|
Ктуальность и значение прав человека в современном мире. Права человека в юридической профессии.
Предмет и метод курса «права человека»
Предметом данной науки является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, — нрава человека.
Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Теория прав человека как паука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен.
Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения н освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом.
Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Правовое демократическое государство признает приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.
В теории прав человека необходимо исследовать их развитие и обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть структуру прав человека, определяемую спецификой сферы его деятельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом, его расширения), взаимосвязи нрав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.
Методология курса
1) метод научной объективности
2) диалектический подход
3) гуманистический подход
4) мировоззренческий плюрализм
Система и значение учебного курса «Права человека»
1) введение в теорию ПЧ
2) история ПЧ
3) современные проблемы ПЧ
4) механизм гарантий ПЧ
5) международное сотрудничество ПЧ
6)
3.понятие и основные определения прав человека
Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях "права человека" и "права гражданина"2, и "нрава" и "свободы" человека, "основные (фундаментальные) и иные права человека", "права индивида" и "коллективные права". Права человека различаются по времени возникновения ("поколения прав человека"), по сферам жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Ниже будут рассмотрены эти структурные образования, в единстве своем образующие комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина.
Прежде всего требуется пояснить различение понятий н терминов "права" и "свободы". Так, в тексте ст. 2 и в ряде других статей Конституции РФ речь идет о правах и свободах человека. Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права человека от его свобод. Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.
Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата-: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28); "каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37). В то время как термин "право" определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических нрав с четко определенными правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.
Многоаспектный характер прав человека
Свойства и структура прав человека
ктуальность и значение прав человека в современном мире. Права человека в юридической профессии.
5.Основные этапы развития прав человека. Вопросы квалификации.
Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права н свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только но сферам жизнедеятельности, по и по времени возникновения. Отсюда — появление понятия "поколения прав человека".
Первым поколением прав человека признаются тс традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революции, а затем конкретизированы п расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических нравах — нраве на свободу мысли, совести п религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу п безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом п ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы п создавать условия участия граждан в политической жизни.
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы пародов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства но обеспечению указанных прав.
В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную политику. Па основе Манифеста германского кайзера 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом (это право не могло быть обеспечено в послевоенной Германии), право па социальное страхование в случае старости, болезни и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что "строй хозяйственной жизни должен соответство-
вать началам справедливости и "целям обеспечения для всех существования, достойного человека".
Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право па образование) в качестве программы были заявлены еще в Конституции РСФСР 1918 г. Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла реформация экономических отношений в буржуазных государствах, поскольку реальная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшей особое значение в XX в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран.
И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказалась минимальной, тем не менее она существовала и оказывала воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения. Немаловажное значение имела и боязнь социальных взрывов п потрясений в буржуазных государствах, которые могли спонтанно возникнуть как под воздействием внутренних кризисных состояний общества, так п на основе опыта Советского Союза1, а также массированной пропагандистской кампании, которая в течение многих лет велась коммунистическими партиями, ссылавшимися па "великие социальные завоевания" трудящихся Советского Союза.
Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав — права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества п др. — во Всеобщей декларации нрав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных п культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.
Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией по отношепию к ним государства. Права первого поколения в буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществление гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника осуществления политической влас-ги). Речь шла прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу общественной жизни н культуры. Очень образно эта идея была выражена Н.М. Коркуповым: "Для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное"'.
Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований, тем не менее присоединение к Пакту создаст обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных государств — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.
В период после второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На наш взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|