Сделай Сам Свою Работу на 5

Ктуальность и значение прав человека в современном мире. Права человека в юридической профессии.





Предмет и метод курса «права человека»

Предметом данной науки является одна из высших ценно­стей человеческой цивилизации, охватывающая самые различ­ные аспекты индивидуального и общественного бытия, — нра­ва человека.

Права человека — это определенные нормативно струк­турированные свойства и особенности бытия личности, кото­рые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необ­ходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотноше­ний с обществом, государством, другими индивидами. Теория прав человека как паука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен.

Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения н освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом.

Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Правовое демократическое государство признает приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.



В теории прав человека необходимо исследовать их развитие и обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть структуру прав человека, определяемую спецификой сферы его деятельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом, его расширения), взаимосвязи нрав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

Методология курса

1) метод научной объективности

2) диалектический подход

3) гуманистический подход



4) мировоззренческий плюрализм

Система и значение учебного курса «Права человека»

 

1) введение в теорию ПЧ

2) история ПЧ

3) современные проблемы ПЧ

4) механизм гарантий ПЧ

5) международное сотрудничество ПЧ

6)

3.понятие и основные определения прав человека

 

Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях "права человека" и "права гражданина"2, и "нрава" и "свободы" человека, "основные (фун­даментальные) и иные права человека", "права индивида" и "коллективные права". Права человека различаются по време­ни возникновения ("поколения прав человека"), по сферам жиз­недеятельности — личные (гражданские), политические, эко­номические, социальные и культурные права и свободы. Ниже будут рассмотрены эти структурные образования, в единстве своем образующие комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина.

Прежде всего требуется пояснить различение понятий н терминов "права" и "свободы". Так, в тексте ст. 2 и в ряде других статей Конституции РФ речь идет о правах и свободах человека. Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права человека от его свобод. Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и сво­боды идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.

Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата-: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28); "каждому гаран­тируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет пра­во свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37). В то время как термин "право" определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачас­тую всю сферу политических нрав с четко определенными пра­вомочиями также именуют "свободами". Различие в термино­логии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.



 

Многоаспектный характер прав человека

Свойства и структура прав человека

ктуальность и значение прав человека в современном мире. Права человека в юридической профессии.

5.Основные этапы развития прав человека. Вопросы квалификации.

Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права н свободы обеспечивают раз­личные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только но сферам жизнедеятельнос­ти, по и по времени возникновения. Отсюда — появление по­нятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются тс тради­ционные либеральные ценности, которые были сформулирова­ны в процессе осуществления буржуазных революции, а затем конкретизированы п расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданс­ких) и политических нравах — нраве на свободу мысли, сове­сти п религии, праве каждого гражданина на ведение государ­ственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу п безопасность личности, праве на свободу от произ­вольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом п ряд других. Эти пра­ва выражали так называемую "негативную" свободу: они обя­зывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы п создавать условия участия граждан в поли­тической жизни.

Второе поколение прав человека сформировалось в про­цессе борьбы пародов за улучшение своего экономического уров­ня, повышение культурного статуса (так называемые "позитив­ные права"), для реализации которых требуется организацион­ная, планирующая и иные формы деятельности государства но обеспечению указанных прав.

В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформи­рования общества, которое призвано было смягчить противо­стояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную политику. Па основе Манифеста германского кай­зера 1881 г. в стране была установлена единая система соци­ального обеспечения в сфере социального страхования. Вей­марская конституция 1919 г. закрепляла возможность добы­вать себе содержание трудом (это право не могло быть обеспе­чено в послевоенной Германии), право па социальное страхова­ние в случае старости, болезни и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что "строй хозяйственной жизни должен соответство-

вать началам справедливости и "целям обеспечения для всех существования, достойного человека".

Так были положены начала второго поколения прав чело­века. Широкий набор таких прав был закреплен в Конститу­ции СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право па образование) в качестве программы были заявлены еще в Кон­ституции РСФСР 1918 г. Параллельно с социальными преоб­разованиями в Советском Союзе шла реформация экономичес­ких отношений в буржуазных государствах, поскольку реаль­ная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирова­ния системы социальной защиты человека, приобретавшей осо­бое значение в XX в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрас­танием национальных богатств развитых капиталистических стран.

И хотя социальная защищенность гражданина в СССР ока­залась минимальной, тем не менее она существовала и оказыва­ла воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения. Немаловажное значе­ние имела и боязнь социальных взрывов п потрясений в бур­жуазных государствах, которые могли спонтанно возникнуть как под воздействием внутренних кризисных состояний обще­ства, так п на основе опыта Советского Союза1, а также масси­рованной пропагандистской кампании, которая в течение мно­гих лет велась коммунистическими партиями, ссылавшимися па "великие социальные завоевания" трудящихся Советского Союза.

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав — права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества п др. — во Всеобщей декларации нрав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных п культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расшире­нии каталога этих прав, их обогащении.

Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией по отношепию к ним государства. Права первого поколения в буржуаз­ной политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешатель­ства, в том числе и государственного, в осуществление граждан­ских прав (прав члена гражданского общества) и политичес­ких прав (прав участника осуществления политической влас-ги). Речь шла прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу общественной жизни н культуры. Очень образно эта идея была выражена Н.М. Коркуповым: "Для того, чтобы исторически вырабатыва­емая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и обере­гающее индивидуальное"'.

Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сфе­ру. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные про­граммы и вести всестороннюю организационную и хозяйствен­ную деятельность, которая позволила бы гарантировать про­возглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою пози­цию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъек­тивными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя та­кого рода позиция не лишена оснований, тем не менее присое­динение к Пакту создаст обязательства для государства совер­шенствовать свое внутреннее законодательство и организовы­вать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать соци­альным. Это закономерность развития современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных госу­дарств — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Тур­ции.

В период после второй мировой войны стало формировать­ся третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На наш взгляд, особенность этих прав со­стоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.