психологии. Психологическим основанием педагогического процесса являются:1. Теории личности (З. Фрейд, Г. Олпорт, К. Левин, Э. Фромм, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович).2. Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).3. Возрастная психология (психология развития).4. Теории научения (восходящие к бихевиоризму).5. Психология познавательных процессов (когнитивная психология, гештальтпсихология, психология речи).6. Психология индивидуальных различий (темперамент, характер, способности).7. Системный подход в психологии (В.М. Бехтерев, М. Вертгеймер, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов)8. Нейропсихология (А.Р. Лурия).9. Психодиагностика.10. Сравнительная психология.11. Гуманистическая психология.12. Психотерапия.5.Общая характеристика методов педагогической психологии. Педагогическая психология располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование, социометрия.
Существует два основных метода психологического изучения школьников – наблюдение и эксперимент. Все остальные являются частными разновидностями этих методов.
Наблюдением называется целенаправленное и планомерное восприятие исследуемых явлений с помощью органов чувств. Научное наблюдение имеет несколько признаков: целенаправленность, планомерность и компетентность наблюдателя.
Объективное наблюдение называют непосредственным, когда оно ведется лицом, проводящим исследование. Если используются результаты наблюдений, выполненных другими лицами, то наблюдение называют опосредованным.
Наблюдение за самим изучаемым школьником – прямое, а продуктов его деятельности – косвенное. Процедура и результаты опосредованного наблюдения могут иметь форму обобщения независимых характеристик, либо экспертных оценок. В первом случае, лицо, выполняющее функции эксперта, дает описательную характеристику наблюдавшегося явления, во втором – количественную оценку в числовой форме – в баллах, рангах, процентах.
Самонаблюдение также может быть ориентировано либо на содержательную характеристику, либо на оценивание в форме числовых показателей. При этом самооценка реализуется с помощью анкет и опросников, а самохарактеристика – с помощью беседы и интервью.
Научное наблюдение обладает рядом достоинств, благодаря которым оно считается основным методом изучения школьников. Главное из них состоит в том, что методом наблюдения ребенок изучается в естественной обстановке, психические явления предстают перед наблюдателем в природном, неискаженном виде. При этом наиболее продуктивной формой исследования считается включенное наблюдение.
Процедура наблюдения, в отличие от эксперимента, строго не регламентирована, и исследователь может варьировать ее в широких пределах применительно к специфике ситуаций, своим личным предпочтениям и опыту.
Наблюдение имеет дело со спонтанно возникшими явлениями и берет их в той ситуации, в которой они сами оказались, что не всегда отвечает задачам исследования. С помощью наблюдения трудно установить причинно-следственные зависимости и количественные характеристики наблюдаемых явлений. Эти недостатки компенсируются введением модифицированных форм наблюдения. Например, введение в процедуру наблюдения приемов контент-анализа, шкалированных анкет и экспертных оценок позволяет получать числовые показатели, характеризующие изучаемые явления в рамках метода наблюдения. Другой путь компенсации – использование эксперимента.
Экспериментом называют метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психолого-педагогических явлений. Целью эксперимента всегда является проверка гипотезы, сформулированной в процессе анализа результатов, полученных в ходе наблюдений или экспериментов.
Лабораторный – протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный – предполагает изучение, осуществляемое в обычных условиях.
Констатирующий – изучение предполагаемых психолого-педагогических явлений, определяет факты. Формирующий предусматривает, что в процессе эксперимента развиваются определенные качества обучаемых.
В педагогической психологии психолого-педагогическому эксперименту отводится особая роль, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания, необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Во-первых должна быть заранее продумана логика организации эксперимента, рассчитанная на то, чтобы не совершить ошибки в выводах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|