Сделай Сам Свою Работу на 5

Перспективы человеческой цивилизации. Основные футурологические модели.





2 группы сценариев:

-технооптимисты - рассчитывают на нов. технологии.

-экопессимисты - исчерп. прир. ресурсов, оружие, вмешиваются в природу ,мусор, опустынивание, рост населения. Аларисты-тревожные, бьют тревогу..нужно брать за решение проблем сейчас!

Футурология - область общество знания, в которой представлены проекты будущего человечества, прогнозы перспектив социальных изменений.

В футурологии рассматриваются как перспективы развития человечества в целом (глобальное прогнозирование), так и отдельных сфер общественной жизни (наука и техника, культура и образование, экономика и политика). В прогностических исследованиях проявились две

Наиболее эффективным методом в футурологии является моделирование общественных процессов, разработка сценариев возможного (поисковая модель-экстраполяция выявленных тенденций) и желательного будущего (нормативная модель, учитывающая общественные идеалы, потребности, нормы) с учётом изменяющего воздействия самого прогноза.

Рассмотрим теперь основные современные футурологические модели,среди которых – апологетическое, реформистское, леворадикальное и др.



В 60-х гг. преобладало апологетическое направление, которое опиралось на разного рода технологические теории, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня технико-экономического развития(З.Бжезинский, Г.Кан, Р.Арон, Б. де Жувенель, Ж.Фурастье).

Представители реформистского течения доказывали необходимость «конвергенции» капитализма и социализма (Д.Белл, О.Тоффлер, Ф.Бааде, Р.Юнг). Сторонники леворадикального крыла доказывали неизбежность катастрофы «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции (А.Ускоу и др.).

В начале 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое

выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при

существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб, по инициативе которого развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования вычислительной техники.

Модель исторического материализма ( Маркс К.)


 



 

56 Психофизическая проблема

Материальное влияет на идеальное как:

-повышение настроения, чувство радости ,эйфории; когнитивные воздействия ;электромагнитные воздействия на окруж. участки гол. мозга

Обратное влияние:внутр. мир оказывает влияние на поведение во внешн среде(жизнедеятельность организма)

2 подхода:

1.манистический-склонны сводить сознание либо к деятельности мозга ,либо к деятельности некой идеальной сущности

А) идеалистический – гол.мозг временное пристанище для сознания ,религиозная позиция, душа живет после смерти мозга

Б)материалистическая – душа – система функций гол. мозга

2.дуалистический – идеальное и материальное – две равномерные субстанции, которые взаимодействуют между собой и порождают феномен в сознании. явл. атеистической позицией, сознание – система функций гол. мозга, смерть гол. мозга явл. смертью сознания.

 

 

57 Проблема нормы в медицине

Исторически сложилось традиционное понятие нормы как стандарта, типичного варианта, идеального образца. В связи с распространением идей кибернетики живой организм стали рассматривать в качестве саморегулирующейся биологической системы; это привело к новому пониманию Н. в медицине как оптимума функционирования и развития организма.

Первое философское определение Н. принадлежит древнегреческим мыслителям. Их представления о Н. основывались на категории меры как обобщенного выражения красоты, гармонии, устойчивости, полезности, равновесия стихий. В средневековой медицине господствовало религиозное толкование Н., исходящее из понятия о недостижимой гармонии божественного совершенства человека. Интерес к строению человеческого тела привел в эпоху Возрождения к развитию анатомии, а позже и физиологии. Это способствовало формированию представления о Н. как особом типе морфофизиологической организации человека. При этом патологическим считали такой признак, который не встречается у большинства особей данного вида.



Объективные трудности в познании диалектики нормы и патологии заставили ряд медиков считать Н. субъективным феноменом. Такой вывод был следствием попытки найти компромисс между традиционным понятием Н. как среднего типа и развивающимися представлениями о вариабельности строения и функций организма. Исходное понимание Н. как средней величины в столкновении с противоречивой природой изменчивости живого приводит к релятивистским выводам о растворении ее в аномалиях, к отрицанию существования объективной нормы вообще.

Абсолютизация среднестатистических норм может привести к теоретическим ошибкам, к шаблону в клиническом мышлении. Вот почему среднестатистический подход может быть дополнен представлением о Н. как интервале, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптимума, т.е. нормой можно считать оптимальную зону, в пределах которой организм не переходит на патологический уровень саморегуляции.

Особое значение в детерминации нормального развития человека имеет совокупность социальных факторов. Ошибочно приписывать универсальный характер чисто биологическим дефинициям Н. Психические отклонения от Н., например, нередко имеют выраженную социальную детерминацию, социальные проявления и последствия.Нормальный человек — это не только биологически здоровое существо. Не все то, что нормально биологически, является одновременно и социально нормальным. Биологическая адаптированность человека необходима и нормальна лишь в тех пределах, в каких она обеспечивает его оптимальную деятельность в качестве члена общества. Человек не рождается готовым членом общества, он становится таковым в процессе обучения и воспитания. Именно процесс превращения биологического индивида в индивидуальность и называется социализацией. Индивид, усвоивший социальные нормы и ставший личностью, и есть нормальный член человеческого сообщества.

Нормальное развитие человека определяется отношениями в процессе производства, в семье, в быту; характером работы, отдыха, питания, жилищными условиями, ритмом жизни, убеждениями, приводящими подчас к подчинению биологической жизнедеятельности целям социального развития; привычками и обычаями, результаты влияния которых нередко почти неуловимы. Нормальное развитие человека может быть достигнуто прежде всего при наличии нормальных жизни. Норма - одно из наиболее сложных понятий в медицине и биологии. Всеобъемлющего определения нормы в настоящее время нет. Условно в медицине под нормой можно понимать показатели и их количество, характеризующие биологический процесс, а также состояние, функционирование и строение органов, систем органов и всего организма, которые резко не отличаются от общепринятых средних величин.

Для описания и характеристики нормы сейчас часто используют математическую статистику и предложенные в ней показатели. Однако статистические методы лишь констатируют среднюю величину и ее допустимые колебания. Они с успехом применяются для определения показателей в группе лиц, условно принимаемых за «здоровых». Каждое уточнение относительной нормы означает шаг вперед в познании абсолютной нормы. Мысль о том, что каждая относительная норма представляет собой часть абсолютной нормы, подтверждается также наличием различных формул для вычисления должной массы тела, величины артериального давления, систолического и минутного объемов крови, должной жизненной емкости легких и т.д. Одни из них просты и учитывают небольшое количество факторов, влияющих на изучаемые показатели, другие же, наоборот, основаны на большом количестве факторов и их взаимосвязи при оценке нормальных величин изучаемых показателей.В медицине норма исторически изменчива. В разные времена норма имела разные параметры. Например, в творениях античных скульпторов и художников мы видим людей идеального телосложения. В средние века они, по современным представлениям, имеют избыточную массу тела. Здесь уместно привести также нормы питания, в частности нормы белков в рационе питания в различные исторические периоды.

Нередко в практической деятельности нормой считают отсутствие патологии. Однако для здоровья, или нормы, признаков меньше, чем для болезни, и они полно разработаны. Так, почти для каждой болезни существует четко ограниченный набор признаков (симптомов). Они хорошо изучены и поддаются не только количественной, но и качественной оценке. Исключением из этого правила могут быть только психические заболевания.

 

58 основные проблемы и дускуссии в современной биоэтике.Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования. Благодаря социальной революции, на деле бывшей революцией в нашем понимании справедливости, охрана здоровья стала правом каждого человека. И если туманная фраза: «Все люди рождаются равными» что-нибудь значит применительно к медицине, для которой не является секретом, что с биологической точки зрения индивиды не равны, то она означает, что люди равны с точки зрения законности их моральных требований. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими качествами — достоинством, свободой, индивидуальностью. Так, объявление на фасаде престижной современной больницы:» «Пациенты, принимающие фенадон[21], пользуйтесь черным входом!», морально оскорбительно, даже если оно означает лишь то, что фенадоновое отделение находится за той дверью. Она на удивление похожа на надпись: «Места для цветных — в конце автобуса!». Учитывая право человека на охрану здоровья, какие модели отношений между медиками-профессионалами и обычными людьми позволяют охватить эти и другие основные моральные проблемы?

значение термина изменилось.

Актуальные моральные проблемы биоэтики:

a) аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство);

b) проведения экспериментов на человеке и животных;

c) получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов, в т.ч. с ограниченной компетентностью, например, детей или психиатрических больных;

d) выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или недобровольной); трансплантологии;

e) отношения к умирающим больным (хосписы);

f) СПИДа и отношения к заболевшим СПИДом;

g) популяционной политики и планирования семьи;

h) медицинской генетики (включая проблемы геномных исследований);

i) справедливости в здравоохранении;

j) экологии и здоровья человека в техногенной цивилизации

-


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.